Главные вкладки

    Формирование художественно-речевого развития дошкольников через различные формы работы.
    консультация (младшая группа) на тему

    Речь человека обогащается и совершенствуется на протяжении всей жизни. Но самым важным периодом ее развития является период детства, когда идет интенсивное освоение средства языка, форм и функций речи, письма и чтения.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл formirovanie_hudozhestvenno.docx18.13 КБ

    Предварительный просмотр:

    Формирование художественно-речевого развития дошкольников через различные формы работы.

    Задачи:

    — воспитание любви и интереса к художественному слову;

    — развитие «чувства языка»;

    — формирование восприятия произведений художественной литературы и фольклора в единстве содержания и формы;

    — воспитание нравственно-эстетического отношения к персонажам литературного произведения;

    — формирование эстетических чувств, радости от знакомства с литературным творчеством;

    — развитие желания самому создавать сочинения (сказки, рассказы, стихи, загадки);

    — развитие умения пользоваться образными выражениями и разговорной речи;

    — воспитание эмоционального отклика и умения дать оценку доступным произведениям искусства;

    — формирование культуры речевого общения, являющейся частью воспитания культуры речи.

    Дар слова – важнейший дар, дающий возможность постигнуть радость  познания и общения. К.Паустовский писал: «Нет ничего такого в окружающей нас жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом: и звучание музыки, и… блеск красок и шум садов, и сказочность сновидений, и тяжелое громыхание грозы, и детский лепет, и заунывный ропот прибоя, и гнев, и великую радость, и скорбь утраты, и ликование победы».

    Речь человека обогащается и совершенствуется на протяжении всей жизни. Но самым важным периодом ее развития является период детства, когда идет интенсивное освоение средства языка, форм и функций речи, письма и чтения.

    Среди важнейших средств формирования образности речи ученые называют произведения художественной литературы и устного народного творчества.

    Задачи художественно-речевой деятельности подчинены общей цели всестороннего воспитания личности ребенка, они выдвигаются в  соответствии с возрастными особенностями детей, а также своеобразием литературных произведений.

    Осознавая роль художественной литературы, как средства умственного и нравственного воспитания, необходимо знакомить детей с собственно художественными достоинствами разных жанров литературных произведений, устного народного творчества, развивать поэтический слух, умение чувствовать языковое богатство литературного языка. Художественная литература, фольклор дают прекрасные образцы русского языка, подражая которым, ребенок успешно учится родному языку.

    Речь – великий дар природы, благодаря которому люди получили широкие возможности общения друг с другом,  родной язык играет уникальную роль в становлении личности ребенка-дошкольника.

     Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения к ценностям духовной культуры от поколения к поколению, а также необходимым условием воспитания и обучения.

    Главная цель речевого воспитания состоит в том, чтобы ребенок творчески освоил нормы и правила родного языка, умел гибко их применять в конкретных ситуациях, овладел основными коммуникативными способностями. Заметим, что индивидуальные различия в уровне речевого развития у детей одного возраста могут быть разными.

    В дошкольном возрасте дети проявляют большую творческую активность в художественно речевой деятельности. Это выражается при пересказах ими текстов доступных художественных произведений, в выразительном чтении знакомых стихов, в собственных сочинениях – рассказах, сказках. В творческом рассказывании отражаются впечатления действительности и воспринятых ребенком образов искусства.

    Развитие речи дошкольников тесно связано с решением задач формирования художественно-речевой деятельности как одной из неотъемлемых частей эстетического воспитания детей. Обучение пересказу фольклорных и литературных произведений в целях формирования у дошкольников умений строить связное монологическое высказывание включает ознакомление детей с изобразительно-выразительными средствами художественного текста (сравнениями, эпитетами, метафорами, синонимами и др).

    Основная задача развития образной речи — заложить в детях любовь к художественному слову, уважение к книге; познакомить с теми произведениями художественной литературы, которые надо детям прочитать, рассказать, заучить наизусть.

    Важнейшими источниками развития выразительности детской речи являются произведения художественной литературы и устного народного творчества, в том числе и малые фольклорные формы (пословицы, поговорки, загадки, потешки, считалки, фразеологизмы). Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он, расширяя знания об окружающей действительности, развивает умение тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка. Художественная система русского фольклора своеобразна, чрезвычайно разнообразны жанровые формы произведений — былины, сказки, легенды, песни, предания, а также малые формы — частушки, потешки, загадки, пословицы, поговорки, язык которых точен и выразителен.

    На каждом занятии по ознакомлению с художественной литературой ставятся задачи формирования эмоционального образного восприятия произведений разных жанров, развития чуткости к выразительным средствам художественной речи. После чтения литературного произведения проводится беседа, и выполняются разнообразные творческие задания. Цель беседы — уточнить понимание содержания произведения, его идеи, осознание средств художественной выразительности. Эта беседа не должна перерасти в назидательное толкование смысла произведения, она только помогает донести до ребенка сущность прочитанного.

    Ребенок, повторяя образные слова и выражения из сказки, начинает задумываться над их прямым и переносным смыслом. В младшей и средней группах проводится моделирование эпизодов сказки — так дети легче могут усвоить ее образное содержание. Нарисовав ушки у кружка, ребенок видит не просто кружок, а зайчика, который прыгает и убегает от лисы. Выкладывая на листе бумаги елочку и сугроб, ребенок ярче представляет себе, как снегом «все тропинки замело».

    Старшие дошкольники, рисуя сразу после чтения литературного произведения, стремятся передать возникший в их воображении образ в своем рисунке. Особую роль во время беседы с детьми играет выполнение творческих заданий. Под творческими заданиями понимается выполнение лексических, грамматических, фонетических упражнений на подбор определений (эпитетов, сравнений, синонимов и антонимов к заданному слову, подбор рифмы к ритмическим строчкам, произнесение их в разном темпе, с изменением силы голоса и интонационной выразительности).

    В целом развитие всех сторон речи в вышеизложенном аспекте оказывает большое влияние на развитие самостоятельного словесного творчества, которое может проявляться у ребенка в самых разнообразных жанрах — в сочинении сказок, рассказов, стихов, загадок.

    Формы, методы и приемы в работе по художественно – речевой деятельности детей:

    - пробуждать в душе каждого ребенка любознательность, чувство любви к художественной литературе, как виду искусства;

    - использовать в данной деятельности все виды фольклора: игры, сказки, песенки, пословицы, поговорки, потешки;

    - формировать бережное отношение к книге;

    - учить анализировать текст, давать оценку героям произведений, оценивать их поступки;

    - развивать речь у дошкольников, воспитывать грамотного читателя;

    - учить самих сочинять стихи, сказки, рассказы, развивать словотворчество;

    - развивать творческий потенциал детей, умение создавать рассказы, опираясь на свой жизненный опыт.

    - продолжать знакомство с тематическим многообразием русской литературы, развивать эмоциональную сферу ребенка, его воображение.

    Развивая речевое творчество через приобщение дошкольников к миру художественной литературы, используют следующие формы работы:

    • Показ диафильмов.

    • Слушание сказок на кассетах.

    • Литературные викторины.

    • Интегрированные занятия

    • Комплексные занятия

    • Игры с текстом.

    • Подвижные игры с текстом, хороводные игры с текстом.

    • Литературные утренники.

    • Работа в уголке книги (выставки книг)

    • Сочинение стихов и придумывание загадок.

    • Сочинение сказок: коллективных, индивидуальных.

    • Чтение литературных произведений.

    • Драматизация литературных произведений.

    • Дидактические игры по материалам художественных произведений.

    • Различные виды театра (пальчиковый, кукольный, настольный, фланелеграф)

    • Занятия по ознакомлению дошкольников с художественной литературой.

    Развитие речевого творчества через приобщение дошкольников к миру художественной литературы происходит и на других занятиях, например: экологическое воспитание, обучение грамоте, социально-нравственное развитие. На занятиях по художественно - творческой деятельности необходимо знакомить детей с художниками - иллюстраторами, такими, как: Ю. Васнецов, Е. Чарушин, Т. Юфа, Е. Сутеев и т. д. Показывать особенности их творчества, обращать внимание на средства выразительности книжной графики. Сконцентрировать внимание детей на то, что рисунок связан с текстом, показывает происходящие события, поясняет и дает оценку поступкам героев.

    Особое внимание надо уделять в работе с родителями.

    Можно использовать такие формы, как:

    • беседы,

    • лекции,

    • выставки детских работ,

    • выставки домашних книг из семейной библиотеки,

    • консультации,

    • информации,

    • анкетирование,

    • вовлечение родителей в совместные досуги.

    Воспитанники эмоционально реагируют при встрече с прекрасным и пытаются передать свои чувства в доступных видах творчества (рассказы, рисунки, игры и т. п.). Систематическое и целенаправленное обращение к художественной литературе, использование театральной игры способствует формированию книжной культуры у детей, развитию речевого творчества, пробуждает в маленьком человеке самые разнообразные, творческие начала, помогает естественной детской фантазии обрести богатую образность, внутренний смысл.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Ознакомление дошкольников с историей родного края через различные формы работы

    Опыт работы "Нравственно-патриотическое воспитание"...

    Формирование ценностей здоровья у дошкольников через разные формы работы с родителями по пропаганде здорового образа жизни

    В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения.Анализируя состояние здоровья детей, мы...

    педсовет "познавательно - речевое развитие дошкольников через разные формы работы"

    Педагогический совет  «Познавательно – речевое развитие дошкольников через различные формы работы».»Цель: повышение профессиональной компетентности воспитателей...

    Консультация для педагогов "Формирование представления о здоровой и полезной пище через различные формы работы с дошкольниками"

    Здоровье детей в любом обществе, в любых экономических и политических условиях является актуальной проблемой и предметом первоочередной важности, так как этот фактор в значительной степени определяет ...

    Речевое развитие дошкольника через различные формы и организации совместной деятельности детей и педагога

    Речевое развитие дошкольника через различные формы и организации совместной деятельности детей и педагога...

    Речевое развитие дошкольника через различные формы и организации совместной деятельности детей и педагога

    Речевое развитие дошкольника через различные формы и организации совместной деятельности детей и педагога...