Главные вкладки

    Проект "История одежды коми народа"
    методическая разработка (старшая группа) по теме

    Гирушева Юлия Геннадьевна

    Проект предназначен для детей 5-6 лет. Знакомство с историей одежды народа коми

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Паспорт проекта  

     « История одежды коми народа».

    Тип проекта информационный.

    Возраст детей (5 -6 лет)

    Продолжительность:  8 месяцев с 1октября по 31 мая.

    Цель: Приобщить дошкольников к истории национальной культуры народа коми.

    Задачи:

    1.Познакомить с историей коми национального костюма, с особенностями его внешнего вида;

    2.Учить детей сравнивать, описывать, делать выводы;

    3.Способствовать развитию речи;

    4.Воспитывать интерес и уважение к коми литературе, к коми песням.

    Участники проекта педагоги, дети, родители.

    1.Постановка проблемы: Важной задачей дошкольной педагогики на современном этапе является приобщение подрастающего поколения к истокам культуры той местности, на которой в данный момент мы проживаем. Необходимо вести работу по формированию у ребенка чувства любви к малой Родине, воспитания у него эмоционально-положительного отношения к тем местам, где он родился и живет; развивать умение видеть и понимать красоту окружающей жизни; желание узнать больше об особенностях  истории родного края. Поэтому роль педагога – удовлетворить детское любопытство и дать детям элементарные знания о традициях, быте, культуре народов родного края.

    2.Значимая для детей проблема,  узнать  какую  одежду носили в Коми республике раньше во времена, когда прабабушки и прадедушки были маленькие.  

     3. Развивать способность ценить сохранившиеся до нашего времени старинные предметы, созданные руками человека.

    Предполагаемый результат: Дети познакомятся с национальной одеждой коми народа.

    Дети будут использовать узоры в украшении своих работ.

    Этапы работы над проектом.

    Подготовительный этап:

    1.Определение цели и задач проекта, сбор информационного материала, создание условий для организации работы над проектом.

    2. Составление  плана мероприятий по организации детской деятельности – 2-я неделя октября.

    Основной (или этап реализации проекта): проводятся запланированные мероприятия для реализации проекта (беседы,  творческая деятельность,  рассматривание иллюстраций, чтение, дидактические игры). Приезд  музея.

    Заключительный: подводятся итоги, подготавливается презентация, итоговая беседа,

    Этапы реализации проекта.

    1 этап – подготовительный.        

    1. Подобрать и изучить художественную, методическую литературу по теме проекта.

    2. Разработать план реализации проекта.

    3. Беседа с родителями по теме проекта.        

    Обсудить цели и задачи проекта. Сформировать интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта -3-я неделя октября.

    4. Пополнить развивающую среду: в течение работы над проектом.

    1). Сшить национальную одежду коми для кукол – мужскую, женскую.

    2). Сделать альбом с коми узорами.

    3). Составление картотек загадок, стихов, поговорок о коми ремёслах, о предметах, связанных с изготовлением одежды.

    4). Сделать альбом с картинками коми одежды.

    5). Приготовить презентацию «Коми одежда».

    6). Принести в группу для рассматривания предметы для изготовления одежды.

    7. Составить план работы с музеем.

    4. Подбор наглядно – дидактических пособий, демонстрационного материала.                       5. Создать условия для реализации проекта .        

    2 этап – основной.        

    1. Просвещение родителей, как идёт работа по данной теме (беседы в течение проекта).

     2. Рассматривание книг, иллюстраций об одежде  с детьми.        

    3. НОД .

    НОД.  Ознакомление с женским народным костюмом коми.  Внесение куклы в народном женском костюме. Повторение сведений о составных частях костюма, об орнаменте (Ноябрь).

    НОД. Ознакомление с мужским народным костюмом коми.  Внесение куклы в народном мужском костюме. Повторение сведений о составных частях костюма, об орнаменте.

    (Январь).

    НОД. Ознакомление с художественной обработкой меха коми. Внесение куклы в малице (Март).

    НОД. Ознакомление с вязанием у коми. Внесение вязаных изделий. Рассматривание веретена, чесалок, машинки для изготовления пряжи ( Май).

    Художественное творчество: Рисование.

    «Украшение передника» краски акварель - октябрь.

    «Украшение рукавички» карандаши цветные  - ноябрь.

    «Украшение шапочки» гуашь - декабрь.

    «Украшение рукавов» восковые мелки - январь.

    «Украшение сарафана» краски - акварель, февраль.

    «Расписные пояски» - цветные ручки  апрель.

    Украшение «Чулков»  гуашь - май.

    Аппликация. Украшение «Малицы»

    Лепка. Девочка в малице.

    Конструирование из бумаги. Оленевод.

    4. Художественное чтение. Заучивание стихов о коми республике. Отгадывание загадок о предметах быта коми народа, чтение коми сказок.

    5. Самостоятельная изобразительная деятельность: раскраски,   лекало одежда коми.

    6. Беседы с презентацией: « Коми орнамент в народных костюмах». «Как рубашка в поле выросла».

     7. Пальчиковые игры.

    8. Занятия коми языком с преподавателем.

    9. Сбор загадок, стихов об одежде оформление альбома    

    10. Приход музея в гости.  Темы:

    Октябрь «Аленький цветочек». Ознакомление детей с одеждой.

    Ноябрь «Моя любимая игрушка».

    11. Фотовыставка «У нас в гостях музей».

    12.  Художественно-творческая работа.  1) Сочинение сказки « Приключения в огороде»  Май.

    2) Подготовка декораций март. 3) Разучивание ролей. 4) Показ

    сказки в группе  для детей Май.

    3 этап – заключительный.        

    Обработка и оформление материалов проекта в виде презентации.        

    Анализ результативности        


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    История коми одежды МАДОУ « Детский сад№8комбинированного вида» г. Емвы Воспитатель Гирушева Ю.Г. Г. Емва, 2016

    Слайд 2

    Цель: знакомство с историей коми одежды Задачи: Формировать интерес к коми культуре, к истории возникновения народного костюма. Знакомить с ремеслами коми женщин, народным декоративным творчеством при создании народного костюма. Развивать художественный вкус и совершенствовать умения и навыки в создании элементов украшения народного костюма

    Слайд 3

    Коми край Живу я в коми крае Там Родина моя. Где все там расцветает И расцветаю я. Все – и леса, и речку, И бабушкину печку Я в сердце сохраню, Я родину люблю! И для меня все важно, Что рядом, что вокруг И счастлив день мой каждый. Мой край – мой лучший друг.

    Слайд 4

    Музей коми костюма

    Слайд 5

    . Главной заботой коми семьи была добыча пищи, изготовление одежды. Этому учили с малых лет . Одежду шили из льна и конопли , которые выращивали сами , зимнюю одежду из меха. Обувь делали из кожи . Женщины и девочки много вязали из овечьей шерсти. Из нее же катали валенки. .

    Слайд 6

    Зал мужского костюма

    Слайд 8

    Обувь народа коми изготовлялась из лыка, кожи, валеной шерсти и меха ( валенки,лапти.коты,пимы ) 9 .

    Слайд 9

    Зал женского костюма

    Слайд 10

    Рубаха (« дором »). Старинные рубахи были очень длинными, почти до колен. Подол, рукава и ворот украшали красными полосками узорного тканья или вышивкой . .

    Слайд 11

    Сарафан

    Слайд 12

    Ткать узорные пояса в прошлом должна была каждая мастерица. Девочку учили этому искусству с ранних лет .Девочки проходили настоящую школу при тканье поясов, во время которого надо было соблюдать счет до 150.по количеств ниток. Пояса являлись приданным невесты. ,предназначались для подарков жениху и всей его родне. Коми не выходили без пояса на улицу, в лес. Развязавшийся в лесу пояс, будто бы , рисковал быть унесенным лесным духом или охотник мог заблудиться .

    Слайд 13

    Головные уборы. Коми девушки носили длинные волосы, заплетая их в одну косу и вплетая в нее одну или несколько ленточек. Почти все девичьи головные уборы представляют собой обруч или твердый околыш, облегающий голову, или полоску ткани в виде ленты, повязываемую вокруг головы. Часто налобную часть убора украшали мелкими цветными камешкам, бисером

    Слайд 14

    После свадьбы женщины носили кокошник, сороку, сборник, а в старости повязывали голову темным платком

    Слайд 15

    Малица- зимняя одежда из оленьих шкур .

    Слайд 16

    Малицу шили жены оленеводов, а девочки с семи лет уже выполняли довольно сложное узорное шитье. В малице можно даже спать на снегу. .

    Слайд 17

    В коми носили и носят меховую обувь- пимы, которую шьют из шкур оленя..Украшены орнаментом чаще из несложных элементов в виде уголка, зигзага и со сложным орнаментом фигура оленя, рога оленя. Чуни – домашние меховые тапочки

    Слайд 18

    Вязанные варежки служили свадебным подарком , которым молодая одаривала новую родню. Узоры на перчатках, варежках и чулках одни и те же. Распространенные узоры- рог барана, куриный палец, оленьи рога и зуб собаки.В расцветке варежек и перчаток женщины ком используют красный, малиновый, зеленый, желтый , синий и коричневый тона .

    Слайд 19

    Узорные чулки из домашней шерстяной пряжи в прошлом умела вязать каждая женщина, учась этому искусству с детства .Орнаментальные мотивы, используемые в чулке- это сорочья лапка, рога оленя, барана, гребень, угол, косой крест

    Слайд 20

    Спасибо за внимание


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ПРОЕКТ «ИСТОРИЯ ОДЕЖДЫ»

    Вид проекта: краткосрочный.Возраст: с пяти лет.Актуальность темы: Дошкольный возраст — период активного вхождения в социальный мир, период познания окружающего во всём его многообразии. Прослеживая ис...

    Конспект образовательной деятельности по теме «Национальная одежда коми народа»

    Цель: знакомство детей с элементами, характерными особенностями национальной одежды коми народа.Задачи:1.     Познакомить детей с национальной одеждой коми народа;2....

    конспект по ознакомлению с окружающим миром к проекту "История одежды"

    Конспект к презентации "Как появилась одежда" (средняя группа)...

    Педагогический образовательный проект «Национальная одежда коми народа»

    Культура народа Коми занимает достойное место среди других культур, в которую входит виды самого разного народного искусства: песни, танцы, национальный костюм, предметы домашней утвари;  устного...

    Проект по теме "Коми народные музыкальные инструменты как средство приобщения детей дошкольного возраста к культуре коми народа"

    Проект по теме "Коми народные музыкальные инструменты как средство приобщения детей дошкольного возраста к культуре коми народа" для детей подготовительной группы....

    Презентация "НАЦИОНАЛЬНАЯ ОДЕЖДА КОМИ НАРОДА"

    Главной заботой каждой Коми семьи была добыча пищи, изготовление одежды. Этому учили с малых лет.Одежду шили из льна и конопли, которые выращивали сами, зимнюю одежду - из меха.Обувь делали из кожи.Же...

    Паспорт проекта «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к этнокультуре коми народа через ознакомление с его бытом и традициями». Проект представлен на конкурс авторских методических разработок в номинации «Мероприятия в мини - музее «Коми изба» .

    Цель педагогов: Приобщение детей старшего дошкольного возраста к этнокультуре коми народа через ознакомление с  его бытом и традициями. Цель, поставленная перед детьми: ознакомление с бытом, трад...