Сообщение из опыта работы «Использование клавес в музыкальных играх как эффективная форма развития ребёнка»
материал

Саюшева Ирина

Использование клавес – это увлекательное и полезное занятие с детьми, развивающее внимание, память, мелкую моторику, речь, чувство ритма, координацию движений, ориентацию в пространстве, образное мышление, навык согласования движений с текстом стихотворения или песни, воображение. Данный метод способствует развитию чувства ритма, раскрытию творческого потенциала каждого ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klavesy.docx21.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Сообщение из опыта работы

«Использование клавес в музыкальных играх как эффективная форма развития ребёнка»

Развитие музыкального слуха, эмоциональной отзывчивости в детском возрасте создаёт фундамент музыкальной культуры человека, как часть его духовной культуры в будущем. Развитие чувства ритма - это одна из главных задач, которая ставится при работе с дошкольниками на музыкальных занятиях. Как известно, развитие чувства ритма способствует развитию речи, интеллектуальных способностей ребенка, более легкому запоминанию изучаемого материала. Из всех музыкальных способностей чувство ритма развивается сложнее всего. Поэтому повышение эффективности развития чувства ритма у дошкольников является одной из актуальных проблем музыкального воспитания. Каждый ребенок индивидуален и у каждого есть свои музыкальные задатки, просто у кого-то они хорошо развиты, а кому-то надо помочь их развить. Главная задача в развитии чувства ритма: научить их ощущать в музыке ритмическую выразительность и передавать ее в движениях, а это требует внимание, сосредоточенности, концентрации памяти, эмоций, что важно для развития ребенка. Музыкальный ритм, ощущение его музыки человеком - это основа музыкальности. 

Идея использовать в развитии чувства ритма те инструменты, которые даны человеку самой природой, отличается универсальностью, важной для массовой педагогики, так как подобные формы ритмического сопровождения в том или ином виде есть у всех народов мира.

Клавесы (простейший кубинский народный ударный инструмент африканского происхождения) – две палочки из гладкого твёрдого дерева, при помощи которых задаётся основной ритм ансамбля. Обычно их делают из бука, сосны и берёзы.

Использование клавес – это увлекательное и полезное занятие с детьми, развивающее внимание, память, мелкую моторику, речь, чувство ритма, координацию движений, ориентацию в пространстве, образное мышление, навык согласования движений с текстом стихотворения или песни, воображение. Данный метод способствует развитию чувства ритма, раскрытию творческого потенциала каждого ребенка.

Немецкий композитор Карл Орф уделял большое внимание ритмическому воспитанию, основой которого становятся движения, речь и игра на элементарных музыкальных инструментах. Знакомство с клавесами можно начинать с раннего дошкольного возраста, причин тому несколько:

сделаны из дерева (безопасны для детей),

приятны на слух и на ощупь

можно сопровождать любую мелодию, постукивая палочку о палочку.

В такие игры можно играть как индивидуально с каждым ребенком, так и небольшими группами.

Успехи музыкального развития дошкольников во многом зависят не только от музыкального руководителя, но и от воспитателя. Ведь он общается с детьми чаще, чем музыкальный руководитель, лучше знает склонности каждого ребенка. Поэтому, необходимо в первую очередь подготовить его самого. Для этого провожу индивидуальные и групповые занятия, в процессе которых воспитатели учатся работать с клавесами. Во время проведения консультаций они разучивают новые песни, движения, отрабатывают ритмический рисунок.

Совместная работа музыкального руководителя и воспитателя помогает заполнить жизнь детей песнями, играми, игрой на детских музыкальных инструментах, приобщает их к музыке независимо от способностей, раскрепощает индивидуальные творческие силы, развивает природную музыкальность.

Изучение начинается с одной палочки: катаем в ладошках, крутим в руке, зажимаем в кулак, проводим палочкой по всему телу: за спиной, под ногами и над головой, делаем восьмерку под ногами хватая палочку разными руками и т.д.

Затем продолжаем работу с двумя палочками: зажимаем палочки между ладонями и катаем их; попробуем «забить» одну палочку другой в кулак; перекрещиваем палочки; дирижируем оркестром и т.д.

Способы игры на клавесах:

стучим одной клавесой по другой, при этом сверху может оказываться одна и та же клавеса, либо правая и левая меняются;

кладём одну клавесу на пол горизонтально, стучим по ней другой;

трём одну клавесу о другую;

ставим одну клавесу на пол верикально, стучим другой по её верхнему концу («забиваем гвоздь»);

вращаем палочками в воздухе в направлении « от себя» («моторчик»);

кладём клавесы на пол перед собой, катаем их вперёд – назад («брёвнышки»);

удерживаем клавесы в ладошках вертикально, перекатываем их так , чтоб клавесы не упали;

одна клавеса лежит на полу горизонтально, вторая толкает концом, чтобы она катилась («машинка»);

держим одну клавесу горизонтально перед собой, второй – стучим попеременно то по одному, то по другому концу;

кладём на пол несколько клавес плотно друг к другу, удерживаем их с краю, чтобы не сдвигались, проводим по ним второй клавесой, как по ксилофону («стиральная доска»);

стучим клавесами, как по барабану, по резиновому мячу, воздушному шарику, зажатому между коленей, по миске, перевёрнутой вверх дном ,или по пластмассовой крышке.

        Предметы, в которые могут превратиться клавесы:

сосульки, свисающие с крыши (держим клавесу за верхний конец, позволяя свободно раскачиваться);

лыжи (кладём клавесы перед собой на пол вертикально и двигаем вперёд – назад попеременно то одну, то другую палочку);

рога (приставляем две клавесы к голове, говорим «ме» или «му»);

педали велосипеда (держим две клавесы горизонтально перед собой, крутим в направлении «от себя»);

скрипка (зажимаем один конец клавесы между плечом и подбородком, второй держим рукой, другая палочка выполняет роль смычка, ею мы скользим поперёк «струн скрипки»);

антенны (приставляем две клавесы к голове, двигая ими не согласовано между собой, издаём звук « И-у! И-у»);

качели (одна клавеса лежит вертикально на полу, другая – поперёк. Ставим и качаем пальчики, положив их на концы горизонтально  лежащей палочки);

костёр (складываем из клавес кучу в виде шалаша, над которой «греем руки», прыгаем через «костёр»);

молоток (ставим одну клавесу на пол вертикально, стучим по её верхнему концу второй клавесой);

дирижёрская палочка (машем перед собой одной палочкой).

Играя на клавесах, дошкольники учатся:

манипулировать палочками, развивают координацию рук;

находить различные приёмы звукоизвлечения;

ритмично передавать метр и ритм стиха;

развивается речедвигательная координация;

развивается ритмический, тембровый слух, память, внимание;

развивается творческая активность, изобретательность, фантазия.

В работе с детьми применяю следующие методы и приёмы развития чувства ритма:

1. Речевые игры со звучащими жестами.

Звучащие жесты – это игра звуками своего тела, игра на его поверхности: хлопки, шлепки по бёдрам, груди, притопы ногами, щелчки пальцами, цоканье языком. Звучащие жесты – это самый эффективный способ формирования чувства метра и ритма у детей.

2. Ритмические игры «Эхо – ответ».

В играх приём «эхо» дает возможность ребенку постоянно участвовать, быть ведущим. Сначала ребенок способен только повторять то, что слышит, а после у него появляется свой вариант, свой ритмический рисунок, своя модель, свой образ, своя мелодия.

3. Игры на координацию речи с движением.

Развитие двигательного аппарата является фактором, стимулирующим развитие речи. Основная цель использования игр на координацию речи с движением у детей – преодоление речевого нарушения путем развития и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и движением.

4. Игры с ритмическими палочками (клавесами).

Главная цель игр с палочками состоит в том, что решается целый комплекс задач, связанных с развитием речевых интонаций голоса, развитием мелкой моторики, развитием координации движений. Разучивание при этом забавных стишков, прибауток развивает детскую память и речь.

Упражнения с ритмическими палочками очень нравятся детям Они привлекают внимание детей, вызывают интерес, являются простым и занимательным средством при освоении детьми различных ритмов, развитии метроритмического и тембрового слуха: ведь палочки умеют не только стучать, а еще шуршать, шептать и даже молчать!

Такие движения расширяют спектр движений и формируют новые межполушарные связи в мозгу. Эта форма работы легка и доступна для всех детей.

В работе с детьми активно использую речевые упражнения. Использование этих упражнений помогает развивать у ребенка чувство ритма, формировать хорошую дикцию, артикуляцию, помогает ввести его в мир динамических оттенков и темпового разнообразия, познакомить с музыкальными формами. Например, игра «Ножки» построена на чередовании вопроса и ответа, поэтому можно поделить детей на две подгруппы, например, девочки спрашивают, мальчики отвечают, затем наоборот. Возможно спрашивать и отвечать всем вместе, но при этом необходимо обязательно обратить внимание детей на различие интонационной окраски фразы: при вопросе – восходящая интонация, вопросительная, при ответе – нисходящая, утвердительная.

Игра «Ножки»
Ножки, ножки, вы шагали?
Мы шагали, мы шагали! (Ритмичные удары палочками по полу)
Ножки, ножки, вы бежали?
Мы бежали, мы бежали! (Ритмичные удары в 2 раза быстрее)
Ножки, ножки, танцевали?
Танцевали, танцевали! (Удары палочкой крест на крест им по полу)
Ножки, ножки, вы устали?
Мы устали, мы устали! (Каждой рукой катаем палочку по полу или две палочки катаем в ладошках.)

 Игра «Буратино»

Буратино – длинный нос, (одну палочку приставить к носу)

Задаёт один вопрос:(другой по ней стучать)

- Ктокричит в лесу «ку-ку»? (стучать «шляпками» горизонтально)

Кто пасётся на лугу? (стучать «шляпками» вертикально)

Кто мяукнул у дверей? (стучать основаниями палочек)

Знаю, это Бармалей! (стучать палочками по полу одновременно)

 Игра «Прыг да скок» (Играем с двумя палочками)
Прыг да скок, прыг да скок, скачет зайка серый бок.
(стучать торцом палочек по любой поверхности, поочередно)
Летом - серенький, зимой - беленький.
(стучать палочками друг о дружку - крест на крест)
По лесочку прыг-прыг-прыг, по снежочку тык - тык - тык.
(стучать торцом палочек одновременно по поверхности)
Под кусточком присел, схорониться захотел.
(палочки положить на поверхность)

      

 Упражнения и игры по развитию чувства ритма должны обязательно включаться в каждое музыкальное занятие как его неотъемлемая часть. Для лучшего усвоения каждая предлагаемая игра может неоднократно повторяться и варьироваться в течении всего учебного года. По желанию педагога занятие может быть полностью посвящено развитию чувства ритма.

        Занятия по развитию чувства ритма должны носить непринужденный игровой характер, без каких-либо замечаний детям и только с положительной оценкой.

Таким образом, игры с клавесами дают возможность интегрировать несколько видов деятельности, что является актуальным для гармоничного и целостного развития дошкольников. Незатейливый на первый взгляд инструмент - клавесы – уникальный в своем роде для педагогов в музыкальном, сенсорном и речевом развитии дошкольников.

С помощью «палочек - стучалочек» можно озвучить любое стихотворение, рассказ, ребята могут сами придумать любую увлекательную историю. Можно использовать любую программную песню и мелодию и играть ее на палочках – клавесах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение из опыта работы «Использование технологии сотрудничества на занятиях музыкальной деятельностью в ДОУ»

Сообщение из опыта работы«Использование  технологии сотрудничества на занятиях музыкальной деятельностью в ДОУ» Музыкальный  руководитель МАДОУ ДС №11 «Колокольчик» Н.Ю. Жидкова...

Семинар- практикум « Использование клавес в речевых и музыкальных играх, как эффективная форма развития чувства ритма у детей дошкольного возраста»

Повышение профессионального уровня педагогов  по использованию упражнений с деревянными палочками, способствующих развитию чувства ритма у детей....

Сообщение из опыта работы "Проведение физкультурных досугов и развлечений как эффективных форм физического развития дошкольников"

Береги здоровье смолоду» - это девиз отражает необходимость укрепления здоровья ребёнка с первых дней его жизни. Растить детей здоровыми, сильными, эмоциональными — задача каждог...

Мастер-класс «Использование клавес в музыкальных играх как эффективная форма развития чувства ритма в работе с детьми со статусом ОВЗ»

В данном мастер-классе я рассказываю коллегам о том, какие игры можно проводить с клавесами....

Сообщение из опыта работы " Использование театрализованной игры в развитии речи детей младшего дошкольного возраста"

quot; Использование театрализованной игры в развитии речи детей младшего дошкольного возраста"...

Мастер-класс "Использование клавес в речевых и музыкальных играх как эффективная форма развития чувства ритма»

В последние годы отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. Развитие чувства ритма способствует развитию речи, помогает более легкому запоминанию стихотворений, развитию интеллект...