Конспект НОД по краеведению на тему "Зима на Орловщине"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Гиржева Ирина Витальевна

Конспект занятия по краеведению в подготовительной логопедической группе «Зима на Орловщине»

Программные задачи: формировать представления о природных и климатических условиях орловского края; уточнить представления об изменениях, происходящих зимой в природе и животном мире; уточнить знания о временах года (зиме) и зимних месяцах; воспитывать интерес и любовь к родному краю, бережное отношение к природе.

Развитие речи: активизация словаря (суровая, снежная, снегопад, вьюжная), образование относительных прилагательных (волчьи, лисьи, кабаньи, заячьи, рысьи, беличьи, медвежьи, барсучьи следы, лосиные, ежиные следы); выразительное чтение стихов о зиме Орловских поэтов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zima_na_orlovshchine.docx23.72 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по краеведению «Зима на Орловщине»

Программные задачи: формировать представления о природных и климатических условиях орловского края; уточнить представления об изменениях, происходящих зимой в природе и животном мире; уточнить знания о временах года (зиме) и зимних месяцах; воспитывать интерес и любовь к родному краю, бережное отношение к природе.

Развитие речи: активизация словаря (суровая, снежная, снегопад, вьюжная), образование относительных прилагательных (волчьи, лисьи, кабаньи, заячьи, рысьи, беличьи, медвежьи, барсучьи следы, лосиные, ежиные следы); выразительное чтение стихов о зиме Орловских поэтов.

Оборудование: картинки-символы признаков зимы, 2 елочки, картины К.Былинко «Тургеневский бережок» и «Река Орлик», картинки с зимним пейзажем, картинки с птицами, с дикими животными Орловского края, картинки с их следами, запись музыки, «снежный» комок, письмо и шкатулка от царицы Зимы с угощением.

Ход занятия.

Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку:

Тройка в край наш прилетела,

Скакуны в той тройке белы,

А в санях сидит царица —

Белокожа, светлолица.

Как махнула рукавом -

Все покрыла серебром! (Зима)

Как вы думаете, о какой царице говорится в этой загадке? Как вы догадались?

А как называется наш край, наша малая родина, в которой сейчас царит Зима? ( Орловский край, Орловщина)

На какой тройке прилетела зима в наш Орловский край? Что за скакуны в этой тройке?

Правильно, это зимние месяцы. Вспомните их названия.

Да, зима - царица трех месяцев: декабря, января, февраля. Какой зимний месяц сейчас?

Не везде бывает такая зима, как у нас.

Давайте с помощью картинок - символов, которые я буду показывать, расскажем о признаках нашей орловской зимы.

  1. - Солнце зимой светит мало, не греет.
  2. - Дни зимой короткие, а ночи длинные.
  3. - Зимой бывают сильные морозы, на окнах морозные узоры.


  1. - Зимнее небо может быть ясным и пасмурным, со снежными облаками.
  2. - Ветер зимой холодный, сильный, ледяной...
  3. - Зимой часто идет снег, бывает снегопад.
  4. - Зимой часто бывают вьюги, метели, поземки.
  5. - Реки, озера и пруды зимой покрываются льдом.

9        - Деревья и кусты зимой стоят голые, их ветки покрыты снегом или
инеем.

Давайте поиграем: будем передавать снежный ком и называть красивые слова об орловской зиме. Зима какая? (Словесная игра «Подбери словечко»)

Молодцы, ребята. Вы рассказали, какая разная бывает зима у нас на Орловщине: холодная, белая, снежная, вьюжная, морозная, суровая, тихая, мягкая.

Мы с вами каждый день видим зиму во время прогулок, глядя в окно. А еще зиму можно увидеть на картинах художников.

Посмотрите, перед вами 2 картины известного нам орловского художника Камила Вячеславовича Былинко. Вспомните, как называется эта картина? («Бережок Тургенева»)

С этого берега реки Оки наш орловский писатель И. Тургенев часами наслаждался природой родного орловского края.

  • Посмотрите теперь на эту картину («Река Орлик»)
  • Какая река изображена здесь, как она называется?
  • Как вы догадались? (плавают птицы только в этом месте, подвесной мост)
  • Эту картину написал также орловский художник К.В. Былинко. Он назвал ее «Река Орлик».

А теперь посмотрите на эту картину и скажите, чем можно заниматься зимой на прогулке?

Дети: Кататься на коньках, на лыжах, на санках, строить крепость, лепить снеговиков.

Многие поэты, писатели, композиторы описывали в своих произведениях

зиму-красавицу. Давайте вспомним, как про это время года писали  орловские

поэты.

Дети читают заранее выученные стихотворения Ф.И.Тютчев

Мама! глянь-ка из окошка -Знать, вчера недаром кошка Умывала нос:

Грязи нет, весь двор одело, Посветлело, побелело -Видно, есть мороз.

Не колючий, светло-синий По ветвям развешан иней -Погляди хоть ты!

Словно кто-то тороватый


свежей, белой, пухлой ватой Все убрал кусты.

Уж теперь не будет спору:

За салазки, да и в гору

Весело бежать! Правда, мама? Не откажешь,

А сама, наверно, скажешь:

"Ну, скорей гулять!"

Дмитрий Блынский

Зимой у нас - что в русской сказке.

Где еще

На свете есть подобная зима?

Представь - летящий снег и дуб седеющий.

Да это же поэзия сама!

А. Фет

Чудная картина,

Как ты мне родна:

Белая равнина,

Полная луна,

Свет небес высоких,

И блестящий снег,

И саней далеких Одинокий бег.

Ф.И.Тютчев

Чародейкою Зимою Околдован, лес стоит –

И под снежной бахромою, Неподвижною, немою, Чудной жизнью он блестит.

И стоит он, околдован,-

Не мертвец и не живой —

Сном волшебным очарован,

Весь опутан, весь окован

Легкой цепью пуховой...

Солнце зимнее ли мещет

На него свой луч косой —

В нем ничто не затрепещет, Он весь вспыхнет и заблещет Ослепительной красой.

Молодцы!

А сейчас закройте глаза и представьте себе, что мы садимся в сани и под волшебную музыку нашего знаменитого орловского композитора Василия Калинникова отправимся в путешествие в орловский лес и посмотрим, как ему зимуется.

(звучит фрагмент 1 симфонии В.Калинникова)

- А теперь предлагаю погулять по зимнему лесу.

Физкультминутка «Прогулка в зимнем лесу»


Мы пришли в зимний лес

Сколько здесь вокруг чудес

Справа - березка в шубке стоит

Слева - ёлка на нас глядит

Снежинки в небе кружатся

На землю красиво ложатся

Вот и зайка проскакал

От лисы он убежал

Это серый волк рыщет

Он себе добычу ищет!

Все мы спрячемся сейчас.

Не найдёт тогда он нас.

Лишь медведь в берлоге спит

Так всю зиму он проспит

Пролетают снегири

Как красивы они!

В лесу красота и покой

Сядем, полюбуемся орловской зимой!


 

Ходьба по комнате

Разводят руками

Отводят руку в сторону и смотрят

Отводят руку и прослеживают взглядом

Движение «фонарики»

смотрят вверх, приседают.

Прыжки, руки на поясе,

Наклоны в стороны.

Приседают, прячась

Имитируют сон

Имитируют полёт птиц

Разводят руки в стороны Садятся на свои места.

Тихо, беззвучно в зимнем лесу. Но это не означает, что все замерло до весны. В лесу продолжается скрытая жизнь. Много крупных и мелких зверей и птиц живет и кормится в накрытом снежной нависью, притихшем зимнем лесу.

Какие звери живут в наших орловских лесах? (дети отвечают и показывают картинки с изображением зверей)

В подтверждение этому на скатерти снегов видны красивые узоры следов.

Вот на фотографиях следы диких животных, которые обитают в лесах Орловщины.

Как думаете, чьи это могут быть следы?

Дети: это волчьи следы, лисьи следы, рысьи следы, кабаньи следы, заячьи следы, беличьи следы.

А чьих следов мы не увидим в зимнем лесу?

Дети: мы не увидим ежиных, барсучьих, медвежьих следов. Эти звери зимой спят.

-Молодцы! Отлично знаете животных родного края.

А здесь перед вами картинки, на которых изображены птицы. Надо вспомнить птиц, зимующих на территории Орловщины, и поместить их на доске под снежинкой. А перелётных птиц, живущих в наших краях, поместить под солнцем.

Какие птицы зимуют у нас на Орловщине? (вороны, галки, сороки, голуби, воробьи, синицы, дятлы, совы, снегири, чиж, поползень, свиристель, сойка, щегол)

Голодно птицам зимой. Насекомые в зимней спячке. Плоды, ягоды, семена под снегом. Пуховые, теплые, перовые шубки защищают птиц от холода, но ни от голода. В суровые зимы очень много птиц погибает от голода.

Как мы можем помочь птицам пережить зиму? Можно сделать кормушки


и подкармливать птиц.

Чем можно подкормить птиц? (Можно подвесить для синиц несоленое сало, насыпать в кормушку зерна, семечки, крошки хлеба, крупу).

Послушайте    стихотворение    «Мороз»    орловской    поэтессы    Елены

Благининой.

Морозы жестокие

В этом году!

Тревожно за яблоньки В нашем саду.

Тревожно за Жучку:

В её конуре

Такой же морозище, Как на дворе.

Но больше всего Беспокойно за птиц — За наших воробышков, Галок, синиц.

У нас приготовлено

Всё для зимы:

Рогожей укутаем Яблоньки мы.

Побольше сенца

В конуру принесём, Беднягу дворнягу

От стужи спасём.

Но птицы! Как холодно

В воздухе им!

Поможем ли мы

Беззащитным таким?

Поможем! Их надо кормить,

И тогда

Им будет легко

Пережить холода,

После занятия мы с вами пойдем на прогулку и обязательно насыплем в кормушку зерновую смесь для птиц.

Сюрпризный момент. Дети, посмотрит, а что это там под елочкой?

Дети с воспитателем находят шкатулку царицы-зимы с запиской, в которой она благодарит за то, что они так много знают о зиме, и дарит им сладкие «снежки» (зефир).

«Дорогие дети! Я очень рада, что вы так много знаете о зиме, о диких животных и зимующих птицах своего Орловского края, знаете стихи орловских поэтов, любите свою родную природу. За ваши знания, за любовь к родной Орловщине получите от меня угощение. Царица Зима»

- Спасибо царице Зиме. А нам пора возвращаться из зимнего орловского леса:

Вокруг себя повернись, в детский садик возвратись.

Совсем скоро мы с вами пойдем на прогулку, полюбуемся красотой зимней природы родного орловского края, покормим зимующих птиц.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по краеведению на тему: «Мы дети Сочи». (Подготовительная к школе группа)

Программные задачи:1.Продолжать углублять и расширять знания детей о родном городе, как о городе курорте.2.Развивать речетворческие способности детей, используя прием фантазирования.3.Закреплять...

Конспект занятия по краеведенью "Я - Армавирец"

Конспект занятий в старшей группе....

Конспект занятия по краеведению

Я выросла и живу в Мещерском крае - крае тенистых лесов и болот.  А воспел красоту нашего края мой земляк, художник, краевед В.И. Рысин. Поэтому я познакомила детей с этим талантливым челов...

Конспект занятия по краеведению (старшая группа)

На  занятии "Краса Рязани" дети знакомятся с природой родного края, легендой о Мещере....

Конспект мероприятия по краеведению «Животный мир Медвежьегорска»

Конспект занятия по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста сживотным миром родного края....

Конспект НОД по краеведению на тему "Герб" для детей старшего дошкольного возраста.

На гербе России изображён двуглавый орёл. Головы его смотрят в разные стороны: одна на запад, другая на восток. Это символ единства огромной страны. На груди орла щит с изображением святого Георгия По...