Главные вкладки

    ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТЕЙ ЗДОРОВЬЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ РАЗНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ ПО ПРОПОГАНДЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
    статья ( группа) на тему

    Исакова Виктория Викторовна


     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл rabota_s_roditelyami_po_formirovaniyu_zozh.docx27.55 КБ

    Предварительный просмотр:

    ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТЕЙ ЗДОРОВЬЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ РАЗНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ ПО ПРОПОГАНДЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

    «От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».

    В.А.Сухомлинский

    Обновление системы дошкольного образования, процессы гуманизации и демократизации в нем обусловили необходимость активизации взаимодействия дошкольного учреждения с семьей.

    Семья – уникальный первичный социум, дающий ребенку ощущение психологической защищенности, «эмоционального тыла», поддержку, безусловного без оценочного принятия. В этом непреходящее значение семьи для человека вообще, а для дошкольника в особенности.

    Об этом же говорят и современные специалисты, и ученые в области семьи (Т.А. Маркова, О.Л. Зверева, Е.П. Арнаутова, В.П. Дуброва, И.В. Лапицкая и др.). Они считают, что семейный институт есть институт эмоциональных отношений. Каждый ребенок сегодня, как и во все времена, ожидает от своих родных и близких ему людей (матери, отца, бабушки, дедушки, сестры, брата) безоговорочной любви: его любят не за хорошее поведение и оценки, а просто так и таким, какой он есть, и за то, что он просто есть.

    Семья для ребенка - это ещё и источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания, здесь происходит его социальное рождение.

    Поэтому не случайно в последние годы начала развиваться и внедряться новая философия взаимодействия семьи и дошкольного учреждения. В основе ее лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все остальные социальные институты призваны поддерживать и дополнять их воспитательную деятельность.

    Идея взаимосвязи общественного и семейного воспитания нашла своё отражение в ряде нормативно-правовых документов, в том числе в «Концепции дошкольного воспитания», «Положение о дошкольном образовательном учреждении», Законе «Об образовании» и др. Так, в законе «Об образовании» в ст. 18 записано, что «родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем возрасте».

    Уходит в прошлое официально осуществляемая многие годы в нашей стране политика превращения воспитания из семейного в общественное. В соответствии с этим меняется и позиция дошкольного учреждения в работе с семьёй. Каждое дошкольное образовательное учреждение не только воспитывает ребёнка, но и консультирует родителей по вопросам воспитания детей. Педагог дошкольного учреждения – не только воспитатель детей, но и партнёр родителей по их воспитанию.

    Здоровье детей – это цель, где, безусловно, сходятся интересы семьи и педагогов.

    Сегодня под здоровым образом жизни мы понимаем активную деятельность людей, направленную на сохранение и улучшение здоровья. Большое значение при этом уделяется формированию физической культуры личности как значительной части общечеловеческой культуры.

    Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до 7 лет человек проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.

            А это значит, что одним из наиболее значимым условием работы по сохранению и укреплению здоровья детей, по формированию у них потребности в здоровом образе жизни является то, что «здоровый образ жизни» должен стать стилем жизни окружающих его людей, т.е. педагогов и родителей. Основа успеха в воспитании является личный пример авторитетного для ребенка взрослого – родителя и воспитателя. Поэтому очень важно выработать единые требования к воспитанию, как в детском саду, так и в семье.

    Однако родители сами пренебрежительно относятся к своему здоровью. Вредные привычки окружающих людей, непроизвольная давящая реклама и пропаганда «красивой» жизни по телевидению, не дает ребенку правильного представления о здоровом образе жизни.

    Естественно, что работа с родителями в такой трудной области, как приобщение к здоровому образу жизни, задача сложная, но добиться положительной динамики в этом направлении по силам. Какая мать не мечтает видеть своего ребенка здоровым?!

            Перед собой я поставила цель – сделать из родителей не только теоретически подкованных в формировании здорового образа жизни людей, но и своих партнеров, единомышленников в этом вопросе.

            Чтобы заинтересовать родителей, необходимо было показать и прорекламировать физкультурно-оздоровительную работу, которая проводится с детьми в детском саду. С этой целью мною были подготовлены выступления на родительские собрания с использованием мультимедийных презентаций, где родители могли видеть, как занимаются их дети на физкультурных занятиях, в тренажерном зале, на спортивных мероприятиях. Привлекала родителей к изготовлению собственных мультимедийных презентаций «Спорт дома и не только», где родители показали, как их дети увлеченно занимаются физкультурой не только дома, но и посещают спортивные кружки города.

            Многие родители откликнулись на приглашение посетить игры по хоккею в рамках Спартакиады Народов севера, где дети с неподдельным интересом следили за ходом игры.

            Неоднократно, под акцией «флеш-моб», проводились утренние зарядки, где родители не остались в стороне. Все в спортивной форме, подтянутые выполняли комплекс упражнений утренней зарядки.

            Хорошей традицией в нашем детском саду стало проведение спортивных праздников и развлечений совместно с родителями. Ведь, как правило, родители не хотят участвовать в играх и эстафетах вместе с детьми, а больше хотят быть зрителями. Им важнее снять происходящее на камеру, чем встать рядом с ребенком в спортивном костюме.

    И здесь приходит на помощь золотое правило: «родители являются первыми педагогами». Родителям не стоит забывать о том, что они являются примером для подражания во все периоды жизни для их малыша, и от того как поведет себя мама или папа в той или иной ситуации зависит поведение и построение жизненных принципов ребенка. А еще мы пытаемся донести до родителей мысль, что дети так же хотят гордиться своими родителями, как и каждый родитель своим ребенком.

    И такая работа дала результат. На наших спортивных праздниках, развлечениях, занятиях родители активно участвуют во всех играх и эстафетах со своими детьми. Даже при проведении очередного спортивного праздника организовалась команда родителей, которая соревновалась против команды детей.

    В рамках педагогических проектов родители становятся активными помощниками по изготовлению нестандартного физкультурного оборудования, с детьми находят картинки и иллюстрации того или иного вида спорта, делают эмблемы, подбирают спортивную форму.

    Так при проведении спортивного праздника «Папа, мама, я, спортивная семья» в рамках педагогического проекта «Времена года» было создано 8 семейных команд. Каждая команда представляла свою эмблему, речевку, единую командную форму. Изготовили необходимые атрибуты, маски для эстафет. Создали атмосферу доброжелательности и дружелюбия, поддерживая своих детей и прививая им эмоционально-положительное отношение к физической культуре и спорту.

    Привитие здорового образа жизни будет неполноценным если заниматься этим в стенах дошкольного учреждение. Как ранее говорилось, под здоровым образом жизни мы понимаем активную деятельность людей, направленную на сохранение и улучшение здоровья. У меня возникла идея детей сводить на лыжную прогулку.

    Перед собой поставила цель:

    Пропаганда здорового образа жизни и семейных ценностей, сохранение и укрепление здоровья детей средствами физической культуры.

    Территория детского сада не соответствовала поставленным задачам:

    • Сформировать интерес родителей к туризму, как к средству активного совместного отдыха;
    • Научить родителей проводить совместные подвижные и спортивные игры с детьми;
    • Сформировать у родителей и детей осознанное отношение к своему здоровью;
    • Воспитывать бережное отношение детей к окружающему миру.

    Поставленные задачи решила реализовывать через проект  «Выходной здоровья». На первом этапе стал выбор места прогулки. Самым удачным территориально оказался стадион «Юбилейный», где имеется спортивный инвентарь, комната отдыха, где можно согреться и попить чаю. Чтобы привлечь как можно больше родителей с детьми необходимостью стало проведение прогулки в выходной день.

    На втором этапе реализации проекта «Выходной здоровья», мною разрабатывались рекламные буклеты с целью организации родителей на лыжную прогулку, выяснялись погодные условия на выходные дни, составляла сценарий мероприятия.

    На третьем этапе проводились беседы с детьми о технике безопасности при работе с лыжами, лыжными палками, смотрели картинки, мультимедийные презентации о зимних видах спорта, о здоровом образе жизни, подготовили аптечку «первая помощь». Подключили родителей для подготовки одежды и обуви себе и своим детям, спортивного инвентаря.

    Встретившись на стадионе, родители, позабыв о своем возрасте, вместе со своими детьми встали на лыжи. Были и такие, кто встал на лыжи впервые со своим ребенком. Так все дружно и весело, спотыкаясь и падая, дети и взрослые поддерживая друг друга, катались на лыжах, преодолевая горки и спуски. Сколько удовольствия принесло спуск на лыжах с горы, трудов подняться на возвышенность, но никто не сошел с дистанции.

     После устроенного привала продолжили прогулку, катаясь на «ватрушках с горы».

    Общеизвестная истина, что здоровье, здоровый образ жизни – та ценность, которая остается неизменной на протяжении всей жизни человека. Меняются времена, изменяются программы и методики, а формирование привычки к здоровому образу жизни остается лучшей традицией и главным условием воспитания дошкольников. А родителям необходимо помнить  - «Если хочешь воспитать своего ребенка здоровым, сам иди по пути здоровья, иначе его некуда будет вести!".


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Опыт "Форма работы с родителями по пропаганде здорового образа жизни семьи"

    ПРЕДСТАВЛЕНИЕ РАБОТЫ НА КОНКУРСЕ – АУКЦИОНЕ « ЛУЧШАЯ ФОРМА РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ ПО ПРОПАГАНДЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ», РАСПРОСТРАНЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ, СПОСОБСТВУЮЩЕГО СОХРАНЕНИЮ И УКРЕПЛЕНИЮ ЗДОРОВЬЯ ДЕТ...

    Методика работы по формированию математических представлений старших дошкольников через малые формы фольклора и художественное слово

    Предмет математики  настолько серьезен, что полезно не упустить случая сделать его немного занимательным.Б.Паскаль...

    Формирование художественно-речевого развития дошкольников через различные формы работы.

    Речь человека обогащается и совершенствуется на протяжении всей жизни. Но самым важным периодом ее развития является период детства, когда идет интенсивное освоение средства языка, форм и функций речи...

    Духовно-нравственное воспитание младших дошкольников через нетрадиционные формы работы с родителями

    Данный материал будет полезен педагогам, родителям, тем, кого интересует вопрос взаимодействия семьи и детского сада. В данной статье рассматриваются вопросы, касающиеся форм работы с родителями детей...

    Формирование ценностей здоровья у дошкольников через разные формы работы с родителями по пропаганде здорового образа жизни

    В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения.Анализируя состояние здоровья детей, мы...

    педсовет "познавательно - речевое развитие дошкольников через разные формы работы"

    Педагогический совет  «Познавательно – речевое развитие дошкольников через различные формы работы».»Цель: повышение профессиональной компетентности воспитателей...

    Доклад: «Разные формы работы с родителями дошкольников по пропаганде здорового образа жизни».

    Доклад по теме для выступления на районном методическом объединении инструкторов по физической культуре. Демонстрирует классификацию форм взаимодействия с родителями дошкольников....