Занятие «Напутственное слово» ( ИСТОКИ)
материал (старшая группа) на тему

Продолжать знакомить детей с социокультурной категорией «Традиции слова»; - Продолжать развивать умение детей общаться в паре;- Воспитывать доброе отношение к сверстникам и близким.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon naputstvennoe_slovo.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

  Занятие  «Напутственное слово»

                                 

Задачи:

 - Продолжать знакомить детей с социокультурной категорией «Традиции слова»;

 - Продолжать развивать умение детей общаться в паре;

 - Воспитывать доброе отношение к сверстникам и близким.

Предварительная работа: чтение произведений К.Д. Ушинского «Ветер и солнце», А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о царе Салтане», русской народной сказки Василиса Прекрасная».

Оборудование: грамм запись русской народной песни, кукла Василисы Прекрасной,  книга для развития детей «Напутственное слово».

Ход занятия.

1)Звучит  русская народная музыка. Под музыку в русском народном костюме входит- Варварушка - хранительница народных традиций.

Варвара: Добрый день, гости дорогие! Добрый день соколики ясные! Как живете–поживаете, все ли у вас добренько-сладенько? Узнали меня?

(Ответы детей: Варвара – хранительница народных традиций ).

Варвара: Да, я Варварушка, хранительница добрых традиций. Я вам предлагаю пойти ко мне в гости…

Раз, два, три, четыре, пять –

Вместе мы пойдем гулять.

Ручки к солнцу потянулись

Мы друг другу улыбнулись.

Вот мы и дошли.

Быстро за руки возьмемся,

И в кружочек соберемся.

Если хмурится с утра,

Нам поможет доброта!

Варвара: Ребята, а что такое доброта? Что значит быть добрым?

(Ответы:  Доброта – это улыбка мамы, хорошее настроение, вежливые слова,  любовь к своим родным, помощь родным… )

Варвара: Доброта – это наше ласковое слово, улыбка подаренная людям. Хорошие поступки, любовь к живой природе, настроение, любовь к своим близким, родным, забота о них.

В старину говорили: «Доброе сердце рождает добрую мысль», «Не ищи красоты, а ищи доброты».

Работа с пословицей: «Доброе слово сказать – посошок в руку дать».

Варвара: Ребята, как вы понимаете эту пословицу? Что такое посошок?

(Ответы: Посошок- это посох (специальная палка, необходимая при ходьбе). Посох помогает при ходьбе, доброе слово помогает так же, как посох.)

Варвара: Есть у меня волшебный сундучок, а в нем волшебный клубок и сейчас, передавая его из рук в руки, мы узнаем, какие добрые слова вы знаете.

Игра «Назови доброе слово».

Дети садятся на стульчики полукругом.

 Варвара: А сегодня, хочу вас познакомить с одним рассказом, который называется «Ветер и солнце». Вы внимательно его послушайте.

Чтение рассказа К. Д. Ушинского «Ветер и солнце».

Варвара: Какой ветер в рассказе? (Сердитый, свирепый, злой, холодный). А какое солнышко? (Ласковое, доброе, теплое). 

Почему ласковым и добрым словом можно сделать гораздо больше, чем гневом?

Ответы: Потому что добрым словом можно поднять настроение, поддержать человека.  Добрыми делами можно доставлять радость.

Варвара:

Доброта нужна всем людям,

Пусть побольше добрых будет.

Говорят не зря при встрече:

«Добрый день!» и «Добрый вечер!»

И не зря ведь есть у нас

Пожеланье «В добрый час!»

  (напутственные слова заранее напечатаны на бумаге).

Варвара предлагает детям открыть книгу «Напутственное слово».

 Активное занятие «Напутственное слово»

Подготовительный этап:

Великая сила скрыта в напутственном слове – слове, сказанном перед дальней дорогой.

Индивидуальный этап:

 - Внимательно прочитайте и подчеркните те слова – напутствия, с которыми провожают в путь – дорогу, при условии, если в группе читающие дети. Если дети не читающие, то воспитатель читает слова – напутствия, а дети выполняют задание.

Хорошей дороги, хороших попутчиков!

В добрый путь!

Ангела Хранителя!

С Богом!

Счастливого пути!

Время работы – 3 минуты.

По завершении времени индивидуального этапа воспитатель просит всех детей одновременно закончить работу и внимательно выслушать следующее задание.

Работа в паре:

 - Внимательно выслушайте друг друга и придите к совместному решению. В нижней части страницы подчеркните те слова – напутствия, которые выбрали вместе.

Время работы  - 3 минуты. За 30секунд до окончания данного времени, педагог предупреждает детей о необходимости завершения диалога.

Обсуждение в группе. Экспертная оценка:

Одна из пар представляет результаты совместной работы. Педагог выявляет тех, кто имеет такой же и иные варианты решения. Педагог показывает свою карточку, обращает внимание детей на правильный выбор и аргументирует его. Воспитатель обобщает результаты работы, отмечает детей, которые внимательно слушали друг друга, вежливо общались с соседом, во время справились с заданием. В заключении воспитатель предлагает детям поблагодарить друг друга за общение.

Варвара: А сейчас мы с вами  немного осмотрим нашу добрую полянку.

Физкультминутка

Варвара: А теперь я вам загадаю вам загадку:

 В мире нет ее роднее,

Справедливей и роднее.

Я скажу, друзья, вам прямо-

Лучше всех на свете…

(Ответ «Мама»)

Варвара: Самый добрый и самый любимый человек на белом свете это МАМА.

А сейчас мы вспомним  еще одну сказку.  (Иллюстрации народной сказке «Василиса Прекрасная»).

Варвара: Узнали сказку? Внимательно рассмотрите иллюстрацию и
расскажите?

Варвара: Как материнское благословение помогло Василисе в жизни?

(Ответ: Кукла-оберег)

Вот такую куклу подарила мама Василисушке.

Варвара: Великая сила скрыта в напутственном слове – слове, сказанном перед дальней дорогой. Если люди расстаются ненадолго, то приятно говорить: «До свидания», то есть встреча  будет скорой и желанной. Если же расстались на большой срок, то говорили: «Простите и прощайте!». И в этих словах живет православная традиция примериться перед расставанием, что бы получить прощение за обиды и простить самому. Традиции напутственного слова проявляются в родительском благословении.

«Родительское благословение в воде не тонет и в огне не горит».

Ресурсный круг

Варвара: Что нового вы узнали сегодня, что усвоили для себя?

(Дети передают из рук в руки куклу и делятся своими впечатлениями.)

Варвара: А я с вами прощаюсь и хочу пожелать вам: «Пусть ангел всегда прибудет с вами. До встреч!  Простите и до свидания».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект активного занятия по программе «Истоки» в старшей группе на тему «Мудрое слово».

Данное занятие направлено на первоначальное знакомство с социокультурной категорией "Мудрость"....

Конспект НОД по программе "Социокультурные истоки" во второй младшей группе "Доброе слово".

Конспект НОД по программе социокультурные истоки "Доброе слово" во второй младшей группе....

Конспект активного занятия с родителями воспитанников младшей группы «Доброе слово» по программе «Социокультурные истоки»

Данная работа с родителями направлена на повышение компетенций родителей по вопросам духовно-нравственного воспитания. Данный конспект активного занятия разработан согласно методическим рекомендациям ...

Активное занятие «Напутственное слово» по программе «Социокультурные истоки»

Данный материал углубляет представления детей о доброте, напутственных словах, как о ценном качестве человека....

Конспект мероприятия по социокультурным истокам на тему «Сказочное слово»

Формирование у детей старшего дошкольного возраста эмоциональной децентрации – способности чувствовать внутренне состояние другого человека и понимать его. Первоначальное прочувствованное воспри...

«Напутственное слово» (книга для развития «Напутственное слово») по программе «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте»

Тема «Напутственное слово» (книга для развития «Напутственное слово») по программе «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте»...