Конспект занятия по краеведению (старшая группа)
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Мишуткина Ирина Александровна

На  занятии "Краса Рязани" дети знакомятся с природой родного края, легендой о Мещере.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по краеведению для детей старшей группы

Тема:    «Ознакомление детей с природой родного края»

«Краса  Рязани»

Цель: 

  1. познакомить детей с легендой о Мещере;
  1.  уточнить и обогатить представление детей о красоте (что такое красота, где ее можно встретить);
  1. помочь детям осознать важность сохранения красоты в природе;
  1. развивать познавательный интерес, эстетическое восприятие красоты Мещерского края;
  1. воспитывать любовь к родному краю.

Словарная работа:  Мещера, жара ужасная, болото, любопытники – искатели, сушь, леса непроходимые, замутилось, запенилось, мшары гиблые, замутилось, лес на потребу человеку, чахнуть, пощада, зловредные места, богатства несметные, закручинился.

Оборудование: книга с иллюстрациями о Мещере, письмо с легендой, материал для изодеятельности.

Ход занятия: Детям приходит посылка с письмом и книгой от жителей Мещеры. Они хотят познакомить детей с красивыми местами их края, с природой.

    Воспитатель с детьми рассматривает книгу с иллюстрациями о Мещере.

- Ребята, вы знаете, что такое Мещера, и, где она находится?

- Вам нравится природа Мещеры? Чем?

- Природа Мещеры очень красива. А вы знаете, что такое «красота»?

- Где можно встретить красоту?

- Ребята, Мещера – это Рязанский край. Он богат лесами. В лесах Мещерского края много животных, птиц. В Мещере протекают реки – Пра и Ока, много водоемов – озер, прудов, в которых водится много  рыбы. Мещера – очень красивый край, с чудесной природой, которую мы с вами видели на картинках в книге. А еще я хотела бы рассказать вам  легенду о Мещере, которую прислали нам ее жители.  Дети, вы знаете, что такое  - легенда?  Легенда похожа на сказку. Это – то, чего на свете не бывает. Послушайте.

Легенда о Мещере.

  Давным – давно в местах наших было море – океан. Птицы сюда не летали, рыба не водилась. Только ветер свистел. Чудное нелюдимое было место. Ходило над морем океаном солнце. Ходило оно, ходило, да и вздумало посмотреться в море. Остановилось да и загляделось на свою красоту. Поднялась жара ужасная. День палит, два палит, месяц, а там и год прошел. Везде на земле снега великие, морозы лютые, а над  морем-океаном сушь беспримерная.

  Долго ли, скоро ли, чахнет, высыхает наше море. Взмолилось тогда наше море, просит у солнца пощады. А солнце и слышать не хочет. Тогда запенилось, замутилось море, не во что стало солнцу смотреться.  Разгневалось оно, дохнуло жаром, и распалось море – океан на две речки малые, ручьи, болота, будто не было его никогда.

   Прослышали люди, что в этих местах, где море когда – то было, спрятаны несметные сокровища. Стали она реки переплывать, озера обходить, в болотах звериные тропки искать…

    Многие уходили, только никто не возвращался, лишь гуще поднимались в той стороне леса. Уж замечать стали: уйдет человек, а потом в лесу еще одной ольхой или елью больше становится. Вот значит во что превратились искатели -  любопытники. От того, видно, в лесу дерево – дереву рознь.

  Уж и вовсе перестали ходить в те зловредные места люди – страх одолел. Только одному человеку покоя нет. Было у него два сына и одна дочь.  Посылает он в дремучий лес старшего и наказывает добыть богатства несметные. Пошел сын лесами непроходимыми, мшарами гиблыми.  И был вечер, и было утро, а на третий день забушевал ветер, пошел белый дождь, разлилось Белое озеро. Встал старший сын на берегу, закручинился: велико озеро, не переплыть, не обойти. И тут замутилось оно, запенилось и вопрошает любопытника: «Помогу тебе,  коли дашь ответ – в чем богатство края здешнего?»  Отвечает старший сын: «Дерево на потребу человека – вот богатство края здешнего».    

   Зашумело Бело озеро, навеки накрыло молодца.

   Посылает отец младшего сына, наказывает выведать богатства несметные. Пошел сын лесами не проходимыми, мшарами  гиблыми. И был вечер, и было утро, а на третий день забушевал ветер, пошел желтый дождь, разлилось Желтое озеро. Встал младший сын на берегу, закручинился: велико озеро, не переплыть, не обойти. И тут замутилось оно, запенилось и вопрошает любопытника: « Помогу тебе, коли дашь ответ – в чем богатство края здешнего?» Отвечает младший сын: «Зверье всякое на потребу человека – вот в чем богатство здешнего края». Зашумело желтое озеро, навеки накрыло молодца.

  Посылает отец свою последнюю надежду – дочь Мещеру. Наказывает выведать богатства несметные. Пошла дочь лесами непроходимыми, мшарами гиблыми. И был вечер, и было утро, а на третий день забушевал ветер, пошел синий дождь, разлилось Сине озеро.Встала дочь на берегу, закручинилась. Велико озеро, не переплыть, не обойти. И тут замутилось оно, запенилось и вопрошает любопытницу: «Помогу тебе, коли дашь ответ – в чем богатство края здешнего?» Дала ответ дочь озеру, пришелся он по ей по душе. Помогло Сине озеро Мещере. С тех самых пор и стала она жить в  этих местах. От нее и люд мещерский пошел…

   - Что же ответила Мещера  озеру, в чем богатство этих мест? В чем заключается красота земли тамошней. (В природе)

  -  В честь кого назван мещерский край?

  -  Что такое легенда? (Вымысел, что-то невероятное)

  -  Что нового вы узнали?

  - Ребята, я предлагаю вам нарисовать ответ девушки. Что вы будете рисовать?

  -  Как можно изобразить красоту природы?

Работа детей. Анализ детских работ.

  - Я предлагаю послать рисунки жителям Мещеры.

Сбор посылки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия с детьми старшей группы из цикла "Женские рукоделия" Тема занятия: "Вышивка"

Продолжать знакомить детей в мини-музее сада "Русская изба" с экспонатами музея, традицией совместного труда девушек на посиделках. Воспитывать уважение к труду, бережное отношение к рукоделиям....

План-конспект занятия по музыке (старшая группа) по теме: «Артикуляционная и пальчиковая гимнастики на музыкальных занятиях в ДОУ»

«Артикуляционная и пальчиковая гимнастики на музыкальных занятиях в ДОУ» (старшая группа) .Цель: с помощью артикуляционной и пальчиковой гимнастик вырабатывать у детей старшей группы техник...

Конспект занятия для детей старшей группы занятия: «Треугольник».

Тип занятия: изучение нового материала.Цели:        1.Образовательные:ввести понятие треугольника , его элементов, обозначение;познакомить детей  с “жесткостью” треу...

Конспект занятия по математике старшая группа. Формирование элементарных математических представлений. Старшая группа.

Конспект занятия по математике старшая группа. Провела Седова О. А. 23.03.2021.-25.03.2021.  Литература. И. А. Помораева. Формирование элементарных математических представлений.Ста...

конспект открытого логопедического занятия на тему "Весна" план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме

конспект открытого логопедического занятия на тему "Весна"план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме...

конспект занятия «Школа дорожных наук» план-конспект занятия по обж (старшая группа)

Цель занятия. Продолжать знакомить с правилами дорожного движения, учить практически применять их в различных ситуациях. Развивать мышление, зрительное внимание, умение ориентироваться в окружающем ми...

Конспект занятия по рисованию в старшей группе с использованием техники правополушарного рисования "Грачи прилетели" план-конспект занятия по рисованию (старшая группа)

Цель: формировать восприятие живописи и красок весны, эмоциональное развитие дошкольников.Задачи занятия: Образовательная: познакомить детей со способами изображения весны в творчестве ...