Ознакомление дошкольников с историей родного края через различные формы работы
материал на тему

Опыт работы "Нравственно-патриотическое воспитание"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty.docx22.27 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад общеразвивающего вида №55 «Звонкие голоса»

г. Новороссийск.

Ознакомление дошкольников с историей родного края через различные формы работы

               Воспитатель: Теплякова Ирина Евгеньевна

                                     

г. Новороссийск

2017 г.

 

 С чего начинается Родина?

     С любви к родной улице, к родному городу, где родился и вырос.

     История Новороссийска – благодатный материал, благодатная основа для воспитания у детей патриотических чувств, любви к родному краю.

     Поставив своей целью воспитать у детей любовь к родному городу, краю, я прежде всего, сама стала более глубоко изучать его историю.

     На занятиях и в повседневной жизни использовала разнообразные методы и приемы работы.

Основные формы работы:

  • Образовательная деятельность
  • Беседы о деятельности детского сада,  родном городе, городах России и т.д.
  • Целевые прогулки, экскурсии к памятным местам.  
  • Игра
  • Чтение художественной литературы    
  • Рассматривание иллюстраций картин, разнообразных репродукций, содержащих необходимые исторические факты и события из окружающей жизни.
  • Использование аудио и видеозаписей, прослушивание музыкальных произведений о Родной земле, о друзьях,  дружбе и т.д.
  • Подготовка тематических выставок, посвященных памятным датам,
  • Продуктивная деятельность (рисование, изготовление  поделок и сувениров)      
  • Участие в праздничных днях:  «День города», «День матери»,  «23 февраля – День защитника Отечества», «8 марта», «День Победы» и др.
  • Наглядная информация для детей и родителей  

     Наилучшим способом накопления у детей первичных представлений о родном городе, его улицах, площадях, скверах и парках, памятниках и музеях являются экскурсии, целевые прогулки, наблюдения.

     Еще в младшей и средней группе я начала знакомить ребят с близлежащими зданиями, магазинами, с различными видами транспорта, учились с детьми соблюдать правила поведения на улице.

   Проводя экскурсии, целевые прогулки, наблюдения в старшей группе, я помогала ребятам понять увиденное, старалась вызвать интерес, эмоциональное отношение к увиденному.

     Знакомя детей с красотой окружающей природы, я стремилась к тому, чтобы эта красота захватила их, проникла в детский мир и сердце. Наш детский сад расположен недалеко от моря. Мы с детьми ходили к морю и наблюдали за ним. Рассматривали какие стоят на рейде суда. У Марка папа моряк, я приглашала его в группу, он рассказывал про свою профессию, о том, что есть пароходы сухогрузные и нефтеналивные. Они приходят в наш порт – Новороссийск для погрузки нефти, цемента и других грузов, приходят еще и иностранные суда, так как наша страна торгует с другими государствами мира.  Предложила родителям сходить с детьми к морскому вокзалу, показать пароходы, подкормить зимующих лебедей и уток, покатать ребят на комете по Цемесской бухте, откуда видна панорама города, Кавказские горы, окружающие наш город.

     Я считаю, что такие экскурсии, прогулки с детьми в природу способствуют расширению кругозора, развивают мышление, речь, художественный вкус, чувство гордости за родной город.

     Знакомя детей с прошлым и настоящим города, я рассказывала им и о его трудовой жизни в настоящем. При этом давала детям задание на дом – узнать где работают их родители. Так как многие наши родители цементники, дети знают, что в нашем городе два цементных завода «Октябрь» и «Пролетарий». Я побеседовала с папой Иры Игнатенко и он смог рассказать детям про цементный завод «Пролетарий», о процессе получения цемента из мергел.  У ребят возникло чувство гордости за то, что их родители работают на таком огромном заводе и производят очень нужную продукцию для всех строек нашей огромной страны. Ребята с большим интересом слушали эти рассказы. В этот день ребята узнали, что наш комбинат «Новороссцемент» за трудовые успехи награжден орденом Ленина.

     В следующий раз я попросила папу Ярослава прийти к нам в гости и рассказать о своей профессии – военного, защитника нашей Родины. Он пришел к нам в группу и рассказал о нашей армии, о солдатах, служащих в ней, о военной технике. Дети задавали очень много вопросов, и ни один не остался без ответа. Получился очень занимательный рассказ.

     В нашей группе накоплен довольно обширный наглядный и дидактический материал (материал о символах России, о флаге и гербе нашего края, материал об истории возникновения города Новороссийска, его первостроителях и о земляках-героях). Есть у нас и довольно большая коллекция фотоснимков, рассказывающих о прошлом и настоящем нашего города и края, собраны стихи кубанских поэтов. Систематическая работа по данному направлению проводится в нашей группе при активном участии родителей воспитанников. Дедушкам и бабушкам наших детей я предлагаю рассказать воспитанникам детского сада о прошлом нашего города, об участии их в защите нашей страны в годы войны. Мамам и папам – рассказать о зданиях на улицах города, о предприятиях города Новороссийска. По моим советам в выходные дни родители водят детей к морю, показывают достопримечательности.

     Я много говорила с детьми о семье, об отношениях в ней, об уважении, заботе, любви. Очень важно для становления личности ребенка знать историю своей семьи и своего рода; познакомиться с традициями, обычаями и ценностями своей семьи; которые являются одновременно уникальными и в то же время частью общей российской культуры и истории. После ознакомления детей с символикой Кубани, я предложила родителям вместе с детьми принять участие в изготовлении «Семейного герба»,  придумать герб своей семьи, где они родились, и где жили их родители. Родители с увлечением и энтузиазмом откликнулись на мою инициативу и вместе с детьми создали герб своей семьи. Ведь герб отражает самое важное в семье: занятия, увлечения и даже настроение. Было очень приятно наблюдать, как дети делились своими впечатлениями о проделанной работе. Они узнали много о своих семейных традициях, важных событиях, о прошлом семьи. Многие с гордостью рассказывали о своих прадедушках и прабабушках. Самое важное, что дети узнали о жизненных ценностях семьи, чем живут их родители. И может быть созданный детьми с родителями герб, положит начало истории фамильной геральдики семьи.

     Родной край, город становится еще ближе, роднее, если узнаешь его историю. Для знакомства с героическим прошлым нашего города я использовала самые разнообразные формы: рассказы, беседы, чтение стихов и произведений, рассматривание книг, картин и фотографий, экскурсии к памятным местам нашего города.

Не раз мы ездили с детьми по памятным местам нашего города и проводили беседы прямо у памятников.

     Есть в нашем детском саду замечательная традиция: каждый год 16 сентября в день освобождения Новороссийска и в день Победы, мы с детьми идем на Малую Землю к памятникам «Стела» и мемориальному комплексу «Малая Земля» возлагать цветы. Меня до слез трогает то волнение, то любопытство, которое охватывает ребят в момент возложения цветов к памятникам. Когда дети слушают, как бьется «сердце» и звучит песня «О городе-герое Новороссийске» в исполнении Людмилы Зыкиной.

     Мысль, что родной город дорог и интересен всем, что со всех уголков нашей страны приезжают поклониться погибшим героям, рождает гордость за свой родной город, понимание связи со всей большой страной.

     К дню Победы мы с детьми разучивали военные песни и принимали участие в смотре-конкурсе.

     Проводя целевые прогулки по ул. Куникова, Снайпера Рубахо, Черняховского, которые расположены в близи нашего детского сада, я рассказывала детям о подвигах людей защищавших наш город от фашистов, чьими именами названы улицы нашего города. И дети делали правильный вывод: если улица носит чье-то имя, значит этот человек замечательный.

     Были у нас проведены тематические беседы с демонстрацией фотоснимков, плакатов. Во время этих бесед я побуждала детей делать выводы и заключения о том, что они узнали, давать нравственные оценки событиям о которых шла речь. Все дети стремились отвечать на вопросы, дополняли рассказы товарищей. Дети с увлечением говорили о мужестве нашего земляка снайпера Рубахо, который был удостоин звания Героя Советского Союза. Память о нем живет: именем героя названа улица.

А в книге Н. Камбулова «Город-герой Новороссийск» я прочитала ребятам, что город Новороссийск за стойкость, мужество и за боевые заслуги в период Великой Отечественной войны 7 мая 1966 года был награжден орденом Отечественной войны 1 степени. А 14 сентября 1973 года в город пришла радостная весть – Новороссийску присвоено почетное звание города - героя с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

     Растет и хорошеет наш город. Обращаю внимание детей на строительство новых зданий, памятников, как преобразилась аллея Черняховского, набережная. Помогаю детям делать вывод, что все, что мы видим вокруг, сделано руками человека, создано его трудом.

     После многочисленных экскурсий дети увлекательно играли в творческую игру «Экскурсия по городу – герою Новороссийску». Роль экскурсовода – любимая всеми детьми. для игры использовали альбом фотографий о Новороссийске, наборы открыток с видами города. Полученные знания о своем городе отразили и в своих рисунках. Провела занятие на тему: «Знай и люби свой город»; вечер развлечений «Наш родной Новороссийск», где ребята показали свои знания о родном городе. У ребят появилось увлечение, они стали собирать открытки о Новороссийске, значки героев Новороссийска.

     У Новороссийска славное прошлое и большое будущее. И наша задача сделать все, чтобы дети не только знали, умели ценить историю родного города, но и стремились в будущем приумножить его славу, сделать его более современным, более удобным для людей, живущих в нем.

             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ознакомление дошкольников с историей родного края в годы Великой Отечественной войны.

Статья написана из опыта работы со старшими дошкольниками по ознакомлению их с историей Старооскольского края в годы Великой Отечественной войны....

Творческий отчет "Ознакомление дошкольников с природой родного края через различные виды педагогической деятельности"

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 98-детский сад  Творческий отчет по теме: «Ознакомление дошкольников с природой родного края через различные виды п...

Методы и приемы ознакомления дошкольников с историей родного края

Основной формой нравственно-патриотического воспитания детей являются тематические занятия. Важно, чтобы они повышали детскую мыслительную активность. Этому помогают приемы сравнения, вопросы, индивид...

Методическое объединение «Ознакомление детей дошкольного возраста с историей родного края через нетрадиционные формы работы»

Пояснительная запискаМетодическое объединение        В последнее время идет везде возрождение традиций. Встречаются люди, которые не согласны с этим....

консультация для педагогив "Игры ТРИЗ-технологии при ознакомлении дошкольников с историей родного края"

Знакомя дошкольника с современной жизнью, с историческим наследием можно включать элементы ТРИЗ в проведение образовательной и совместной деятельности, для того чтобы воспитан...

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с историей родного края через нетрадиционные формы работы.

В.А. Сухомлинский говорил: «Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землёй, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких деся...