Конспект образовательной деятельности по теме «Национальная одежда коми народа»
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Голышева Ирина Ивановна

Цель: знакомство детей с элементами, характерными особенностями национальной одежды коми народа.

Задачи:

1.     Познакомить детей с национальной одеждой коми народа;

2.     Вызывать эмоциональный отклик на красоту и необычность коми костюма;

3.     Активизировать мыслительную деятельность детей;

4.     Обогащать словарный запас детей, приобщать к коми языку;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_komi.docx24.27 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 1 общеразвивающего вида» пгт. Троицко-Печорск

Конспект непосредственно образовательной деятельности

по теме «Национальная одежда коми народа»

Возрастная категория:  для детей от 5 до 6 лет (старшая группа)

Автор: Голышева Ирина Ивановна

воспитатель

пгт. Троицко-Печорск

2016 год

Цель: знакомство детей с элементами, характерными особенностями национальной одежды коми народа.

Задачи:

  1. Познакомить детей с национальной одеждой коми народа;
  2. Вызывать эмоциональный отклик на красоту и необычность коми костюма;
  3. Активизировать мыслительную деятельность детей;
  4. Обогащать словарный запас детей, приобщать к коми языку;

Образовательная область: социально-коммуникативная.

Интеграция образовательных областей: познание, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Предварительная работа:

- рассматривание иллюстраций, картин, фотографий;

- просмотр слайдов с изображением национальной одежды коми народа;

- систематизация знаний о коми орнаменте (альбом, дидактические игры).

- прослушивание аудиозаписи « У оленя дом большой»

Наглядный материал  и пособия: женский народный костюм взрослый и детский, рубаха для мальчика, кукла в повседневной коми народной одежде, сундук, аудиозапись народного коми хоровода  «Паськыд гажа улича»», аудиозапись « У оленя дом большой», карточки разных цветов, использование ИКТ.

Ход НОД: 

В зал входит педагог в нарядном коми народном костюме, здоровается детьми на коми языке:

Педагог: видза оланныд, дона челядь! Здравствуйте,  дорогие дети! Вы удивлены?

Дети: да.

Педагог: а чем же я вас удивила?

Дети: необычным костюмом.

Педагог: нравится вам моя одежда.

Дети: да, очень.

Педагог: а чем же она вам нравится?

Дети: красивая, яркая, украшена элементами коми орнамента.

Педагог:  а у вас такая же одежда как у меня?

Дети: нет.

Педагог: я каждый день хожу в такой одежде?

Дети: нет.

Проблемная ситуация: 

Педагог: а почему сейчас не носят такую одежду?

Дети: не продают такую одежду в магазинах, родители не покупают такую одежду.

Педагог: где ее можно увидеть?

Дети: у бабушек, на выставке в музее, на празднике.

Педагог: правильно, эту одежду можно встретить у старых бабушек в сундуках, в музее, в доме культуры на артистах. Потому что это старинная народная коми одежда. С ней надо обращаться очень аккуратно, бережно.

Педагог: во что я сегодня одета?

Дети: костюм.

Педагог: да это костюм, но  состоит он из отдельных элементов, из каких?

Дети: рубаха, сарафан, передник, головной убор.

Рассматриваются элементы с обязательным проговариванием названия на русском и коми языках: рубаха – сос, сарафан – сарапан, передник – запон, головной убор (кокошник)– баба юр.

Педагог: а у меня для вас есть сюрприз, давайте вы встанете, отвернетесь, спрячете глазки.  (Педагог вносит куклу в повседневном коми костюме). Да, я сегодня пришла не одна, со мной пришла кукла Маша, посмотрите на ее наряд, во что же она одета?

Дети: рубаха, передник, кокошник, сарафан.

Педагог: а ее костюм похож на мой?

Дети: да.

Педагог: чем похож?

Дети: рубахой, передником, сарафаном, кокошником.

Педагог: правильно, тоже состоит из рубахи, сарафана, передника, кокошника. Как вы думаете, чем же украшали одежду коми народа?

Дети: элементами коми орнамента.

Педагог: давайте мы с вами поиграем в игру «Превращения» ( в какой элемент коми орнамента может превратиться та или иная карточка, например желтая – солнце, зеленая – болото, синяя – река, коричневая – рога оленя и т.д.)

Педагог: а вот Машенька хочет с вами поиграть.

Динамическая пауза «У оленя дом большой» (под сопровождение аудиозаписи)

У оленя дом большой,
Он глядит в своё окошко.
Зайка по полю бежит,
В дверь ему стучится!
тук тук дверь открой,
там в лесу охотник злой,
зайка зайка забегай лапу мне давай.

Быстро дверь олень открыл,
зайку в дом к себе впустил,
зайка, зайка забегай
лапу мне давай
ой, ой, страшно мне,
что-то мне не по-себе,
сердце в пятки всё ушло
и не отошло

Не дрожи зайчишка мой,
я смотрел в своё окошко,
убежал охотник злой,
посиди немножко
Да, да посижу,
я уж больше не дрожу,
у меня прошёл испуг,
ты хороший друг.

Пример движений на первый куплет:
— У оленя дом большой.— 
складываем руками над головой крышу дома.
— Он глядит в свое окно.— 
показываем руками перед собой квадратное окно или одну руку кладем горизонтально, а другую ставим на нее и подпираем кулаком щеку.
— Заяц по лесу бежит.— 
изображаем бег на месте.
— В дверь к нему стучит.— 
изображаем стук кулаком в дверь.
— Тук-тук! — 
стучим правой ногой в пол.
— Дверь открой! — 
открываем дверь.
— Там в лесу… —
 показываем большим пальцем за плечо.
— Охотник злой! — 
изображаем руками ружье.
— Быстро двери открывай,— 
делаем приглашающий жест - машем ладонью к себе.
— Лапу мне давай! — 
выставляем руку вперед ладонью наружу.

Пример движений на второй куплет:
— Быстро дверь олень открыл,— 
открываем дверь.
— зайку в дом к себе впустил,— 
делаем приглашающий жест.
— зайка, зайка забегай — 
бег на месте.
— лапу мне давай — 
выставляем руку вперед ладонью наружу.
— ой, ой, страшно мне, — 
закрываем ладонями глаза.
— что-то мне не по-себе,— 
обхватываем руками голову и качаем ею из стороны в сторону.
— сердце в пятки всё ушло — 
правую ладонь кладем на сердце

Пример движений на третий куплет:
— Не дрожи зайчишка мой, — 
обнимаем себя
— я смотрел в своё окошко,— 
показываем руками перед собой квадратное окно
— убежал охотник злой, —
 бег на месте
— посиди немножко — 
чуть присядьте или сядьте на стул.
— Да, да посижу,
— я уж больше не дрожу, — 
встаем и распрямляемся во весь рост.
— у меня прошёл испуг,
— ты хороший друг. —
 выставляем руку вперед ладонью наружу или машем на прощание.

Педагог: понравилась вам игра?

Дети: да.

Педагог: а теперь присаживайтесь на стульчики, у нас с Машей для вас еще один сюрприз, у нас есть волшебный сундук (вносится сундук, в котором сложен детский коми народный костюм для девочки и рубаха для мальчика). Как вы думаете, что же может быть в этом сундуке

Дети: одежда.

Педагог: да, там одежда, а какая? Сейчас мы и узнаем. Только наш сундук волшебный, он просто так наряды отдавать не хочет, а будет загадывать загадки, угадаете, достанем. (Вниманию детей предлагаются загадки, дети отгадывают, педагог достает предмет одежды, называют с детьми на коми языке)

Дуйся не дуйся,

Через голову суйся.

Попляши день-деньской

И пойдешь на покой (рубаха)

 

 Я на плечиках держусь,

Повернешься – я кружусь (сарафан)

 

Я на поясе держусь.

Я на кухне пригожусь (передник)

Педагог: но посмотрите у нас в сундуке осталась еще одна рубаха, как вы думаете, для кого же она? Конечно, для мальчика и называется она на коми языке дором, а брюки – гач. Но тут еще и поясок, он называется – вэнь. (Еще раз повторяют предметы костюмов на русском и коми языках)

Педагог: слышите, где-то вдалеке слышна музыка (прислушиваются) Я кажется узнала, это коми народный хоровод, который называется «Паськыд гажа улича», что означает «веселая улица», а еще этот хоровод называют «Доли-шели», хотите поводить хоровод? Тогда вставайте в два круга, один внутри другого и будем веселиться. (Танцуют)

(после хоровода дети не расходятся, остаются в кругу)

Педагог: ребята а по традиции коми народа, после хоровода всех приглашали к столу пить чай с коми пирогами. Приглашаю вас всех к столу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности с использованием национального компонента "Кубань - край мой родной"

Патриотическое чувство не возникло само по себе. Это результат очень длительного воздействия на человека, начиная с детства. В результате систематической целенаправленной работы у детей может быть сфо...

Непосредственно образовательная деятельность на тему "Зимняя одежда"

Непосредственно образовательная деятельность в средней группе "Зимняя одежда"....

Педагогический образовательный проект «Национальная одежда коми народа»

Культура народа Коми занимает достойное место среди других культур, в которую входит виды самого разного народного искусства: песни, танцы, национальный костюм, предметы домашней утвари;  устного...

Презентация "НАЦИОНАЛЬНАЯ ОДЕЖДА КОМИ НАРОДА"

Главной заботой каждой Коми семьи была добыча пищи, изготовление одежды. Этому учили с малых лет.Одежду шили из льна и конопли, которые выращивали сами, зимнюю одежду - из меха.Обувь делали из кожи.Же...

«Духовно-нравственное воспитание детей дошкольной образовательной организаций на основе национальных традиций коми народа в рамках реализации регионального компонента в ДОУ с учетом ФГОС ДО»

             Духовно - нравственное воспитание в детском саду – основа возрождения отечественной  культуры. Это понятие включает в себя духовность ...

Календарно-тематическое планирование воспитательно-образовательной деятельности по теме «Зимняя одежда» старшая группа

Календарно-тематическое планирование воспитательно-образовательной деятельностипо теме «Зимняя одежда» Группа: старшаяЦель: Познакомить детей с видами и деталями одежды, обуви и головных у...

Конспект образовательной деятельности на тему: «Кубакот и одежда»

Конспект  образовательной деятельностина тему: «Кубакот и одежда»...