Сообщение из опыта работы «Использование ТИКО в совместной деятельности с младшими дошкольниками»
статья (младшая группа)

Пантелеева Анастасия Владимировна

Актуальность предложенной технологии ТИКО - моделирования значима в свете реализации ФГОС ДО, так как, является великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающих интеграцию/

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soobshchenie_tiko.docx20.99 КБ

Предварительный просмотр:

Сообщение из опыта работы

«Использование ТИКО в совместной деятельности с младшими дошкольниками»

Пантелеева Анастасия Владимировна -

воспитатель, МБОУ «СОШ №41» г.Бийск

  Идея создания ТИКО принадлежит доктору физико-математических наук профессору МГУ Иджаду Хаковичу Сабитову,  выдающемуся геометру.

Автор программы «ТИКО - мастера» - Ирина Викторовна Логинова, педагог МАУДОД «Дворец детского (юношеского) творчества им. Лени Голикова», Великий Новгород.(с 2002 года ТИКО производят в России).

Что такое ТИКО?

ТИКО– трансформируемый игровой конструктор для обучения, представляющий собой набор ярких плоскостных фигур из пластмассы, которые шарнирно соединяются между собой.

 Актуальность предложенной технологии ТИКО - моделирования значима в свете реализации ФГОС ДО, так как, является великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающих интеграцию:

познавательное развитие: техническое конструирование, воплощение замысла из деталей ТИКО - конструктора;

речевое развитие на занятиях обучение грамоте посредством конструктора ТИКО -грамматика (развитие фонематического слуха, словообразование, понятие синтаксис)

художественно-эстетическое развитие: творческое конструирование, создание замысла из деталей ТИКО - конструктора;

физическое развитие: координация движения, крупная и мелкая моторика обеих рук;

социально-коммуникативное: развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослым, становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий.

 Как известно, основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому мы испытываем повышенный интерес к обновлению развивающей предметно-пространственной среды. Обогащаем среду элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей. Огромные возможности, которые предоставляют разнообразные наборы конструктора ТИКО (наборы «Малыш», «Фантазер», «Шары», «Геометрия», «Архимед», «Класс»), позволяет использовать его в различных направлениях проектирования развивающей – предметно-пространственной среды в групповом пространстве:

театрализованная деятельность - в театральном центре можно конструировать декорации и персонажи для сказок;

валеологический центр – для спортивных игр и соревнований можно использовать различные атрибуты, построенные из ТИКО-деталей;

центр «Семья» - кукольный уголок с мебелью, ковриками и другой домашней утварью;

центр сюжетно-ролевых игр - постройка необходимых или недостающих деталей для обыгрывания сюжета выбранной игры;

- в центре «Творчества» также можно сконструировать красочные узоры и орнаменты;

- в центре конструирования строим дома, мосты, гаражи, роботов, ракеты, самолеты, машины, в общем, все, на что хватает фантазии.

Наиболее удобной формой знакомства с данным видом деятельности в младшем дошкольном возрасте является «совместная деятельность» воспитателя и детей:

- как элемент занимательности в досуговой деятельности детей;

- при организации коллективной деятельности детей, когда дети объединяются в мини-группы для выполнения заданий;

- при организации парной работы детей в виде совместного выполнения одного задания;

- при организации самостоятельной деятельности детей, путем обогащения развивающей предметно-пространственной среды и при условии косвенного руководства деятельностью детей.

Совместная деятельность планируется на основе календарно-тематического планирования, ее реализация прослеживается в развивающей предметно-пространственной среде, а также в составлении картотек по тематике недели и согласно возрастным возможностям детей: младший возраст – плоскостное моделирование по образцу и схемам, средний возраст – включает объемное моделирование по образцу и схемам, также конструирование по замыслу. В результате совместной деятельности моделирования по образцу, схеме решаются задачи, которые обеспечивают переход к самостоятельной поисковой деятельности, носящей творческий характер.

Ребенок учится, использовать наглядность, соединять детали, на основе схемы располагать их относительно друг друга; в объемном моделировании – проявляет не только уже имеющиеся навыки, но и творческие способности (придумывание новой постройки на основе имеющихся представлений об объекте).

В совместной деятельности используются формы и методы:

- практические (различные упражнения с конструктором, моделирование);

- наглядные (показ правил работы с конструктором, демонстрация готовы работ, обучение с помощью мультимедийных презентаций, работа с технологическими картами);

- словесные (беседы, разъяснение).

Совместная деятельность педагога и детей младшего дошкольного возраста с конструктором ТИКО способствуют:

- лучшему восприятию новой информации за счёт тактильных прикосновений;

- расширению кругозора ребёнка;

- расширению знаний в области окружающего мира;

- созданию психологического комфорта при обучении;

- развитию фантазии и творческих способностей.

Чтобы научиться создавать объемные модели, ребенку необходимо освоить конструирование, анализ и сопоставление объектов на плоскости. Важно сформировать у детей умение выявлять особенности исследуемой формы, находить характерные признаки. Очень важно подобрать темы для конструирования, которые расширяют кругозор и охватывают основной спектр человеческой деятельности.

Дети конструируют из ТИКО-деталей различные поделки. Работа с ним открывает для ребенка новый мир технического знания, а воспитателю дает возможность разнообразить занятия, стимулировать интенсивное развитие детей. Для родителей – это возможность без скуки и с пользой проводить время с малышом за совместной игрой в конструктор.

  Для современного этапа развития системы образования характерны поиск и разработка новых технологий обучения и воспитания детей. Использование обучающих конструкторов ТИКО - эффективный метод работы, с детьми дошкольного возраста способствующий их интеллектуальному развитию.

Используемая литература:

  1. Ишмакова М. С. Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС: пособие для педагогов / М. С. Ишмакова; Всерос. уч.- метод. центр образоват. робототехники. – М: Изд.-полиграф. Центр «Маска», 2013
  2. Логинова И.В. «ТИКО – мастера». Программа дополнительного образования. www.ticorantis.ru
  3. Логинова И.В. Методические рекомендации по конструированию плоскостных фигур детьми дошкольного и младшего школьного возраста. ООО НПО «РАНТИС», 2014
  4. Методические рекомендации «Развитие инженерного мышления детей дошкольного возраста» ГАОУ ДПО СО «Института развития образования» Нижнетагильского филиал.
  5. Шайдурова Н.В. Развитие ребенка в конструктивной деятельности: Справочное пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2008


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение из опыта работы на тему: "Роль театрализованной деятельности в речи дошкольников"

Сообщение из опыта работы на тему: "Роль театрализованной деятельности в речи дошкольников"...

Сообщение из опыта работы «Использование нетрадиционного физического оборудования в физкультурно-оздоровительной работе с младшими дошкольниками»

В последние годы заметно возросло количество физически ослабленных детей. Проблемы экологии, занятость родителей, низкий уровень двигательной активности семьи – все это не укрепляет здоровье реб...

Сообщение из опыта работы «Использование художественной природоведческой литературы в экологическом образовании дошкольников средней группы»

В сообщении раскрываются принципы, цель и система работы с детьми по развитию интереса к миру природы через художественную литературу....

Сообщение из опыта работы «Использование нетрадиционных техник рисования с детьми младшего дошкольного возраста»

Нетрадиционные техники – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображени...

Сообщение из опыта работы. "Использование камешек "Марлбс"в обучении дошкольников младшего возраста.

Возможности педагогических технологий в процессе развития детской инициативы в различных видах детской деятельности....

Сообщение из опыта работы "Формирование социальных, коммуникативных и интеллектуальных компетенций младших дошкольников средствами проектной деятельности"

В данной публикации представлен опыт работы по формированию социальных, коммуникативных и интеллектуальных компетенций младших дошкольников средствами проектной деятельности....