«Родина моя – Хакасия».
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Кудрявцева Марина Анатольевна

Конспект непосредственной образовательной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rodina_moya_-_hakasiya.docx100.79 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 21 «Аленький цветочек»МО г. Саяногорска

Конспект непосредственной образовательной деятельности:

Образовательная область «Познавательное развитие»

Тема: «Родина моя – Хакасия».

(старшая логопедическая группа)

Подготовили и провели:

  Кудрявцева М.А.

Саяногорск, 2018

Программное содержание: закрепить знания детей о символике Республике Хакасия, о жилище хакасов, познакомить с  национальной  одеждой, орнаментом, украшениях. Воспитывать интерес и любовь к родному краю.

Материал: флаг и герб Республики Хакасия, карта Мира, карта РХ, макет юрты, шаблоны «Пого», бусы, бисер, клей».

Предварительная работа: рассказ воспитателя на темы: «Юрта – жилище хакасов»; «Флаг и герб Республики Хакасия»; знакомство с хакасскими народными играми, поговорками, чтение сказок.

Ход непосредственной образовательной деятельности:

Дети входят в группу, на доске висит карта Мира. Воспитатель обращает на неё внимание, спрашивает:

- Что это?(Это карта.)

 - А что на ней изображено? (Разные страны).

- Какие страны мира вы знаете?

-Кто знает, какая страна в мире самая большая? (Россия.) Правильно, самая большая – это Россия(показывает на карте). Посмотрите, какую огромную территорию она занимает.

Стихотворение:

Как велика моя Земля

Как широки просторы

Озера, реки и поля

Леса и степь и горы!

Раскинулась моя Земля

От севера до юга

Когда в одном краю весна

В другом, снега и вьюга.

В нашей огромной стране России, есть очень много маленьких республик.

--Как называется республика, в которой мы живем? (Хакасия.) Показать на карте.

Стихотворение:

1.Если ты приедешь в наши дали

Ты степей увидишь океан

Берегами океана встали

Цепи Ала-Тау  и Саян.

2.Хакасия, Хакасия

Сибирский горный край

Любимая Хакасия

Под солнцем расцветай.

Глазами обвести границы Республики Хакасия. А это столица нашей Республики – город Абакан. У каждой республики есть отличительные знаки – символы: флаг и герб. Найдите флаг и герб Республики Хакасия (дети собирают из фрагментов флаг и герб РХ ).

Раздается стук в дверь (играет хакасская музыка). Входит женщина в хакасском национальном костюме.

-Изенер!

 Дети.

-Изенер!

Меня зовут тетушка Изольда. Я слышала, вы много знаете о Хакасии. И приглашаю вас поехать со мной в аал.

-Вы знаете, что такое аал? Правильно, аал – это деревня, село.

 А кто нас туда повезет,  вы должны угадать.

Загадка: Очень стройный и красивый

С челкой и пушистой гривой

Плавать может и скакать,

Ест овес, умеет ржать.

Прыгнет в воду и огонь,

Верный человеку……(конь).

Подъезжают  к макету юрты. Вот мы ребята с вами и приехали в аал. Какое интересное жилище было у коренных жителей Хакасии, как оно называется? Юрта. Расскажите  мне о юрте все,  что вы знаете? Дети рассказывают.

Воспитатель: Тетушка Изольда, у вас очень красивый наряд, расскажите нам о нем.

Изольда:Да, действительно, женская одежда была разнообразной. На мне платье, оно шилось длинным широким подолом, который сзади длиннее, чем спереди. С правого бока карман. Наплечники, манжеты, уголки воротника расшивались узором. Замужние женщины носили на голове платок, а девочки шапочку. Обувь носили кожаную и меховую, шили ее из шкур коня и коров. Одежда хакасов приспособлена для верховой езды и сидения на полу. Хакасские  женщины очень любили носить украшения, которые делали сами (серьги, бусы, браслеты, кольца).

Воспитатель:А это, что за украшение у вас на груди?

Изольда:А это «Пого». «Пого» изготавливали из куска дубленой кожи, которую вырезали в виде полумесяца и обтягивали бархатом.  «Пого» украшали большими перламутровыми пуговицами, ракушками, разноцветным бисером. Нижний край украшали бахромой из бисерных ниточек. Это украшение стоило очень дорого. Согласно хакасскому правилу, женщины готовили его своим дочерям перед свадьбой. И чем больше на нем больших перламутровых пуговиц, тем богаче невеста.

-А выребята,  хотите изготовить для себя такое украшение? Да. Тогда мы свами  отправляемся в мастерскую дядюшки Азархана и попросим его помочь нам сделать «Пого».

Дети с тетушкой Изольдой приходят в мастерскую  к дядюшке Азархану, приветствуют его.  Он приглашает детей принять участие в изготовлении украшений,  показывает детям(идет работа по изготовлению  «Пого»).

Звучит хакасская мелодия.

Изольда:Какие вы молодцы, какие красивые у вас получились украшения. И я хочу  вас угостить хакасским национальным блюдом «Талган». Это блюдо,  готовится из молотых зерен пшеницы,  с добавлением молотой  черемухи, меда, сливочного масла и муки (угощает детей, дети ее благодарят).

А сейчас ребята мне пора с вами прощаться, досвидания.

До свидания тетушка Изольда.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие средней группы:«Мы живём в Хакасии»

Знакомство с хакасской национальной одеждой, народыми загадками, сказками, играми детей средней группы...

Занятие средней группы:«Мы живём в Хакасии»

Знакомство с хакасской национальной одеждой, народыми загадками, сказками, играми детей средней группы...

Тема: "Путешествие по России и Хакасии "

Методическая разработка интегрированного занятия по патриотическому воспитанию дошкольников, для детей подготовительной группы....

Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста "Моя малая Родина - Хакасия"

Знакомство детей с художниками Хакасии, их творчеством....

Конспект НОД «Наша малая Родина - Хакасия»

Конспект НОД знакомит с приемами создания условий для расширения знаний детей о своей малой Родине....

Наша малая Родина-Хакасия

Расширять представления детей о природе республики, её кореных жителей - хакасах, их жилище, национальных устоев, традициях....

Моя родина Хакасия

Конспект занятия для детей подготовительной группы, загадки хакасского народа о труде и домашних животных....