Конспект НОД по краеведению на тему "Зима на Орловщине"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме
Конспект занятия по краеведению в подготовительной логопедической группе «Зима на Орловщине»
Программные задачи: формировать представления о природных и климатических условиях орловского края; уточнить представления об изменениях, происходящих зимой в природе и животном мире; уточнить знания о временах года (зиме) и зимних месяцах; воспитывать интерес и любовь к родному краю, бережное отношение к природе.
Развитие речи: активизация словаря (суровая, снежная, снегопад, вьюжная), образование относительных прилагательных (волчьи, лисьи, кабаньи, заячьи, рысьи, беличьи, медвежьи, барсучьи следы, лосиные, ежиные следы); выразительное чтение стихов о зиме Орловских поэтов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 23.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по краеведению «Зима на Орловщине»
Программные задачи: формировать представления о природных и климатических условиях орловского края; уточнить представления об изменениях, происходящих зимой в природе и животном мире; уточнить знания о временах года (зиме) и зимних месяцах; воспитывать интерес и любовь к родному краю, бережное отношение к природе.
Развитие речи: активизация словаря (суровая, снежная, снегопад, вьюжная), образование относительных прилагательных (волчьи, лисьи, кабаньи, заячьи, рысьи, беличьи, медвежьи, барсучьи следы, лосиные, ежиные следы); выразительное чтение стихов о зиме Орловских поэтов.
Оборудование: картинки-символы признаков зимы, 2 елочки, картины К.Былинко «Тургеневский бережок» и «Река Орлик», картинки с зимним пейзажем, картинки с птицами, с дикими животными Орловского края, картинки с их следами, запись музыки, «снежный» комок, письмо и шкатулка от царицы Зимы с угощением.
Ход занятия.
Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку:
Тройка в край наш прилетела,
Скакуны в той тройке белы,
А в санях сидит царица —
Белокожа, светлолица.
Как махнула рукавом -
Все покрыла серебром! (Зима)
Как вы думаете, о какой царице говорится в этой загадке? Как вы догадались?
А как называется наш край, наша малая родина, в которой сейчас царит Зима? ( Орловский край, Орловщина)
На какой тройке прилетела зима в наш Орловский край? Что за скакуны в этой тройке?
Правильно, это зимние месяцы. Вспомните их названия.
Да, зима - царица трех месяцев: декабря, января, февраля. Какой зимний месяц сейчас?
Не везде бывает такая зима, как у нас.
Давайте с помощью картинок - символов, которые я буду показывать, расскажем о признаках нашей орловской зимы.
- - Солнце зимой светит мало, не греет.
- - Дни зимой короткие, а ночи длинные.
- - Зимой бывают сильные морозы, на окнах морозные узоры.
- - Зимнее небо может быть ясным и пасмурным, со снежными облаками.
- - Ветер зимой холодный, сильный, ледяной...
- - Зимой часто идет снег, бывает снегопад.
- - Зимой часто бывают вьюги, метели, поземки.
- - Реки, озера и пруды зимой покрываются льдом.
9 - Деревья и кусты зимой стоят голые, их ветки покрыты снегом или
инеем.
Давайте поиграем: будем передавать снежный ком и называть красивые слова об орловской зиме. Зима какая? (Словесная игра «Подбери словечко»)
Молодцы, ребята. Вы рассказали, какая разная бывает зима у нас на Орловщине: холодная, белая, снежная, вьюжная, морозная, суровая, тихая, мягкая.
Мы с вами каждый день видим зиму во время прогулок, глядя в окно. А еще зиму можно увидеть на картинах художников.
Посмотрите, перед вами 2 картины известного нам орловского художника Камила Вячеславовича Былинко. Вспомните, как называется эта картина? («Бережок Тургенева»)
С этого берега реки Оки наш орловский писатель И. Тургенев часами наслаждался природой родного орловского края.
- Посмотрите теперь на эту картину («Река Орлик»)
- Какая река изображена здесь, как она называется?
- Как вы догадались? (плавают птицы только в этом месте, подвесной мост)
- Эту картину написал также орловский художник К.В. Былинко. Он назвал ее «Река Орлик».
А теперь посмотрите на эту картину и скажите, чем можно заниматься зимой на прогулке?
Дети: Кататься на коньках, на лыжах, на санках, строить крепость, лепить снеговиков.
Многие поэты, писатели, композиторы описывали в своих произведениях
зиму-красавицу. Давайте вспомним, как про это время года писали орловские
поэты.
Дети читают заранее выученные стихотворения Ф.И.Тютчев
Мама! глянь-ка из окошка -Знать, вчера недаром кошка Умывала нос:
Грязи нет, весь двор одело, Посветлело, побелело -Видно, есть мороз.
Не колючий, светло-синий По ветвям развешан иней -Погляди хоть ты!
Словно кто-то тороватый
свежей, белой, пухлой ватой Все убрал кусты.
Уж теперь не будет спору:
За салазки, да и в гору
Весело бежать! Правда, мама? Не откажешь,
А сама, наверно, скажешь:
"Ну, скорей гулять!"
Дмитрий Блынский
Зимой у нас - что в русской сказке.
Где еще
На свете есть подобная зима?
Представь - летящий снег и дуб седеющий.
Да это же поэзия сама!
А. Фет
Чудная картина,
Как ты мне родна:
Белая равнина,
Полная луна,
Свет небес высоких,
И блестящий снег,
И саней далеких Одинокий бег.
Ф.И.Тютчев
Чародейкою Зимою Околдован, лес стоит –
И под снежной бахромою, Неподвижною, немою, Чудной жизнью он блестит.
И стоит он, околдован,-
Не мертвец и не живой —
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Легкой цепью пуховой...
Солнце зимнее ли мещет
На него свой луч косой —
В нем ничто не затрепещет, Он весь вспыхнет и заблещет Ослепительной красой.
Молодцы!
А сейчас закройте глаза и представьте себе, что мы садимся в сани и под волшебную музыку нашего знаменитого орловского композитора Василия Калинникова отправимся в путешествие в орловский лес и посмотрим, как ему зимуется.
(звучит фрагмент 1 симфонии В.Калинникова)
- А теперь предлагаю погулять по зимнему лесу.
Физкультминутка «Прогулка в зимнем лесу»
Мы пришли в зимний лес
Сколько здесь вокруг чудес
Справа - березка в шубке стоит
Слева - ёлка на нас глядит
Снежинки в небе кружатся
На землю красиво ложатся
Вот и зайка проскакал
От лисы он убежал
Это серый волк рыщет
Он себе добычу ищет!
Все мы спрячемся сейчас.
Не найдёт тогда он нас.
Лишь медведь в берлоге спит
Так всю зиму он проспит
Пролетают снегири
Как красивы они!
В лесу красота и покой
Сядем, полюбуемся орловской зимой!
Ходьба по комнате
Разводят руками
Отводят руку в сторону и смотрят
Отводят руку и прослеживают взглядом
Движение «фонарики»
смотрят вверх, приседают.
Прыжки, руки на поясе,
Наклоны в стороны.
Приседают, прячась
Имитируют сон
Имитируют полёт птиц
Разводят руки в стороны Садятся на свои места.
Тихо, беззвучно в зимнем лесу. Но это не означает, что все замерло до весны. В лесу продолжается скрытая жизнь. Много крупных и мелких зверей и птиц живет и кормится в накрытом снежной нависью, притихшем зимнем лесу.
Какие звери живут в наших орловских лесах? (дети отвечают и показывают картинки с изображением зверей)
В подтверждение этому на скатерти снегов видны красивые узоры следов.
Вот на фотографиях следы диких животных, которые обитают в лесах Орловщины.
Как думаете, чьи это могут быть следы?
Дети: это волчьи следы, лисьи следы, рысьи следы, кабаньи следы, заячьи следы, беличьи следы.
А чьих следов мы не увидим в зимнем лесу?
Дети: мы не увидим ежиных, барсучьих, медвежьих следов. Эти звери зимой спят.
-Молодцы! Отлично знаете животных родного края.
А здесь перед вами картинки, на которых изображены птицы. Надо вспомнить птиц, зимующих на территории Орловщины, и поместить их на доске под снежинкой. А перелётных птиц, живущих в наших краях, поместить под солнцем.
Какие птицы зимуют у нас на Орловщине? (вороны, галки, сороки, голуби, воробьи, синицы, дятлы, совы, снегири, чиж, поползень, свиристель, сойка, щегол)
Голодно птицам зимой. Насекомые в зимней спячке. Плоды, ягоды, семена под снегом. Пуховые, теплые, перовые шубки защищают птиц от холода, но ни от голода. В суровые зимы очень много птиц погибает от голода.
Как мы можем помочь птицам пережить зиму? Можно сделать кормушки
и подкармливать птиц.
Чем можно подкормить птиц? (Можно подвесить для синиц несоленое сало, насыпать в кормушку зерна, семечки, крошки хлеба, крупу).
Послушайте стихотворение «Мороз» орловской поэтессы Елены
Благининой.
Морозы жестокие
В этом году!
Тревожно за яблоньки В нашем саду.
Тревожно за Жучку:
В её конуре
Такой же морозище, Как на дворе.
Но больше всего Беспокойно за птиц — За наших воробышков, Галок, синиц.
У нас приготовлено
Всё для зимы:
Рогожей укутаем Яблоньки мы.
Побольше сенца
В конуру принесём, Беднягу дворнягу
От стужи спасём.
Но птицы! Как холодно
В воздухе им!
Поможем ли мы
Беззащитным таким?
Поможем! Их надо кормить,
И тогда
Им будет легко
Пережить холода,
После занятия мы с вами пойдем на прогулку и обязательно насыплем в кормушку зерновую смесь для птиц.
Сюрпризный момент. Дети, посмотрит, а что это там под елочкой?
Дети с воспитателем находят шкатулку царицы-зимы с запиской, в которой она благодарит за то, что они так много знают о зиме, и дарит им сладкие «снежки» (зефир).
«Дорогие дети! Я очень рада, что вы так много знаете о зиме, о диких животных и зимующих птицах своего Орловского края, знаете стихи орловских поэтов, любите свою родную природу. За ваши знания, за любовь к родной Орловщине получите от меня угощение. Царица Зима»
- Спасибо царице Зиме. А нам пора возвращаться из зимнего орловского леса:
Вокруг себя повернись, в детский садик возвратись.
Совсем скоро мы с вами пойдем на прогулку, полюбуемся красотой зимней природы родного орловского края, покормим зимующих птиц.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/01/24/picture-51312.jpg)
Конспект занятия по краеведению на тему: «Мы дети Сочи». (Подготовительная к школе группа)
Программные задачи:1.Продолжать углублять и расширять знания детей о родном городе, как о городе курорте.2.Развивать речетворческие способности детей, используя прием фантазирования.3.Закреплять...
Конспект занятия по краеведенью "Я - Армавирец"
Конспект занятий в старшей группе....
Конспект занятия по краеведению
Я выросла и живу в Мещерском крае - крае тенистых лесов и болот. А воспел красоту нашего края мой земляк, художник, краевед В.И. Рысин. Поэтому я познакомила детей с этим талантливым челов...
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/03/picture-194736-1359872454.jpg)
Конспект занятия по краеведению (старшая группа)
На занятии "Краса Рязани" дети знакомятся с природой родного края, легендой о Мещере....
Конспект занятия по краеведению "Традиции Севера"
для подготовительной группы...
![](/sites/default/files/pictures/2013/05/03/picture-251343-1367602084.jpg)
Конспект мероприятия по краеведению «Животный мир Медвежьегорска»
Конспект занятия по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста сживотным миром родного края....
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/02/picture-368956-1388646015.jpg)
Конспект НОД по краеведению на тему "Герб" для детей старшего дошкольного возраста.
На гербе России изображён двуглавый орёл. Головы его смотрят в разные стороны: одна на запад, другая на восток. Это символ единства огромной страны. На груди орла щит с изображением святого Георгия По...