Проект «Как здорово, что мы все разные!»
проект на тему

Ивашкова Ольга Михайловна

Якутия – многонациональная республика, которая на  протяжении своей истории органично вобрала в себя многоцветье народов, языков, религий, нравов и обычаев. Каждый человек неповторим, это индивидуальность. Если бы мы все были одинаковыми, жить на свете было бы просто неинтересно, поскольку у каждого из нас есть чему поучиться, есть что-то интересное. Только, к сожалению, все мы, взрослые, знаем еще и то, что элементарный и непреложный факт наличия у каждого из нас национальности становится и порой причиной неприязни и розни, непонимания и жестокости, конфликтов и даже войн.  Но для того чтобы жить в мире и согласии, необходимо наличие таких качеств, как ответственность, сдержанность, уступчивость, доброжелательность, терпимость. Другими словами, необходимо быть толерантным по отношению к другим.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_kak_zdorovo_chto_my_vse_raznye.docx31.74 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Как здорово, что мы все разные!»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение №17

города  Нерюнгри, республика Саха (Якутия)

Руководители  проекта:

Ларионова  Екатерина Арнольдовна, воспитатель;

Ивашкова Ольга Михайловна, воспитатель;

 Якупова Лилия Рафаиловна,педагог-психолог.

Участники проекта: дети, педагоги, родители.

Вид проекта: комплексный

Якутия – многонациональная республика, которая на  протяжении своей истории органично вобрала в себя многоцветье народов, языков, религий, нравов и обычаев. Каждый человек неповторим, это индивидуальность. Если бы мы все были одинаковыми, жить на свете было бы просто неинтересно, поскольку у каждого из нас есть чему поучиться, есть что-то интересное. Только, к сожалению, все мы, взрослые, знаем еще и то, что элементарный и непреложный факт наличия у каждого из нас национальности становится и порой причиной неприязни и розни, непонимания и жестокости, конфликтов и даже войн.  Но для того чтобы жить в мире и согласии, необходимо наличие таких качеств, как ответственность, сдержанность, уступчивость, доброжелательность, терпимость. Другими словами, необходимо быть толерантным по отношению к другим.

Наш детский сад посещают дети разных национальностей.  Всего детей – 211, из них:

Русские – 168

Якуты – 11

Эвенки - 3

Буряты – 6

Украинцы- 7

Белорусы - 4

Азербайджанцы – 3

Таджики – 5

Татары – 4

 Как правило, дети разных национальностей  испытывают трудности при адаптации к новым культурным условиям. Недостаточно свободное владение языком, отсутствие друзей и знакомых-сверстников, необходимость приспосабливаться к новым традициям – наличие этих трудностей объединяет детей в  особую социальную группу. К сожалению, воспитатели не всегда знают специфику работы с такими детьми, часто не учитывают их эмоциональное состояние, что приводит к отчуждению и изолированности их от детского сообщества.

Интеграция детей этой социальной группы в общество сверстников – процесс сложный и длительный. Понятно, что культурные различия между прежними и настоящими условиями проживания значительны, поэтому стресс, переживаемый ребенком, будет глубоким и длительным.

 Видя проблему межнационального общения, мы провели анкетирование с педагогами, родителями. (Приложения №1,№2)

Результаты письменного анкетирования педагогов нашего учреждения показали:

1. характер общения между людьми не зависит от их национальности, а зависит от личных качеств;

2. воспитатели легко общаются с представителями других национальностей, но столкнулись с проявлениями у дошкольников негативных чувств к детям других национальностей.  

3. тем  не менее, педагоги испытывают определенные трудности в организации работы по воспитанию толерантности по  причине  слабой подготовка   и   недостаточных знаний методики проведения этой работы.

Выявленные в процессе предварительного изучения взгляды педагогов, их компетентность в данном вопросе показали целесообразность изучения научно-методической литературы по данной проблеме.

Результаты  анкетирования родителей  показали:

1. родители рассказывают, но недостаточно своим детям о стране, родном городе и крае;

2. не все имеют дома книги национальных авторов;

3. не во всех семьях родители обращают  внимание на воспитание у детей гуманных чувств к людям других национальностей.

Для выявления представления детей о жизни народов нашей страны и края, была проведена беседа (Приложение №3). Анализ беседы позволил сделать следующее заключение:

1. дети путают понятия «страна», «республика», «край»;

2. их знания о жизни народов нашей страны ограничены и сводятся только к перечислению национальностей, даже о родном крае  ребята имеют неглубокие представления.

По результатам наблюдений было видно, что дети  другой национальности трудно привыкают к новому окружению, неуверенно чувствуют себя в группе, некоторые дети импульсивно реагировали на культурные различия, показывали пальцем на чем-то отличающегося от них ребенка, так как у них мало опыта межличностного общения  с представителями разных культур.

Гипотеза проекта

Поэтому мы решили создать проект, с помощью которого будет происходить знакомство с национальными традициями. Если   это будет носить комплексный характер, пронизывающий все виды деятельности старшего дошкольника, осуществляться в повседневной жизни, на специальных занятиях, то  мы воспитаем любовь к своей Родине, к своей нации, толерантное отношение  к представителям других национальностей, сверстникам, их родителям.

 При этом акцент делается на том, что все мы разные, но у нас общие интересы, мы нужны друг другу для содержательной, интересной, доброй совместной жизни.

Педагогический проект  «Как здорово, что мы все разные!» представляет собой разработку педагогов МБДОУ №17 города Нерюнгри Республики Саха (Якутия).

Идея проекта заключается в следующем: все мы живем в России, чтобы любить и уважать свою Родину надо знать ее историю и традиции, но Россия страна многонациональная, в ней живут разные народы, имеющие свои традиции, познакомить с которыми мы можем на примере  традиционных праздников и семейных традиций.

Цель проекта: сформировать у детей толерантность мышления, уважение к своим правам и правам других  людей.

Задачи:

- формировать у детей представление о мире, о разных странах мира, о России и Якутии, о народах, проживающих в России  и Якутии;

- показать сходство всех детей независимо от их национальности;

- прививать интерес к людям разных национальностей и народностей, их  культуре;

- развивать коммуникативные качества;

- воспитывать чувство уважения друг к другу, к обычаям, традициям и культуре разных народов.

Схема реализации  проекта

Наименование мероприятия

Сроки

Участники

Ответственные

I этап – подготовительный

2012-2013 учебный год

Изучения проблем во взаимоотношениях детей  разных национальностей

2012-2015 г

Дети

воспитатели, педагог – психолог

Сбор информационного материала о воспитанниках и их семьях:

- анкетирование;

- беседы с родителями;

- проведение мониторинга по выявлению уровня сформированности толерантного  отношения всех участников образовательного процесса.

2012-2015 г.г.

Дети, родители

воспитатели, педагог – психолог  

Изучение нормативно-правовой базы:

- Декларация прав ребенка;

- Конвенция ООН о правах ребенка;

- Семейный кодекс РФ;

- Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»;

- Закон «Об образовании»;

Конституция Российской Федерации;

- Конституция Республики  Саха (Якутия).

2012 г.

Администрация ДОУ,

педагоги

педагог  – психолог,

воспитатели Ларионова Е.А., Ивашкова О.М.

Изучение научно-методической литературы

2012 -2015 г.г.

Администрация ДОУ,

педагоги

Воспитатели, педагог – психолог

Анализ и пополнение предметно-развивающей среды для комфортного пребывания детей в ДОУ, оснащение  мини-музея «Русская изба», «Моя Якутия»

Сентябрь – декабрь

2012 г.

воспитатели, педагог – психолог, родители

Воспитатели, педагог – психолог

Разработка планов,  программ

Октябрь, ноябрь 2012 г.

воспитатели, педагог – психолог

воспитатели, педагог – психолог

Разработка и апробация конспектов занятий, сценариев проведения досугов, форм индивидуальной работы с детьми

2012- 2014 г.г.

воспитатели, педагог – психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре

воспитатели, педагог – психолог

Создание методических рекомендаций по приобщению детей дошкольного возраста к культурам разных народов, по реализации принципов интеркультурной педагогики в педагогическом процессе ДОУ.

Консультация «Воспитание толерантного поведения у

детей старшего дошкольного возраста»

Консультация для родителей «Я,

ты, он, она – вместе дружная семья»

«Календарные праздники на Руси»,

«Воспитание у детей позитивного отношения к представителям своего и других народов», «Как воспитать толерантного человека

2013- 2014 г.г.

Заместитель руководителя, воспитатели, педагог – психолог, учитель-логопед, родители

Заместитель руководителя, воспитатели, педагог – психолог, учитель-логопед,

музыкальный руководитель Сергеева Л.А.

II этап деятельностный

  1. учебный год

Проведение  краткосрочных проектов на группах по теме  «Мой край родной»:

- Беседы с детьми «Многонациональная Якутия»;

- Дидактические игры;

- Подвижные, хороводные игры;

- Загадки, пословицы, поговорки;

- Конкурс: «Мой семейный герб»;

- Чтение сказок народов России;

- Развлечение «Иллюстрация народных сказок».

Сентябрь

2013 г.

Дети, родители

воспитатели, педагог – психолог

День толерантности:

- Оформление информационного стенда «Толерантность»;

- Папки-передвижки  «В гармонии с ребенком», «Как воспитать ребенка добрым».

ноябрь

2013 г.

Педагоги, дети, родители

педагог  – психолог,

воспитатели  Ларионова Е.А., Ивашкова О.М.

Проведение календарных праздников:

- День матери;

- Новый год;

- Рыцарский турнир (Мужчины в нашей семье);

- Масленица;

- День Победы;

- День защиты  детей;

- Ыссыах.

2013-2015 г.г.

Педагоги, дети, родители

педагог – психолог,

воспитатели Ларионова Е.А., Ивашкова О.М., музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре

Выставки:

- Выставка рисунков «Моя семья»;

- Организация выставки с родителями «Народные промыслы»;

- «Национальное блюдо»;

- «Костюмы разных народов»;

- «Художники Земли Олонхо».

2013-2015 г.г.

Педагоги, дети, родители

педагог – психолог,

воспитатели Ларионова Е.А., Ивашкова О.М.

Экскурсии в городские и  в мини-музеи ДОУ с целью ознакомления с культурой и бытом русского   народа и народов Якутии.  

2013-2015 г.г.

Педагоги, дети, родители

педагог – психолог,

воспитатели Ларионова Е.А., Ивашкова О.М.

6

Клуб «Семейная гостиная»:

- Ознакомление с семейными  традициями и мероприятиями  через  просмотр  фото и видеосъемок;

- Мультимедийная презентация «Это Родина моя»;

- Составление генеалогического древа;

- Чаепития за круглым столом.

2012-2015 г.г.

Педагоги, родители

педагог-психолог, учитель-логопед, воспитатель Ивашкова О.М.

7

Тренинговые занятия для детей «Найди друга», «В кругу друзей»

Декабрь, февраль 2013-2014 г.г.

Дети

педагог-психолог

8

Психологический кружок «Счастливый малыш»

Октябрь-апрель 2013-2014 уч.г.

Дети, родители

педагог-психолог

9

Кружок «Горница»

2012-2015г.г.

Дети, педагоги

Ларионова Е.А., воспитатель

III этап заключительный

  1. учебный год

1

Анализ и оценка результатов работы:

- анкетирование;

- интервьюирование;

- беседы с родителями;

- мониторинг  по выявлению уровня сформированности толерантного  отношения всех участников образовательного процесса

В начале и в конце учебного года

Родители, дети, педагоги

педагог – психолог, воспитатели Ивашкова О.М., Ларионова Е.А.

2

Круглый стол для педагогов ДОУ «Толерантность  и разрешение конфликтов»

Апрель 2014 г.

Педагоги

педагог – психолог, воспитатели Ивашкова О.М., Ларионова Е.А.

3

День открытых дверей для родителей

Март

2014 г.

Родители, дети, педагоги

Заместитель руководителя,

педагог – психолог, воспитатели

4

Открытый семинар для педагогов по теме: «Гармонизация межличностных, межкультурных отношений, воспитание культуры толерантности в ДОУ»

Май

2015 г.

Педагоги других детских садов

Заместитель руководителя,

педагог – психолог

5

Распространение опыта через публикации в методических журналах, на официальном сайте  ДОУ.

2013-2015 г.г.

Педагоги

Заместитель руководителя,

педагог – психолог

Ожидаемые  результаты работы по проекту.

Для детей:

- расширение представлений о разных странах мира;

- формирование толерантного и уважительного отношения к людям разных национальностей и рас;

-  расширение знаний о   некоторых особенностях жизни разных народов;

- повышение уровня знания о культуре своего народа и народов Якутии;

- снижение уровня агрессивности детей;

- получение детьми основ, необходимых для развития общества;

- развитие у детей инициативы, активности, самостоятельности;

- формирование у детей представления о себе и других как о личности через  приобщение  к культуре своего народа и национальностей, проживающих рядом;

- способствовать речевому, художественно-эстетическому, нравственному, эмоциональному и социальному развитию детей;

- самореализация.

Для педагогов:

- повышение профессиональной компетентности и мастерства среди педагогов по формированию основ толерантной культуры у дошкольников;

- внедрение новых методов в работе с детьми и родителями;

- личностный и профессиональный рост;

- помочь воспитателям раскрыть ребенку мир национальных культур, расширить представления об образе жизни людей, населяющих родной поселок, их обычаях, традициях, на основе познания;

- самореализация;

- повышение уровня этнического самосознания педагогов.

Для родителей:

- повышение уровня личностного сознания;

- укрепление взаимоотношений между детьми и родителями;

- самореализация;

- повышение уровня этнического самосознания родителей.

Формирование толерантности целесообразно начинать со старшего дошкольного возраста, так как, именно этот возраст является сенситивным для воспитания нравственности и толерантности, именно в этом возрасте закладывается фундамент для дальнейшего развития личности ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Как здорово, что мы все разные!»

Педагогический проект  «Как здорово, что мы все разные!» представляет собой разработку педагогов прогимназии №17 «Звездочка» г. Нерюнгри республики Саха (Якутия).   Идея проекта з...

Проект организации поисковой деятельности на тему: «Разные, разные ткани»

Предлагаю Вашему вниманию методическую разработку по организации проетной деятельности с детьми старшей группы. В содержание материала включены схемы и этапы организации данной работы, а также предста...

Формирование ценностей здоровья у дошкольников через разные формы работы с родителями по пропаганде здорового образа жизни

В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения.Анализируя состояние здоровья детей, мы...

Проект «Привитие детям дошкольного возраста основ здорового образа жизни в разных видах деятельности» (средний возраст)

Проект «Привитие детям дошкольного возраста основ здорового образа  жизни в разных видах деятельности» средний возраст...

Обобщение опыта работы на РМО воспитателей средних групп Тема: «Формирование ценностей здоровья у дошкольников через разные формы работы с родителями по пропаганде здорового образа жизни».

Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента здоровья. Одной из главных задач ФOП ДO - охрана и укрепление физического и психического здоровья детей. Поэтому организаци...