Мастер – класс Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста посредствам ознакомления с историей, культурой кубанского казачества его обычаями и традициями.
опыты и эксперименты

Тишакова Оксана Михайловна

Цель: передача педагогического опыта по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста посредствам ознакомления с историей, культурой кубанского казачества его обычаями и традициями.

 

Задачи мастер-классов:

  • передача опыта по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста посредствам ознакомления с историей, культурой кубанского казачества коллегам;
  • познакомить с обрядовыми куклами кубанских казаков;
  • овладеть навыками по изготовлению куклы – оберега «Пеленашка».

Оборудование и материал: образец куклы "Пеленашки", ткани: для тела белую ткань; широкий кусок цветной ткани для пеленки; цветные ленты широкие; нитки.

 

В настоящее время в культурной жизни нашей страны произошли изменения, обусловившие интерес к отечественной истории, национальной культуре, фольклору, ремёслам. 2022 год объявлен Годом культурного наследия России. Культурное наследие прошлого наш народ хранит веками. Издавна Россия славилась своими традициями, праздниками, обычаями, обрядами. Традиция – та часть нашего прошлого, которой мы помогаем перебраться в будущее.

В нашем детском саду проходит успешная реализация казачьего компонента, направленного на приобщение детей дошкольного возраста к культуре и традициям кубанского казачества.

Актуальность введения данного направления определяется двумя факторами:

  •  во-первых, она связана с общим интересом современного общества к истокам отечественной культуры, к духовным ценностям нашего прошлого;
  •  во-вторых, социокультурными изменениями менталитета россиян, что открыло перспективы для подлинной организации патриотического воспитания подрастающих поколений на культуре и традициях российского народа, в том числе и казачества.  

Между МБДОУ «Детский сад № 55 «Дельфиненок» и Майкопским казачьим отделом Кубанского казачьего войска заключен договор социального партнерства, и на базе дошкольного учреждения совместными усилиями казаков и педагогов создан казачий этнографический уголок.

На занятиях в уголке дошкольники знакомятся с казачьим бытом, обычаями и традициями, с народным творчеством, промыслами, народной игрушкой и национальным костюмом. Важной особенностью этнографического уголка стало участие в его наполнении родителей воспитанников. Благодаря усилиям и творческой фантазии всех участников образовательного процесса, наш детский сад воспринимается как особый центр нравственно-патриотического воспитания.

Мы считаем, что приобщение детей к национальной культуре, знакомство с семейными обрядами, традиционными праздниками и народно-прикладным искусством поможет обрести уникальные образцы поведения, речи и мастерства, подражание которым позволяет ребенку понять ценность национальной культуры, испытать гордость от причастности к ней.

 

Народное творчество кубанских казаков является очень значимой частью их духовной традиционной культуры. Безусловно, основу народного прикладного искусства Кубани составили традиционные художественные ремёсла и промыслы: ткачество, вышивка, гончарство, южнорусская домовая резьба и другие.

Казаки устраивали свой быт, изготавливали мебель, посуду, украшали свой дом, свою одежду.

Искусство вышивания всегда ценилось. Вышитые узоры не только украшали одежду, рушники и постельное бельё, но и служили оберегом от злых сил.

В каждой семье женщины должны были владеть различными видами рукоделия: вышивкой, ткачеством и т.д.

Вышивка была наиболее распространённым видом народного декоративно-прикладного искусства.

Так же, неувядающая традиция вязания крючком, которая передавалась и передаётся из поколения в поколение благодаря народным мастерам.

У разных народов издревле существуют свои традиции, обычаи, обряды, своя религия, свои боги и праздники, значит, существуют и свои обрядовые куклы. Куклы-обереги или амулеты, спасавшие от беды и приносящие счастье, были у разных народов.

По мнению знатоков истории ремёсел, тряпичную куклу вместе с первыми переселенцами принесли казаки из Малороссии, знаменитые запорожцы. Поначалу это была обрядовая кукла Масленица. Позднее здесь стали делать берегинь. Куколкой-оберегом пользовались, когда хотели избавиться от какой-нибудь напасти. Куклу брали в руки, три раза поворачивали против часовой стрелки и приговаривали: «Отвернись злом, повернись добром». О берегинях сочиняли сказки, в которых куклы представали волшебными помощницами: охраняли, спасали, давали своим хозяйкам мудрые советы.

Феномен куклы заключается как в ее двойничестве, так и в том, что она – результат и доказательство возможности материализации человеческих мыслей, желаний и чувств.

Кукла сопровождала казака всю его жизнь.

При рождении маленького казака или казачки  делали куклу-пеленашку.

Как только женщина узнавала, что у неё будет ребёнок, она начинала мастерить тряпичную куколку: связывала поначалу тулово, потом приделывала руки вместе с головкой, а уж потом наряжала простенько. Работала без ножниц и иглы (чтобы не уколоть, не поранить «младенца». Сделает куколку за две недели до родов, уложит в люльку, и обе уже ждут, когда появится дитя. А куколка оберегает люльку от дурного глаза. Вырастет ребёнок и играет в свою первую куколку – оберег, в которой сохранилось тепло маминых рук. А если родится девочка, то, став взрослой, она сама за две недели до рождения своего ребёнка делает такую куклу-оберег. Считалось, что кукла-пеленашка оберегала ребёнка от злого глаза, от болезненных напастей.

Кукла Пеленашка очень проста в изготовлении. Это младенец в платочке, спеленатый в пеленку и обвитый свивальником. Куклу делают из куска белой ношенной ткани. Считалось, что ношенная ткань содержит в себе частичку жизненной силы человека, носившего одежду из этой ткани или дома, где она применялась.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного города

Воспитание любви дошкольников к малой Родине – это первый этап в воспитании патриотизма. Для наших детей это город Старый Оскол. Почти все наши воспитанники родились в нашем городе. Знакомство д...

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного города при взаимодействии с родителями

Статья о нравственно-патриотическом воспитании детей как  одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения, важным условием которой является тесная взаимосвязь с родителями, семьей...

Система взаимодействия по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста посредством ознакомления с историей и культурой родного края

Вся работа представлена тремя направлениями:совместная деятельность с воспитанниками;взаимодействие с родителями;взаимодействие с социальными институтами села....

Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста посредством ознакомления с историей и культурой родного края

Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста посредством ознакомления с историей и культурой родного края...

«Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста посредством ознакомления с историей и культурой родного края»

В дошкольном учреждении созданы условия для формирования активной, всесторонне-развитой личности, среди которых важное значение имеет патриотизм. Русская народная культура является богатейшим материал...

Доклад «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством ознакомления с православной культурой»

В настоящее время повышается роль патриотического воспитания подрастающего поколения, привития им любви к Родине, к своему городу, стране. В связи с введением ФГОС ДО отмечается необходимость активиза...