"Экологическое воспитание дошкольников через различные формы работы"
консультация

Кравцова Анастасия Дмитриевна

Почему так важно научить ребенка замечать красоту природы и бережно относиться к ней?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Консультация16.11 КБ

Предварительный просмотр:

Экологическое воспитание дошкольников через различные формы работы

 «Великая книга природы открыта перед всеми,

и в этой великой книге до сих пор...

прочтены только первые страницы»

Писарев Дмитрий Иванович

Почему так важно научить ребенка замечать красоту природы и бережно относиться к ней? Ни у кого: ни у взрослого, ни у ребенка не вызовет никакого затруднения вопрос, а надо ли беречь природу? Ответ всегда положителен. Но многие ли задумывались, а зачем? И что значит для нас природа? Мы, взрослые, прекрасно понимаем, что от нашего отношения к этому вопросу зависит, насколько мы сохраним природные богатства для будущего поколения. Культуру бережного отношения к природе необходимо прививать с детства. Дети, так же, как и взрослые, постоянно соприкасаются с природой. Разница лишь в том, что ребёнок учится открывать мир звуков, красоты, растений и животных, а большинство взрослых воспринимают красоту родного края как должное, обыденное явление. У детей же всё в природе вызывает интерес: и зеленые деревья, и яркие цветы, и порхающие бабочки, и падающий снег, и журчащие ручейки, набухающие весенние почки, и птицы, и рыбы, и животные. Самыми прочными воспоминаниями и впечатлениями считаются те, которые были получены в детстве. И очень часто дети берут пример с нас, взрослых. Поэтому так важно и нужно не только учить детей замечать, восхищаться красотой окружающего нас мира, но и подавать собственный пример бережного, заботливого, доброго отношения к природе.

Одним из направлений экологического воспитания является ознакомление детей с окружающим миром, умение сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи.

Основные задачи экологического воспитания детей дошкольного возраста:

- формирование основ экологического мировоззрения и культуры

- расширение представлений о предметах и явлениях природы, растительном и животном мире, правилах поведения в природе

- развитие познавательных интересов, наблюдательности, бережного отношения к природе.

Экологическое воспитание дошкольников осуществляем через различные формы работы:

Организованная образовательная деятельность по экологии способствует формированию у детей целостного взгляда на природу, ответственного отношения к окружающей среде, выработке навыков грамотного и безопасного поведения в природе.

Ведущим видом деятельности для детей дошкольного возраста является игра. Поэтому на занятиях мы используем различные виды игр, в том числе и экологического содержания:

-дидактические словесные игры для уточнения и закрепления знаний о предметах, явлениях природы, растениях и животных;

-предметные игры (с листьями, семенами, цветами);

-игровые упражнения на развитие наблюдательности и определение различных предметов по качествам и свойствам;

- настольно-печатные игры с целью систематизации знаний детей о растениях, животных, явлениях неживой природы;

-подвижные игры с целью подражания повадкам животных, отражения явлений неживой природы.

Приведу примеры некоторых игр.

Найди, что опишу

Вершки и корешки

Да или нет, дайте ответ

Летает – не летает

Кто где зимует

Когда это бывает?

Зоологическое домино

Отгадай, что за растение

Что за птица?

Четвертый лишний

Кто в хозяйстве живет, что хозяину дает?

К названному дереву беги

Ходят капельки по кругу

Птичья столовая

Мыши и кот

Солнышко и дождик

Земля, вода, огонь, воздух.

Проектная деятельность дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, помогает формировать систему экологических представлений, экологической культуры. Реализуем такие проекты, как «Огород на окне», «К нам весна шагает…», «Зимующие птицы», «Птичья столовая» и многие другие.

Различные виды изобразительной деятельности на экологическую тематику дают возможность детям выразить свои впечатления, своё понимание к окружающему миру природы.

Рассматривание сюжетных картинок, иллюстраций о природе расширяет знания детей по экологии, формирует способность соотносить события в реальной жизни и изображениях художников, активизирует в речи слова по темам.

Труд, наблюдение в уголке природы способствует воспитанию трудовых навыков, бережному отношению к природе, закреплению знаний о потребности растений в воде, воздухе, свете, тепле.

Опыты по экологическому воспитанию способствуют развитию познавательного интереса к природе, исследовательской деятельности наблюдательности. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждениям, умозаключениям. Опыты имеют большое значение для осознания детьми причинно-следственных связей.

Названия некоторых опытов: как снег становится водой, вода холодная и горячая, вода нужна всем, пар – тоже вода, лед – твердая вода, разноцветные льдинки, здравствуй, ветер! ветер – движение воздуха, как увидеть воздух, как услышать воздух, очистка грязной воды, определение чистоты снега.

Работа с календарями природы позволяет формировать умение наблюдать за изменениями в погоде, фиксировать результаты.

Сбор коллекций, семян, листьев способствует развитию любознательности, познавательной активности. Коллекционирование – это одна из форм организации познавательной деятельности детей,

Создание книжек-малышек экологического содержания совместно с родителями развивает творческие способности детей, интерес к познанию окружающего мира.

Тематические выставки, фотогазеты позволяют не только привлечь родителей к участию в мероприятиях детского учреждения, но и дают возможность детям совместно с родителями стать его участниками.

Участие в городских акциях, конкурсах экологической направленности развивает творческие способности, обогащает эмоциональный опыт детей, развивает интерес к окружающей природе.

Взаимодействие с социумом через посещение и активное участие в экологических программах: «Азбука безопасности», «Лесными тропинками», «Удивительный мир природы», проводимых центральной детской  библиотекой.

Наглядные консультации, папки-передвижки, лэпбуки позволяют консультировать родителей по вопросам экологического воспитания детей дошкольного возраста.

Таким образом, использование различных форм работы с детьми дошкольного возраста и их родителями позволяет достичь положительного результата в экологическом воспитании детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование художественно-речевого развития дошкольников через различные формы работы.

Речь человека обогащается и совершенствуется на протяжении всей жизни. Но самым важным периодом ее развития является период детства, когда идет интенсивное освоение средства языка, форм и функций речи...

Консультация для педагогов «Воспитание экологической культуры дошкольников через активные формы физкультурно-оздоровительной работы».

Экологическая проблема – одна из острейших проблем современности. Будущее человечества зависит от уровня экологической культуры каждого человека, его компетентного участия в их реализации. В этих усло...

Ознакомление дошкольников с историей родного края через различные формы работы

Опыт работы "Нравственно-патриотическое воспитание"...

Консультация для педагогов "Формирование представления о здоровой и полезной пище через различные формы работы с дошкольниками"

Здоровье детей в любом обществе, в любых экономических и политических условиях является актуальной проблемой и предметом первоочередной важности, так как этот фактор в значительной степени определяет ...

План самообразования по теме "Экологическое воспитание дошкольников через различные виды деятельности"

В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, форм...