Сообщение из опыта работы "Формирование социальных, коммуникативных и интеллектуальных компетенций младших дошкольников средствами проектной деятельности"
проект (младшая, средняя группа)
В данной публикации представлен опыт работы по формированию социальных, коммуникативных и интеллектуальных компетенций младших дошкольников средствами проектной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 17.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Шалапанова Анна Владимировна
Муниципальное бюджетное детское образовательное учреждение детский сад №1 п.Никель Печенгского округа Мурманской области
Формирование социальных, коммуникативных и интеллектуальных компетенций младших дошкольников средствами проектной деятельности.
В данной публикации представлен опыт работы по формированию социальных, коммуникативных и интеллектуальных компетенций младших дошкольников средствами проектной деятельности.
Проектная деятельность может широко использоваться в младшей группе детского сада, ведь в результате у детей развиваются компетенции:
Коммуникативная - ребенок постоянно взаимодействует с другими участниками проекта (дети, воспитатель, родители), учится слушать и уважать чужое мнение, в более старшем возрасте – высказывать своё мнение и отстаивать свою позицию.
Социальная - в ходе использования групповой формы дошкольники учатся работать в команде, приобретают навыки работы в группе.
Продуктивная – в завершение проекта дошкольники способны создать свой собственный продукт (коллективную работу, поделки)
Для формирования данных компетенций у младших дошкольников мною реализуется 2-3 проекта в год. Они разные по тематике, продолжительности (кратко, среднесрочные), совместные с родителями и без них.
Организовывая проектную деятельность внутри группы, я всегда обращаю внимание, чтобы деятельность детей приводила к конечному результату, а именно к публичному представлению продукта деятельности.
В качестве активизирующих развитие познавательной деятельности младших дошкольников использовала следующие формы, методы, приемы:
- наблюдения,
- сюжетно-ролевые игры,
- практические упражнения,
- продуктивная деятельность детей, совместное творчество детей и родителей.
К примеру, при реализации познавательного проекта «Встречаем весну-красну» у детей были сформированы следующие компетенции:
- информационная: дети получили знания о времени года, состоянии растительного и животного мира в этот период;
- социальная: приобрели ценный опыт взаимодействия с окружающими людьми, начальные навыки работы в группе - работа в данном направлении осуществлялась посредством игр (дидактических, сюжетно-ролевых, подвижных, театрализованных), дошкольники получили первичные навыки действия в команде.
- коммуникативная: научились организовывать общение, слушать собеседника, эмоционально сопереживать, усвоили нормы и правила, которым необходимо следовать при общении с окружающими.
При завершении работы над проектом был создан отчёт - презентация, размещённый впоследствии на сайте группы https://vk.com/club199928579, и стенгазета: «Пробуждение красавицы – Весны» (фоторепортаж с наблюдений на прогулке).
Творческий детско-родительский проект «Сказка своими руками» помог детям развить такие качества, как самостоятельность, инициативность, любознательность, творческое воображение, умение планировать продуктивную деятельность.
Совместная работа над проектом позволила сформировать предпосылки к работе в команде, помогла усвоить и обобщить полученную ранее информацию, развить познавательные, исследовательские навыки детей, творческое воображение.
Выполненный детьми (совместно с педагогом и родителями) комплекс действий завершился созданием творческих работ: в группе прошла выставка поделок.
В процессе работы над проектом «Покормите птиц зимой» у детей сформировались представления о зимующих птицах, роли человека в жизни птиц, активизировалась познавательная активность, сформировались коммуникативные навыки, расширился словарный запас. Родители с воспитанниками приняли участие в оказании помощи птицам в трудных зимних условиях (была проведена акция «Наши пернатые друзья»), дети приобрели первоначальные навыки кормления птиц.
Результатом работы над данными проектами стало решение следующих задач: формирование различных знаний об окружающем мире, стимулирование коммуникативной, познавательной, игровой активности детей в различных видах деятельности; развитие инициативности, любознательности, произвольности, способности к творческому самовыражению; включение детей в различные формы сотрудничества (со взрослыми – воспитателем, родителями, и сверстниками).
Итак, мы можем сказать, что проектный метод помогает более эффективно формировать у детей младшего дошкольного возраста социальные, коммуникативные и интеллектуальные компетенции.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/31/picture-137173-1485870777.jpg)
Формирование экологической компетенции дошкольников средствами проектной деятельности
Научно-технический прогресс, который является неотъемлемой частью жизни современного общества, способствует нарушению экологического равновесия. В настоящее время происходит смена позиций в естествозн...
![](/sites/default/files/pictures/2020/10/12/picture-1021416-1602517304.jpg)
Формирование ключевых компетенций дошкольников средствами проектной деятельности.
В Стандартах нового поколения впервые на государственном уровне предложено использовать для оценки качества содержания образования базовые (ключевые) компетентности,основная задача воспи...
![](/sites/default/files/pictures/2016/12/14/picture-866386-1481699997.jpg)
«Формирование ключевых компетенций дошкольников средствами проектной деятельности»
laquo;К школьнику относиться нужно не как к сосуду,который предстоит наполнить информацией,а как к факелу, который необходимо зажечь»В.А. СухомлинскийВ современном обществе востребована об...
![](/sites/default/files/pictures/2022/06/09/picture-648725-1654782674.jpg)
Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольников средствами проектной деятельности» (из опыта работы 2019-20 уч.г.)
В своей работе использую технологию проектной деятельности в рамках нравственно-патриотического воспитания.Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и придумывает объяснения явлениям...
![](/sites/default/files/pictures/2022/06/09/picture-648725-1654782674.jpg)
Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольников средствами проектной деятельности» (из опыта работы в 2020-21 уч.г)
Патриотичесоке воспитание дошкольников является неотьемлющей частью образовательного процесса.В дошкольном возрасте происходит формирование культурных ценностей каждого человека. Ребенок проявляет люб...
![](/sites/default/files/pictures/2015/04/22/picture-399063-1429712541.jpg)
Формирование ключевых компетенций дошкольников средствами проектной деятельности
Данный материал будет полезен для воспитателей дошкольных образовательных учреждений...
![](/sites/default/files/pictures/2019/02/06/picture-900351-1549435080.jpg)
Представление опыта по теме "Использование РППС для мотивации младших дошкольников в проектной деятельности"
Одна из эффективных педагогических технологий – метод проектов – направлен на развитие творческого потенциала личности ребенка...