Сообщение из опыта работы " Воспитание экологической культуры дошкольников через музыкальную деятельность"
статья

Экологическое воспитание дошкольников без "воспитания сердца" невозможно. На помощь прихоит музыка. Она помогает увидеть красоту природы, развивает желание оберегать её. Приобщение детей к вопросам экологии происходит на музыкальных занятиях, развлечениях, прахдниках.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3._vospitanie_ekol_k-ry.docx17.94 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Сообщение из опыта работы «Воспитание экологической культуры дошкольников через музыкальную деятельность»

      “Годы детства – это прежде всего воспитание сердца” (В. Сухомлинский).

 История человечества неразрывно связана с историей природы. На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия ее с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе, они погубят себя. Чтобы этого не произошло, надо воспитывать экологическую культуру и ответственность.   Экологическое воспитание дошкольников без “воспитания сердца” невозможно. На помощь здесь приходит музыка.  Она помогает увидеть красоту природы, развивает желание оберегать ее. Приобщение детей к вопросам экологии происходит на музыкальных занятиях с раннего возраста, а тема экологии прослеживается во всех видах музыкальной деятельности. Выполняя музыкально-ритмические движения, малыши представляют себя птичкой («Птички летают» А. Серова), зайчиком («Зайчики» Е. Тиличеевой), мишкой («Мишка» М. Раухвергера), кошечкой («Кошечка» Т. Ломовой). Слушание музыки часто также сопровождается движениями, через которые дети передают эмоциональную окраску музыки.

Дети младшего дошкольного возраста с удовольствием слушают потешки, песенки, подражают крику животных, пению птиц. В песнях и сюжетах несложных танцев часто присутствуют образ животного или какого-либо природного явления (р. н. п. «Петушок», «Лошадка» М. Симановского, «Пляска с листочками» А. Филиппенко, «Дождик» Н. Любарского).

 На музыкальных занятиях в средней, старшей и подготовительной группах материал, освоенный детьми ранее, повторяется, усложняется и развивается.  Преподнося новое музыкальное произведение, обязательно провожу с детьми вводную беседу.  Разучивая в средней группе «Огородную-хороводную» Б. Можжевелова, расспрашиваю детей о приметах осени, об овощах, выращенных на дачах вместе с родителями, бабушками и дедушками, использую загадки, придумываем, какие блюда можно приготовить из фруктов и овощей, как они полезны. Перед исполнением песни «Весёлый жук» (сл. и муз. Р.Котляревского) рассказываю детям о том, что даже к самым маленьким жукам нужно относиться бережно, они - часть природы.   Широко применяю в работе комплексный подход к организации непосредственной образовательной деятельности с применением ИКТ. Детям интересны виртуальные экскурсии в лес, на речку. Любопытно рассмотреть вблизи лошадку, цветок или услышать звучание пчелы. Импровизируя на детских музыкальных инструментах, дети развивают воображение, находят различные способы передачи звуков окружающей природы (голоса птиц, весеннюю капель, скрип снега под ногами, шелест листвы, шаги медведя). Хочется опять процитировать В. Сухомлинского: «Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков в бездонном летнем небе, шорох снежинок и завывание вьюги за окном, ласковый плеск волны и торжественную тишину ночи, – услышал, и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни».  

Игра - ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте. Пальчиковые игры, связанные по тематике с природой («Капуста», «Паучок», «Апельсин»), народные подвижные и хороводные игры («Васька-кот», «Ворон», «Репонька-репка»), а также музыкально-дидактические игры (Матрёшки «Времена года»; «Птица и птенчики»; «Музыкальные звуки и шумы» и др.) помогают мне в решении задач не только музыкального плана (развитие звуко-высотного, тембрового слуха, чувства ритма), но и экологического направления.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          Малыши очень любят сказки. В исполнении старших товарищей они увидели «Серую шейку», «Трёх поросят», «Гусей –лебедей на новый лад», «Муху - цокотуху», «Сказку о царе Султане», «О непослушном огуречике». Эти сказки тоже несут «экологическую информацию», дают знания о природе, о повадках животных, о взаимоотношении людей с животным и растительным миром. И в то же время сопровождаются песенками, которые помогают детям понять характер и образ героев.   В ДОУ регулярно проводятся экологические праздники и развлечения («Капустница», «Осенины», «Масленица», «День Земли»). Роль праздников и развлечений заключается в сильнейшем воздействии на эмоциональную сферу личности ребенка. На чувства детей в комплексе оказывают влияние красочное художественное оформление, музыкальное сопровождение, художественное слово, костюмы персонажей и т.д. Важным в таких праздниках является не столько воспроизведение знакомых музыкальных произведений, стихотворений, игр и загадок о природе, сколько включенность детей в переживание событий, осознание экологических проблем, доступных пониманию детей. По ходу сценария стараюсь пробудить у детей гуманные чувства, сочувствие, острое желание помочь героям, решить возникшую проблемную ситуацию.  Я продумываю сценарии таким образом, чтобы каждый ребенок чувствовал себя и зрителем, и участником совместной деятельности, смог по ходу праздника проявить самостоятельность, выбрать тот или иной способ действия. В результате, дети с первых лет жизни учатся любить и понимать окружающий мир, бережно относиться к природе,  осознают себя частью природы,  получают  навыки экологически грамотного и безопасного поведения в повседневной жизни.

Интернет –ресурсы:

1. kopilkaurokov.ru/muzika/prochee/ekologhichieskoie-vospitaniie-doshkol-nikov-posriedstvom-muzyki

2. https://www.maam.ru/detskijsad/proekt-formirovanie-yekologicheskoi-kultury-detei-sredstvami-muzyki.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение из опыта работы "Труд дошкольников летом на воздухе"

Сообщение из опыта работы "Труд дошкольников летом на воздухе"...

Сообщение из опыта работы «Развитие речи через использование универсального конструктора Г. Урадовских».

…Чтобы научиться говорить, надо говорить. .Р. Львов         Наше время, к сожалению, обходится безжалостно с богатством языка: безграмотные выра...

Сообщение из опыта работы на тему: "Роль театрализованной деятельности в речи дошкольников"

Сообщение из опыта работы на тему: "Роль театрализованной деятельности в речи дошкольников"...

Сообщение из опыта работы ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ МУЗЫКАЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Эмоциональное развитие дошкольниковчерез музыкальную деятельность Только эмоции открывают в искусстведействительный доступ к идее и образу. Л. С. Выготский  Очень короткий отрезок ...

Сообщение из опыта работы " Воспитание эмоций через движение"

Занятия движением, связанным с музы­кой, воспитывают и психику и моторику детей, развивают умение осознавать вызываемые музыкой чувства в какой-то мере ими управлять. Разностороннее воздействие му...

Сообщение из опыта работы «Использование ТИКО в совместной деятельности с младшими дошкольниками»

Актуальность предложенной технологии ТИКО - моделирования значима в свете реализации ФГОС ДО, так как, является великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающих интег...