Оренбургский пуховый платок
учебно-методический материал (старшая группа) на тему

Тулибаева Лилия Тагировна
Конспект интегрированного занятия в старшей группе Тема: «Оренбургский пуховый платок» Вид деятельности детей: Коммуникативная, познавательная, игровая, восприятие художественной литературы, музыкальная, двигательная, продуктивная. Методы и приемы реализации содержания занятия: Художественное слово, Беседа, музыкальное сопровождение, народная игра, наглядный, показ и объяснение, нетрадиционное рисование (тычком), здоровье сберегающие технологии. Интеграция образовательных областей: Речевое развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное. Возрастная группа: Старшая группа. Дети:5-6 лет Цель: Формирование представлений о традициях Оренбуржья в диалоговом общении Развитие неповторимой индивидуальности каждого ребенка, его интереса к разнообразию узоров Оренбургских платков; их передаче в рисунке путем использования нетрадиционной техники изобразительной деятельности. Способствовать расширению кругозора. Задачи: Образовательная: Учить отвечать на вопросы полным ответом. Учить решать заданную проблему. Совершенствовать технику рисования ватной палочкой. Совершенствовать умения рисовать узоры на бумаге квадратной формы, прямоугольной формы (палантин). Создавать условия для формирования у детей замысла: проявления любознательности, интереса к содержанию изодеятельности. Развивающая: Способствовать речевому развитию через обогащение и активизацию словаря.Развивать художественно-образные основы изо деятельности детей посредством изображения узоров Оренбургских платков с помощью нетрадиционной техники изобразительной деятельности. Развивать творческое воображение. Воспитательная: Воспитывать интерес к деятельности , аккуратность в работе; уважение и любовь к «малой» Родине , культуре своего народа.; уважение и интерес к народным промыслам. Обогащение словаря: Оренбургский пуховый платок, ажурная паутинка, палантин, веретено, пух, пуховница, спиц , клубок, гребень, середина, кайма, вязать. Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, музыкально-художественная, восприятие литературы, продуктивная. Методы и приемы: наглядный, беседа, познавательно – исследовательский, игровой, чтение, показ со словесным сопровождением, рассматривание, прослушивание песни. Предварительная работа: показ презентации, чтение стихов, прослушивание песни Г.Понамаренко «Оренбургский пуховый платок» в исполнении Л.Зыкиной, татарская народная песня «Шаль связала» в исполнении певицы Алсу, беседы, организация выставки: «Пуховый платок». Материал и оборудование: Техническое обеспечение: компьютер ,телевизор Музыкальный ряд: песня «Оренбургский пуховый платок»; татарская песня: «Шаль связала» Литературный ряд: стихи Оренбургских поэтов на тему:, «Мое Оренбуржье» Зрительный ряд: выставка паутинок Элементы оформления:, короб с пухом, веретено, гребни, чески, спицы, клубки. Оборудование для рисования: шаблоны пуховых платков, ватные палочки, гуашь белого, серого цвета, салфетки, стаканчики с водой,палитры-про

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл orenburg.docx24.46 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  интегрированного занятия в старшей группе

Тема: «Оренбургский пуховый платок»

Вид деятельности детей: Коммуникативная, познавательная, игровая, восприятие художественной  литературы, музыкальная, двигательная, продуктивная.

Методы и приемы реализации содержания занятия: Художественное слово, Беседа, музыкальное сопровождение, народная игра, наглядный, показ и объяснение, нетрадиционное рисование (тычком), здоровье сберегающие технологии.

Интеграция образовательных областей: Речевое развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное.

Возрастная группа: Старшая группа. Дети:5-6 лет

Цель: Формирование представлений о традициях Оренбуржья в диалоговом общении Развитие неповторимой индивидуальности каждого ребенка, его интереса к разнообразию узоров Оренбургских платков; их передаче в рисунке путем использования нетрадиционной техники изобразительной деятельности. Способствовать расширению кругозора.

Задачи:

Образовательная: Учить отвечать на вопросы полным ответом. Учить решать заданную проблему. Совершенствовать технику рисования ватной палочкой. Совершенствовать умения рисовать узоры на бумаге квадратной формы, прямоугольной формы (палантин). Создавать условия для формирования у детей замысла: проявления любознательности, интереса к содержанию изодеятельности.

Развивающая: Способствовать речевому развитию через обогащение и активизацию словаря.Развивать художественно-образные основы изо деятельности детей посредством изображения узоров Оренбургских платков с помощью нетрадиционной техники изобразительной деятельности. Развивать творческое воображение.

Воспитательная: Воспитывать интерес к деятельности , аккуратность в работе;  уважение и любовь к «малой» Родине ,  культуре своего народа.; уважение и интерес к народным промыслам.

Обогащение словаря: Оренбургский пуховый платок, ажурная паутинка, палантин, веретено, пух, пуховница,  спиц , клубок, гребень, середина, кайма, вязать.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, музыкально-художественная, восприятие литературы, продуктивная.

Методы и приемы: наглядный, беседа, познавательно – исследовательский,  игровой, чтение, показ со словесным сопровождением, рассматривание, прослушивание песни.

Предварительная работа: показ презентации, чтение стихов, прослушивание песни Г.Понамаренко «Оренбургский пуховый платок» в исполнении Л.Зыкиной, татарская народная песня «Шаль связала» в исполнении певицы Алсу, беседы, организация выставки: «Пуховый платок».

Материал и оборудование:

Техническое обеспечение: компьютер ,телевизор

Музыкальный ряд: песня «Оренбургский пуховый платок»; татарская песня: «Шаль связала»

Литературный ряд: стихи Оренбургских поэтов на тему:, «Мое Оренбуржье»

Зрительный ряд: выставка паутинок

Элементы оформления:, короб с пухом, веретено, гребни, чески, спицы, клубки.

Оборудование для рисования: шаблоны пуховых платков, ватные палочки, гуашь белого, серого цвета, салфетки, стаканчики с водой,палитры-пробники.

 

                                             План занятия

1.Вводная часть:

Создание проблемной ситуации.

Создание мотива для деятельности детей.

Определение целей.

2.Основная часть:

Показ, комментирование, дискуссия.

Рассказ воспитателя (просмотр презентации)

Физкультурная пауза

Рассматривание выставки

Продуктивная деятельность

3.Заключительная часть

Закрепление полученных знаний

Подведение итогов занятия

Создание эмоционального настроя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                               Ход  занятия

 1.Вводная часть.

(Дети стоят парами)

Воспитатель: Сегодня мы с вами совершим экскурсию в музей и не просто музей, а музей - мастерскую, где вспомним и закрепим то, что нам известно, узнаём что-то новое.

      (Чтение стиха )

       Вижу чудное приволье

       Вижу реки и поля

       Это русское раздолье

       Это- Родина моя.

Как называется наша Родина?

Дети: Наша Родина- Россия.

Воспитатель: А как называется край, в котором мы живём?

Дети: Мы живём в Оренбургской области ( в Оренбуржье)

Воспитатель: Чем богат наш Оренбургский край?

Дети: Хлебом, металлом, нефтью, газом, яшмой, солью, пуховыми платками.

 

Воспитатель: Сейчас ребята раскажут нам  стихи про наш край Оренбургский

 

1 ребенок

Люблю бескрайние просторы,

Край необъятный странный наш,

Платков изящные узоры,

Степей и гор простой пейзаж.

2 ребенок

Люблю зимы трескучий холод

И лета томную жару,

На окнах - роспись и узоры,

Росу на листьях поутру,

3 ребенок

Урала жгучую прохладу,

Степей бескрайний наш простор,

В лесу из зелени преграду –

 

Воспитатель: Теперь мы с вами пройдем в следующий зал музея , которая называется  «История вязания»

(Дети присаживаются на стульчики)

Как вы думаете, кто придумал технику вязания, мужчины или женщины? Вязание являлось мужским ремеслом, так как женщины пряли шерсть. Найденные в Египте и сохранившиеся вязаные носки являются самыми ранними экземплярами вязаных предметов дошедшими до наших дней. Скажите, а какое вязаное изделие является символом нашего Оренбургского края?

Дети: Это – Оренбургский пуховый платок.

 

2.Основная часть.

 

       (Слушание отрывка из песни Л. Зыкиной «Оренбургский пуховый платок».)

Воспитатель: Посмотрите как красиво украшен зал вязаными платками. Сегодня мы узнаем о народном промысле Оренбуржья – вязании платков, паутинок, палантинов.

Гости приезжающие из разных концов земли хотят купить в подарок паутинки и Оренбургские пуховые платки. Во многих селениях Оренбуржья, чуть ли не в каждом сельском доме вяжут платки. Секреты мастерства передаются от матери к дочери, от бабушки к внучке.

Давайте посмотрим видео:

Показ слайдов.

Слайд №1 «Оренбургский пуховый платок»

Слайд №2;3 «Виды пуховых платков»

(Воспитатель берёт в руки паутинку).

 

Воспитатель: Из чего же вяжут такие платки?

Дети: Из козьего пуха.

Слайд № 4 «Изображение козы»

 

Рассказ ребенка: Это домашнее животное, очень ласковое. Она дает молоко, мясо, пух.

Слайд №5

.Воспитатель: Ребята, посмотрите, Хозяева  чешут козу в феврале месяце, при этом ухаживая за козой и получая пух.

Слайд6

После чески пух очищают от грязи (от соломы,перхоти,волос)

Затем его стирают.

Слайд 7 ;8 Посмотрите, этой чесалкой пушат пух.

Слайд 9;10

Теперь берут веретено и прядут нитку.

Есть еще и машинная прялка

Слайд11 После чего получаются вот такие нитки и можно уже и приступать к вязанию.А чем вяжут пуховницы платки?

Дети : Спицами ; Иголками

Слайд12

Затем из пряжи спицами вяжут палантины, шали.

Слайд13  Оренбургские пуховые платки привлекают внимание своими невероятно красивыми узорами. Платок состоит из 3-х частей украшения в виде каймы, зубчиков и середина платка. Так Оренбургский платок стал явлением художественного ремесла со своими традициями. Посмотрите, какие разнообразные узоры на паутинке.

Слайд14;15

Для того чтобы лучше был виден  узор и выглядело аккуратно платок натягивают на пяльцах

Слайд 16

Оренбургские пуховые платки настолько тонкие и изящные ,что их можно провести через обручальное кольцо.

 

Рассматривание узоров на пуховых изделиях.

Воспитатель: Женщин, которые вяжут пуховые платки называют пуховницами.Работа пуховниц очень сложная, но важная и нужная людям.

 

Говорят, «дело мастера боится» - как вы понимаете эту пословицу?

Только умелая мастерица может создать такие красивые платки, паутинки, палантины.

 

Физкультурная пауза:

(Дети выходят в центр группы)

 

                                 Игра «Ручеек»

(Дети садятся на пол и рассматривают узоры ддя платков)

ВоспитательА как придумывают пуховницы узоры для своих паутинок?

(ответы детей)

Воспитатель: Пуховницы готовые узоры издавна из рук в руки передают, многим они знакомы.

Это - глушинки, змейки, елочки, кошачьи лапки, павлиний хвост и другие. А новые узоры им природа подсказывает. Например, прилипнет к одежде снежинка мохнатенькая в лучиках вся, так и хочется ее связать или мороз подсказывает новый узор: нарисует на стеклах окон, только срисовывай, фантазируй, да вяжи: тут и елочки и веерочки и трилистники, и многое другое. Ну, а построение у всех паутинок одинаковое. По краям зубчики, вокруг – кайма, а середина ажурная. Кайма от середины отделана дорожкой.

 

Продуктивная деятельность

 

Теперь я приглашаю вас в свою мастерскую побыть мастерами по изготовлению пухового платка, но как мы знаем платки бывают очень разными. Какими? (Дети называют)

Наши мастерицы столько за свою жизнь связали платков, что уже не знают какой еще узор придумать, может быть, мы с вами им поможем – придумаем и нарисуем узор для ажурной  паутинки и отдадим нашим мастерицам, пусть по нашим узорам свяжут платок?

А, чтобы изготовить ажурные платки для наших мам поиграем с пальчиками.

Пальчиковая игра:

 

«В гости к пальчику большому»

В гости кпальчику большому

В гости к пальчику большому

Приходили прямо к дому

Указательный и средний,

Безымянный и последний.

Сам мизинчик-малышок,

Постучался на порог.

Вместе пальчики-друзья,

Друг без друга им нельзя.

 

(Показ и объяснение приемов рисования воспитателем.)

Воспитатель:Я приготовила вам для работы ватные палочки, которые мы называем  тычки. Ими очень удобно рисовать. Я вам покажу технику работы тычком. Сначала мы обдумываем, что будем рисовать в середине. Берем тычок в руку и опускаем его в краску, затем точными, точечными движениями начинаем наносить узор, помним, что узор у паутинки должен быть ритмичным, повторяющимся, ровным. Если вы продумали свой узор, то можно приступать к работе.

(Рисование «Пуховые узоры Оренбургских платков»    нетрадиционным способом с помощью нетрадиционной техники изобразительной деятельности . (Ватные палочки)  .)

 

3.Заключительная часть

Анализ и самоанализ деятельности детей

Воспитатель: Вот и готовы наши макеты платков. Понравилось вам работать художниками? Давайте покажем свои работы .

Алекса, чья паутинка тебе нравится? Почему? Ажурная ли получилась паутинка?

Чем славен Оренбургский край? Что нового вы узнали сегодня? (как вяжут платки).

Какие бывают платки? Какие  названия узоров запомнили? Чем рисовали? Как называется такое рисование? (тычком)

Воспитатель:Вяжут ли у вас дома?

Сегодня мы с вами познакомились с историей появления Оренбургского пухового платка. Века идут, а он нужен и сегодня, потому что он несет людям тепло, здоровье бережет, красотой веселит, он как хлеб – никогда не надоест. И кем бы вы ни были в жизни: учителями, крановщиками, лаборантами, врачами, почтальонами – вам будет всегда доставлять большую радость – умение творить красоту и дарить её своим близким и самым родным людям. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Оренбургский пуховый платок.

история создания пухового платка...

Мини-музей "Оренбургский пуховый платок"

Мини-музей «Оренбургский пуховый платок» Мне платок подарили пуховый,Оренбургский пуховый платок.Он согреет, как теплое слово,Даст мне силы, как влаги глоток. Этот пух, оренбургские козыНара...

"Оренбургский пуховый платок"

Заботясь о сохранении народных промыслов, народной культуры, мы формируем у детей чувство принадлежности к своему народу....

Тема: «Оренбургский пуховый платок».

Цель: Формирование умение создавать образ на белой ткани. ...

«Оренбургский пуховый платок»

Парциальная образовательная программа «Оренбургский пуховый платок» рассчитана на детей дошкольного возраста. Данная программа реализуется в средней группе ДОУ в процессе взаимодействия со взрослыми, ...

Занятие «Оренбургский пуховый платок»

Цель: Формирование представлений о традициях Оренбуржья в диалоговом общении с элементами театрализованной деятельности. Развитие неповторимой индивидуальности каждого ребенка, его интереса к разнообр...

Совместная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста «Оренбургский пуховый платок»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 19 «Улыбка»Южноуральского городского округа457045, Россия, Челябинская обл., г. Южноуральск, ул. Советской Армии 18 В, 4-8...