Конспект занятия "Волшебный лес Вирявы"
учебно-методический материал (средняя группа) на тему

Зубко Наталья Вячеславовна

Занятие по познавательному развитию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kon_zan_volsheb_les_viryavy.docx18.6 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ «Детский сад №22 комбинированного вида»

Конспект  занятия по познавательному развитию в средней группе

Тема: « Волшебный лес Вирявы».

Подготовила воспитатель:

Зубко Наталья Вячеславовна

Саранск 2016г.

Программное содержание: 

Формировать у детей знания древней культуры Мордовии. Уточнить и закрепить знания детей о сезонных изменениях в природе, временах года, о растительном и животном мире леса. Развивать логическое мышление, речь, активизировать словарь. Воспитывать познавательный интерес и любовь к окружающему миру, бережное к нему отношение.

Материалы: 

Конверт с письмом; иллюстрации древних божеств мордвы; кукла в мордовском костюме; картинки животных, птиц, деревьев.

Предварительная работа:

 Чтение мордовских народных сказок, мифов о божествах мордвы, просмотр иллюстраций.

Ход занятия:

 - Ребята, в каком городе мы с вами живем? ( В Саранске)

- А в какой республике? (В Мордовии)

- В нашей республике и в нашем городе проживают люди разных национальностей: мордва, русские, татары и др.

- У каждой национальности есть своя культура, свой национальный язык, свои божества.

- Давайте вспомним божества мордвы. Как называется покровительница леса? (Вирь-ава).  Покровительница воды (Ведь-ава). Покровительница дома (Кудо-ава). Кроме них есть и другие божества: Мода-ава, Тол-ава, Норов-ава, Баня-ава и другие. Эти божества могли быть как добрыми, так и злыми. На небе обитал самый могущественный хозяин- верховный бог, подчинивший все другие божества. Его называли: Нишке-паз, Вере-паз эрзяне, а у мокшан-Шкай. Он создал все: и небо, и землю, и воду, и огонь.

(Стук в дверь, входит кукла в мордовском костюме в руках  конверт с письмом.)

- Здравствуйте, ребята! Я богиня леса – Вирява. Приглашаю вас отправиться в путешествие по волшебному лесу.

- Отправляемся в путь. Ребята, смотрите, у нас на пути река. А чтобы нам перейти речку, вы должны отгадать загадку. 

Снежок растаял и с полей

Бежит проворливый  …

(Ручей.)

- А вот еще одна загадка:

Появился из-под снега,

Увидал кусочек неба.

Самый первый самый нежный,

Чистый маленький …

(Подснежник.)

- Ребята, посмотрите сколько цветов? Кто знает, как они называются?

- Давайте поиграем в игру « Что лишнее?» (на доске картинки цветов и любого дерева.)

- Молодцы, ребята!

- Вот мы и пришли в волшебный лес Вирявы. Посмотрите, какие красивые деревья растут в лесу, как их здесь много. Кто знает, как они называются? (На доске картинки: ель, сосна, береза, дуб, клен.)

- Скажите, пожалуйста, что происходит с деревьями весной? (деревья просыпаются, оживают,  на деревьях набухают почки, распускаются листочки)

- Посмотрите, как много листочков возле наших деревьев, они все смешались. Давайте, правильно разложим наши листочки. Листочек дуба – к дубу, листочек клена – к клену, листочек березы – к березе и т.д.

Игра « Чей листочек?»

- Ребята, скажите,  какие животные живут в лесу? (Волк, лиса, медведь, заяц, белка, кабан.)

( На доске картинки животных и их детенышей)

Игра «Назови детеныша» (Волчонок, лисенок, медвежонок, зайчонок, бельчонок.)

- Ребята, скажите, какие птицы живут в лесу? ( Воробей, синица, дятел, соловей, кукушка и т.д.)

Игра «Кто лишний?» (Картинки животных и птица,  и наоборот.)

- Понравилось, вам гулять в лесу? (Да). Нам пора возвращаться в детский сад.

- Но ведь  лес Вирявы волшебный и чтобы из него выйти, нужно выполнить ещё одно задание. Согласны! Я буду читать вам стихи, а если что-то будет не так, вы меня поправите.

Дел у меня не мало -

Я белым одеялом всю землю укрываю

В лёд руки убираю.

Белю поля, дома…

Зовут меня (весна) … зима!

Я раскрываю почки,

В зелёные листочки деревья одеваю

Посевы поливаю,

Движения полна

Зовут меня (осень) … весна!

Я соткано из зноя,

Несу тепло с собою

Я реки согреваю

«Купайтесь!» - приглашаю

И любите за это вы все меня

Я (зима) нет, лето!

Несу я урожаи,

Птиц к югу отправляю,

Деревья раздеваю,

Но не касаюсь сосен и ёлочек

Я (лето) нет, осень!

(При этом выставляются на доску картинки «Времена года»).

- Молодцы! Вот мы и вернулись в детский сад.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по физическому воспитанию "Волшебный лес Вирявы" - старшая группа (материалы опубликованы в учебно –методическом пособии «Спортивные мероприятия для детей 5 – 7 лет с использованием мордовского фольклора» МО РМ)

Конспект занятия по физичскому воспитанию "Волшебный лес Вирявы"Программное содержание:1.    Познакомить детей с тем, какое влияние разные цвета оказывает на физическое и эмоциональное ...

"В гостях у Вирявы"

Обобщающее занятие по ознакомлению дошкольников с мордовскими сказками....

Занятие для средней группы "Подарки для Вирявы"

Художественное творчество (рисование пластилином)...

Конспект сценария праздника "В гостях у Вирявы" (подготовительная группа)

Сценарий праздника "В гостях у Вирявы" в подготовительной к школе группе...

Развлечение с использованием мордовского фольклора «В гостях у Вирявы»

Основные задачи данного материала- формировать представления детей дошкольного возраста о родном крае, мордовской национальной культуре;знакомить детей с мордовскими подвижными играми,с историей, быто...

1. Конспект по рисованию 2. Конспект по конструированию 3. Конспект по математике. 4. Конспект по окружающему миру.

Тема1. Рисование "Осенний пейзаж. Дождь" (05.10.2021)2. Окружающий мир «Такие разные, такие важные ». бытовые предметы и техника. Их значение в жизни человека. (11...

Конспект занятия по изучению мордовского фольклора «Путешествие в мордовскую сказку «Вирява»

Программное содержание:- формировать представление детей дошкольного возраста о родном крае, мордовской национальной культуре;-развивать внимание, мышление, память, умение делать выводы.- во...