Совместная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста «Оренбургский пуховый платок»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Погребняк Ольга Борисовна

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 19 «Улыбка»

Южноуральского городского округа

457045, Россия, Челябинская обл., г. Южноуральск, ул. Советской Армии 18 В, 4-86-57

 

 

                                         Совместная деятельность с детьми               

«Оренбургский пуховый платок»

 

Старшая группа

 

                                                                                 Составитель:

                                                                                       ПогребнякО.Б.

 

 

Южноуральск

                                                             2017 г

Цель:                                                                                                                        Формировать представление о своей малой родине и ее людях;  знакомить с историей казаков Южного Урала, их мастерами и ремеслами. Развивать индивидуальность каждого ребенка, его интерес к разнообразию узоров Оренбургских платков; их передаче в рисунке путем использования традиционной и нетрадиционной техники изобразительной деятельности. Способствовать расширению кругозора.                                                                 

Задачи:                                                                                                           Вызвать интерес к занятиям по ознакомлению детей с мастерами казаков Южного Урала .                                                                                                          Закрепить знания детей о некоторых видах ремесел, обобщить представление о народных промыслах.                                                                                                         Учить отвечать на вопросы полным ответом. решать заданную проблему. Способствовать речевому развитию через обогащение и активизацию словаря Оренбургский пуховый платок, ажурная паутинка, , пух, пуховницы,  середина, кайма, вязать.                                                                                              Развивать художественно-образные основы изо деятельности  детей посредством изображения узоров Оренбургских платков с помощью изобразительной деятельности. Совершенствовать технику рисования кистью и ватной палочкой. умения рисовать узоры на бумаге квадратной формы Воспитывать  уважение и интерес к мастерицам  и народным промыслам

Использование технологий   икт слайд-презентация  и здоровьесберегающие   технологии.                            

Методы и приемы.  наглядный, беседа, познавательно – исследовательский,  игровой, показ со словесным сопровождением, рассматривание, прослушивание песни.                                                                                         Группа оформлена элементами интерьера избы.

Предварительная работа: показ презентации, Где берут пух для вязания платков и палантинов. Беседы, организация выставки: «оренбургские козы и горные козы».

 

Материал и оборудование:

Техническое обеспечение: компьютер.

Музыкальный ряд: песня «Оренбургский пуховый платок .стихи Оренбургских поэтов на тему: «Оренбургским пуховницам»,

Зрительный ряд: выставка паутинок

Элементы оформления: интерьер избы. печь, лавки, короб с пухом, веретено, спицы, клубки.

Оборудование для рисования: шаблоны пуховых платков, ватные палочки, кисточки .гуашь, салфетки, стаканчики с водой.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 19 «Улыбка»

Южноуральского городского округа

457045, Россия, Челябинская обл., г. Южноуральск, ул. Советской Армии 18 В, 4-86-57

                                         Совместная деятельность с детьми                

«Оренбургский пуховый платок»

Старшая группа

                                                                                 Составитель:

                                                                                       ПогребнякО.Б.

Южноуральск

                                                             2017 г

Совместная деятельность «Оренбургский пуховый платок»                                  

Конспект проведения                                                                                           образовательной деятельности в старшей группе                                                                            по художественно эстетическому развитию (рисование)                                                  Тема: «Оренбургский пуховый платок»                                                                      

Цель:                                                                                                                        Формировать представление о своей малой родине и ее людях;  знакомить с историей казаков Южного Урала, их мастерами и ремеслами. Развивать индивидуальность каждого ребенка, его интерес к разнообразию узоров Оренбургских платков; их передаче в рисунке путем использования традиционной и нетрадиционной техники изобразительной деятельности. Способствовать расширению кругозора.                                                                

Задачи:                                                                                                           Вызвать интерес к занятиям по ознакомлению детей с мастерами казаков Южного Урала .                                                                                                          Закрепить знания детей о некоторых видах ремесел, обобщить представление о народных промыслах.                                                                                                         Учить отвечать на вопросы полным ответом. решать заданную проблему. Способствовать речевому развитию через обогащение и активизацию словаря Оренбургский пуховый платок, ажурная паутинка, , пух, пуховницы,  середина, кайма, вязать.                                                                                              Развивать художественно-образные основы изо деятельности  детей посредством изображения узоров Оренбургских платков с помощью изобразительной деятельности. Совершенствовать технику рисования кистью и ватной палочкой. умения рисовать узоры на бумаге квадратной формы Воспитывать  уважение и интерес к мастерицам  и народным промыслам

Использование технологий   икт слайд-презентация  и здоровьесберегающие   технологии.                            

Методы и приемы.  наглядный, беседа, познавательно – исследовательский,  игровой, показ со словесным сопровождением, рассматривание, прослушивание песни.                                                                                         Группа оформлена элементами интерьера избы.

Предварительная работа: показ презентации, Где берут пух для вязания платков и палантинов. Беседы, организация выставки: «оренбургские козы и горные козы».

Материал и оборудование:

Техническое обеспечение: компьютер.

Музыкальный ряд: песня «Оренбургский пуховый платок .стихи Оренбургских поэтов на тему: «Оренбургским пуховницам»,

Зрительный ряд: выставка паутинок

Элементы оформления: интерьер избы. печь, лавки, короб с пухом, веретено, спицы, клубки.

Оборудование для рисования: шаблоны пуховых платков, ватные палочки, кисточки .гуашь, салфетки, стаканчики с водой.

Ход  НОД                                                                                                                         

Дети . под музыку проходят в зал                                                                                     Воспитатель.  Предлагает детям поздороваться друг с другом, как  люди здоровались  в старину

Дети Здороваются

Воспитатель. Ребята вы бы хотели отправиться в прошлое,  где нет автомобилей, компьютерной техники, и много другого, что есть у нас в настоящем времени  и познакомиться с новым ремеслом которым люди занимались в старину.

Дети Да

Воспитатель Отлично. Закрываем глаза, поворачиваемся три раза во круг себя и поговариваем раз, два , три настоящие в прошлое нас отвези.

Дети Отправляются знакомиться с новым ремеслом.  

Воспитатель.  Ой ребята посмотрите, мыс вами оказались в выставочном зале, наверное настоящее время решило нас познакомить с новым ремеслом именно здесь .А вы ребята согласны познакомиться с ремеслом в выставочном зале?

Дети Согласны, разные ответы.

Воспитатель. Сегодня мы познакомимся с новым ремеслом уральских казаков.  Казаки всегда славились своими мастерами, одаренными людьми.

 давайте пройдем на выставку  и внимательно все рассмотрим .проходя к выставке  воспитатель спрашивает каких мастеров Урала они знают

Дети Играют в дидактическую игру «Подбери орудие труда к к ремеслу».

Дети Проходят  и подходят к Экрану

слайд 1

Воспитатель. Я вам расскажу об одной из гордости нашего уральского края, оренбургском пуховом платке  

слайд 2

Промерзшая степь начала жаловаться, что умирает от холода. Ее услышала «каменная баба» (так называют в народе огромные валуны, и пожалела – сплела из облаков пушистый и теплый платок, и укрыла им степь.

слайд 3

Воспитатель. Ребята  как вы думаете, из чего каменная баба могла сплести пушистый теплый платок, чем она укрыла степь?

Дети  ответы Снег ,снежинки и т.д.

Воспитатель. Это чудо так понравилось людям, что они начали повторять узоры и вязать платки из нежного козьего пуха.

Слайд4

Первые узоры на платках вывязали оренбургские казачки.  Красивый пуховый платок стал частью женского народного костюма казачек.  О мастерстве оренбургских казачек сложена легенда: «Давным-давно связала одна местная казачка платок такой неведомой красоты, что ей посоветовали послать его в подарок царице. Царица подарком осталась довольна, а казачку ту велела наградить деньгами – да так, чтобы на всю жизнь безбедную хватило. Но вместе с тем приказала и ослепить пуховницу, чтобы никто не носил таких платков, как у самой царицы. А все ж таки оплошала государыня. Была у казачки дочка, тоже вязала знатно. Вот и пошли из того семейства по всему уральскому краю платки».

который давно стал сувениром Урала .

красоту оренбургского платка воспевали поэты

Дети

1Мне платок подарили пуховый

Оренбургский пуховый платок.

Он согреет, как тёплое слово,

Даст мне силы, как влаги глоток.

2.Этот пух оренбургские козы

Нарастили в степях среди гор,

Где гуляют ветра и морозы,

Чтоб сплела мастерица узор.

3.Чтоб тончайшую нить отбелила,

Расчесала искусной рукой,

Людям сердце своё подарила,

И тепло, и уют, и покой.

4.Я изящным движением накину

Паутинки ажурный наряд,

Распрямлю свои плечи и спину,

И окрашу лукавостью взгляд.

Воспитатель мастерицы  - рукодельницы длинными зимними вечерами вязали платки и ажурные паутинки. (Показываю детям Оренбургский платок) Создавали эту красоту из мягкого и шелковистого козьего пуха. (Показываю детям козий пух)

Дети Рассматривают паутинку ,обратите внимание на ажурные паутинки у каждой из них свой неповторимый рисунок и у каждой паутинки есть кайма. Ее вяжут как кружева. В которых вплетены просторы нашего уральского края, его красивые цветы, травинки, ручейки и речки, рощицы и долинки. У нас зимой очень много снега и животные и птицы оставляют следы на снегу. Вот мастера пуховых изделий очень часто переносят на свои работы эти следы. И делают это на столько, искусно, что они получаются сказочно красивыми.

Секреты мастерства передаются от матери  к дочери, от бабушки к внучке.                                                          Давайте поиграем с вами в игру:

Воспитатель:У меня на столе разложены картинки животных и птиц которые водятся в нашем родном краю, а на другом столе карточки с изображенными на них следами этих животных.

Ваша задача определить какому зверю или птице принадлежат эти следы..

Дети проводится дидактическая игра. «Чьи следы»

Воспитатель:  Ребята давайте еще раз рассмотрим узоры платка на картинах и разберем, на какие следы похожи узоры .

Слайд 5

Дети разглядывают узоры на платке.

Воспитатель  Вы бы хотели создать свой узор для оренбургского

платка.

Дети Ответы

Воспитатель  Я вам предлагаю создать свой узор  и отправить его мастерицам пуховницам, чтобы они смогли связать паутинку с вашим узорам, и вы будите знать, что где то пуховый платок именно с вашим узором ,согревает, чьи то плечи своим теплом.

Дети Ответы

Воспитатель.   Проходите  пожалуйста в  мастерскую и занимайте рабочие места

Перед работой  предлагаю вам превратиться в художников для стихотворения  и нарисовать его своими руками

Дети 

Люблю бескрайние просторы,

Край необъятный странный наш,

Платков изящные узоры,

Степей и гор простой пейзаж.

Воспитатель Показ и объяснение приемов техники рисования.

Дети  Саша какие названия узоров ты запомнил, и т. д.

Помним, что узор у паутинки должен быть ритмичным, повторяющимся, ровным. Если вы продумали свой узор, то можно приступать к работе. А рисовать узор мы будем под народную мелодию .

Воспитатель и дети  Вот и готовы наши макеты платков. Понравилось вам работать художниками? Давайте покажем свои работы друг другу .

С каким ремеслом вы сегодня познакомились? Что вы можете предложить создать сегодня, своим родителям ? (как вяжут платки).

А кому вы расскажите ,какие  названия узоров запомнили? Каким ремеслом мастерицы - рукодельницы  занимаются издавна? (вяжут пуховые платки)

Из чего вяжут платки? (из козьего пуха)            и т д


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Организация совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования»

Из опыта работы Епифановой Татьяны Сергеевны,  воспитателя МДОУ детский сад №36 г. Кунгура...

Конспект совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста на тему "Народные мастера гжели"

Данное мероприятие разработано для воспитанников подготовительной группы по ознакомлению с декоративно-прикладным искусством, которое  предполагает использование ИКТ и инновационных технолог...

Конспект совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по физической культуре «Отгадай и сделай»

Конспект совместной деятельности по физической культуре с детьми старшей группы «Отгадай и сделай»...

План-конспект совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Развиваем выносливость в беговых заданиях и ловкость в упражнениях с мячами»

План-конспект совместной деятельности с детьми подготовительного дошкольного возраста. При написании конспекта были использованы технологии: развивающая - Таишева М.М., Яковлева А.И.; здоровьесберегаю...

Конспект совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по ознакомлению с декоративно-прикладным искусством «Золотая хохлома»

Данный материал направлен на ознакомление детей с разными видами народного декоративно-прикладного искусства. Учит детей замечать художественные элементы, определяющие специфику «золотой хохломы...

Конспект совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста "Что такое радость?"

Досуговая деятельность с дошкольниками по развитию эмоциональной сферы и корректировки эмоционального фона  детей....

Конспект совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста "Цветик - семицветик" по теме "Весна" с приоритетным видом деятельности по ФЭМП.

Материал включает в себя задания по ФЭМП детей старшей группы для закрепления следующих знаний:временные понятия; количественный и порядковый счет в пределах 10; умение ориентироваться относительно се...