Опыт работы по теме «Декоративно - прикладное искусство и ремесла Костромского края как средство патриотического воспитания старших дошкольников»
статья на тему

Журавлева Евгения Леонидовна

Народное искусство глубоко воздействует на мир ребенка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений. Ознакомление с произведениями народного творчества пробуждает в детях первые яркие представления о Родине, о ее культуре, способствует воспитанию патриотических чувств.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opyt_zhenya_zhuravleva.doc220.5 КБ

Предварительный просмотр:

Администрация городского округа город Шарья

Опыт работы по теме:

«Декоративно - прикладное искусство и ремесла Костромского края как средство патриотического воспитания старших дошкольников»

Журавлева Евгения Леонидовна

воспитатель МБДОУ «Центр развития ребёнка –

Детский сад № 18 «РОДНИЧОК»

г. Шарья

Костромской области

2014г.

Содержание

1.Сведения об авторе…………………………………….

2.Аннотация………………………………………………

3.Описание опыта работы по теме ……………………...

4.Обоснование…………………………………………….

5.Актуальность …………..……………………………….

6.Цель, задачи…………….………………………………

7.Условия…..………………………………………………

8. Принципы……………………………………………….

9.Методы и приемы………………………………………

10.Формы работы ………………………………………

11.Средства…………………………………………….

12.Результат…………………………………………..

13.Приложения………………………………………………

14.Литература…………………………………………………..

15.Рецензия…………………………………………………..

Сведения об авторе

Фамилия, имя, отчество:

Журавлева Евгения Леонидовна

Дата рождения:

10 ноября 1973 года.

Должность:

Воспитатель МБДОУ

«Центр развития ребёнка - Детский сад №18 «Родничок»

Образование: средне специальное, Шарьинское педагогическое училище 1993год, по специальности воспитатель ДДУ

Квалификация: воспитатель

Педагогический стаж- 20 лет.

Курсовая подготовка:

ОГБОУ ДПО КОИРО  «Работа воспитателя в образовательном учреждении, реализующем программы дошкольного образования в условиях модернизации образования» 2012 год (108 часов)

ОГБОУ ДПО КОИРО «Информационные технологии в практике работы педагога» 2013 год (72 часа)

Аннотация

Позиция

"Через красивое к человечному - такова закономерность воспитания"
В.А.Сухомлинский

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чему он изумляется, и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское восприятие, в дальнейшем они играют огромную роль в становлении личности патриота.

         Я считаю, что одной из форм проявления патриотических чувств является развитие интереса у детей дошкольного возраста к своей национальной культуре, искусству. Именно соприкосновение с народным декоративно-прикладным искусством и ремеслами  Костромского края обогащает ребенка, воспитывает гордость за свой народ, поддерживает интерес к его истории и культуре.

Цель

Формирование у детей старшего дошкольного возраста патриотических чувств в процессе ознакомления с ремёслами Костромской области.

Задачи

  1. Знакомить  детей с ремёслами и декоративно- прикладным искусством Костромской области.
  2. Развивать у детей практические навыки в создании декоративных композиций по мотивам промыслов Костромской области.
  3. Развивать познавательный интерес к народному творчеству костромских умельцев.
  4. Воспитывать у детей чувства любви к малой Родине и гордости за достижения родного края.

Содержание

Содержание работы направлено воспитание патриотических чувств детей, гордость за мастеров, умельцев малой Родины. Развитие практических умений и навыков в художественной деятельности.

Средства

Авторская программа «Удивительные ремёсла земли Костромской», наглядные средства, технические средства, художественные средства, культурные ценности (произведения искусства)

Формы

Непосредственно-образовательная деятельность, совместная деятельность.

Методы и приемы

Наглядные, словесные, практические, тактильно-чувственный метод, метод сотворчества, поисковых, игровых и творческих ситуаций.

Результат

К концу старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления детей с декоративно – прикладным искусством и ремёслами Костромской области

  • Дети знают ремёсла и декоративно- прикладное искусство  Костромской области.
  • У детей развились практические навыки эффективного использования народного творчества в художественной деятельности: умеют создавать декоративные композиции по мотивам промыслов, ……
  •  У детей появился познавательный интерес к народному творчеству костромских умельцев.
  • У детей сформированы представления о том, чем славен родной край, дети научились видеть прекрасное, понимать и ценить произведения декоративно- прикладного искусства Костромской области, т.е. у детей сформированы патриотические качества личности.

Описание опыта

Обоснование темы

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребёнок, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе... И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, непропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

И. Никитин

Патриотическое воспитание ребенка - основа формирования будущего гражданина. Задача воспитания патриотизма в настоящее время очень сложна.      Мы, взрослые, все прекрасно помним, какое значение имело когда-то воспитание подрастающего поколения в духе гражданственности и патриотизма.
Изменения, прошедшие в нашем обществе в последние десятилетия  привели  к деформации этих понятий, лежавших в основании государства. Однако закон маятника возвращает нас к тем идеям, которые были связаны с историей нашей страны. Некрасовские строки: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан» - неожиданно приобрели новое весьма актуальное звучание.
Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого раннего возраста. Еще классики педагогики, такие как Я.А.Каменский, А.С.Макаренко, В.А. Сухомлинский в своих трудах поднимали тему патриотического воспитания. Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский, Е.И. Водовозова считали, что начинать воспитывать у детей патриотизм нужно с дошкольного возраста. К.Д. Ушинский считал, что система воспитания порождается историей народа, его материальной и духовной культурой. Период дошкольного возраста по своим психологическим характеристикам наиболее благоприятен для воспитания патриотизма, так как дошкольник отвечает доверием взрослому, ему присуща подражательность, внушаемость, эмоциональная отзывчивость, искренность чувств.

Важную роль   декоративно-прикладного искусства в эстетическом воспитании отмечали многие отечественные искусствоведы, исследователи детского изобразительного творчества (А.П.Усова, Н.П.Сакулина, Т.С.Комарова, Т.Я.Шпикалова, В.Я.Езикеева, Н.С.Карпинская, Е.Г. Ковальская, В.М.Федяевская, Н.Б.Халезова, Т.Н.Доронова, А.А. Грибовская и другие). Они убедительно показывают, что ознакомление с произведениями народного творчества побуждает в детях первые яркие представления о Родине, о её культуре, способствует воспитанию патриотических чувств, приобщают к миру прекрасного, и поэтому их нужно включать в педагогический процесс в детском саду.

      Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (ст.19, п.2) указывает, что содержание образования должно обеспечивать «духовно-нравственное развитие личности на основе общечеловеческих социокультурных ценностей; ее интеграцию в национальную, российскую и мировую культуру».

       Отечественные и зарубежные психологи (Дж. Грузек; Х. Литтон; А.В.Запорожец; С.А. Козлова; В.А. Петровский) отмечают: ребёнка воспитывает та деятельность, которая доставляет ему радость, оказывает положительное нравственное влияние, гармонично развивает умственные и физические возможности. Изучив разную литературу по данной проблеме, я пришла к выводу, что народное искусство как ничто другое, приобщает детей к истории своего края, к промыслам своих земляков, дети начинают понимать и осознавать, что они являются частью этой культуры и должны поддерживать её возрождение.

Ознакомление с ремёслами и декоративно-прикладным искусством  Костромского  края важно в воспитании патриотической  личности. Нельзя прерывать связь времён и поколений, чтобы не исчезла и не растворилась душа русского народа: тот народ, который не помнит своих корней, не имеет своей культуры, перестаёт существовать как этническая единица.

Актуальность

       Чувство патриотизма очень актуально в условиях современной России. В него входят ответственность, желание и умение трудиться на благо Отечества, беречь и умножать богатства своей страны. Нельзя быть патриотом, не чувствуя своей личной связи с Родиной, не зная как любили и берегли её наши предки, наши отцы и деды. Патриотизм – любовь к родной земле, которая предполагает гордость достижениями и культурой своей Родины, ощущение неразрывной связи со своим народом, с его языком, бытом и нравами. Воспитывать это чувство необходимо с раннего возраста, поскольку в дошкольном возрасте закладывается фундамент общего развития ребенка, начинается процесс становления его личности, закладываются предпосылки гражданских качеств, формируются ответственность и способность ребёнка к свободному выбору, уважению и пониманию других людей.

        Я считаю, что  народное искусство глубоко воздействует на мир ребенка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений. Ознакомление с произведениями народного творчества пробуждает в детях первые яркие представления о Родине, о ее культуре, способствует воспитанию патриотических чувств.

        Сегодня почти в каждом доме есть произведения народных мастеров – гжельские чайники, хохломские миски, берестяные туеса, тканые полотенца. Они входят в нашу жизнь как художественные произведения, отвечающие нашему эстетическому чувству, становятся украшением как сельского, так и городского жилья. Казалось бы, зачем нам в наш динамический век, век научно – технического прогресса, деревянные ложки, когда есть дешевые и удобные металлические? Зачем нужны подсвечники, когда всюду есть электричество? Дело в том, что в этом выражается потребность людей в красоте. Им хочется видеть вокруг себя не стандартные массовые изделия, а рукотворные предметы декоративного искусства.

          Современные образовательные программы знакомят детей с произведениями великих отечественных и зарубежных мастеров изобразительного искусства, однако, в них недостаточно внимания уделяется региональному компоненту в области изобразительного искусства. Именно поэтому  я решила разработать авторскую программу «Ремесла Костромской области» и поставила перед собой   цель подарить детям радость творчества, познакомить с историей народного ремесла и декоративно-прикладного искусства  Костромской области.

Цель

Формирование у детей старшего дошкольного возраста патриотических чувств в процессе ознакомления с ремёслами Костромской области.

Задачи

  1. Знакомить  детей с ремёслами и декоративно- прикладным искусством Костромской области.
  2. Развивать у детей практические навыки в создании декоративных композиций по мотивам промыслов Костромской области.
  3. Развивать познавательный интерес к народному творчеству костромских умельцев.
  4. Воспитывать у детей чувства любви к малой Родине и гордости за достижения родного края.

Условия


Формирование у детей нравственных чувств – таких как патриотизм посредствам декоративно-прикладного искусства Костромской области  возможно   при  следующих условиях:

  • Внедрения авторской   программы   «Удивительные ремесла земли Костромской». (Приложение 1)
  • Создания атмосферы для эмоционального, образного восприятия произведений народного декоративно-прикладного искусства; благоприятного психологического климата в коллективе.
  • Создания предметно - развивающей среды для совместной и самостоятельной творческой деятельности детей  в группах.
  • Создания базы наглядных пособий: предметные и сюжетные иллюстрации, фото,  репродукции картин художников………..может быть что то еще?
  • Взаимодействия с семьёй и педагогами.

Для этого  в группе «Радуга» созданы:

  • Содержание работы по воспитанию патриотических чувств старших дошкольников,  регламентировано рамками авторской программы   «Удивительные ремесла земли костромской». Программа рассчитана на год обучения детей старшего дошкольного возраста. (Приложение 1)
  • Центр творчества для совместной и самостоятельной изобразительной деятельности детей с «полочками красоты»  и местом для выставок детских работ. Развивающая среда наполнена наглядными материалами и пособиями, предметами декоративно-прикладного искусства, тематическими альбомами, схемами, художественными материалами, оборудованием для экспериментирования. (Приложение 2)
  • Составлены анкеты для родителей  в целях определения творческого потенциала детей.  Проведён опрос:  «Чем славе край Костромской?» - необходимы ли детям занятия с использованием элементов ремесел и декоративно-прикладными  ????? незнаю чем (Приложение 3)
  • Оформлена наглядность: информационные стенды для родителей, папки-передвижки, консультации. (Приложение 4)
  • Картотека игр (Приложение 5)

Каждый день ребенка в детском саду должен быть наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, веселыми играми. Ведь с воспитания чувства привязанности к родному детскому саду, родной улице, родной семье начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование – чувство любви к своему Отечеству;

Принципы

Под принципами обучения  подразумеваю объективные закономерности, исходные положения, которыми руководствуюсь при отборе содержания, определении форм организации, методов и средств обучения.

В своей работе я использую следующие принципы:

1.Принцип развивающего обучения.

«Обучение только тогда хорошо когда оно идет впереди  развития. Тогда оно пробуждает и вызывает к жизни целый ряд функций, находящихся в стадии созревания, лежащих в зоне ближайшего развития»

                                              Л. С. Выгодский

В основе принципа лежит закономерность, согласно которой обучение – движущая сила целостного развития личности ребенка, становления у него новых качеств ума, памяти и других сторон психики, а также формирование способностей, интересов, склонностей.

Чтобы ученье для детей было увлекательным, вдохновенным трудом, в своей деятельности  пробуждаю у детей и постоянно поддерживаю желание узнавать новое. Именно это желание является эмоциональным стимулом самостоятельной и активной мысли ребенка. Придерживаясь данного принципа, я стараюсь дать детям знания повышенного уровня, опережающие их развитие. Это  ориентир на зону ближайшего развития. Задания, упражнения, вопросы носят развивающий характер.  У детей происходит: -развитие образного и вариативного мышления, фантазии, воображения, творческих способностей, -формирование умений планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами, проверять результат своих действий, -формирование мыслительных операций, -увеличение объема памяти, внимания.

2.Принцип личностно-ориентированного общения предусматривает индивидуально-личностное формирование и развитие морального облика человека. Партнерство, соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с детьми.

3.Принцип культуросообразности. «Открытость» различных культур, создание условий для наиболее полного (с учётом возраста) ознакомления с достижениями и развитием культуры современного общества и формирование разнообразных познавательных интересов.

4.Принцип свободы и самостоятельности. Позволяет ребёнку самостоятельно определить его отношение к культурным истокам: воспринимать, подражать, комбинировать, создавать и т.п.; самостоятельно выбирать цель, определиться в мотивах и способах действия, в дальнейшем применении результата данного действия (деятельности) и самооценке.

5.Принцип гуманно-творческой направленности. Данный принцип обеспечивает, с одной стороны, обязательное получение ребёнком во взаимодействии с культурной средой продукта, характеризующегося творческими элементами: воображение, фантазия, «открытие», озарение и др., полезность, новизна; а с другой - создающий условия для проявления разнохарактерных отношений (дружеских, гуманных, деловых, партнёрских, сотрудничества, сотворчества и др.)

6.Принцип интеграции различных видов детской деятельности.

Реализация принципа интеграции невозможна без «вполне определенного обеспечения», включающего в себя содержание образования, методы его реализации.

Методы и приёмы

  Решая поставленные мною цель и задачи, использую разнообразные методы и приёмы:

Наглядные методы:

Демонстрация наглядных средств (изделия народных промыслов)

Наглядность оживляет процесс обучения, вызывает эмоциональный отклик, способствует побуждению у детей интереса к творческой деятельности.

Показ способов действий, способов работы, последовательности ее выполнения– этот прием раскрывает перед детьми задачу предстоящей деятельности, направляет их внимание, память, мышление. Показ должен быть четким, точным. Показ произвожу частичный. Для того, что бы дети не копировали  всю последовательность выполнения задания, а проявляли самостоятельное творчество. Необходимо, чтобы дети увидели каждое движение, заметили особенности его выполнения. Каждое свое действие обозначаю словом.

Практические методы:

В развитии творческих способностей ведущая  деятельность  детей  - художественная. Она состоит при условии овладения детьми общими и самостоятельными способами художественной деятельности и  направлена на получение конкретного продукта. Нельзя научить детей чему-либо, только показывая и рассказывая о технике изображения, не предлагая самим детям каких - либо действий. Ребенок овладевает опытом только тогда, когда сам участвует в практической деятельности.  

На занятиях дети наблюдают, рассматривают, анализируют, выполняют практические задания, экспериментируют с цветом и формой, материалом,  осваивают законы декоративных композиций на основе народных промыслов.

 Словесные методы:

 Позволяют в кратчайший срок передать детям информацию, ставить перед ними практическую задачу, указывать пути ее решения. Словесные методы и приемы сочетаются с наглядными, игровыми, практическими методами, делая последние более результативными.

Это беседы, загадки, чтение стихов и сказок, вопросы к детям, объяснение последовательности выполнения работы, чтение схем.

С целью формирования патриотических чувств детей провожу беседы о родном городе, о Костромской области. О том, какими ремёслами славится наш край. Рассказываю о том, как изготовляют то или иное изделие и об истории промысла. Главная цель: вызвать у детей чувство гордости, за своих умельцев, живущих на Костромской земле.(Приложение 6)

Метод сотворчества. Используя этот метод, опираясь на демократический стиль общения, поощряя фантазию, неожиданные ассоциации, стимулирую зарождение оригинальных идей. Все участники сотворчества выступают как их соавторы. Это может быть сотворчество ребёнка с педагогом, сверстником, народным мастером. Используется при выполнении коллективных работ, участии в конкурсах, участии в играх и творческих заданиях. Это может быть посещение  выставок народных мастеров  ЦНК «Светлица», выставки  в ДХШ.

Метод поисковых, игровых и творческих ситуаций. На занятиях используется метод нетривиальных (необыденных) творческих ситуаций, пробуждающих интерес к художественной деятельности. Использую игры  «Красота скани», «Помоги Снегурочке» и т.д. (Приложение 7) Для мотивации деятельности активно использую сюрпризные моменты: «пришло письмо», «просьба о помощи», и т.п.

Тактильно-чувственный метод

Этот метод, по признанию многих исследователей, эффективен и оказывает особое влияние на эмоциональное состояние, у детей появляется желание внимательнее рассматривать изделия народных мастеров, высказывать о них свое мнение, создавать красивое своими руками.

Специфика данного метода заключается в том, что в процессе восприятия произведения декоративно - прикладного искусства дети прикасаются к материалу, из которого оно изготовлено (дерево, глина, шерсть), мнут его в руках (глина). Этот метод позволяет активизировать чувства детей при непосредственном соприкосновении с материалом, почувствовать его тепло. Этот метод способствует развитию патриотических чувств, таких как гордость за достижения умельцев родного края.

Информационно - коммуникационная технология. Освоив информационно-компьютерную технологию, я активно использую её в своей работе. Изготавливаю наглядный и раздаточный материал. Использую интернет ресурсы, показ слайдов, презентаций, мультимедийных  фильмов. У детей происходит: - развитие познавательной активности, -развитие памяти, воображения, -появляется большой интерес, занимательность, -формирование широкого спектра знаний и представлений, -развитие положительных эмоциональных чувств.

Формы.

Любая деятельность предполагает выбор форм работы с детьми. Форма – способ организации, установленный порядок. Для достижения поставленной цели я использовала разнообразные формы работы с детьми и родителями.

Формы работы с детьми:

  • Непосредственно-образовательная деятельность.

На занятиях по ознакомлению с декоративно-прикладным искусством и ремеслами Костромского края дети обучаются способам  деятельности, формируются умения и навыки в рисовании, происходит обучение «языку изобразительного искусства». (Приложение 8 – конспект занятия про скань)

 На  познавательных занятиях воспитываем патриатические чувства: любви к Отчизне, родному городу, изучаем государственные символы Российской Федерации, дети узнают  о расположении, климате родного города, о его истории.  

  • Совместная деятельность.

 В ходе деятельности происходит передача и приумножение опыта творческой деятельности, формирование «культуры творческой личности» (самореализация личности.  Знакомство детей с культурой и традициями родного края, с обрядами русского народа, проведение обрядовых праздников, экскурсии в краеведческий музей, организация тематических досугов. (Приложение 9 – конспект праздника)

  • Экскурсии, целевые прогулки (по городу, в картинную галерею, музей, церковь)

Это способствует накоплению эстетического и познавательного опыта, формированию  патриотических качеств  личности.  (Приложение 10)

Формы работы с родителями:

  • Открытые показы  образовательного процесса.
  • Проведение совместных мероприятий (выставки, конкурсы, родительские семинары-собеседования на диалоговой основе).
  • Анкетирование и тестирование родителей.
  • Наглядные виды работы: информационные стенды для родителей, папки-передвижки, выставки детских работ, дидактических игр, литературы; экскурсии; совместные с родителями праздники.

Средства.

Основными средствами, которые я использую в работе, являются:

Наглядные средства:

  • Коллекция иллюстраций (работ народных умельцев Костромской  области)
  • Тематические альбомы. («Ткачество», «Береста», «Мой город», «Плетение», «Ковка», «Художники» и т.д.)
  • Интернет ресурсы – ИКТ, для получения детьми ярких впечатлений от произведений декоративно-прикладного искусства и ремесел Костромской области  и расширения знаний и  впечатлений (слайд-шоу, презентации).

Технические средства:

  • Музыка, (классические и современные композиции)
  • Видеофильмы («Наш любимый детский сад», «Наши верные друзья», «Красносельская скань»)

Художественные средства:

  • Художественный материал (Краски - гуашь, акварель. Мелки - восковые, пастельные, угольные. Карандаши, ручки, фломастеры).
  • Художественные инструменты (палитра, кисти разных размеров, флейц, тряпочки, клеёнки)

Культурные ценности:

  • Репродукции
  • Книжные иллюстрации.
  • Художественная литература.

Применение этих средств в работе,  позволяет повысить активность и внимание детей,  развить память, наблюдательность,  воображение и фантазию. У дошкольников появляется устойчивый интерес к народному творчеству Костромских умельцев. Эффективность использования данных педагогических средств была достигнута мною благодаря сочетанию их с педагогическими  методами.

среда/, мультимедиа и др./

Результат

Проводимая мной работа показывает, что использование системы работы по ознакомлению с декоративно-прикладным искусством и ремеслами Костромской области способствует воспитанию   патриотических качеств личности  у детей старшего дошкольного возраста.

К концу старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления детей с декоративно – прикладным искусством и ремёслами Костромской области:

  1. Дети знают ремёсла и декоративно- прикладное искусство  Костромской области.
  2. Дети умеют создавать декоративные композиции по мотивам  народного творчества, используют в художественной деятельности узоры Костромской росписи.
  3.  Дети проявляют познавательный интерес к народному творчеству костромских умельцев.
  4. У детей сформированы представления о том, чем славен родной край, дети научились видеть прекрасное, понимать и ценить произведения декоративно- прикладного искусства Костромской области, т.е. у детей сформированы патриотические качества личности.

Результаты педагогического наблюдения показали следующие результаты: чего ??????

Старшая группа

2011 – 2012г.г.

Подготовительная группа

2012 – 2013г.г.

Средняя группа

2013 – 2014г.г.

Высокий

уровень %

Средний уровень %

Низкий уровень %

Высокий

уровень %

Средний уровень %

Низкий уровень %

Высокий

уровень %

Средний уровень %

Низкий уровень %

8%

40%

52%

40%

52%

8%

27%

42%

31%

Опыт работы свидетельствует: организация целостной педагогической системы направленной на приобщение детей старшего дошкольного возраста к культурным ценностям декоративно-прикладного искусства и ремесел Костромского края, грамотное и педагогически целесообразное построение образовательного процесса, включающего  познание и практическую деятельность, воспитание и обучение, коллективное и индивидуальное творчество, является важным средством патриотического воспитания дошкольников.

              Таким образом, я еще раз убедилась, что веду работу в правильном направлении. Задача моей работы – учить детей помнить, на какой земле мы живем, беречь и уважать наследие своего народа – действительно очень важна. Решая воспитательные задачи, я стараюсь научить своих воспитанников одной из самых трудных вещей в педагогике – труду любви, умению трудиться душой. Глядя на них, я уверена, что мне это удается и, как бы ни сложилась их жизнь, каждый станет настоящей личностью.

Ткачество

Ручное ткачество

Ткачество – выработка тканей из пряжи – плетение соединение накрест переплетённых нитей (основы) и поперечных (утка). На ткацком станке натягиваются нити-основы. Сквозь них, с помощью челнока или руки протаскиваются нити утка. За далекую историю ткацкого ремесла сложилось необычайное разнообразие п...
Подробнее 

Лоскутное шитьё

Текстильный дизайн всё более привлекает к себе внимание специалистов, профессиональных художников, знатоков и ценителей искусства. В Костромском текстильном крае успешно работает несколько творческих объединений, занимающихся сшивным лоскутом. Студия «Мастерство» (Цен...
Подробнее 

Художественная вышивка

В Костромской области наиболее распространённым и укоренённым видом домашнего ремесла остаётся домашнее рукоделие. Это форма женских занятий наиболее архаична, устойчива и традиционна. Занятие вышивкой не требует больших затрат, условий для работы и сложного оборудова...
Подробнее 

Плетение из бересты

Издавна на Руси бересту использовали для изготовления хозяйственных поделок, утвари, в домовом строительстве, во времена домонгольской Руси в качестве бумаги. Золотистый цвет, лёгкость, пластичность привлекали внимание к доступному природному материалу, находя новые с...
Подробнее 

Плетение из прута

В натуральном крестьянском хозяйстве практически все природные материалы находили своё применение. Кусты ивняка по берегам рек и водоёмов были не заменимым подспорьем в ремесленной деятельности крестьянина. Тонкие гибкие прутья ивы умелым руками мастера переплетались ...
Подробнее 

Керамика и глиняная игрушка

Глиной в Костромском крае занимались повсеместно. Благо, материала было в избытке. Практически вся крестьянская посуда была выполнена из глины. Глиняные сосуды, выполненные на гончарном круге костромскими мастерами, сохранили до наших дней архаичные формы и дали понят...
Подробнее 

Резьба по дереву

Многие виды ремесленной деятельности в Костромской губернии были связаны с переработкой и обработкой древесины. Было развито домовое строительство и домовая резьба, изготовление орудий труда и предметов бытового назначения. Среди крестьян-кустарей в 19 веке занимавших...
Подробнее 

Роспись по дереву

Костромская губерния издавна славилась мастерством росписи по дереву. Корни этого ремесла лежат в отходничестве, в частности, малярном отходе, который был развит в северо-западных уездах губернии. Свободная кистевая костромская рос...
Подробнее 

Тестопластика

Новую жизнь в современном прикладном искусстве обрели «картины и теста». Пластические свойства теста использовали ещё наши бабушки, когда лепили из теста «жаворонков» и закликали приход весны. Рельефы Т. Седовой выполненные из солёного теста, близки по духу народным п...
Подробнее 

Художественная ковка

Ручная ковка была одним из важнейших видов ремесла. Кузнечное дело являлось одним из самых востребованных занятий. Ассортимент изделий из металла был необычно широк и разнообразен – боевое оружие и доспехи, украшения и бытовые предметы (молотки, ключи, замки, дымники ...
Подробнее 

Ювелирное искусство

На весь мир известно ювелирное искусство местных художников Костромской земли. Ювелирный промысел развивался здесь в течение нескольких столетий. И сейчас Костромская область поистине является своеобразным ювелирным центром


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Художественная литература как средство патриотического воспитания старших дошкольников

В данной статье описаны способы использования удоественной литературы с детьми дошкольного возраста в целях патриотического воспитания. Представлен перечень проанализированных и подобранных в соответс...

Проект «Фольклор как средство патриотического воспитания старших дошкольников в ДОУ»

1 слайд Вашему вниманию представляется педагогический проект «Фольклор как средство патриотического воспитания старших дошкольников в ДОУ» Автор проекта Карнаухова Ирина Михайловна, воспитатель муници...

Экскурсия в музей как средство патриотического воспитания старших дошкольников (2017 г.)

Дошкольный возраст – самый благоприятный период воспитания патриотизма, любви к Родине, воспитания таких нравственных качеств, которые позволят вырасти дошкольнику человеком – гражданином ...

проект на тему "Фольклор как средство патриотического воспитания старших дошкольников в МДОУ"

Проблема патриотизма и его формирования была актуальна уже с древних времён. Тем не менее, стройной, единой системы, отражающей всю полноту данной проблемы, не существует. Главной задачей, приоритетом...

Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания старших дошкольников

В настоящее время, в нашей стране возрождается система патриотического воспитания детей, именно от решения вопроса патриотического воспитания зависит будущее каждого человека, живущего в России. Цель ...