Главные вкладки

    Выступление на августовском секционном заседании воспитателей и музыкальных руководителей на тему: " Развитие творческой личности ребенка средствами музыкально- театральной деятельности с использованием национально-регионального компонента"
    статья на тему

    Алтунова Лилия Фануровна

    Выступление на секционном заседании

    Скачать:


    Предварительный просмотр:


    Отдел образования Бавлинского муниципального района

    МДОУ « Детский сад № 4 комбинированного вида»

                       

    Развитие творческих способностей детей   средствами музыкально -театральной деятельности с использованием национально — регионального компонента

    (  Выступление на секционном заседании воспитателей и музыкальных руководителей августовской конференции работников образования Бавлинского муниципального района )

                                                                                                                                         

    Подготовила:

    Алтунова Л. Ф

    Музыкальный руководитель

    МДОУ « Детский сад № 4

    Комбинированного вида»

    Бавлы, 2011 год

                                                                                Введите в мир театра малыша,

                                                                                И  он узнает, как сказка хороша!

                                                                                Проникнется и мудростью, и                      

                                             добротой,

                                                                                И с чувством сказочным пойдет он

                                                                                Жизненной тропой!

                                                                                                                           Г . Попова                                                        

             Мир детства, внутренний мир ребенка ― ключ ко многим волнующим проблема нашей жизни. Личность ребенка формируется в процессе активной деятельности и прежде всего - в той, которая на каждом возрастном этапе является ведущей, определяет интересы ребенка, окружающими людьми. В дошкольном возрасте такой ведущей деятельностью является игра. Игрой насыщена вся жизнь детей, и каждый ребенок хочет играть в ней свою роль. Как же научить малыша принимать на себя ту или иную роль и проявлять в ней себя? Этому поможет театр. Дошкольники очень любят игры напоминающие театральное представление. Где они дети - артисты, другие - зрители. Театр - один из самых демократических и доступных видов искусства и для детей в том числе. Он позволяет решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии, связанные с художественным образованием и воспитанием детей, с формированием эстетического вкуса, с нравственным воспитанием, равитием речи и воспитанием воли, создавать положительный эмоциональный настрой и нередко  - выходить через игру из конфликтных ситуаций. В игре , в частности театрализованной ребенок не только получает информацию об окружающем мире, законах общества, о красоте человеческих отношений, но и учится жить в этом мире, строить свои отношения с окружающими. Это требует творческой активности личности. Важную роль в жизни детей играют эмоции, которые помогают воспринимать действительность и реагировать на неё, развивают способность распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам,  интонации, умение ставить себя на его место в различных ситуациях. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка и снятие сажатости - обучение чувствованию и художественному воображению. Этот путь лежит через сочинительство, фантазирование. Все это может дать музыкально - театрализованная деятельность.

     Музыкально- театрализованная деятельность - это самая эффективная форма музыкального воспитания , способствующая формированию творческой личности ребенка. Она понятна ребенку, близка его природе, потому, что связана с игрой. Через театрализованную игру ребенок получает больше информации об окружающем мире, у него развивается память и воображение, он переживает различные эмоциональные состояния.

    Музыкально - театрализованная деятельность пользуется у детей неизменной любовью. Участие в ней ребенка прививает ему устойчивый интерес к литературе и театру, формирует у него артистические навыки, побуждает его к созданию новых образов. Кроме того, помогает взрослым установить с детьми тесные контакты в плане сотрудничества, являясь для педагога в тоже время эффективным средством раскрытия ребенка и педагогического воздействия на него.

    Театрализованная деятельность тесно связана с другими видами деятельности - пением, движением под музыку, слушанием и. т. д. Музыка в театре играет важную роль, она сопровождает сценическое действо, служит звуковым представлением каждого персонажа, помогает создать нужный образ сказочного героя. На музыкальных занятиях я учу детей понимать язык музыки: слышать начало и окончание музыкальных фраз и целых музыкальных построений, анализировать прослушанное, используя комплекс средств музыкальной выразительности. В движениях, при исполнении танцевальных композиций учимся передавать настроения и чувства героев, создавать музыкальный образ. В постановке  татарских спектаклей я использую татарские народные мелодии, музыкальные произведения татарских композиторов, современные песни татарской эстрады. В постановке русских спектаклей использую русские народные мелодии, музыкальные произведения русских и заруежных композиторов, но особое значение конечно придаю национально - региональному компоненту, так как ознакомление с татрской музыкой позволит

    1.  Повышать национально - культурный уровень детей .  
    2.  Развивать у них творческие способности.
    3.  Воспитывать художественный вкус.
    4.  Расширять представления и знания  о музыке Татарстана, как народной, так и композиторской.
    5.  Формировать у детей основ знаний, умений и навыков в разных видах музыкальной деятельности на материале татарской музыки.
    6.  Развивать музыкальных и творческих способностей детей  на основе татарской музыки.
    7.  Формировать у детей чувства интереса, уважения и любви к татарской музыке.
    8.  Развивать у детей желания и стремления слушать и исполнять татарскую музыку.

    Закладывание фундамента у дошкольников о  знаниях татарской музыкальной культуры позволит воспитанникам лучше почувствовать и понять культуру народа. Татарская народная и композиторская музыка, как часть национальной культуры несет в себе огромный потенциал, который в настоящее время еще далеко не в полной мере нашел место в учебно - воспитательном процессе вообще. Использование НРК в учебно - воспитательном процессе поможет  решить следующие задачи:

    1.  патриотические и интернациональные. Педагог воспитывает в детях уважение к своей Родине.
    2.  социальные - национальная музыка даст огромные духовные богатства десятков наций и народностей РФ.
    3.  психологические - национальная музыка является средством для развития душевных качеств, воображения, фантазии, творческих способностей.
    4.  эстетические - воспитываютстремление к добру, правде, красоте, что играет важную роль при формировании высоких эстетических чувств, умений принимать и ценить музыкальные произведения и искусство в целом.
    5.  экологические - национальная музыка воспевает красоту природы родного края, любви к ней , бережному и сочувственному отношению.

    Целью моей работы является развивать творческие способности детей средствами музыкально - театральной деятельности включая национально - региональный компонент.Делать их жизнь содержательной и интересной. Наполненными яркими впечатлениями, интересными делами , радостью, чтобы знания полученные в музыкально - театрализованной деятельности они смогли применить в повседневной жизни.

    Одним из перспективных методов способствующих решению этой проблемы , является метод проектной деятельности.

    Проектная работа " Без - актерлар! " предполагает следующие задачи:

    1. Раскрыть эмоциональное развитие детей, и формирование творческих способностей средствами театрального искусства.
    2. Создание интересной и содержательной деятельности наполненной положительными эмоциями.

    Участниками проекта являются: дети подготовительной к школе группы , их родители, сотрудники детского сада .

    При создании проекта я составила план пошаговых действий:

    1. Выявила для себя актуальность проблемы
    2. Определила цели и задачи проекта.
    3. Изучила реальные возможности участников проекта, т.е детей, родителей, специалистов.
    4. Составила план работы.
    5. Определила обязанности и их распределение по выполнению мероприятий
    6. Определила систему оценки эффективности работы над проектом ( т.е метод диагностики)
    7. Подбор литературы, пособий к проету для планирования мероприятий и выполнения заданий.

    Проект состоит из 3 этапов:

    1. Подготовительный этап.
    1. Исследовательский этап.
    2. Заключительный.

    При условии реализации данного проекта можно предположить следующие результаты:

    1.  У детей должно сложиться устойчивое желание учавствовать в музыкально - театрализованном спектакле.
    2.  Исполнять любые роли как положительные так и отрицательные.
    3.  Дети должны научиться анализировать поступки героев, сверстников и давать им оценку.
    4.  При создании образа самостоятельно искать выразительные средства( мимику, жесты, интонацию)
    5.  Речь должна быть четкой , выразительной.
    6.  Самостоятельно распределять роли оценивая, у кого лучше получается.
    7.  Самостоятельно создавать пластические импровизации под музыку разного характера.

    Можно утверждать, что музыкально-театральная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, развивает его творческие способности, приобщает его к глубоким ценностям. Это конкретный, зримый результат.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Отчет по самообразованию:Тема: «Развитие творческой личности ребенка на основе хореографии».

     Изучение возможностей хореографии как предмета образовательной области и его влияние на развитие личности детей. Определение условий и способов использования танца как фактора гармонизации и развития...

    «Развитие творческой личности ребенка средствами театрализованной деятельности» Обобщение опыта работы по театрализованной деятельности

    Работа по обобщению опыта "Развитие творческой личности ребенка средствами театрализованной деятельности"содержит  практический материал о возможностях развития творческих способностей детей сред...

    Сообщение музыкального руководителя на тему "Развитие творческих способностей старших дошкольников в музыкальной деятельности"

    Сообщение на тему "Развитие творческих способностей старших дошкольников в музыкальной деятельности"...

    Консультация для родителей на тему: "Развитие творческой личности ребенка через сказку"

    Сказки - первые литературные произведения, к которым каждый ребенок прикасается в период дошкольного детства. Сказка активизирует воображение, заставляет сопереживать и внутренне содействовать персона...

    ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ НА ТЕМУ«Развитие творческих способностей ребенка средствами театрализованной деятельности»

    Театра мир откроет нам свои кулисы,И мы увидим чудеса и сказки.Там Буратино, кот Базилио, АлисаЛегко меняются герои, маски.Ориентированность Федерального государственного образовательного стандарта до...

    План по самообразованию музыкального руководителя по теме: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста и эмоционально-познавательной сферы через различные виды музыкальной д

    Цель: углубить и систематизировать знания о формировании творческих навыков во всех видах музыкальной деятельности, развитии положительной эмоциональной отзывчивости на музыку.Задачи:1. Обосновать нео...

    Научно – методическая статья на тему: «Развитие творческих способностей дошкольников на занятиях изобразительной деятельности с использованием монтессори-материалов»

    Дошкольная пора - это то время в жизни маленького человека, когда ему все интересно. Именно в этом возрасте дети с большим интересом занимаются творчеством и через творчество  эмоционально  ...