Патриотическое воспитание дошкольников на истории и традициях казачества.
статья на тему

Базиева Валентина Владиславовна

Действенным средством воспитания патриотизма,  на мой взгляд, является приобщение детей дошкольного возраста  к культуре и традициям  казачества. Казачья педагогика, своими корнями уходит вглубь веков, к уникальной общности народа, возникшего в  Киевской и поздней Руси, со своей сложившейся культурой и общественным укладом жизни.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Патриотическое воспитание  дошкольников на истории и традициях казачества.

Подготовила Базиева В.В.

Воспитатель МБДОУ «ЦРР Д/С №1»

Действенным средством воспитания патриотизма,  на мой взгляд, является приобщение детей дошкольного возраста  к культуре и традициям  казачества. Казачья педагогика, своими корнями уходит вглубь веков, к уникальной общности народа, возникшего в  Киевской и поздней Руси, со своей сложившейся культурой и общественным укладом жизни.

О необычайной жизненности казачества, свидетельствует его современное возрождение. В основе казачьей системы воспитания лежит сама жизнь казака, его хутора, станицы, войска, само историческое предназначение казачества. А весь уклад жизни казака, основывался на идеалах православия, служения Отечеству, трудолюбия и демократии, как организованной свободе в широком понимании, что не утратило значимость для современной педагогики. В традициях казачьей педагогики заложено воспитание чувства собственного  достоинства, сострадания, сочувствия, способности пережить чужую беду как свою, воля к свободе, стремление к бескорыстному служению Отчизне.

Обращаясь к  традициям казачьей педагогики, мы  стремимся воспитывать  у детей уважительное отношение к истории малой Родины, к истории Кубанского казачьего войска.

Существуют многообразные подходы к ознакомлению с историей и бытом казачества, в т. ч. через любовь к родной природе, отчему дому, национальным традициям. 

Условиями, для наиболее эффективного решения задач по изучению  истории, традиций казачества в ДОУ является комплексный подход: знание  педагогом культуры казачества, правильно подобранный материал (по принципу доступности и понятности), тематическое построение материала, совместная работа детского сада, семьи, и  первичных организаций войскового казачьего общества.

К средствам ознакомления воспитанников ДОУ с традициями  казачества относят: устное народное творчество, декоративно-прикладное искусство, музыку, художественную литературу, подвижные игры, самостоятельную деятельность. Данные средства  реализуется через различные формы: занятия, экскурсии,  праздники, спортивные и музыкальные развлечения, выставки.

С целью включения  казачьего компонента в образовательную деятельность ДОУ, нами составлена программа кружка «Казачата». Программа  разработана  в соответствии   с ФГОС ДО  и  направлена на патриотическое воспитание дошкольников на основе истории и  традиций казачества.

Программа «Казачата» актуальна, так как способствует формированию  у подрастающего поколения  патриотических чувств, посредством приобщения к духовным и материальным ценностям созданных казачеством.
На начальном этапе реализации программы, мы подобрали различную методическую и художественную литературу (стихи,  рассказы, казачьи сказки), оформили тематические альбомы, собрали картотеку технологических карт для занятий с детьми по данному направлению, оформили мини – музей, изготовили на участке казачье подворье. Созданная в групповой комнате предметно-развивающая среда, способствовала  обогащению детских представлений об истории и быте казачества,  развитию у детей познавательного интереса к истории малой Родины.

С целью изучения истории и традиций казачества,  воспитанники ДОУ посетили:  краеведческий музей, поселенческую библиотеку. Сотрудники краеведческого музея представили экспозицию по истории края, села,  рассказали о традициях и быте кубанских казаков. Воспитанники ознакомились со старинными предметами быта, их назначением и  традициями хозяйственного уклада казачества. 

На занятиях кружка мы рассказывали воспитанникам об истории развития казачества на Кубани, дети смотрели мультфильмы про казаков, разучивали казачьи песни, частушки, поговорки, кричалки, знакомили детей с заповедями казаков, казачьими символами. На занятиях по физическому развитию воспитанники играли в  казачьи подвижные игры.

В течение учебного года нами проведены праздники: «Праздник кубанской осени», «День пожилого человека»; развлечения: «Мы сильные, мы дружные», «Новый год», в содержание, которых включали элементы  казачьих традиций. Зимой проведена акция «Помоги птицам» (вешали кормушки, сделанные родителями, и раздавали буклеты на улицах города). В рождество   организовали  праздник «Колядки». 23 февраля  в День защитников  Отчества провели «торжественную присягу» казачат. На праздник были  приглашены гости: атаман, есаул. На мероприятии мальчики и девочки в традиционной казачьей одежде пели, плясали, соревновались в играх и эстафетах. В учебном году регулярно организовывали: выставки поделок, рисунков, аппликаций, в которых была отражена казачья тематика. На выставках были представлены работы родителей, совместные  работы воспитанников с родителями и воспитателями. Принимали участие в районном фестивале «Кубанский край - казачий край».

Помощниками в организации работы по патриотическому воспитанию детей, являются родители. Педагоги ДОУ заинтересовали их, проблемой приобщения детей к культурно-историческим ценностям родного города и  края.  Родители сшили детям традиционные казачьи костюмы, помогали воспитателям  в подборе материалов по истории  родного края.

Первичные результаты апробации программы, позволили сделать выводы, что  проводимая в системе работа по патриотическому воспитанию на истории и традициях казачества, помогает понять и осознать воспитаннику,  древность и величие нашей малой родины, почувствовать себя частичкой великого кубанского народа. Именно такой, мне представляется стратегия развития личности ребенка, формирование его гражданственности и патриотизма.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста на основе традиций казачества

В последние годы в российской системе дошкольного образования произошли определенные позитивные перемены: обновляется содержание образования и воспитания детей.Будущее любой страны всегда зависит от т...

Презентация "Формирование нравственно-патриотической культуры дошкольников через приобщение к традициям казачества"

Презентация "Формирование нравственно-патриотической культуры дошкольников через приобщение к традициям казачества". Цель: патриотическое воспитание дошкольников, развитие кадетского движения, сохрани...

"Формирование нравственно- патриотической культуры дошкольников через приобщение к традициям казачества"

Казачество- часть общей культуры, наследие , с которым нужно познакомить наших детей....

Мастер – класс Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста посредствам ознакомления с историей, культурой кубанского казачества его обычаями и традициями.

Цель: передача педагогического опыта по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста посредствам ознакомления с историей, культурой кубанского казачества его обычаями и традициями....