«Воспитание экологической культуры дошкольников через активные формы физкультурно-оздоровительной работы».
консультация (средняя группа)

Зверева Марина Сергеевна

Консультация для педагогов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov.docx23.86 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

«Воспитание экологической культуры дошкольников через активные формы физкультурно-оздоровительной работы».

Экологическая проблема – одна из острейших проблем современности. Будущее человечества зависит от уровня экологической культуры каждого человека, его компетентного участия в их реализации. В этих условиях экологическое образование во всех его звеньях приобретает приоритетное значение.

Экологическое воспитание – новое направление в дошкольной педагогике. Оно отличается от традиционно сложившейся природоохранной деятельности дошкольных учреждений.

В процессе экологического воспитания осуществляется умственное, физическое, трудовое, эстетическое, духовно-нравственное развитие детей. Мы зачастую обращаем только на умственное развитие ребенка, забывая про спорт и физическое здоровье. Такие дети вырастают эгоистами кроме знаний в них ничего нет, потому что они не играли вместе с друзьями в футбол, не лазили по деревьям, не состязались в силе, потому что мы хотим вырастить «культурного» ребенка и всячески оберегаем его от игр, где можно вывозиться в грязи, поцарапать колени и где просто могут побить. Радует ли самого ребенка такая «культурная жизнь»? Если ребенок эгоист? Если он трус? Если он капризен, раздражителен? Я думаю, что нет.

Природа – неиссякаемый источник радости, наслаждения. Радость многообразна. Это и эстетическое наслаждение своим красивым крепким телом, своим умением, мастерством, совершенной спортивной техникой. Это острое, воспламеняющее ощущение, зовущее к деяниям, и азарт борьбы вдохновенное восприятие ее. Спорт – самый доступный и надежный источник бодрости. Жизнь без физической культуры – это нечто неестественное, не нормальное. Главное – воодушевить, увлечь ребенка, показать красоту спорта, чтобы он полюбил его.

Взаимосвязь экологического и физического воспитания отражается в комплексном использовании средств физической культуры (физических упражнений, оздоровительных сил природной среды и гигиенических факторов), которые с одной стороны содействуют развитию двигательных умений и навыков воспитанников, укрепляют их здоровье, а с другой — воспитывают глубокое понимание многогранного значения природы для жизни людей, их здоровья, духовного и физического совершенствования. В этой связи, весьма актуальной проблемой является определение содержания средств, методов и форм организации физкультурно-оздоровительной работы, способствующих экологическому воспитанию детей в процессе двигательной деятельности.

Физкультурно-оздоровительной работа учреждения дошкольного образования выделила ряд мероприятий, способствующих экологическому воспитанию детей. К ним относятся:

  • физкультурные занятия, формирующие творческое отношение ребёнка к миру и к себе, способствующие общению детей с природой ближайшего окружения, воспитывающие осознанное отношение к своему здоровью, умение управлять своим телом и др.;
  • физкультурные праздники и досуги, обучающие детей объективной оценке положительных и отрицательных явлений нашей жизни, элементам этикета, правилам поведения в обществе, удовлетворяющие детский интерес и активность в познании окружающей среды;
  • туристические походы и экскурсии, развивающие привычку бережного отношения к природе и животным, положительное отношение к труду людей;
  • целенаправленные мероприятия, приобщающие родителей воспитанников к ценностям физической и экологической культуры.

Физкультурные занятия экологической направленности предусматривают применение специальных физических упражнений и экологически ориентированных подвижных игр, имитирующих объекты и явления живой и неживой природы, деятельность в природе и др.  

Физкультурные занятия экологической направленности являются комплексными или интегрированными и проводятся в два этапа. Задача первого этапа — актуализировать у воспитанников представления, которые понадобятся на занятии. Для этого проводим вводную беседу, с использованием методов опосредованной наглядности — фотографий, иллюстраций, плакатов, на которых запечатлены события, предусмотренные на втором этапе занятия. На фотографиях дети видят истинную окраску животных, многие реальные события из их жизни, движения, позы, формы поведения. Продолжительность беседы не превышает 5 минут.

Второй этап полностью является физкультурным. Его продолжительность и содержание соответствует нормативным и программным требованиям к организации физического воспитания детей дошкольного возраста. Темой занятия может быть обыгрывание впечатлений от специально организованных наблюдений за животными («весёлые котята», «лошадки», «на лужайке прыгают зайки» , «зайке холодно сидеть…»и др.),природные явления («снежок — мой дружок», «весенние забавы», «встреча с вьюгой» и др.),общественной жизни («юные спасатели», «на ракете — в Космос» и др.). Педагог эмоционально описывает различные события из жизни изучаемых объектов, согласно выбранной тематике, а дети их изображают. При таком подходе у воспитанников тренируются многие мыслительные операции, т.к. они должны не просто услышать рассказ педагога, но осмыслить его, трансформируя в собственные действия. Если учесть, что рассказ ведётся без перерывов и пауз, то детям приходится выполнять значительную умственную нагрузку. Это способствует формированию интеллектуальных умений, а также развитию детской фантазии, внимания и воображения.

Опыт показал, что интегрированные физкультурно-экологические занятия оказывают положительное влияние на развитие различных сторон личности ребёнка:

•        расширяют представления о животном и растительном мире, природных и общественных явлениях;

•        способствуют формированию эмпатии, т.е. способности сопереживать другим людям, растениям, животным, создают предпосылки для осознания необходимости беречь и охранять всё живое;

•        оказывают положительное влияние на способность анализировать и понимать речь педагога, создавать по словесному описанию мысленный образ;

•        стимулируют развитие образного и логического мышления.

Физкультурные праздники и досуги экологической направленности отличаются от аналогичных физкультурных занятий тем, что дети совершенствуют усвоенную ранее эколого-валеологическую информацию в условиях увлекательной игровой и соревновательной деятельности. Проведению данных мероприятий сопутствуют радостная обстановка, музыка, смех и веселье. Поддержанию интереса, созданию хорошего настроения способствуют сюрпризные моменты — сказочные и литературные персонажи, подарки и призы для участников.

Физкультурные праздники валеологической тематики «Солнце, воздух и вода — наши верные друзья», «Праздник чистюль», «Путешествие в страну Неболейка», «В гостях у Айболита» и др. наряду со специально подобранными подвижными играми и упражнениями включают поединки детей с врагами здоровья (лень, неряшливость, страхи и др.), встречи и беседы участников с добрыми и злыми персонажами, формирующими положительное отношение к закаливанию, физкультуре, гигиеническим процедурам, режиму дня.

Туристические походы и экскурсии в системе физкультурно-оздоровительной работы учреждения дошкольного образования являются одной из форм активного отдыха воспитанников. Организация прогулок-походов в близлежащую лесопарковую зону, разработка экологических маршрутов для экскурсий по территории учреждения дошкольного образования, проведение мероприятий с элементами спортивного ориентирования и др. способствовали комплексному решению оздоровительных, образовательных и воспитательных задачи.

Оздоровительная ценность туристской деятельности заключается в активизации двигательной активности детей на свежем воздухе. Ходьба с грузом и дозированной физической нагрузкой укрепляет костно-мышечный аппарат ребёнка, сердечно-сосудистую и дыхательную системы, повышает сопротивляемость организма к внешне средовым воздействиям.

Мероприятия по приобщению родителей воспитанников к ценностям физической и экологической культуры ориентированы, в первую очередь, на установление с ними партнёрских отношений. На наш взгляд, усилия учреждения дошкольного образования малоэффективны, если родители не стали единомышленниками и помощниками в воспитании детей. Более того, основа культуры, частью которой являются физическая и экологическая, закладываются в семье.

Положительный эффект даёт проведение следующих мероприятий:

  • Привлечение детей и родителей к сбору природного материала и выполнению экспозиций для экологического уголка;
  • Приобщение детей и родителей к здоровому образу жизни через организацию и проведение совместных физкультурно-оздоровительных мероприятий (утренней гимнастики, физкультурных занятий, физкультурных праздников, досугов и др.), позволяющих ощутить радость от совместной двигательной деятельности;
  • Организация лекций, семинаров, консультаций для родителей здоровьесберегающей тематики, информирование родителей по вопросам физического и экологического воспитания детей в семье (оформление папок-передвижек, информационных бюллетеней, фото-выставок и др.);
  • Подготовка родителей к организации в семье экологического воспитания посредством коллективного труда с детьми в огороде, цветнике и др., направленного на приобретение практических умений и навыков по охране природы, формирование у родителей внутренней осознанной необходимости постоянно заниматься вместе с детьми природоохранной и природосозидательной деятельностью.

Главное в воспитании экологической культуры дошкольников это взаимосвязь экологического воспитания со всеми сторонами детской

деятельности. Чем крепче будет это взаимосвязь, тем лучше будет результат.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание экологической культуры дошкольников через музыкальную деятельность

Воспитание ответственного отношения к природе - сложный и длительный процесс. В нашем детском саду экологическое направление является  приоритетным, поэтому формирование экологической культ...

Воспитание экологической культуры дошкольников через воздействие русского народного творчества.

Правильное взаимодействие с природой и традиции жизни русского человека - основа формирования экологической культуры каждого из участников образовательного процесса в ДОУ....

Выступление на районном методическом объединении. «Воспитание экологической культуры дошкольников через опытно-экспериментальную деятельность»

«Воспитание экологической культуры дошкольников через опытно-экспериментальную деятельность»           Каждый дошкольник - маленький исследователь, с ...

Консультация для педагогов «Воспитание экологической культуры дошкольников через активные формы физкультурно-оздоровительной работы».

Экологическая проблема – одна из острейших проблем современности. Будущее человечества зависит от уровня экологической культуры каждого человека, его компетентного участия в их реализации. В этих усло...

Воспитание экологической культуры дошкольников через реализацию экспериментально-исследовательского проекта "Охрана природы".

На современном этапе развития цивилизации наиболее актуальными становятся проблемы взаимоотношения человека с окружающей средой. Всё больше внимания уделяется экологическому образованию, формир...

Сообщение из опыта работы " Воспитание экологической культуры дошкольников через музыкальную деятельность"

Экологическое воспитание дошкольников без "воспитания сердца" невозможно. На помощь прихоит музыка. Она помогает увидеть красоту природы, развивает желание оберегать её. Приобщение детей к в...