Проект "История одежды коми народа"
методическая разработка (старшая группа) по теме
Проект предназначен для детей 5-6 лет. Знакомство с историей одежды народа коми
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 20.04 КБ |
![]() | 1.66 МБ |
Предварительный просмотр:
Паспорт проекта
« История одежды коми народа».
Тип проекта информационный.
Возраст детей (5 -6 лет)
Продолжительность: 8 месяцев с 1октября по 31 мая.
Цель: Приобщить дошкольников к истории национальной культуры народа коми.
Задачи:
1.Познакомить с историей коми национального костюма, с особенностями его внешнего вида;
2.Учить детей сравнивать, описывать, делать выводы;
3.Способствовать развитию речи;
4.Воспитывать интерес и уважение к коми литературе, к коми песням.
Участники проекта педагоги, дети, родители.
1.Постановка проблемы: Важной задачей дошкольной педагогики на современном этапе является приобщение подрастающего поколения к истокам культуры той местности, на которой в данный момент мы проживаем. Необходимо вести работу по формированию у ребенка чувства любви к малой Родине, воспитания у него эмоционально-положительного отношения к тем местам, где он родился и живет; развивать умение видеть и понимать красоту окружающей жизни; желание узнать больше об особенностях истории родного края. Поэтому роль педагога – удовлетворить детское любопытство и дать детям элементарные знания о традициях, быте, культуре народов родного края.
2.Значимая для детей проблема, узнать какую одежду носили в Коми республике раньше во времена, когда прабабушки и прадедушки были маленькие.
3. Развивать способность ценить сохранившиеся до нашего времени старинные предметы, созданные руками человека.
Предполагаемый результат: Дети познакомятся с национальной одеждой коми народа.
Дети будут использовать узоры в украшении своих работ.
Этапы работы над проектом.
Подготовительный этап:
1.Определение цели и задач проекта, сбор информационного материала, создание условий для организации работы над проектом.
2. Составление плана мероприятий по организации детской деятельности – 2-я неделя октября.
Основной (или этап реализации проекта): проводятся запланированные мероприятия для реализации проекта (беседы, творческая деятельность, рассматривание иллюстраций, чтение, дидактические игры). Приезд музея.
Заключительный: подводятся итоги, подготавливается презентация, итоговая беседа,
Этапы реализации проекта.
1 этап – подготовительный.
1. Подобрать и изучить художественную, методическую литературу по теме проекта.
2. Разработать план реализации проекта.
3. Беседа с родителями по теме проекта.
Обсудить цели и задачи проекта. Сформировать интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта -3-я неделя октября.
4. Пополнить развивающую среду: в течение работы над проектом.
1). Сшить национальную одежду коми для кукол – мужскую, женскую.
2). Сделать альбом с коми узорами.
3). Составление картотек загадок, стихов, поговорок о коми ремёслах, о предметах, связанных с изготовлением одежды.
4). Сделать альбом с картинками коми одежды.
5). Приготовить презентацию «Коми одежда».
6). Принести в группу для рассматривания предметы для изготовления одежды.
7. Составить план работы с музеем.
4. Подбор наглядно – дидактических пособий, демонстрационного материала. 5. Создать условия для реализации проекта .
2 этап – основной.
1. Просвещение родителей, как идёт работа по данной теме (беседы в течение проекта).
2. Рассматривание книг, иллюстраций об одежде с детьми.
3. НОД .
НОД. Ознакомление с женским народным костюмом коми. Внесение куклы в народном женском костюме. Повторение сведений о составных частях костюма, об орнаменте (Ноябрь).
НОД. Ознакомление с мужским народным костюмом коми. Внесение куклы в народном мужском костюме. Повторение сведений о составных частях костюма, об орнаменте.
(Январь).
НОД. Ознакомление с художественной обработкой меха коми. Внесение куклы в малице (Март).
НОД. Ознакомление с вязанием у коми. Внесение вязаных изделий. Рассматривание веретена, чесалок, машинки для изготовления пряжи ( Май).
Художественное творчество: Рисование.
«Украшение передника» краски акварель - октябрь.
«Украшение рукавички» карандаши цветные - ноябрь.
«Украшение шапочки» гуашь - декабрь.
«Украшение рукавов» восковые мелки - январь.
«Украшение сарафана» краски - акварель, февраль.
«Расписные пояски» - цветные ручки апрель.
Украшение «Чулков» гуашь - май.
Аппликация. Украшение «Малицы»
Лепка. Девочка в малице.
Конструирование из бумаги. Оленевод.
4. Художественное чтение. Заучивание стихов о коми республике. Отгадывание загадок о предметах быта коми народа, чтение коми сказок.
5. Самостоятельная изобразительная деятельность: раскраски, лекало одежда коми.
6. Беседы с презентацией: « Коми орнамент в народных костюмах». «Как рубашка в поле выросла».
7. Пальчиковые игры.
8. Занятия коми языком с преподавателем.
9. Сбор загадок, стихов об одежде оформление альбома
10. Приход музея в гости. Темы:
Октябрь «Аленький цветочек». Ознакомление детей с одеждой.
Ноябрь «Моя любимая игрушка».
11. Фотовыставка «У нас в гостях музей».
12. Художественно-творческая работа. 1) Сочинение сказки « Приключения в огороде» Май.
2) Подготовка декораций март. 3) Разучивание ролей. 4) Показ
сказки в группе для детей Май.
3 этап – заключительный.
Обработка и оформление материалов проекта в виде презентации.
Анализ результативности
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель: знакомство с историей коми одежды Задачи: Формировать интерес к коми культуре, к истории возникновения народного костюма. Знакомить с ремеслами коми женщин, народным декоративным творчеством при создании народного костюма. Развивать художественный вкус и совершенствовать умения и навыки в создании элементов украшения народного костюма
Коми край Живу я в коми крае Там Родина моя. Где все там расцветает И расцветаю я. Все – и леса, и речку, И бабушкину печку Я в сердце сохраню, Я родину люблю! И для меня все важно, Что рядом, что вокруг И счастлив день мой каждый. Мой край – мой лучший друг.
Музей коми костюма
. Главной заботой коми семьи была добыча пищи, изготовление одежды. Этому учили с малых лет . Одежду шили из льна и конопли , которые выращивали сами , зимнюю одежду из меха. Обувь делали из кожи . Женщины и девочки много вязали из овечьей шерсти. Из нее же катали валенки. .
Зал мужского костюма
Обувь народа коми изготовлялась из лыка, кожи, валеной шерсти и меха ( валенки,лапти.коты,пимы ) 9 .
Зал женского костюма
Рубаха (« дором »). Старинные рубахи были очень длинными, почти до колен. Подол, рукава и ворот украшали красными полосками узорного тканья или вышивкой . .
Сарафан
Ткать узорные пояса в прошлом должна была каждая мастерица. Девочку учили этому искусству с ранних лет .Девочки проходили настоящую школу при тканье поясов, во время которого надо было соблюдать счет до 150.по количеств ниток. Пояса являлись приданным невесты. ,предназначались для подарков жениху и всей его родне. Коми не выходили без пояса на улицу, в лес. Развязавшийся в лесу пояс, будто бы , рисковал быть унесенным лесным духом или охотник мог заблудиться .
Головные уборы. Коми девушки носили длинные волосы, заплетая их в одну косу и вплетая в нее одну или несколько ленточек. Почти все девичьи головные уборы представляют собой обруч или твердый околыш, облегающий голову, или полоску ткани в виде ленты, повязываемую вокруг головы. Часто налобную часть убора украшали мелкими цветными камешкам, бисером
После свадьбы женщины носили кокошник, сороку, сборник, а в старости повязывали голову темным платком
Малица- зимняя одежда из оленьих шкур .
Малицу шили жены оленеводов, а девочки с семи лет уже выполняли довольно сложное узорное шитье. В малице можно даже спать на снегу. .
В коми носили и носят меховую обувь- пимы, которую шьют из шкур оленя..Украшены орнаментом чаще из несложных элементов в виде уголка, зигзага и со сложным орнаментом фигура оленя, рога оленя. Чуни – домашние меховые тапочки
Вязанные варежки служили свадебным подарком , которым молодая одаривала новую родню. Узоры на перчатках, варежках и чулках одни и те же. Распространенные узоры- рог барана, куриный палец, оленьи рога и зуб собаки.В расцветке варежек и перчаток женщины ком используют красный, малиновый, зеленый, желтый , синий и коричневый тона .
Узорные чулки из домашней шерстяной пряжи в прошлом умела вязать каждая женщина, учась этому искусству с детства .Орнаментальные мотивы, используемые в чулке- это сорочья лапка, рога оленя, барана, гребень, угол, косой крест
Спасибо за внимание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОЕКТ «ИСТОРИЯ ОДЕЖДЫ»
Вид проекта: краткосрочный.Возраст: с пяти лет.Актуальность темы: Дошкольный возраст — период активного вхождения в социальный мир, период познания окружающего во всём его многообразии. Прослеживая ис...
![](/sites/default/files/pictures/2017/04/18/picture-917800-1492536247.jpg)
Конспект образовательной деятельности по теме «Национальная одежда коми народа»
Цель: знакомство детей с элементами, характерными особенностями национальной одежды коми народа.Задачи:1. Познакомить детей с национальной одеждой коми народа;2....
![](/sites/default/files/pictures/2017/06/12/picture-719815-1497267365.jpg)
конспект по ознакомлению с окружающим миром к проекту "История одежды"
Конспект к презентации "Как появилась одежда" (средняя группа)...
![](/sites/default/files/pictures/2018/03/08/picture-969013-1520514731.jpg)
Педагогический образовательный проект «Национальная одежда коми народа»
Культура народа Коми занимает достойное место среди других культур, в которую входит виды самого разного народного искусства: песни, танцы, национальный костюм, предметы домашней утвари; устного...
Презентация "НАЦИОНАЛЬНАЯ ОДЕЖДА КОМИ НАРОДА"
Главной заботой каждой Коми семьи была добыча пищи, изготовление одежды. Этому учили с малых лет.Одежду шили из льна и конопли, которые выращивали сами, зимнюю одежду - из меха.Обувь делали из кожи.Же...
![](/sites/default/files/pictures/2023/09/20/picture-1485645-1695239319.png)
Краткосрочный проект «Подвижные игры Коми народа» (для детей подготовительной группы)
Краткосрочный проект«Подвижные игры Коми народа»(для детей подготовительной группы)...