Выступление на августовском секционном заседании воспитателей и музыкальных руководителей на тему: " Развитие творческой личности ребенка средствами музыкально- театральной деятельности с использованием национально-регионального компонента"
статья на тему

Алтунова Лилия Фануровна

Выступление на секционном заседании

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:


Отдел образования Бавлинского муниципального района

МДОУ « Детский сад № 4 комбинированного вида»

                   

Развитие творческих способностей детей   средствами музыкально -театральной деятельности с использованием национально — регионального компонента

(  Выступление на секционном заседании воспитателей и музыкальных руководителей августовской конференции работников образования Бавлинского муниципального района )

                                                                                                                                     

Подготовила:

Алтунова Л. Ф

Музыкальный руководитель

МДОУ « Детский сад № 4

Комбинированного вида»

Бавлы, 2011 год

                                                                            Введите в мир театра малыша,

                                                                            И  он узнает, как сказка хороша!

                                                                            Проникнется и мудростью, и                      

                                         добротой,

                                                                            И с чувством сказочным пойдет он

                                                                            Жизненной тропой!

                                                                                                                       Г . Попова                                                        

         Мир детства, внутренний мир ребенка ― ключ ко многим волнующим проблема нашей жизни. Личность ребенка формируется в процессе активной деятельности и прежде всего - в той, которая на каждом возрастном этапе является ведущей, определяет интересы ребенка, окружающими людьми. В дошкольном возрасте такой ведущей деятельностью является игра. Игрой насыщена вся жизнь детей, и каждый ребенок хочет играть в ней свою роль. Как же научить малыша принимать на себя ту или иную роль и проявлять в ней себя? Этому поможет театр. Дошкольники очень любят игры напоминающие театральное представление. Где они дети - артисты, другие - зрители. Театр - один из самых демократических и доступных видов искусства и для детей в том числе. Он позволяет решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии, связанные с художественным образованием и воспитанием детей, с формированием эстетического вкуса, с нравственным воспитанием, равитием речи и воспитанием воли, создавать положительный эмоциональный настрой и нередко  - выходить через игру из конфликтных ситуаций. В игре , в частности театрализованной ребенок не только получает информацию об окружающем мире, законах общества, о красоте человеческих отношений, но и учится жить в этом мире, строить свои отношения с окружающими. Это требует творческой активности личности. Важную роль в жизни детей играют эмоции, которые помогают воспринимать действительность и реагировать на неё, развивают способность распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам,  интонации, умение ставить себя на его место в различных ситуациях. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка и снятие сажатости - обучение чувствованию и художественному воображению. Этот путь лежит через сочинительство, фантазирование. Все это может дать музыкально - театрализованная деятельность.

 Музыкально- театрализованная деятельность - это самая эффективная форма музыкального воспитания , способствующая формированию творческой личности ребенка. Она понятна ребенку, близка его природе, потому, что связана с игрой. Через театрализованную игру ребенок получает больше информации об окружающем мире, у него развивается память и воображение, он переживает различные эмоциональные состояния.

Музыкально - театрализованная деятельность пользуется у детей неизменной любовью. Участие в ней ребенка прививает ему устойчивый интерес к литературе и театру, формирует у него артистические навыки, побуждает его к созданию новых образов. Кроме того, помогает взрослым установить с детьми тесные контакты в плане сотрудничества, являясь для педагога в тоже время эффективным средством раскрытия ребенка и педагогического воздействия на него.

Театрализованная деятельность тесно связана с другими видами деятельности - пением, движением под музыку, слушанием и. т. д. Музыка в театре играет важную роль, она сопровождает сценическое действо, служит звуковым представлением каждого персонажа, помогает создать нужный образ сказочного героя. На музыкальных занятиях я учу детей понимать язык музыки: слышать начало и окончание музыкальных фраз и целых музыкальных построений, анализировать прослушанное, используя комплекс средств музыкальной выразительности. В движениях, при исполнении танцевальных композиций учимся передавать настроения и чувства героев, создавать музыкальный образ. В постановке  татарских спектаклей я использую татарские народные мелодии, музыкальные произведения татарских композиторов, современные песни татарской эстрады. В постановке русских спектаклей использую русские народные мелодии, музыкальные произведения русских и заруежных композиторов, но особое значение конечно придаю национально - региональному компоненту, так как ознакомление с татрской музыкой позволит

  1.  Повышать национально - культурный уровень детей .  
  2.  Развивать у них творческие способности.
  3.  Воспитывать художественный вкус.
  4.  Расширять представления и знания  о музыке Татарстана, как народной, так и композиторской.
  5.  Формировать у детей основ знаний, умений и навыков в разных видах музыкальной деятельности на материале татарской музыки.
  6.  Развивать музыкальных и творческих способностей детей  на основе татарской музыки.
  7.  Формировать у детей чувства интереса, уважения и любви к татарской музыке.
  8.  Развивать у детей желания и стремления слушать и исполнять татарскую музыку.

Закладывание фундамента у дошкольников о  знаниях татарской музыкальной культуры позволит воспитанникам лучше почувствовать и понять культуру народа. Татарская народная и композиторская музыка, как часть национальной культуры несет в себе огромный потенциал, который в настоящее время еще далеко не в полной мере нашел место в учебно - воспитательном процессе вообще. Использование НРК в учебно - воспитательном процессе поможет  решить следующие задачи:

  1.  патриотические и интернациональные. Педагог воспитывает в детях уважение к своей Родине.
  2.  социальные - национальная музыка даст огромные духовные богатства десятков наций и народностей РФ.
  3.  психологические - национальная музыка является средством для развития душевных качеств, воображения, фантазии, творческих способностей.
  4.  эстетические - воспитываютстремление к добру, правде, красоте, что играет важную роль при формировании высоких эстетических чувств, умений принимать и ценить музыкальные произведения и искусство в целом.
  5.  экологические - национальная музыка воспевает красоту природы родного края, любви к ней , бережному и сочувственному отношению.

Целью моей работы является развивать творческие способности детей средствами музыкально - театральной деятельности включая национально - региональный компонент.Делать их жизнь содержательной и интересной. Наполненными яркими впечатлениями, интересными делами , радостью, чтобы знания полученные в музыкально - театрализованной деятельности они смогли применить в повседневной жизни.

Одним из перспективных методов способствующих решению этой проблемы , является метод проектной деятельности.

Проектная работа " Без - актерлар! " предполагает следующие задачи:

  1. Раскрыть эмоциональное развитие детей, и формирование творческих способностей средствами театрального искусства.
  2. Создание интересной и содержательной деятельности наполненной положительными эмоциями.

Участниками проекта являются: дети подготовительной к школе группы , их родители, сотрудники детского сада .

При создании проекта я составила план пошаговых действий:

  1. Выявила для себя актуальность проблемы
  2. Определила цели и задачи проекта.
  3. Изучила реальные возможности участников проекта, т.е детей, родителей, специалистов.
  4. Составила план работы.
  5. Определила обязанности и их распределение по выполнению мероприятий
  6. Определила систему оценки эффективности работы над проектом ( т.е метод диагностики)
  7. Подбор литературы, пособий к проету для планирования мероприятий и выполнения заданий.

Проект состоит из 3 этапов:

  1. Подготовительный этап.
  1. Исследовательский этап.
  2. Заключительный.

При условии реализации данного проекта можно предположить следующие результаты:

  1.  У детей должно сложиться устойчивое желание учавствовать в музыкально - театрализованном спектакле.
  2.  Исполнять любые роли как положительные так и отрицательные.
  3.  Дети должны научиться анализировать поступки героев, сверстников и давать им оценку.
  4.  При создании образа самостоятельно искать выразительные средства( мимику, жесты, интонацию)
  5.  Речь должна быть четкой , выразительной.
  6.  Самостоятельно распределять роли оценивая, у кого лучше получается.
  7.  Самостоятельно создавать пластические импровизации под музыку разного характера.

Можно утверждать, что музыкально-театральная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, развивает его творческие способности, приобщает его к глубоким ценностям. Это конкретный, зримый результат.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчет по самообразованию:Тема: «Развитие творческой личности ребенка на основе хореографии».

 Изучение возможностей хореографии как предмета образовательной области и его влияние на развитие личности детей. Определение условий и способов использования танца как фактора гармонизации и развития...

«Развитие творческой личности ребенка средствами театрализованной деятельности» Обобщение опыта работы по театрализованной деятельности

Работа по обобщению опыта "Развитие творческой личности ребенка средствами театрализованной деятельности"содержит  практический материал о возможностях развития творческих способностей детей сред...

Сообщение музыкального руководителя на тему "Развитие творческих способностей старших дошкольников в музыкальной деятельности"

Сообщение на тему "Развитие творческих способностей старших дошкольников в музыкальной деятельности"...

Консультация для родителей на тему: "Развитие творческой личности ребенка через сказку"

Сказки - первые литературные произведения, к которым каждый ребенок прикасается в период дошкольного детства. Сказка активизирует воображение, заставляет сопереживать и внутренне содействовать персона...

ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ НА ТЕМУ«Развитие творческих способностей ребенка средствами театрализованной деятельности»

Театра мир откроет нам свои кулисы,И мы увидим чудеса и сказки.Там Буратино, кот Базилио, АлисаЛегко меняются герои, маски.Ориентированность Федерального государственного образовательного стандарта до...

План по самообразованию музыкального руководителя по теме: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста и эмоционально-познавательной сферы через различные виды музыкальной д

Цель: углубить и систематизировать знания о формировании творческих навыков во всех видах музыкальной деятельности, развитии положительной эмоциональной отзывчивости на музыку.Задачи:1. Обосновать нео...

семинар-практикум Семинар-практикум для музыкальных руководителей на тему «Развитие творческой активности дошкольников на основе музыкального фольклора»

Цель семинара: обобщить знания и опыт в применении методов и приемов развития творческой активности на основе музыкального фольклора...