Сообщение из опыта работы Подосинниковой Ирины Николаевны, музыкального руководителя, по теме: "Развитие певческих навыков у детей младшего дошкольного возраста"
материал (младшая группа) по теме

ПОДОСИННИКОВА ИРИНА НИКОЛАЕВНА

 Сообщение по теме:  "Развитие певческих навыков  у детей младшего дошкольного возраста" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soobshchenie_iz_opyta_raboty.docx26.45 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 9 «СОЛНЫШкО»

        Сообщение из опыта работы

Подосинниковой Ирины Николаевны

музыкального руководителя

Развитие певческих навыков  у детей

младшего дошкольного возраста

                             Южноуральск, 2013 год

  Планирование и организация работы по развитию певческих навыков.

Пение занимает ведущее место в системе музыкально-эстетического воспитания детей дошкольного возраста. Хорошая детская песня развлекает и успокаивает ребенка, развивает его и воспитывает. Формируя певческие навыки, необходимо научить детей различать характер песен. Так, песня «Ай, да березка» (музыка Т. Попатенко) исполняется мягко, задушевно. Её характер - спокойный. А «Зимняя песенка» М. Красева звучит бодро, легко, весело, задорно. Качество звука определяется характером песни, но самое главное - научить петь детей интонационно чисто.

В первую очередь, детям мною прививаются правила певческой установки, и постоянно контролируется их выполнение, ведь от того, насколько свободно и, в то же время, активно чувствует себя поющий, зависит соответствующее физическое состояние, верное дыхание, необходимый характер звука, эмоциональность.      

   Работа по постановке детского певческого голоса начинается уже в младшем дошкольном возрасте. Для достижения навыков чистого интонирования в младшем дошкольном возрасте мною используется прием «моделирования» певческого подражания.

Детям младшего дошкольного возраста доступно только подпевание, воспроизведение звукоподражаний (мяукает кошка, лает маленькая собачка и др.), способствующих возникновению позиционно высокого (головного) звучания. На каждом занятии мною используются распевки для «разогревания» певческого аппарата, формирование ладового чувства (работа над основными ступенями лада, а также для введения в тему песни, которая будет звучать. Распевки даю в 3-4-5 тональностях (по полутонам) начиная со средней части диапазона, затем вверх и потом – вниз.

Показательны следующие примеры упражнений, попевок, используемых мною на занятиях:

1. «Позвать собачку»: «Жуч-ка!». Звукоподражание («полай как маленькая собачка») Музыкальное упражнение, которое направлено на звукоподражание, помогающее настроить голоса детей на высокое головное звучание.

2. «Петушок». Это вокальный диалог взрослого и детей.

Дети поют звукоподражание «ку-ка-ре-ку» высоко, протяжно.

3. «Позвать зайчика»: «За-инь-ка, при-хо-ди!». Петь свободно, сопровождая жестами.

На следующем этапе работаю с детьми средней группы (4-5 лет). Дети данного возраста могут не только подпевать и воспроизводить звукоподражание, но и петь целиком небольшие легкие песни в соответствующем диапазоне. Продолжается работа над формированием высокой певческой позиции, которая придает серебристость тембру голоса и обеспечивает его звонкость и полетность.

Для достижения чистоты интонации мною используются следующие приёмы:

       -  выбираются песни, удобные по диапазону для данной группы детей, с короткими фразами, между которыми можно брать дыхание;

      -          песни для слушания даются детям в хорошем исполнении ;

      -        систематически повторяются с детьми разученные песни, периодически исполняются без инструментального сопровождения;

      -        дети поют  не только все вместе, но и небольшими подгруппами, а также по-одному , так дети лучше слышат себя и друг друга;

      -        у детей вырабатывается умение себя слушать, осознавать качество своего исполнения;

      -        фальшиво поющим детям уделяется особое внимание; для этого на музыкальных занятиях они размещаются так, чтобы сидели ближе к музыкальному руководителю, лучше слышали его исполнение, наблюдали за его артикуляцией, слышали  чисто поющих детей, сидящих сзади (в работе с такими детьми полезно отмечать, поощрять каждое достижение);

       -        песни и мелодии транспонируются в ту тональность, в которой детям

удобно петь, и постепенно, по полутонам, доводится до нужного уровня.

Для достижения более высокого звучания кроме репертуарных песен можно давать детям короткие упражнения на небольших интервалах (секунда, терция, кварта) в виде подражания пению кукушки («ку-ку»), крику гусей («га-га»), игре на дудочке («ду-ду»), балалайке («ля-ля») и т. д.

Проводя индивидуальные занятия, учитываю особенности каждого ребенка. Одному нужно показать, как надо протянуть звук «потоньше», «повыше», другому - какое положение придать губам, третьему предлагается спеть погромче или, наоборот, - мягче, тише.

В первой младшей группе в начале года дети включаются в пение лишь после того, как вступит воспитатель или музыкальный руководитель, а в конце года они начинают песню после музыкального вступления самостоятельно.

Для выработки чистоты интонации нужно учить детей вслушиваться в звуки, различать высоту их звучания. На этом этапе можно использовать следующий игровой приём: большой паровоз гудит низко (фа1), а маленький высоко (до2). Необходимо добиваться точного звучания начальных звуков песни. Для этого можно использовать такой прием, как пропевание первой ноты на слова: «Песенку начнем». Затем сразу начать песню. Или же предложить детям потянуть первый звук, выравнивая его: «Все как один поем одинаково, как будто в дудочку дудим». Работая над мелодией, педагог должен сосредоточить на ней внимание детей: «Дети, послушайте внимательно. Я играю мелодию». Затем мелодия пропевается на определенные слоги с использованием какого-либо игрового приема; детям предлагается «сыграть» мелодию на дудочке, скрипочке, спеть, как гуси и т. д. Если мелодия напевная, то она пропевается на слоги, оканчивающиеся гласными звуками (ля-ля, ду-ду). Если мелодия легкого отрывистого звучания, то она пропевается на слоги, оканчивающиеся на согласные звуки (динь-динь, тук-тук). Разучивая песню, в которой фразы мелодии разные по характеру звучания, можно предложить детям поиграть в оркестр. Например: «Сегодня мы не споем песню, а сыграем. У нас будет оркестр, в оркестре играют разные инструменты: много дудочек и много бубенчиков. Дудочки играют протяжно -ду-ду, а бубенчики звонко - динь-динь».

           Методическая  работа по разучиванию песни.

       Выбор певческого репертуара. При подборе песенного репертуара необходимо учитывать ряд рекомендаций.

1. Содержание песен должно отражать круг интересов ребенка. Даже если песня очень нравится ребенку и педагогу пение ее может принести большой вред, если она не отвечает особенностям возраста. Подходящий материал для певческой деятельности с детьми всех возрастов — народные попевки, песни, хороводы. Их мелодии и содержание просты и доступны дошкольникам, формируют музыкальный вкус ребенка и могут применяться в различных жизненных ситуациях.

 2. Внимательно просматриваю текст песни, прочитываю его выразительно вслух, важно найти сложные для понимания ребенка слова, словосочетания, фразы.

3. Обращаю внимание на диапазон мелодии песни, который не должен превышать возможности певческого диапазона голоса ребенка. В работе с детьми младшего дошкольного возраста используются попевки и небольшие песенки, построенные на двух - четырех (пяти) звуках. У детей среднего дошкольного возраста диапазон мелодии песен расширяется до шести-восьми звуков. В пределах возрастного диапазона голос ребенка звучит естественно и ненапряженно.

4. Важно обратить внимание на протяженность музыкальных фраз и проанализировать их с точки зрения особенностей певческого дыхания ребенка. Продолжительность фраз, которая взрослому человеку представляется естественной, может оказаться неудобной для детского исполнения. Чем младше ребенок, тем короче должны быть фразы песен, предназначенных для его исполнения.

5. Анализирую особенности мелодии и ритмический рисунок песни. В мелодии песни важно отметить ритмические и интонационные трудности,  продумать приемы и способы работы над их преодолением.

         Работу над песней условно можно разделить на три этапа: ознакомление с песней (ее восприятие), разучивание песни и ее закрепление.

На первом этапе ребенок воспринимает песню в исполнении педагога или в записи, знакомится с ее эмоционально-образным строем. Моя цель на первом этапе работы над песней — заинтересовать детей, пробудить в них желание выучить и исполнить песню. Интерес ребенка к песне пробуждается только под влиянием выразительного исполнения и проявленного при этом хорошего вкуса.

Второй этап работы над песней связан с ее разучиванием. Ведущее значение на данном этапе имеет практический метод, в ходе реализации которого ведется работа над формированием и развитием вокально-певческих навыков детей.

В процессе разучивания песни важно сосредоточить внимание детей на мелодии. С этой целью предлагаю петь песню без текста, на один из предложенных слогов (например, слог «ля»). В таком случае внимание ребенка будет сосредоточено на звуковысотных и ритмических особенностях мелодии.

В процессе разучивания песни дети запоминают ее слова. Объясняю  смысл трудных слов, работаем над правильной дикцией, обратив внимание на выразительное произнесение текста песни в соответствии с его смыслом.

Третий этап работы над песней — ее закрепление. На этом этапе проверяю, как песня усвоена каждым ребенком. С этой целью можно чередовать индивидуальное пение песни с ее исполнением по группам (по желанию детей и по выбору педагога). Пение с сопровождением  чередую с исполнением песни без инструмента, сольное исполнение запева сочетаем с хоровым пением припева и т.д. Можно использовать прием драматизации песни, пения ее «по ролям».

Показателем усвоения песни является ее использование детьми в своей самостоятельной музыкально-игровой и другим видах деятельности в свободное время и по собственной инициативе. Критерием музыкального развития при этом должно стать не число разученных песен, а музыкальная восприимчивость детей, их красивое, выразительное пение, любовь к нему и потребность в нем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкальные логоритмические игры по развитию речи у детей младшего дошкольного возраста

Музыкальные логоритмические игры для детей младшего дошкольного возраста....

Презентация на тему: "Развитие певческих навыков детей старшего дошкольного возраста с ОНР"

Вашему вниманию предоставляется презентация кружковой работы по развитию певческих навыков детей подготовительной группы с ОНР....

Обобщение опыта работы по теме: «Развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста через изучение устного народного творчества»

Русский педагог К. Д. Ушинский считал, что первый воспитатель – это народ, а народные сказки – первые и блестящие попытки создания народной педагогики. Многие педагоги, психологи (В. Г. Бе...

Методическая разработка Использование средств музыкально-художественной деятельности для развития певческих навыков детей старшего дошкольного возраста в студийной работе.

Вашему вниманию представляется собственная методическая разработка на тему "Использование средств музыкально-художественной деятельности для развития певческих навыков детей старшего дошкольного ...

Опыт работы с детьми 2-младшей группы на тему: "Развитие умственных способностей детей младшего дошкольного возраста средствами кинезиологических упражнений"

Опыт работы с детьми 2-младшей группы на тему: "Развитие умственных способностей детей младшего дошкольного возраста средствами кинезиологических упражнений"....