Консультация для педагогов «Воспитание экологической культуры дошкольников через активные формы физкультурно-оздоровительной работы».
консультация по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Швыдкина Анна Александровна

Экологическая проблема – одна из острейших проблем современности. Будущее человечества зависит от уровня экологической культуры каждого человека, его компетентного участия в их реализации. В этих условиях экологическое образование во всех его звеньях приобретает приоритетное значение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 1557_-_.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 24

Консультация для педагогов

«Воспитание экологической культуры дошкольников через активные формы физкультурно-оздоровительной работы».

Подготовила: Швыдкина А. А.

Воспитатель 1 категории

г. Ленинск – Кузнецкий 2017 г.

Экологическая проблема – одна из острейших проблем современности. Будущее человечества зависит от уровня экологической культуры каждого человека, его компетентного участия в их реализации. В этих условиях экологическое образование во всех его звеньях приобретает приоритетное значение.

Экологическое воспитание – новое направление в дошкольной педагогике. Оно отличается от традиционно сложившейся природоохранной деятельности дошкольных учреждений.

В процессе экологического воспитания осуществляется умственное, физическое, трудовое, эстетическое, духовно-нравственное развитие детей. Мы зачастую обращаем только на умственное развитие ребенка, забывая про спорт и физическое здоровье. Такие дети вырастают эгоистами кроме знаний и них ничего нет, потому что они не играли вместе с друзьями в футбол, не лазили по деревьям, не состязались в силе,  потому что мы хотим вырастить "культурного" ребенка и всячески оберегаем его от игр, где можно вывозиться в грязи, поцарапать колени и где просто могут побить. Радует ли самого ребенка такая "культурная жизнь"? Если ребенок эгоист? Если он трус? Если он капризен, раздражителен? Я думаю, что нет.

Природа – неиссякаемый источник радости, наслаждения. Радость многообразна. Это и эстетическое наслаждение своим красивым крепким телом, своим умением, мастерством, совершенной спортивной техникой. Это острое, воспломеняющее ощущение, зовущее к деяниям, и азарт борьбы вдохновенное восприятие ее. Спорт – самый доступный и надежный источник бодрости. Жизнь без физической культуры – это нечто неестественное, не нормальное. Главное – воодушевить, увлечь ребенка, показать красоту спорта, чтобы он полюбил его.

Одной из форм воспитания экологической культуры дошкольников в физкультурно-оздоровительной работе являются обычные физкультурные занятия на воздухе. Особенно летом. Они расширяют знания детей о природных и погодных условиях, помогают установить причинные связи, что в свою очередь  , влияет на развитие мышления и речи. Разнообразные природные условия помогают успешно проводить работу по развитию движений. В работе по развитию движений в природных условиях ценно то, что природа дает возможность выполнить одни и те же движения в различных вариантах и самыми разнообразными способами: попасть шишкой в толстое дерево; в корзину, подвешенную на ветке; перебросить палочку через кустик; бросить камешек в лужу, чтобы пошли круги и т.д.

Очень важно использовать не только площадки д/с, но и ближайшее окружение, например лесопарк. Здесь с детьми можно закрепить: ходьбу змейкой между деревьями, общеразвивающие упражнения с шишками, метание шишек правой и левой рукой вдаль, ходьбу по поваленному дереву, прыжки, доставая ветку дерева, п/и "У медведя во бору", "Эхо" и др. В процессе занятий обязательно обращается внимание детей на поведение в лесу: беречь деревья и цветы; не бросать мусор; закрепить название растений, ягод . Это все связывается единым сюжетом и проводится комплексное занятие – "Прогулка в лес".

Закрепить знания природных явлений и их проявлений помогают подвижные игры. Например: "Кто больше соберет шишек" ( дети рассматривают шишку, где растет, что с ней можно делать и развивают свои скоростные навыки ); "Солнышко и дождик" ( дети закрепляют знания что такое дождь, что можно промокнуть , развивают внимание ); "Найди свой листок" ( закрепляют название деревьев, у кого дерева какие листья, развивают быстроту и ловкость ); "Собери урожай" (усваивают где овощи, а где фрукты, соревнуются ) и много других. При проведении таких игр у детей  формируются навыки экологической культуры и они понимают, что являются частичкой природы, которую надо беречь.

Очень нравятся детям нетрадиционные занятия с элементами методики Л.Д. Глазыриной. На этих играх-занятиях используется все то, что окружает ребенка повсюду: веточки, лужицы, прутики, листики, камешки, карандаши, мячи и многое другое. На этих занятиях дети не только играют со всем этим, развивая свои физические данные, но и повышают уровень экологической культуры. Узнают, что такое лужа, откуда она взялась, что с ней потом произойдет; откуда взялся карандаш, из чего он сделан; что деревья надо беречь  - они не только наши легкие, но еще из них делают много полезных вещей и т.д.

Но больше всего детям нравятся спортивные развлечения и праздники, где в играх, соревнованиях можно закрепить ранее полученные знания и умения по всем направлениям. Например, в физкультурном досуге "Кто, кто в теремочке живет" – закрепляется сказка "Теремок", так же дети выполняют различные имитационные движения: "зайчик", "лисичка", "лягушка" и  т.д. Здесь же можно закрепить из чего сделан теремок, где он стоит, кто еще живет в лесу, что едят все эти животные, как надо вести себя в лесу. Все это в игровой, интересной для детей форме, через игры: "Лягушки и болото", "Хитрая лиса", "Зайцы и волк" и др.

Главное в воспитании экологической культуры дошкольников это взаимосвязь экологического воспитания со всеми сторонами детской деятельности.  Чем крепче будет это взаимосвязь, тем лучше будет результат.


Список использованной литературы

  1. Глазырина Л. Д. «Методика физического воспитания детей дошкольного возраста».
  2. Ашиков В. И., Ашикова С. Г. «Программа и руководство по культурно-экологическому воспитанию и развитию детей дошкольного возраста».

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активные формы физкультурно - оздоровительной работы на открытом воздухе

В статье описываются основные формы физкультурно - оздоровительной работы на открытом воздухе с детьми дошкольного возраста, виды совместной деятельности, направленные на развитие и укрепление физичес...

Консультация для педагогов "Воспитание национального самосознания у дошкольников через ознакомление с родным краем"

Консультация для воспитателей детских садов по нравственному - патриотическому воспитанию дошкольников...

«Активные формы физкультурно - оздоровительной работы на открытом воздухе».

Доклад на тему:«Активные формы физкультурно - оздоровительной  работы на открытом воздухе»....

Консультация для родителей "Формирование экологической культуры дошкольников через музыкальное воспитание"

Принципы формирования экологической культуры дошкольников через музыкальное воспитание....

Консультация для родителей "Формирование экологической культуры дошкольников через музыкальное воспитание"

Использование   музыки в экологическом воспитании – даёт возможность достучаться до души и сердца каждого, пока еще маленького человека, который однажды вырастет и в его руках окажется...