Проблема развития творческих способностей старших дошкольников средствами музыкально-игровой деятельности
статья (старшая, подготовительная группа)

В данной статье рассматривается проблема развития творческих способностей старших дошкольников средствами музыкально-игровой деятельности 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx19.23 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха - Музыкальная академия

Теория музыки и упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей.

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Проблема развития творческих способностей старших дошкольников средствами музыкально-игровой деятельности

Решение проблемы становления креативности и творческих способностей воспитанников детского сада обуславливает постановку важнейшей задачи перед современной теорией и практикой дошкольного образования.

Понятие «творческие способности» изучали такие педагоги как Т.И. Артемьев, В.И. Андреев, А.Г. Ковалев, В.А. Крутецкий, А.Н. Лук, Н.С. Лейтес, С.Л. Рубенштейн, К.К. Шатонов и другие.

Творческие способности представляют собой индивидуальные особенности личности ребенка-дошкольника, определяющие возможность наилучшего положительного умения к осуществлению конкретного вида творческой деятельности и обусловливающие уровень ее успешности в целом.

Творческие способности проявляются в интересе, стремлении и эмоциональном отношении к творчеству, в качестве знаний, уровне развития логического и творческого мышления, воображения, самостоятельности и настойчивости в творческом поиске и обеспечивает создание субъективно нового в той или иной области [5].

В работах Л.С. Выготского изложены идеи практической психологии и мониторинга уровня творчества у детей дошкольного возраста [2].

В современном обществе резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. С этим связано стремление дать детям знания, научить их читать, писать и считать, а не способность чувствовать, думать и творить.

Педагогическая установка в первую очередь на развитие мышления превращает эмоционально-духовную сущность ребенка во вторичную ценность.

Современные дети знают гораздо больше, чем их сверстники 10-15 лет назад, они быстрее решают логические задачи, но они значительно реже восхищаются и удивляются, возмущаются и сопереживают, все чаще они проявляют равнодушие и черствость, их интересы ограниченны, а игры однообразны.

Кроме того, в последнее время многие дошкольники не посещают детские сады, а куклы Барби, гаджеты и компьютеры не способны компенсировать отсутствие детского сообщества, без которого невозможно полноценное психическое и социальное развитие личности ребенка.

От правильного подбора содержания и применения педагогически выверенных методов и средств зависит уровень развития творческой активности дошкольника.

Л.С. Выготский отмечает, что у детей дошкольного возраста часто отсутствуют навыки произвольного поведения, недостаточно развиты память и внимание. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать музыкально-игровая деятельность [2].

Чтобы развивать у детей творческие способности в музыкально-игровой деятельности, необходимо создать среду, где дети будут постоянно «общаться» с музыкой. Музыка помогает детям понять настроение героев, их эмоциональное состояние, особенно во время театральной или сюжетно-ролевой игры.

Музыкально-дидактические игры обогащают детей новыми впечатлениями, развивают у них инициативу, самостоятельность, способность к восприятию, различению основных свойств музыкального звука. Педагогическая ценность игр с использованием музыки в том, что они открывают перед ребенком путь применения полученных знаний в жизненной практике.

Игровое действие должно помочь дошкольнику в интересной для него форме услышать, различить, сравнить некоторые свойства музыки, а затем и действовать с ними, стимулировать детей на активную игровую позицию, создание нового образа, персонажей и сюжета.

Именно организация творчески ориентированной среды, которая включает инструментальное обеспечение, творческие продукты детей, варьируемые в разнообразных формах музыкально-игровой деятельности (речевые игры, ритмодекламация, пальчиковые игры, игры со звуком, игры с жестами, игры с ритмом, игры с палочками, игры с инструментами, двигательные игры, коммуникативные игры, элементарный театр, пластическое интонирование, танцевальные миниатюры, элементарные танцы) дают детям полноценное развитие для проявления своего творчества.

 Воспитательные возможности музыкально-игровой деятельности признавали выдающиеся умы прошлого. Значение и силу музыкального влияния на личность отмечали античные философы Аристотель, Пифагор, Платон; средневековые мусульманские философы Авиценна, Фараби. Гуманистический смысл в подлинном музыкальном искусстве видели просветители, философы, писатели (Г. Гегель, И.Гете, Д. Дидро, Г. Лессинг, Ф. Шеллинг, Ф. Шиллер и другие) [4].

Детское творчество — одна из форм самостоятельной деятельности ребёнка, в процессе которой он отступает от привычных и знакомых ему способов проявления окружающего мира, экспериментирует и создает нечто новое для себя и других.

В детском саду используются на занятиях с дошкольниками четыре основных вида музыкального творчества. Это пение, танец, драматизация и игра на музыкальных инструментах. У каждого из этих видов творчества существует множество форм выражения. 

Таким образом, для того чтобы развитие творческих способностей старшего дошкольника происходило успешно, нужна особая организация занятия: необходимо специально подбирать музыкальный репертуар и методы работы с ним; на занятиях по слушанию использовать музыку других видов музыкальной деятельности; применять «включения» в занятие синтеза искусств, прежде всего изобразительного искусства и художественного слова.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Баландин В.А. Использование творческих игр для развития познавательных процессов детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста: Учебное пособие. — Краснодар, 1999. — 104 с.
  2. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 2007.   486 с.
  3. Гринченко И.С. Игра в теории, обучении, воспитании и коррекционной работе. Учебно-методическое пособие. — М.: ЦГЛ, 2002. - 80 с.
  4. Роль искусства в развитии способностей  дошкольников / Под ред. Е. К. Чукман. М., 2007. 250 с.
  5. Эльконин Д. Б. Игра и психическое развитие ребенка-дошкольника// Труды всероссийской конференции по дошкольному воспитанию. М., 2003. 167 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Развитие творческих способностей старших дошкольников средствами театральной деятельности"

Творческий отчёт музыкального руководителя по развитию творческих способностей средсвами музыкально - театральной  деятельности....

Развитие творческих способностей старших дошкольников средствами театрального искусства.

Для социального становления личности ребенка и его эстетического развития огромное значение имеет разнообразная художественная деятельность – коммуникативная, музы...

План работы по самообразованию "Развитие творческих способностей старших дошкольников средствами музыкально-драматического искусства".

Цели, задачи: Знакомить детей с искусством театра.- Расширять представление об особенностях сценического искусства.- Развивать творческое воображение.- Обогащать музыкальные впечатления.- развивать ху...

Развитие творческих способностей старших дошкольников средствами нетрадиционных техник

Развитие творческих способностей старших дошкольников средствами нетрадиционных техник...

Инновационный педагогический проект «Ступеньки творчества» развитие творческих способностей старших дошкольников средствами декоративно – прикладного творчества с использованием нетрадиционных техник.

В истории дошкольной педагогики проблема творчества всегда была одной из актуальных. Однако до сих пор проблема развития творчества остаётся наименее изученной и недоста...

Мастер класс «Развитие творческих способностей старших дошкольников средствами театрализованной деятельности».

Мастер класс «Развитие творческих способностей старших дошкольников средствами театрализованной деятельности»....

ОПЫТ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ

В статье выявляются особенности детского художественного творчества, дается определение детской изобразительной деятельности,  характеризуются нетрадиционные техники рисования как современное сре...