Главные вкладки

    Занятие «Напутственное слово» ( ИСТОКИ)
    материал (старшая группа) на тему

    Продолжать знакомить детей с социокультурной категорией «Традиции слова»; - Продолжать развивать умение детей общаться в паре;- Воспитывать доброе отношение к сверстникам и близким.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon naputstvennoe_slovo.doc42 КБ

    Предварительный просмотр:

      Занятие  «Напутственное слово»

                                     

    Задачи:

     - Продолжать знакомить детей с социокультурной категорией «Традиции слова»;

     - Продолжать развивать умение детей общаться в паре;

     - Воспитывать доброе отношение к сверстникам и близким.

    Предварительная работа: чтение произведений К.Д. Ушинского «Ветер и солнце», А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о царе Салтане», русской народной сказки Василиса Прекрасная».

    Оборудование: грамм запись русской народной песни, кукла Василисы Прекрасной,  книга для развития детей «Напутственное слово».

    Ход занятия.

    1)Звучит  русская народная музыка. Под музыку в русском народном костюме входит- Варварушка - хранительница народных традиций.

    Варвара: Добрый день, гости дорогие! Добрый день соколики ясные! Как живете–поживаете, все ли у вас добренько-сладенько? Узнали меня?

    (Ответы детей: Варвара – хранительница народных традиций ).

    Варвара: Да, я Варварушка, хранительница добрых традиций. Я вам предлагаю пойти ко мне в гости…

    Раз, два, три, четыре, пять –

    Вместе мы пойдем гулять.

    Ручки к солнцу потянулись

    Мы друг другу улыбнулись.

    Вот мы и дошли.

    Быстро за руки возьмемся,

    И в кружочек соберемся.

    Если хмурится с утра,

    Нам поможет доброта!

    Варвара: Ребята, а что такое доброта? Что значит быть добрым?

    (Ответы:  Доброта – это улыбка мамы, хорошее настроение, вежливые слова,  любовь к своим родным, помощь родным… )

    Варвара: Доброта – это наше ласковое слово, улыбка подаренная людям. Хорошие поступки, любовь к живой природе, настроение, любовь к своим близким, родным, забота о них.

    В старину говорили: «Доброе сердце рождает добрую мысль», «Не ищи красоты, а ищи доброты».

    Работа с пословицей: «Доброе слово сказать – посошок в руку дать».

    Варвара: Ребята, как вы понимаете эту пословицу? Что такое посошок?

    (Ответы: Посошок- это посох (специальная палка, необходимая при ходьбе). Посох помогает при ходьбе, доброе слово помогает так же, как посох.)

    Варвара: Есть у меня волшебный сундучок, а в нем волшебный клубок и сейчас, передавая его из рук в руки, мы узнаем, какие добрые слова вы знаете.

    Игра «Назови доброе слово».

    Дети садятся на стульчики полукругом.

     Варвара: А сегодня, хочу вас познакомить с одним рассказом, который называется «Ветер и солнце». Вы внимательно его послушайте.

    Чтение рассказа К. Д. Ушинского «Ветер и солнце».

    Варвара: Какой ветер в рассказе? (Сердитый, свирепый, злой, холодный). А какое солнышко? (Ласковое, доброе, теплое). 

    Почему ласковым и добрым словом можно сделать гораздо больше, чем гневом?

    Ответы: Потому что добрым словом можно поднять настроение, поддержать человека.  Добрыми делами можно доставлять радость.

    Варвара:

    Доброта нужна всем людям,

    Пусть побольше добрых будет.

    Говорят не зря при встрече:

    «Добрый день!» и «Добрый вечер!»

    И не зря ведь есть у нас

    Пожеланье «В добрый час!»

      (напутственные слова заранее напечатаны на бумаге).

    Варвара предлагает детям открыть книгу «Напутственное слово».

     Активное занятие «Напутственное слово»

    Подготовительный этап:

    Великая сила скрыта в напутственном слове – слове, сказанном перед дальней дорогой.

    Индивидуальный этап:

     - Внимательно прочитайте и подчеркните те слова – напутствия, с которыми провожают в путь – дорогу, при условии, если в группе читающие дети. Если дети не читающие, то воспитатель читает слова – напутствия, а дети выполняют задание.

    Хорошей дороги, хороших попутчиков!

    В добрый путь!

    Ангела Хранителя!

    С Богом!

    Счастливого пути!

    Время работы – 3 минуты.

    По завершении времени индивидуального этапа воспитатель просит всех детей одновременно закончить работу и внимательно выслушать следующее задание.

    Работа в паре:

     - Внимательно выслушайте друг друга и придите к совместному решению. В нижней части страницы подчеркните те слова – напутствия, которые выбрали вместе.

    Время работы  - 3 минуты. За 30секунд до окончания данного времени, педагог предупреждает детей о необходимости завершения диалога.

    Обсуждение в группе. Экспертная оценка:

    Одна из пар представляет результаты совместной работы. Педагог выявляет тех, кто имеет такой же и иные варианты решения. Педагог показывает свою карточку, обращает внимание детей на правильный выбор и аргументирует его. Воспитатель обобщает результаты работы, отмечает детей, которые внимательно слушали друг друга, вежливо общались с соседом, во время справились с заданием. В заключении воспитатель предлагает детям поблагодарить друг друга за общение.

    Варвара: А сейчас мы с вами  немного осмотрим нашу добрую полянку.

    Физкультминутка

    Варвара: А теперь я вам загадаю вам загадку:

     В мире нет ее роднее,

    Справедливей и роднее.

    Я скажу, друзья, вам прямо-

    Лучше всех на свете…

    (Ответ «Мама»)

    Варвара: Самый добрый и самый любимый человек на белом свете это МАМА.

    А сейчас мы вспомним  еще одну сказку.  (Иллюстрации народной сказке «Василиса Прекрасная»).

    Варвара: Узнали сказку? Внимательно рассмотрите иллюстрацию и
    расскажите?

    Варвара: Как материнское благословение помогло Василисе в жизни?

    (Ответ: Кукла-оберег)

    Вот такую куклу подарила мама Василисушке.

    Варвара: Великая сила скрыта в напутственном слове – слове, сказанном перед дальней дорогой. Если люди расстаются ненадолго, то приятно говорить: «До свидания», то есть встреча  будет скорой и желанной. Если же расстались на большой срок, то говорили: «Простите и прощайте!». И в этих словах живет православная традиция примериться перед расставанием, что бы получить прощение за обиды и простить самому. Традиции напутственного слова проявляются в родительском благословении.

    «Родительское благословение в воде не тонет и в огне не горит».

    Ресурсный круг

    Варвара: Что нового вы узнали сегодня, что усвоили для себя?

    (Дети передают из рук в руки куклу и делятся своими впечатлениями.)

    Варвара: А я с вами прощаюсь и хочу пожелать вам: «Пусть ангел всегда прибудет с вами. До встреч!  Простите и до свидания».


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект активного занятия по программе «Истоки» в старшей группе на тему «Мудрое слово».

    Данное занятие направлено на первоначальное знакомство с социокультурной категорией "Мудрость"....

    Конспект НОД по программе "Социокультурные истоки" во второй младшей группе "Доброе слово".

    Конспект НОД по программе социокультурные истоки "Доброе слово" во второй младшей группе....

    Конспект активного занятия с родителями воспитанников младшей группы «Доброе слово» по программе «Социокультурные истоки»

    Данная работа с родителями направлена на повышение компетенций родителей по вопросам духовно-нравственного воспитания. Данный конспект активного занятия разработан согласно методическим рекомендациям ...

    Активное занятие «Напутственное слово» по программе «Социокультурные истоки»

    Данный материал углубляет представления детей о доброте, напутственных словах, как о ценном качестве человека....

    Конспект мероприятия по социокультурным истокам на тему «Сказочное слово»

    Формирование у детей старшего дошкольного возраста эмоциональной децентрации – способности чувствовать внутренне состояние другого человека и понимать его. Первоначальное прочувствованное воспри...