Сообщение музыкального руководителя на тему "Развитие творческих способностей старших дошкольников в музыкальной деятельности"
методическая разработка (старшая группа) на тему

Быковских Надежда Львовна

Сообщение на тему "Развитие творческих способностей старших дошкольников в музыкальной деятельности"

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха - Музыкальная академия

Теория музыки и упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей.

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Слайд 1.

Развитие творческих способностей старших дошкольников в музыкальной деятельности.

Слайд 2.                         Актуальность и необходимость

развития творческих способностей у старших дошкольников.

   Развитие творческих способностей современного дошкольника – это актуальная задача государственного масштаба, ибо от того, насколько сегодняшний дошкольник сможет овладеть способами творческой самореализации, зависит завтрашний уровень технической и духовной стороны нашего общества.

  Одним из благоприятных периодов для развития творческих способностей является старший дошкольный возраст. В этот период у детей уже достаточно развиты познавательная активность, впечатлительность, интуиция.

  В музыкальном воспитании проблема развития творческих способностей  исследовалась С. В. Акишевым, Н. А. Ветлугиной, О. П. Радыновой и другими учёными и музыкантами.

  По мнению российского психолога, специалиста в области творчества и одаренности,  Дианы Борисовны Богоявленской, развитие творческих способностей будет эффективным, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс.

  Развитие творческих способностей при формировании гармоничной личности ребенка происходит через восприятие музыки, умении ее слушать, анализировать, а также через активность ребенка, которая проявляется в разных видах музыкальной деятельности.

  Традиционно в детском саду принято выделять такие формы организации музыкальной деятельности:

- музыкальные занятия,

- самостоятельная музыкальная деятельность детей,

- музыка в повседневной жизни,

- музыка на праздниках.

Слайд 3.          Роль музыкального руководителя в развитии творческих способностей старших дошкольников.

В своей работе я стараюсь придерживаться следующих принципов.

  1. Музыкальный руководитель является в творческой практике сценаристом, режиссером и актером-исполнителем.     
  2. Создание благоприятной, творческой атмосферы для развития ребёнка и  его самоактуализации.
  3. Диалоговый принцип общения: музыкальный руководитель – ребёнок.
  4. Музыкальный руководитель должен в совершенстве владеть не только знаниями и умениями своей профессии, но и психологическими знаниями, и педагогическим мастерством.
  5. Умение найти верный тон музыкального занятия, соблюдение эмоционального центра творческого процесса.
  6. Речь в общении с детьми должна быть вдохновенна и выразительна.

Слайд 4.          Для меня важны и некоторые методические принципы:

- Средство эмоционального  и рационального начал;

- Сюжетно – тематическое построение всей системы занятий;

- Игровой метод обучения;

- Эстетическая организация развивающей среды;

- Единое психологическое пространство.

 Слайд 5. Для развития творческих способностей старших дошкольников я использую в работе современные технологии, методы и приёмы из разных парциальных программ музыкального развития дошкольников, таких как:

- «Музыкальные шедевры» О. П. Радыновой,

- «Элементарное музицирование дошкольников» под редакцией  Т.Тютюнниковой,

- «Гармония» авторского коллектива под руководством К.В. Тарасовой,

- «Ритмическая мозаика» под редакцией А.И. Бурениной.

 Использую в своей работе некоторые приёмы и методы из комплексной программы «Развитие» под руководством Л.А. Венгера, О. М. Дьяченко.

  Слайд 6.  Из разных программ, я бы выделила «Программу по музыкальному воспитанию» О. П. Радыновой. Основные направления и методы этой программы я часто использую в своей работе, так как они способны развивать творчество детей.  

  Программа выстроена таким образом, что все виды музыкальной  деятельности  детей тесно взаимосвязаны и взаимодополняют друг друга.

   Слайд 7.   В нашем музыкальном зале для дошкольников старшего возраста имеется современное информационно – техническое обеспечение:

Слайд 8. Также в нашем детском саду имеется достаточное оснащение музыкального зала (детские музыкальные инструменты, наглядные пособия, кукольный театр и многое другое).

   Наглядный и дидактический материал постоянно обновляется и добавляется. Развивающая предметно-пространственная среда музыкального зала способствует развитию музыкальных и творческих способностей наших воспитанников.

Слайд 9.  Развитие творческих способностей старших дошкольников на музыкальных занятиях.

     Развитие творческих способностей старших дошкольников на музыкальных занятиях (в музыкальной деятельности, если нет музыкального руководителя в детском саду)  происходит через:

- песенное творчество,

- танцевальное творчество,

- музыкально – игровое творчество,

- музицирование.

  Слайд 10.  Для развития песенного творчества старших дошкольников  мною применяются фонопедический метод развития голоса В. В. Емельянова. Применяю в работе и логоритмические задания, песни и музыкальные игры.

Для наилучшего восприятия музыкальных произведений применяю некоторые приёмы из программы «Музыкальные шедевры» О. П. Радыновой.

  В своей работе применяю приёмы развития чувства ритма, описанные С. и Т. Беляевыми, М. А. Михайловой. Также использую некоторые методы и приёмы из программы «Ритмическая мозаика» под редакцией А.И. Бурениной.

    Для развития музыкально – игрового творчества я использую в работе авторскую методику Е. И. Юдиной с серией игр и творческих заданий, приёмы и методы  из «Программы по музыкальному воспитанию» под редакцией О. П. Радыновой.

При музицровании и импровизации я применяю приёмы из программы «Элементарное музицирование дошкольников» под редакцией  Т.Тютюнниковой.

Также я использую новые современные технологии, описанные в музыкальных журналах, методической и дополнительной литературе. Активно использую в работе интернет (просмотр видео, новые приёмы и методы и т.д.)

  Слайд 11. На музыкальных занятиях, в процессе обучения дети непринужденно учатся чувствовать красоту музыкального произведения и выражать свою радость от его восприятия словами, танцами, игрой на детских музыкальных инструментах или изобразительным творчеством.

  Слайд 12. Творческие способности детей развиваются и на основе театрализованной деятельности. Это путь эмоционального раскрепощения, снятия сжатости, обучения чувствованию и художественному воображению. При этом развивается память, мышление и речь.

  Одним из приоритетных направлений в области музыкального воспитания является размышления и анализ, которые способствуют развитию логического и ассоциативного мышления, формированию навыков самостоятельной работы.  

 Слайд 13. Приведу пример из проведённого мною недавно цикла музыкальных занятий, посвящённых творчеству Н. А. Римского-Корсакова и русскому народному творчеству (знакомство с РНП «Во саду ли в огороде», изучение русских народных инструментов и т.д.).

  На первом занятии я знакомлю детей старшей группы со сказкой А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане» (применяя ИКТ), затем мы слушаем музыкальное произведение «Белка» (из цикла «Три чуда). 

 На этом же занятии  я  читаю стихотворение А.С. Пушкин  «Ель растёт перед дворцом», знакомлю с РНП «Во саду ли в огороде» в разных вариантах (вокальное, инструментальное исполнение, в том числе – балалайку).  Затем мы знакомимся с русским музыкальным инструментом – балалайкой. После этого дети импровизируют под эту музыку на металлофонах, колокольчиках и дудочках. Затем я раздаю детям раскраски с изображением белочки и предлагаю им дома или в детском саду раскрасить их по своему усмотрению. Также я нацеливаю детей на дальнейшее изучение музыкального произведения «Белка», Во саду ли в огороде» и сказки Пушкина «Сказка о Царе Салтане». В конце занятия я отдаю воспитателю книгу с этой сказкой и предлагаю почитать её в группе.

 Слайд 14.  Следующее занятие начинается с таких слов детей: «Нам читали сказку перед сном в садике», «Мы смотрели с мамой дома эту сказку-мультфильм в Интернете», «А я слушала эту песню дома и играла на металлофоне эту музыку» и так далее. А это – уже творчество!

На втором музыкальном занятии я использовала приём озвучивания стихотворения «Ель растёт перед дворцом», где использовались разные музыкальные инструменты. При повторном прослушивании музыкального произведения  «Белка», я предлагаю творческое задание: «Внимательно прослушайте музыку и расскажите, что вы себе представили? О чём рассказала музыка?» (при этом дети закрывают глаза).

Я зачитаю для вас 2 высказывания о прослушанной музыке:

Шистеров Андрей: «Я увидел себя под эту музыку на золотом поле. Там стоял дворец. Я зашёл во Дворец, а там царь. У него на коленях сидит белка, которая грызёт золотые орешки».

Порядина Лиза: «Я иду по изумрудному полю, смотрю, а впереди забор. За забором танцуют люди под красивую музыку. А дальше за забором было море, а потом остров с золотом. Мне захотелось танцевать под эту музыку.

        Я считаю, что музыкальное воспитание детей, не должно ограничиться развитием слуха, ритма, слушанием музыки, обучению пению или игре на инструментах. Моя задача - стимулировать и направлять творческую фантазию, умение импровизировать, сочинять в процессе  индивидуального  и коллективного музицирования.    

   Творческая деятельность способствует разрушению стены равнодушия, вызывая  у детей положительные эмоции и стимулируя увлеченность дошкольника. 

Слайд 15.     Самостоятельная музыкальная деятельность старших дошкольников

  Для развития песенного творчества старших дошкольников можно предлагать творческие задания.

   Мною проводятся разные творческие занятия, направленные на развитие песенного творчества. Например, я читаю детям стихи или сказки, применяя упражнения по методике Емельянова. Позже, в свободной деятельности дети сами выполняют такие упражнения. Иногда старшие дошкольники даже придумывают свои истории или сказки, включая туда полюбившиеся упражнения.

  Много внимания в работе со старшими дошкольниками нужно уделять развитию музыкально – игрового и танцевального творчества.

   В процессе упражнений, игр, танцев детям я предлагаю самостоятельно подбирать движения для свободной русской пляски.

   Также учу детей самостоятельно выбирать средства выразительности для передачи игрового образа - походка, жест, танцевальное движение, которые они применяют позже во время игр.  

На музыкальных занятиях мы разучиваем разные музыкальные игры, в которые позже дети играют в группе.

Например, игры Беляевых «Магазин игрушек», «Музыкальный телефон».

 Слайд 16. Для развития способностей к импровизации на детских музыкальных инструментах дошкольникам предлагаю разнообразные задания.

   Дети играют группами, слушая звучание одного их инструментов, затем все вместе. Позже, дома или в группе дети импровизируют на музыкальных инструментах.

  В повседневной жизни старших дошкольников важное место занимают праздники и развлечения. Именно они являются источником, питающим самостоятельную музыкальную деятельность детей.

  Самостоятельно занимаясь в музыкальном уголке (в своей группе), дети проявляют инициативу, творчество, индивидуальность.

 Слайд 17.  Дети старшей группы очень любят играть на разных музыкальных инструментах. Инструменты в старшей группе имеются свои. Но время от времени я приношу в группу и другие инструменты, с которыми мы знакомимся на музыкальных занятиях. Дети с удовольствием импровизируют, исполняют разные мелодии и ритмы.

  Также, дети любят петь те песни, которые мы разучиваем на музыкальных занятиях.

  Слайд 18.   Понимая, что успех развития творческих способностей старших дошкольников во многом зависит от воспитания детей в семье, я стремлюсь вести работу с семьей. Мною используются разнообразные формы работы с родителями по стимулированию развития музыкального творчества детей в условиях семьи.

  Это проведение бесед и консультаций. Консультации для родителей вывешиваю на стенде в приёмной старшей группы и выкладываю на сайте МАДОУ «Детский сад «Радуга».  Также провожу беседы о музыкальном и творческом развитии детей, рекомендую родителям разные приёмы развития творческих способностей, музыку для слушания и танцевальных движений. На сайте нашего детского сада я выкладываю фотоотчёты с праздников.

  Также я провожу анкетирование и мониторинг музыкального развития детей в начале года. По итогам выстраиваю свою дальнейшую работу.

Слайд 19.                   Музыка в повседневной жизни.

   С музыкой в детском саду старшие дошкольники встречаются не только во время занятий, праздников, развлечений, но и в часы досуга, самостоятельных игр, во время прогулок, утренней зарядки и так далее.

Так, например, музыка, сопровождая утреннюю зарядку, активизирует и организует детей.

Слайд 20.  Включение музыки в повседневную жизнь детей в условиях детского сада происходит под руководством воспитателя, который, с помощью музыкального руководителя и самостоятельно подбирает музыкальный репертуар.

    Воспитателю необходимо так организовать жизнь детей в группе, чтобы она стала ярче, разнообразнее.

   Поэтому, совместно с воспитателем я продумываю заранее возможные варианты использования музыки в повседневной жизни детей.    Старшие дошкольники очень любят танцевать под современную музыку. Поэтому, я предлагаю воспитателям флэш накопители и диски  с записями детских песен в современной обработке. При этом стараюсь выбирать для детей удачные, интересные и красивые песни. Дети с удовольствием танцуют, иногда подпевая знакомые песни, придумывают свои движения, используют и уже знакомые, разученные на музыкальных занятиях. Также, дети очень любят наряжаться. Разные элементы одежды дети используют в играх, танцах, в театрализованной деятельности и при исполнении разных песен.

Так, в процессе музыки, игры и танца у старших дошкольников развиваются творческие способности.

 Слайд 21.   Один из любимых видов досуга старших дошкольников – это просмотр видеозаписей с праздниками, где происходит бурное детское обсуждение всех выступлений (а это очень полезно) или музыкальных мультфильмов. Возможность для просмотра имеется и в музыкальном зале, и в старшей группе. Воспитатель сам выбирает удобный вариант и использует по назначению. Но материал, для просмотра мы обсуждаем с воспитателем заранее совместно.

 Слайд 22. В свободное от занятий время дети часто устраивают игры, в которых музыке отводится значительная роль.

   Например, играя в «концерт», «музыкальное занятие», «цирк», дети вспоминают и исполняют знакомые песни, танцы, импровизируют, сочиняя собственные песенки и подбирая их на металлофонах или другом музыкальном инструменте.

  Слайд 23.  Во время прогулок также можно развивать творческие способности. Воспитатель помогает организовать детям подвижные игры с пением. Дети могут петь любимые песни или танцевать под музыку (если такая возможность имеется). Летом на прогулку можно захватить детские музыкальные инструменты, предоставив детям возможность импровизировать, исполняя несложные мелодии.

  Слайд 24.  Знакомя детей со сказками на занятиях по ознакомлению с художественной литературой, воспитатель может сопровождать свой рассказ исполнением небольших песенок героев сказок, характеризующих персонажей. Воспитатель может попросить детей помочь озвучить героев сказок.

    На занятиях по изобразительной деятельности музыка помогает передать в рисунке характерные особенности художественного образа, обогащает детские впечатления.

        Творческое использование музыки во время досуга, на прогулке, на занятиях обогащает детей новыми впечатлениями, способствует развитию самостоятельной, творческой инициативы.

 Слайд 25.   В семье также имеются все возможности для развития творческих способностей детей.

     Многие старшие дошкольники способны проявлять самостоятельно творчество во время игр: напевать марш; ритмично стучать солдатиками и маршировать; петь колыбельную, убаюкивая куклу; импровизировать мелодии на детских музыкальных инструментах.

     Музыка в семье может использоваться как в виде занятий с детьми, так и в более свободных формах - как развлечение, самостоятельное музицирование детей, она может звучать и фоном для другой деятельности.

    В своей работе я стараюсь учитывать специфику каждой семьи, ориентироваться на различные условия, в которых воспитываются дети.

   Слайд 26. Результат развития творческих способностей старших дошкольников можно увидеть на различных праздниках, а также в повседневной жизни ребёнка (на занятиях, в играх, на прогулках, в семейной обстановке дома). Творчество располагает детей к свободе и открытиям, к приключениям и оригинальному выражению. Поэтому, мы будем ждать от детей новых достижений  и открытий!

Слайд 27.

Интернет-ресурсы:

  1. сайт www.i-gnom.ru
  2. http://ped-kopilka.ru/blogs/tatjana-mihailovna-bondareva/statja-priobschenie-detei-k-yetnokulturnomu-naslediyu-kak-odna-iz-form-razvitija-tvorcheskih-sposobnostei-doshkolnika.html
  3. http://nsportal.ru/shkola/muzyka/library/2014/04/04/rol-muzyki-v-povsednevnoy-zhizni-doshkolnika
  4. http://dates.gnpbu.ru/2-7/Bogoyavlenskaya/bogoyavlenskaya.html

Источники:

  1. Беляев С. Е., Беляева Т. А. «Музыкальная тропинка»: игры и песни для начинающих музыкантов» (Методическое пособие). Екатеринбург, 1999.
  2. Богоявленская Д.Б. «Психология творческих способностей» М.: «Академия», 2002.
  3. Ветлугина Н.А. «Музыкальное развитие ребенка», М. Просвещение, 1988
  4. Журналы «Музыкальная палитра», «Музыкальный руководитель», «Справочник музыкального руководителя».
  5. Михайлова М. А. «Развитие музыкальных способностей детей. Популярное пособие для родителей и педагогов». Ярославль: Академия развития, 1997.
  6. Музыка в детском саду: планирование, тематические и комплексные занятия/ сост. Н. Г. Барсукова [и др.]. – Волгоград: Учитель,2011.
  7. Радынова О.П. «Музыкальные шедевры»: Настроения, чувства в музыке. – М.: ТЦ Сфера, 2009.
  8. Юдина Е. И. «Мой первый учебник по музыке и творчеству/Азбука музыкально-творческого саморазвития/ Серия: У тебя получится:/- М.: Аквариум, 1997.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей старших дошкольников на музыкальных занятиях

Сообщение музыкального руководителя по теме "Развитие творческих способностей старших дошкольников на музыкальных занятиях"...

статья на темуРазвитие творческих способностей старших дошкольников в процессе рисования пейзажа.

Развитие творческих способностей старших дошкольников в процессе рисования пейзажа. ...

План самообразования музыкального руководителя ДОУ «Развитие творческих способностей старших дошкольников через театральную деятельность»

«Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребёнка, приобщает его к духовному богатству. Постановка сказки заставляет волноваться, со...

Проблема развития творческих способностей старших дошкольников средствами музыкально-игровой деятельности

В данной статье рассматривается проблема развития творческих способностей старших дошкольников средствами музыкально-игровой деятельности...

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В МУЗЫКАЛЬНО – РИТМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

          Развитие творчеcких cпоcобностей ребѐнка являетcя важной задачей  воcпитательно-образовательной работы в ДОУ....

«Развитие музыкально- творческих способностей старших дошкольников посредством музыкальных игр»

Статья «Развитие музыкально- творческих способностей старших дошкольников посредством музыкальных игр» ( для родителей)...

Консультация для воспитателей и музыкальных руководителей «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО- КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Эффективность воспитательной роли музыки, а также направленность ее социального воздействия определяют общественную значимость музыкаль­ного искусства и его место в системе духовно-куль­турных...