Главные вкладки

    конспект открытого логопедического занятия на тему "Весна" план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме
    план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

    Пивоварова Анна Петровна

    конспект открытого логопедического занятия на тему "Весна"
    план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    конспект открытого логопедического занятия на тему "Весна"


    план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме

    Цель:

    • уточнить и расширить знания детей по теме «Весна»; расширить и активизировать словарь детей по данной теме;

    Коррекционно-образовательные задачи:

    -закрепить навыки словообразования и словоизменения: согласование существительных с прилагательными; существительных с глаголами; подбирать прилагательные к сущ.;

    • развивать связную речь; закреплять умение отвечать на вопросы полным предложением;

    Коррекционно-развиваюцие задачи:

    совершенствовать фонематическое восприятие; упражнять в правильном дыхании; развивать мелкую моторику, память, внимание, мышление; Коррекционно-воспитательные задачи:

    • воспитывать у детей чувство любви и бережного отношения к природе, учить правильному поведению в природе.

    Оздоровительные задачи:

    -развитие координации речи с движением, самомассаж, су-джоко терапия.

    Оборудование: картинки с изображением времён года, картинки с изображением признаков весны, предметные картинки: мяч, солнышко, звуковые символы, рисунки цветов для раскрашивания, карандаши.

    Предварительная работа: наблюдения за весенними изменениями в природе на прогулке, чтение стихов о весне, разучивание упражнения «Клен».

    Ход занятия.

    I. Организационный момент: (на столе лежит игрушка «солнце», ребенок находит игрушку и обращает внимание логопеда)

    Логопед: Ребята, посмотрите, кто пришел к нам в гости?

    Дети: Солнышко.

    Логопед: давайте поприветствуем солнышко и друг друга.

    Здравствуй солнце золотое, (Дети раскрывают ладони в сторону солнца) Здравствуй небо голубое, (Поднимают руки вверх)

    Здравствуй матушка земля, (Наклон руки вниз)

    Здравствуй все мои друзья. (Руки вниз-стороны, касаясь друг друга ладонями)

    Логопед: А вот о чём мы будем говорить на занятии вы узнаете из стихотворения,

    которое я прочту.

    (Логопед читает загадку)

    Рыхлый снег

    На солнце тает,

    Ветерок в ветвях играет,

    Звонче птичьи голоса

    Значит, К нам пришла...

    (дети договаривают хором: весна).

    Догадались, о каком времени года мы будем говорить?

    Дети: о весне

    Логопед: Все рады весне, ждут её с нетерпением. В старину считали, что весна не приходит сама. Раньше весну зазывали в гости и говорили такие слова... Весна красна! В гости просим! Приди скорей! Принеси с собой... Давайте каждый из вас попросит что-нибудь у весны.

    {Логопед передаёт картинку- солнышко, определяя очерёдность ответов. Дети просят весну принести: хорошую погоду, тёплое солнышко, зелёную травку, тёплый ветерок, поющих птиц, подснежники и т.д. Садятся на стульчики).

    II. Основная часть.

    Логопед: Ребята, посмотрите. Перед вами картинки с изображением времён года (на доске 3 картинки времён года: весна, осень, зима). Определите, на какой по счёту картинке изображена весна. И докажите, почему вы так думаете? (Ответы детей. Например, на второй картинке изображена весна. Дети в зависимости от изображения на картинке называют признаки весны, логопед добивается полного ответа: Это весна, потому что тает снег,... с крыш капают сосульки,... прилетели птицы, ...дети надели весеннюю одежду и т.д. ).

    Логопед: Молодцы, вы правильно подобрали слова.

    Логопед: На землю вернулась красавица весна. Давайте ощутим её прикосновение.

    1. (Проводится массаж лица).

    Светит яркое весеннее солнышко - поглаживание и ласкает нам лицо.

     Дождик ещё холодный. - постукивание подушечками пальцев

     По утрам ещё иногда пощипывает морозец. - пощипывание

    А всё-таки солнышко светит сильнее. - снова поглаживание

     2. Артикуляционная гимнастика «История веселого язычка»

    Наступила весна, и в небе ярко засветило солнышко (открыть рот, облизать губы 3 раза в одну сторону, 3 в другую). От его лучиков звонко закапала капель (цокать языком). Язычок оделся и отправился в лес. Он шел не спеша по тропинке и слышал, как весело пели птицы: «Ку-ку-ку»,- куковала кукушка высоко на ели (звукоподражание). « Д-д-д»,- стучал дятел по коре дерева, отыскивая маленьких жучков (звукоподражание). Всё пело и оживало в весеннем лесу. Долго ли коротко ли, но вскоре привела тропинка язычка на чудесную полянку (лопатка). Сел язычок на пенёк (грибок) и огляделся (часики). На поляне расцвело много подснежников. Язычок долго любовался ими. Скоро тучи закрыли солнышко ( рот открыть, медленно закрыть 5 раз). Язычок поспешил домой к маме.

    3. Дидактическая игра «Хлопни в ладоши»

    Логопед: Ребята, а теперь будьте внимательны. Я назову слова, а вы хлопните в ладоши, если услышите слово, относящееся к весне. 

    Слова: пригревает, листопад, тает, вьюга, журчит, тёплое, ярче, холодно, набухают, снежинки, половодье, прилетают, проталины, мороз, капель, ледоход, метель, снегопад, солнышко.

    (Логопед просит объяснить слова: проталины, капель, ледоход)

    Логопед: И вот весной оживает природа, и просыпаются звери, проснулся и Ёжик, он решил попутешествовать.

    (логопед обращает внимание детей на су-джок)

    4.Су-Джок-терапия «Сказка про Ёжика»

    В сказочном лесу в маленьком уютном домике жил-был маленький Ежик. Показать шарик в открытой ладони.

    Еж был маленький и поэтому всего боялся. Он то выглядывал из своего домика, то прятался.

    Несколько раз сжать и разжать ладонь с шариком Су-Джок

    Однажды ранним весенним утром захотел Ежик погулять. Он вышел из своего домика, огляделся и побежал по дорожке своими маленькими ножками. Дорожка была узенькая, извилистая.

    Катать шарик по ладони вперед- назад.

    Долго бежал Еж. И вдруг очутился около большой бурлящей реки. А через реку был переброшен тонкий мостик.

    Круговые движения шариком по ладони — сначала по часовой стрелке, потом против.

    Аккуратно ступил он своими маленькими ножками на узкий мостик — сделал шажок, потом второй, третий, четвертый, пятый — и перебрался на другой берег!

    Прокатить шарик по каждому пальцу, начиная с большого.

     А там поляна — большая, круглая, красивая!

    Круговые движения шариком по ладони.

    На поляне видимо-невидимо первоцветов: и подснежники, и крокусы, и мать-и- мачеха, и медуница, и тюльпаны! Красиво, как в сказке!

    Прокатить шарик по каждому пальцу, начиная с большого, на каждое название цветка.

    Ежику очень понравилась поляна он её обошел, ступил на мостик — один шаг, второй, третий, четвертый. Пятый... и он на другом берегу!

    Прокатить шарик по каждому пальцу, начиная с большого.

    Быстро побежал Еж — сначала по извилистой дорожке, потом по прямой. Добрался до своего домика!

    Катать шарик по ладони вперед- назад.

    А когда пришел вечер, закрыл Ежик свой домик, лег в кроватку и уснул сладким сном! Зажать шарик в ладошке.

    Логопед: Ребята ежик побывал на поляне, а вы хотите там побывать?

    Дети: Да.

    Логопед: Давайте ненадолго отправимся в путешествие на весеннюю полянку.

    (Логопед приглашает детей пройти на ковер, просит лечь на спину, руки вдоль туловища и закрыть глаза ).

    Глазки закрывайте,

    Немного помечтайте.

    С ветерком я подружусь,

    На полянке окажусь.

    (Пока у детей закрыты глаза, логопед вывешивает картину, на ней изображена весенняя поляна. Чтобы контролировать очерёдность ответов можно использовать мяч, который логопед передаёт от одного ребёнка к другому).

    5. Состав рассказа.

    Логопед: Посмотрите, какая замечательная весенняя полянка нам открылась. Какие

    первоцветы вы видите?

    Дети: Подснежники, тюльпаны, и т. д.

    Логопед: Что еще вы видите? (деревья с птицами).

    Логопед: Как называются деревья, которые находятся на нашей поляне.

    6.Упражнение «Клен» (координация речи с движением)

    За окном сосулька тает,         (Дети стоят повернувшись лицо в круг. Выполняют 4

                                                           прыжка, держа руки на поясе)

    Ветер тучи рвет в клочки.         (Руки вверх. Наклоны туловища вправо- влево)

    Разжимает, разжимает              (Руки перед грудью, локти опущены вниз; медленно

    Клен тугие кулачки.                   разжимают кулачки)

    Прислонился он к окошку.      (4 прыжка)

     А, едва растает снег,               (Наклоны)

    Мне зеленую ладошку            (Поворачиваются лицом друг к другу, протягивают

    Клен протянет раньше всех.   друг другу правые ручки —рукопожатие)

    Логопед: Не только листья распускаются на деревьях, но и раскрываются первоцветы. Я предлагаю вам сделать дых. упражнение, которое называется «Цветочек».

    7. Дыхательное упражнение «Цветочек»

    Логопед: Весна подарила нам первоцветы. Это первые весенние цветы. Соберём лепестки в бутоны (дети соединяют пальцы, имитируя бутон), понюхаем их. Сделайте глубокий вдох носом, на выдохе произнесите «Ах!!!» с восклицательной интонацией, и раскройте бутон. (Дети размыкают пальцы. Упражнение повторяется 3-4 раза, логопед следит за правильностью вдоха и выдоха).

     Логопед: А теперь я вам предлагаю раскрасить наши первоцветы.

    Логопед: А сейчас ребята я предлагаю вам раскрасить весенние цветы и создать свою весеннюю полянку. (Логопед раздаёт детям нарисованные, но не раскрашенные цветы: подснежники, ландыши, нарциссы, мимозы, одуванчики, тюльпаны. Дети их раскрашивают).

    Логопед: Ребята, какая замечательная весенняя полянка у нас получилась. Здорово!

    III. Итог занятия

    Логопед: Ребята, какие вы молодцы. Занятие сегодня было интересным. А вам оно понравилось? Задаёт вопросы детям: Что тебе понравилось? Что запомнилось? Кому ты расскажешь о сегодняшнем занятии? (Оценивает работу детей)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    МБДОУ детский сад №1 п. Радченко Конспект открытого занятия по ознакомлению дошкольников с художественной литературой в старшей группе на тему: «Мы идем в библиотеку» Подготовила и провела: Ткач Е.В.-воспитатель первой категории

    Тема: «Мы идем в библиотеку».Цели: Развивать интерес к книге, к чтению, к библиотеке как хранилищу и центру книжной культуры; развивать воображение детей, умение входить в роль.Предварительная работа:...

    Конспект индивидуального логопедического занятия с использованием резиновых массажных мячей в старшей группе. Тема: Звук «Ж» :автоматизация в слогах и словах.

    Данная разработка представлена в форме индивидуального занятия по формированию правильной артикуляции звука "Ж", развитию фонематического восприятия с использованием здоровьесберегающих технологий (пр...

    Конспект открытого логопедического занятия по обучению грамоте. «Путешествие в космос» (старшая группа)

    Цель: учить дифференцировать слоги, слова, словосочетания со схожими фонемами (С-Сь)Задачи: коррекционно- образовательные-обучать дифференциации звуков с-сь;-закреплять навык самостоятельного определе...

    Конспект открытого логопедического занятия в подготовительной группе для детей с ОНР по лексической теме: «Дары осени»

    Конспект открытого логопедического занятия в подготовительной группе для детей с ОНР по лексической теме: «Дары осени»...

    Конспект открытого занятия по ознакомлению дошкольников с окружающим миром в старшей группе на тему: "Птицы на озере Маныч- Гудило"

    Аннотация содержания открытого занятия по ознакомлению дошкольников с окружающим миром в старшей группе на тему : "Птицы на озере Маныч- Гудило".Данное занятие направлено на расширение представлений о...

    Конспект открытого логопедического занятия по развитию связной речи у дошкольников старшего дошкольного возраста (седьмой год жизни) с ОНР. Тема: Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Новый год»

    Занятие по развитию лексико-грамматических средств языка и связной речи у дошкольников старшего дошкольного возраста  (седьмой год жизни) с ОНР. Тема: Составление рассказа по...