Рабочая учебная программа «СЁРНИТАМ КОМИöН»
рабочая программа (средняя, старшая, подготовительная группа) по теме

Бесова Марина Анатольевна

Не секрет, что даже в исконно коми населённых пунктах, каким является с. Косьювом, дети не владеют родным (коми) языком, общение происходит на русском языке как дома, так в образовательном учреждении. Чтобы сохранить языковую культуру народа, в дошкольной группе организован кружок «Сёрнитам комиöн». Наиболее оптимальным возрастом для организации занятий по коми языку как государственному является четырёхлетний возраст ребёнка (средняя группа). Дети в этом возрасте особенно восприимчивы к овладению новым языком, они легко учатся понимать речь на неродном языке, успешнее усваивают новую лексику, безболезненно преодолевают языковый барьер. В этом возрасте формируется сознательное, бережное отношение к языку и литературе как национально – культурным ценностям, становление национального самосознания, последовательного и глубокого приобщения к общественной культуре других народов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл titulnik.docx16.61 КБ
Файл poyasnitelnaya_zapiska.docx36.23 КБ
Файл programma_po_komi_yazyku.docx28.43 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

КРУЖКА

«СЁРНИТАМ КОМИöН»

Программа составлена на основе программно-методических материалов для организации занятий по коми языку как государственному в дошкольных образовательных  учреждениях автор: З.В. Остапова, Т.А. Москвина ООО « Анбур» 2012 год

Направленность: культурологическая

Вид детского объединения: кружок «Сёрнитам комиöн»

Адресат: дети 4 -5 лет, 5-6 лет, 6-7 лет.

Срок реализации: 3 года

Составитель:

Бесова Марина Анатольевна,

воспитатель дошкольной группы

Косьювом

2016 год



Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Программа «Сёрнитам комиöн» разработана в соответствии с нормативными документами:

- Федеральным законом от 29.12.12 № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Законом Республики Коми « Об образовании» от 06.10.2006 г.;

- Ст. 19 Закона Республики Коми от 28.05.1992 года «О государственных языках Республики  Коми».

СанПиН 2.4.1. 3049-13:

- Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, утверждённого Приказом Минобрнауки России от 17.10.13г. №1155.

Рабочая программа «Сёрнитам комиöн» составлена на основе программно – методических материалов  для организации занятий по коми языку как государственному в дошкольных образовательных учреждениях под редакцией Остаповой З.В., Москвиной Т.А.-   Сыктывкар: ООО «Анбур», 2012.

Обучение детей коми языку как государственному является составной частью образовательной деятельности в детском саду, обеспечивая формирование коммуникативных навыков детей, способствуя развитию познавательных способностей и культурному росту.

Не секрет, что даже в исконно коми населённых пунктах, каким является с. Косьювом, дети не владеют родным (коми) языком, общение происходит на  русском языке как дома, так в образовательном учреждении. Чтобы сохранить языковую культуру народа, в дошкольной группе организован кружок «Сёрнитам комиöн». Наиболее оптимальным возрастом для организации занятий по коми языку как государственному является четырёхлетний возраст ребёнка (средняя группа). Дети  в этом возрасте особенно восприимчивы к овладению новым языком, они легко учатся понимать речь на неродном языке, успешнее усваивают новую лексику, безболезненно преодолевают языковый барьер. В этом возрасте формируется сознательное, бережное отношение к языку и литературе как национально – культурным ценностям, становление национального самосознания, последовательного и глубокого приобщения к общественной культуре других народов.

С учётом преемственности языкового материала и возрастных особенностей детей дошкольного возраста программа распределена на три возрастные группы:

- Средняя группа(4-5 лет);

- Старшая группа(5-6 лет);

- Подготовительная группа (6-7 лет).

Цель обучения: формирование лингвистической, коммуникативной и культурологической компетенции детей дошкольного возраста.

Основными задачами организации занятий по коми языку в дошкольных учреждениях являются:

- Формирование элементарных навыков речевой деятельности в разных её видах:  аудирование, говорение на коми языке в семейно- бытовой и игровой сферах;

- Овладение звуковой стороной коми языка;

- Овладение определённым лексическим запасом (отдельными словами в составе словосочетаний, коротких фраз, речевых клише), необходимых для общения на коми языке;

- Постижение через устное народное творчество и коми литературу системы духовных ценностей народа: о нормах поведения, характере общения между людьми, отношения человека и природы;

- Создание основы для формирования в будущем личности, как умелого хранителя, пользователя и создателя социокультурных ценностей  и традиций  Коми края.

Рабочая учебная программа составлена с учётом интеграции образовательных областей:

- «Приобщение  к художественной литературе» ( приобщение к устному народному творчеству и коми литературе);

- «Физическое развитие» (физкультминутки, проведение совместных развлечений, народных игр);

- «Художественно-эстетическое развитие» (рисование, лепка, разучивание музыкальных произведений на коми языке, музыкальные развлечения);

- «Социально- коммуникативное развитие» (общение и взаимодействие ребёнка со взрослым);

- «Познавательно- речевое развитие» (создание речевой развивающей среды, поощрение речевой активности).

Организационная образовательная деятельность:

- работа над произношением;

- работа с игрушкой или картинкой;

- разучивание стихов и декламация;

-инсценировка коротких рассказов, стихов и песенок.

-игра в сказку;

Фронтальная, индивидуальная, подгрупповая.

Образовательная деятельность при проведении режимных моментов:

- Физическое развитие: подвижные игры;

- Социально- личностное развитие: совместные игры со сверстниками;

- Познавательно – речевое развитие: самостоятельная работа в рабочей тетради, развивающие настольно- печатные игры, дидактические  игры;

- Художественно - эстетическое развитие: самостоятельное рисование, лепка.

Современные методы обучения детей: здоровьесбережение, элементы развивающего обучения (индивидуально дифференцированный подход), создание проблемных ситуаций, проблемные вопросы.

Овладению речевым поведением на коми языке будут способствовать:

- коммуникативно - деятельностный принцип, ведущей в современной методике исходящие из него (А.А. Леонтьев), подчинённые ему следующие принципы:

- комплексное обучение единицам всех аспектов языка и видам речевой деятельности (аудирование, говорение);

- функциональность в презентации языкового материала;

- опора на высказывание и текст, как основных единиц обучения;

- учёт системного характера и особенностей двух контактирующих языков, в частности родного языка, в целях нейтрализации отрицательной интерференции;

- учёт дидактических принципов: коллективности, активности, проблемности и развивающего обучения;

- опора на психологический принцип мотивации (внешней и внутренней0 в обучении в обучении детей коми языку;

- учёт возрастных ( см.  примерную общеобразовательную программу дошкольного образования « От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой) и интеллектуальных возможностей  детей и организации обучения и воспитания с помощью игр, игровых ситуаций, сказки и практической деятельности;

-создание благоприятного эмоционального окружения, непринуждённой  атмосферы, доброжелательности для поддержки в ребёнке чувства уважения к самому себе.

Варианты итоговых мероприятий:

-участие в сельских и школьных мероприятиях.

Возрастные особенности детей дошкольной группы

Средняя группа

Усиливается речевая активность детей. Речь приобретает правильное фонетическое звучание, интонационную выразительность, становится грамматически более правильной, что позволяет легко общаться между собой и взрослыми.

Игры приобретают совместный характер. Ребёнок переживает радость игр, от общения с товарищами.

Усложнение деятельности, обогащение детского опыта влияет на развитие всех психических процессов и качеств личности  ребенка. Любознательность становится устойчивым качеством ребёнка этого возраста.

К сожалению, у детей этого возраста отмечается противоречивое поведение. Это проявляется в неуверенности в себе и в тоже время в стремлении к самостоятельности.

Формы и методы работы в средней группе (4-5 лет).

- ситуации общения;

- игровые и проблемные ситуации;

-экскурсии и прогулки;

- игры: дидактические, сюжетно-ролевые, народные, театрализованные, игры-имитации;

- проектная деятельность, изобразительная деятельность;

- чтение и заучивание стихотворений; чтение, драматизация сказок, потешек;

- беседы, составление рассказов;

- утренняя гимнастика на коми языке;

- народные праздники и развлечения;

- Тематические дни: День Родного языка.

Старшая группа(5-6 лет)

Это возраст фактического складывания психологических механизмов личности, характеризующийся освоением новых знаний, появлением новых качеств, интересов и потребностей.

У детей появляется огромная потребность в общении с людьми в различных её формах. На первый план выступает личностный тип общения, в основе которого лежит интерес к человеческим взаимоотношениям, его эмоциональному состоянию. Дети этого возраста приветливы, внимательны к замечаниям взрослых, способны остро  переживать их.

На поведение шестилетнего ребёнка оказывает влияние мотив установления и сохранения положительных взаимоотношений со взрослым , мотивы самолюбия, самоутверждения.

Активно развивается самооценка, на которую оказывает влияние оценка взрослых.

Форма и методы работы в старшей группе (5-6 лет).

- Непосредственная образовательная деятельность;

- Проектная и изобразительная деятельность;

- Игры: дидактические, сюжетно- ролевые, интеллектуальные ,народные, театрализованные, игры- имитации, маршрутные;

- Ситуации общения, игровые  и проблемные ситуации;

- Просмотр мультфильмов, телепередач;

- Экскурсии, прогулки;

- Чтение и заучивание стихотворение;

- Чтение, драматизации сказок, потешек;

- Беседы, составление рассказов, загадок;

-  Встречи с интересными  людьми;

-Утренняя гимнастика на коми языке;

- Народные праздники и развлечения;

- Тематические дни: День Родного языка, День коми кухни.

Подготовительная к школе группа(6-7 лет)

     Расширяется круг взаимодействия ребёнка с окружающими людьми. Ребёнком усвоены нормы и правила общения со взрослыми и сверстниками, основанные на уважении и доброжелательности. Отношения между детьми определяются совместной деятельностью. Большое место в совместной деятельности продолжает занимать личное общение (стремление услышать и понять обращения, способность замечать настроение, понять огорчённого сверстника, взрослого).

Навыки общения со сверстниками позволяют адекватно действовать в любой коллективной деятельности ( слушать товарища, помогать ему при затруднениях, согласовывать действия, соотносить свои действия с действиями партнёра, совместно планировать, предвидеть свой результат и результат партнёра). Эти навыки помогут ребёнку в учебной деятельности.

Форма и методы работы в старшей группе (6-7 лет).

- Непосредственная образовательная деятельность;

- Проектная и изобразительная деятельность;

- Игры: дидактические, сюжетно- ролевые, интеллектуальные, народные, театрализованные, игры- имитации, маршрутные;

- Ситуации общения, игровые  и проблемные ситуации;

- Просмотр мультфильмов, телепередач;

- Экскурсии, прогулки;

- Чтение и заучивание стихотворение;

- Чтение, драматизации сказок, потешек;

- Беседы, составление рассказов, загадок;

-  Встречи с интересными  людьми;

-Утренняя гимнастика на коми языке;

- Народные праздники и развлечения;

- Тематические дни: День Родного языка, День коми кухни.

Форма занятий - коллективные, индивидуальные.

Рекомендуемый режим занятий - в соответствии с СанПиН 2.4.1. 3049-13:

- 1 занятие в неделю по 20 минут (средняя группа, дети 4-5 лет);

- 1 занятие в неделю по 20 минут (старшая группа, дети 5-6 лет);

- 1 занятие в неделю по 20 минут (подготовительная к школе группа 6-7 лет).

Место проведения – МБОУ «СОШ с.Косьювом», дошкольная группа.

Срок реализации- 3года.


Критерии и методы оценки знаний, умений и представлений уровня усвоения воспитанниками содержания программы

(подготовительная к школе группа)

Автор методики (составитель – Остапова З.В.) с изменениями собственной доработки:

- «2»- умение применять знания самостоятельно;

- «1»- необходима помощь педагога;

- «0»- нет ответа.

Ф.И. ребёнка

- ЗКР ( «ö», «дз», «тш», «дж», «сь»);

- Животный мир;

- Семья и дом;

- Природа и времена года;

- Праздники;

- Школа;

- Прилагательные;

- Глаголы;

- Наречия;

- Составление предложений с использованием материальных опор;

- Уметь вести диалог (в-р, р-р);

- Антонимы;

- Стихотворения (4-5);

- Скороговорки (4);

- Считалки (2-3);

- Загадки (отгадывание).

Высокий уровень - от 26-32 баллов.

Средний уровень  - от 10-25 баллов.

Низкий уровень – ниже 10 баллов.

Уровни усвоения программы по обучению коми языку

русскоязычных детей

Высокий уровень:

- Ребёнок правильно произносит коми слова, фразы и предложения. Слушает  и понимает заданные вопросы и умеет соотносить с ними свои ответы. Чётко воспроизводит скороговорки, стихотворения, считалки (для третьего года обучения).

 Средний уровень:

- Ребёнок с помощью взрослого произносит фразы и предложения. Слушает и понимает заданные вопросы и с помощью педагога соотносит с ними свои ответы. Воспроизводит стихотворения, считалки, скороговорки совместно со взрослым.

Низкий уровень:

- Ребёнок не понимает заданных вопросов. С трудом воспроизводит скороговорки, считалки, стихотворения.

Промежуточные результаты освоения программы в средней группе (4-5 лет)

Знать:

- Домашних животных;

- Счёт до 5;

- Литературно – художественный  материал (считалка-1, стихотворение- 2-3).

Иметь представление:

Из лексических групп:

- «Глаголы»;

- «Прилагательные»;

- «Семья»;

- «Цвета».

Уметь:

- Умение здороваться и прощаться;

- Умение выражать согласие и несогласие (да-ог);

- Умение выбирать соответствующее количество предметов;

- Умение выполнять команды педагога;

- Уметь произносить специфические коми звуки ( «ö», «тш»).

Промежуточные результаты освоения программы в старшей группе (5-6 лет)

Знать:

- Животные мир;

- Счёт до 10;

- Времена года;

- Основные цвета;

- Литературно- художественный материал (считалки-2, скороговорки- 2-3, стихотворений- 3-4).

Иметь представление:

Из лексических групп:

- «Наречия»;

- «Глаголы»;

- «Прилагательные»;

- «Детский сад».

Уметь:

- Умение выражать предмет действия;

- Умение отвечать на вопросы о семье, о себе;

- Умение отвечать на поставленные вопросы в диалоге;

- Умение произносить специфические коми звуки («дж», «тш», «ö», «сь», «дз»);

- Уметь составлять предложения с использованием  материальных опор.

Промежуточные результаты освоения программы в подготовительной к школе группе (6-7лет)

Знать:

- Животный мир;

- Растительный мир;

- Счёт до 20;

- Времена года;

- Основные цвета;

- Литературно- художественный материал (считалки-5, скороговорки-2-3, стихотворений-4-5);

Уметь:

- Правильно произносить звуки коми языка;

- Владеть лексическим минимумом, предусмотренным программой;

- Приветствовать и отвечать на приветствие, могут представиться и представить кого- либо. Могут поздравить с праздником, выразить желание или нежелание что-либо сделать, выразить просьбу, ответить на вопросы о себе или о ком-то;

- Ответить на вопросы о названии, качестве, местоположении предметов;

- Уметь составлять простой рассказ (по наглядной опоре, без неё), пересказ, участвовать в общем рассказывании.


Методическое обеспечение

1. Программно – методические материалы  для организации занятий по    коми языку как государственному в дошкольных образовательных учреждениях. Авторы: Остапова З.В., Москвина Т.А.-   Сыктывкар: ООО «Анбур», 2012.

2. Пути оптимизации обучения лексике второго языка как основному компоненту речи в детском саду». Осипова А.И., Потолицына Н.Б., 2001 г.

3. Ознакомление детей дошкольного возраста с культурой, историей,      традициями коми народа». И.А. Пасынкова, 1998 г.

      4. Обучение детей дошкольного возраста коми языку». Н.Б.Потолицына, 2004 г.

  1. «Развитие речевого общения на коми языке». Потолицына Н.Б., Зайцева Н.Ф., Гилязова Е.А., 2009 г.
  2. «Ворсыштам, дзолюк  - Поиграем, малыш». Остапова З.В., 2005 г.
  3. «Коми детсадйын ворсöм-гажöдчöмъяс. Театрализованные игры в комидетском саду». Попов Г.И., 2006 г.
  4. «Ворсанкуд». Остапова З.В., Рудецкая В.А., 2002 г.
  1. Рабочая тетрадь по обучению дошкольников коми разговорной речи. Авторы: Остапова З.В., Москвина Т.А.-   Сыктывкар: ООО «Анбур», 2012 г.
  2.  «Лото» - обучающая игра для детей от 3 лет, 2012 г.
  3.  «Пос да нöрыс: велöдчам сёрнитны комиöн, пызан вывса велöдан ворсöмъяс 3-7 арöса челядьлы», 2014 г.



Предварительный просмотр:

Тематическое планирование по изучению коми языка в средней группе (4-5 лет).

Первый год обучения.

№ п/п

Тема

Кол.-во часов всего

Кол.-во часов

Вид деятельности

Теория

Практика

1-4

1.Знакомство

4

3

1

Заучивание наизусть слова приветствий

5-7

2.Игры

3

2

1

Игры

8-11

3.Человек

4

2

2

Разучивание потешек

12-15

4.Домашние животные

4

2

2

Разучивание потешек. Рисование любимого питомца

16-20

5.Дикие животные

5

3

2

Разучивание потешек. Лепка любимого животного

21-25

6.Семья

5

3

2

Разучивание потешек. Рассказывание о семье по фотографиям

26-30

7.Еда.Посуда

5

3

2

Разучивание потешек. Сюжетно-ролевые игры

31-35

8.Одежда

5

4

1

Сюжетно-ролевые игры

36

9.Развлечение

1

Итого

36

22

14

Содержание программы по изучению коми языка для средней группы (4-5 лет).

№ п/п

Тема занятия

Содержание программы

1-4

Знакомство

Познакомить детей со словами приветствия на коми языке. Выучить наизусть.

5-7

Игра

Научить  детей называть существительные в единственном и во множественном числе, научить произносить специфические коми звуки изолированно, в слогах,словах и словосочетаниях.

8-11

Человек

Познакомить детей со словами, обозначающими части тела человека на коми языке. Научить сопровождать действия словами на коми языке (ритмические игры).

12-15

Домашние животные

Познакомить детей с названиями домашних животных на коми языке. Научитьправильно подбирать прилагательные к существительным. Нарисовать любимого питомца.

16-20

Дикие животные

Познакомить детей с названиями диких животных на коми языке. Научить правильно подбирать прилагательные к существительным. Помочь слепить животное.

21-25

Семья

Познакомить детей со словами: мама, папа, брат, сестра, бабушка, дедушка на коми языке.

26-30

Еда.Посуда

Познакомить детей со словами, обозначающими еду, посуду. Научить правильно подбирать прилагательные к существительным. Сюжетно-ролевая игра:  «Обед для кукол»

31-35

Одежда

Познакомить детей со словами обозначающими одежду. Научить правильно подбирать прилагательные к существительным. Сюжетно-ролевая игра: «Оденем куклу на прогулку».

36

Развлечение

Тематическое планирование по изучению коми языка в старшей группе (5-6 лет).

Второй год обучения.

№ п/п

Тема занятия

Кол.- во часов всего

Кол.-во

Вид деятельности

теория

практика

1-2

Знакомство

2

1

1

Научить составлять диалог, монолог на коми языке

3-6

Цвета

4

3

1

Рассказывание по картине.Разукрашивание рисунков.

7-9

Овощи

3

2

1

Драматизация сказки «Репа»

10-12

Детский сад

3

2

1

Разучивание игр малой подвижности на коми языке

13-15

Домашние животные

3

2

1

Рассказывание по картине.Лепка

16-19

Дикие животные

4

3

1

Драматизация сказки «Колобок»

20-23

Зима. Новый год

4

2

2

Разучивание наизусть стихотворений. Изготовление игрушек на ёлку

24-27

Человек и его повседневный быт

4

2

2

Сюжетно-ролевые игры

28-29

Семья

2

1

1

Рассказывание по картине или по семейному альбому

30-33

Еда.Посуда.

4

2

2

Разучивание наизусть стихотворений. Рассказывание по картине

34-35

Весна

2

1

1

Рассказывание по картине. Разучивание стихотворений

36

Развлечение

1

Итого

36

21

15

Содержание программы по изучению коми языка в старшей группе (5-6 лет)

№ п/п

Тема занятия

Содержание занятия

1-2

Знакомство

Закрепить слова приветствия на коми языке. Учить задавать вопросы и отвечать на них

3-6

Цвет

Познакомить с названиями цветов на коми языке. Учить разукрашивать

7-9

Овощи

Познакомить с названиями овощей  на коми языке. Помочь выбрать роль для сказки «Репка»

10-12

Детский сад

Рассказать о детском саде. Разучить игры на коми языке

13-15

Домашние животные

Закрепить названия животных, закрепить знания детей о голосах животных. Познакомить с названиями детёнышей на коми языке

16-19

Дикие животные и птицы

Закрепить названия животных. Познакомить с названиями детёнышей животных на коми языке

20-23

Зима. Новый год.

Познакомить детей с новогодним праздником на коми языке

24-27

Человек и его повседневный быт

Закрепить названия

 частей тела, познакомить с повседневным бытом на коми языке

28-30

Семья

Закрепить названия членов семьи на коми языке

31-33

Еда. Посуда

Закрепить названия еды, посуды на коми языке

34-35

Весна

Познакомить с весной на коми языке. Разучить стихотворения

36

Развлечение

Тематическое планирование по изучению коми языка в подготовительной к школе группе (6-7 лет).

Третий год обучения

№ п/п

Тема занятия

Кол.-во часов всего

Кол.-во часов

Вид деятельности

теория

практика

1-5

Знакомство. Где я живу

5

3

2

 Рассказывание о месте жительства на коми языке

6-10

Семья.Родственники

5

3

2

Рассказывание о семье и близких на коми языке.

11-14

Осень. Осенняя природа

4

2

2

Разучивание стихотворений на коми языке об осени

15-19

Работа на огороде. Праздник урожая

5

3

2

Беседа на коми языке о традициях

20-22

Зима

3

2

1

Разучивание стихотворений о зиме на коми языке

23-26

Зимние забавы. Новый год

4

2

2

Рассказать о зимних традициях. Научить составлять поздравление на коми языке

27-30

Мамин праздник

4

2

2

Разучить стихи, подготовить подарок

31-35

Школа

6

4

1

Экскурсия в школу

36

Развлечение

1

Итого

36

21

15

Содержание программы по изучению коми языка подготовительной к школе группе (6-7 лет).

№ п/п

Тема занятий

Содержание занятий

1-5

Знакомство. Где я живу

Работа у карты РК

6-10

Семья. Родственники

Рассказывание на коми языке по фотографиям

11-14

Осень. Осенняя природа

Разучивание наизусть стихотворений об осени. Аппликация из листьев

15-19

Работа на огороде. Праздник урожая

Закрепить названия овощей на коми языке . Рассказать об обычаях и традициях во время сбора урожая

20-22

Зима

Разучивание стихотворений и песен о зиме на коми языке

23-26

Зимние забавы. Новый год

Научить составлять поздравление с новым годом на коми языке. Рассказать о праздниках, о зимних забавах

27-30

Мамин праздник

Разучивание стихотворений о маме на коми языке. Изготовление подарка для мамы

31-35

Школа

Познакомить с названиями школьных принадлежностей на коми языке. Экскурсия в школу.

36

Развлечение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая учебная программа по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образовательного учреждения на 2012-2013 учебный год. Образовательная область «Музыка» для детей дошкольного возраста (2-7 лет)

Рабочая учебная программа отвечает требованиям Государственного стандарта и возрастным особенностям детей. Программа разработана с учетом дидактических принципов - их развивающего обучения, псих...

Рабочая учебная программа по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образовательного учреждения на 2014-2015 учебный год. Образовательная область «Музыка».

Рабочая учебная программа по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образовательного учреждения на 2014-2015 учебный год.  Образовательная область «Музыка» ...

Рабочая учебная программа по реализации «Основной образовательной программы дошкольного образования МАДОУ №15 «Югорка» в группе компенсирующей направленности для детей с 4 до 5 лет с тяжелыми нарушениями речи №9 на 2018-2019 учебный год

Рабочая учебная программа по реализации«Основной образовательной программы дошкольного образования МАДОУ  №15 «Югорка»в группе компенсирующей направленности для детей с 4 до 5 л...

Рабочая учебная программа «Моя республика – Коми» для старшей, подготовительной группы

Рабочая учебная программа «Моя республика – Коми» для старшей, подготовительной группы...