Методическое объединение «Ознакомление детей дошкольного возраста с историей родного края через нетрадиционные формы работы»
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

Пичкурова Наталья Александровна

Пояснительная записка

Методическое объединение

        В последнее время идет везде возрождение традиций. Встречаются люди, которые не согласны с этим.

        Однако знакомство ребенка с культурой своего народа необходимо, ибо это является мостом в настоящее, это наши духовные корни. Большую роль в этом играет фольклор: сказки, песни, мифы, легенды, пословицы и поговорки. Именно на примере народного фольклора ребенку проще объяснить, как развивалось человеческое сознание. С колыбельной песни мама начинает знакомить ребенка с прошлым своего рода. Потом это будут сказки.

          Развивая тему  фольклора, не стоит избегать разъяснения событий, происходивших в прошлом. Ребенку надо понять, почему было так, а теперь иначе. У него возникают причинно-следственные связи, которые разъясняют картину прошлого и помогают познать настоящее. Он научается понимать ценность мира предков и современного мира.

          Но не стоит забывать, что дети лучше понимают настоящее время. Поэтому знакомство с прошлым требует особых методических приемов  и форм работы. Конечно нельзя в этой работе обойтись без педагогического взаимодействия, возникает необходимость

 

          «Лучшее, что сохранила народная память – это любовь к Земле и Солнцу, это одухотворенность всего живого, это стремление жить, любовь к жизни. И это  общее для всех народов и всех традиций. И это стоит хранить  и поддерживать. Ради того, чтобы маленький человек осознал себя в окружающем мире и в истории, в пространстве и времени, ради того, чтобы полюбил этот мир и себя, как его полноправную часть, стоит потрудиться. И фольклорные праздники с их непоколебимой волей к жизни, с их воспеванием природы во всех их проявлениях очень важны в процессе этого осознания. Давайте же брать у традиций самое важное, самое неизменное  - любовь к жизни. И учиться любить себе подобных»  (Г. Сковорода) 

 

 

 

 

 

Методическое объединение

«Ознакомление детей дошкольного возраста с историей родного края через нетрадиционные формы работы»

Кто такие предки?

Рассказать хочу вам, детки,

Кто такие наши предки,

Те, кто были перед нами.

Кто возился в детстве с вами?

Это – мама, это – папа,

Это – бабушка и дед,

Это – прадед. Он родился

Перед вами за сто лет,

Все, что видим мы сейчас,

Предки сделали для нас.

Лампа, туфли, телефон,

Поезд, стулья, этот дом.

Даже мяч. Футбол, штаны

Предки нам изобрели.

Много – много лет назад

Предки начали писать.

От предков мы узнали,

В книгах предки рассказали,

Как возник наш род людской

И кто был до нас с тобой.

Цель методического объединения :обмен опытом работы с дошкольными учреждениями района.

План проведения:

1.     Показ игры «Поле чудес» (подготовительная группа)

2.     Просмотр видеофильма о поселке Мирском и презентации о формах работы с детьми в ДОУ.

3.     Теоретическая часть: «Ознакомление детей дошкольного возраста с историей родного края через нетрадиционные формы работы».

4.     Анализ игры «Поле чудес».

5.     Чаепитие (травяной чай с кругликом).

 

Методическое обеспечение:

1.     Выставка методической литературы по родному краю, папок с опытом работы.

2.     Видеозапись о поселке, презентация о формах работы с детьми в ДОУ по ознакомлению с родным краем.

3.     Пакет для воспитателей детских садов (развивающая среда по возрастам – таблица, рекомендации методического объединения).

4.     Элементы интерьера казачьего быта (кубанская изба) – декорация в музыкальном зале.

5.     Релаксационная запись для возникновения образа к слову «Родина».

6.     Записи с казачьими песнями.

7.     Рисунки «Древо рода», «Родственные связи», «Понятие – родина».

 

Содержание методического объединения:

1.     Приветствие коллег.

2.     Представление региональной программы «Родной свой край люби и знай», по которой работает ДОУ.

3.     Выступление старшего воспитателя. (приложение)

 

«Поле чудес на Кубани»

(открытый показ к методическому объединению)

Цель: развивать познавательный интерес к истории Краснодарского края.

Задачи:

1.     Закрепить знания детей о своей малой родине, способствовать обогащению представлений о прошлом.

2.     Создавать условия для формирования у детей патриотических чувств.

3.     Развивать любознательность, познавательный интерес к родному краю через нетрадиционные формы работы.

4.     Формировать эмоциональную отзывчивость к культуре кубанского казачества.

Методическое обеспечение:

Барабан «Поле чудес», набор букв для составления слов, призы, аудиозапись казачьих песен, флажки, казачьи костюмы.

Мотивация: игровая – «Поле чудес».

Методика проведения:

Интерьер зала оформлен в казачьих традициях. На фоне казачьих песен входят в зал дети с флажками, садятся.

Входит казачка с казачатами. Звучит казачья песня в их исполнении. Казачата усаживаются. Казачка читает стихотворение:

 

Входит в зал «Якубович» с чемоданом. (При помощи грима и костюма создается образ Якубовича).

«Якубович»: Как долго по степи блукал, надеюсь я туда попал? (открывает чемодан). Дали мне командировку в поселок Мирской (достает карту), а он находится в Краснодарском крае, Кавказском районе. Я правильно приехал? (ответы детей).

А вы меня узнали? (ответы детей)

(если дети не узнали, то представляется и с некоторыми детьми здоровается за руку).

А чем я занимаюсь? (ответы).

Конечно же, всем полюбилась игра «Поле чудес» и казакам кубанским тоже, вот я и здесь. Но чтобы провести игру, мне нужно было все узнать о вашем крае (достает книгу). Изучил вот эту книгу.

Итак, в эфире игра «Поле чудес». Чтобы стать участником, нужно ответить на вопрос. Кто знает ответ, тот быстрее всех поднимет флажок. А что это за флажки такие красивые вы держите в руках?

Дети: Это флажок поселка Мирской.

«Якубович»: Итак, приступаем к отбору игроков 1 тура. Напоминаю, если вы знаете ответ, то поднимаете флажок.

1.     Что означает слово «казак»?  (Удалой, вольный человек)

2.     Как называется дом казака? (Курень).

3.     Как казаки называли своего командира, вожака, считали его своим отцом? (Атаман).

Итак, приветствуем первую тройку игроков, пройдите, пожалуйста, к барабану «Поле чудес». Представьтесь, пожалуйста. (игроки называют И.Ф.), поприветствуем аплодисментами наших участников.

Итак, внимание на табло. Вращайте барабан.

Задание 1 тура

Как называется казачье селение? (станица)

Ход результативный. Будете называть букву или назовете слово целиком? (далее проводится игра).

Перед вами первый финалист игры «Поле чудес».

От капитал – шоу «Поле чудес», от Первого канала – подарки в студию! (Входят девочки – казачки с подарками для участников игры).

Спонсором нашей программы является детский сад «Аленушка».

Музыкальная пауза: В исполнении детей звучит казачья песня.

 

«Якубович»: И снова игра «Поле чудес» - 2 тур. Правила все те же: если вы знаете ответ на вопрос, то поднимаете флажок.

1.     Мы называем это сарафан, как эта часть одежды называлась у казачек? (Кубелек).

2.     Что такое завеска? (фартук).

3.     Что означает серьга в левом ухе  у казака? А может, знаете, что означает в правом? (В левом – единственный сын у матери, в правом – последний мужчина в роду).

Итак, перед вами игроки 2 тура. Представьтесь, пожалуйста. (игроки называют И.Ф.), поприветствуем аплодисментами наших участников.

Внимание на табло. Вращайте барабан.

Задание на 2 тур

1.     Как казаки называют сеть рыбака? (Бредень)

Сектор приз на барабане. Напомню правила игры: если вы выбираете приз, то покидаете игру. Итак, ваше решение.

Проводится игра 2 тура. Девочки – казачки вносят призы игрокам второй тройки.

«Якубович»: внимание игра со зрителями

Самая крупная река в Краснодарском крае – Кубань.

А какая же рыба живет в вашей реке? (дети называют).

Ой, какие вы молодцы – удальцы!

Музыкальная пауза: Хоровод.

«Якубович»: А сейчас у меня для вас сюрприз. В 3 туре будут играть взрослые. Им задание посложней – нужно закончить кубанскую пословицу или поговорку. Ребята, вы мне можете помочь сказать начало пословицы или поговорки, чтобы взрослые придумали ее окончание?

Дети:

1.     Казак на чужбине воюет, а …. (жена дома горюет).

2.     Казак без коня, что …. (охотник без ружья).

3.     Казак скорее умрет, чем…. (с родной земли уйдет).

Итак, вы видите игроков 3 тура. Представьтесь, пожалуйста. (игроки называют И.Ф. и место жительства), поприветствуем аплодисментами наших участников.

Внимание на табло. Вращайте барабан.

Задание 3 тура.

Кожаный или матерчатый мешочек, который казаки носили на груди вместе с крестом, в нем лежали щепоть земли, веточка полыни и обручальное кольцо. (Ладанка).

Проводится игра 3 тура. Девочки – казачки вносят призы игрокам второй тройки. Приветствуем финалиста 3 тура игры «Поле чудес» Призы в студию!

Рекламная пауза:

В центр выходит казачка и говорит:

- Что – то засиделись  мои казачата. Выходите в круг поиграем в казачью игру.

Подвижная игра «Чича – ры»

«Якубович»: Итак, финал! Встречайте игроков финальной игры. Внимание на табло! Вращайте барабан.

Задание финальной игры.

Что является символом кубанской степи? Его еще называют «лазорик», «кубышка» (Тюльпан).

Вот перед вами финалист, победитель игры «Поле чудес». Примите от нас этот приз. А ребята приготовили вам подарок эти прекрасные цветы. Но так как тюльпаны занесены в Красную книгу и рвать их нельзя, они смастерили их своими руками. (тюльпаны – оригами дарят дети всем гостям).

А теперь по традиции я обязан предложить суперигру. Вы согласны?  Тогда слушайте задание. Внимание на табло.

Задание на суперигру.

Растение, из которого можно приготовить эликсир молодости, содержит много витаминов, и его называют «витаминным королем» (Шиповник).

Разрешаю открыть три буквы.

Проводится суперигра.

Существует много легенд об этом растении. Рассказывает легенду (в приложении).

Под запись казачьих песен вносят самовар и круглик (сладкий пирог из сухофруктов).

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_luchshiy_urok.docx20.98 КБ

Предварительный просмотр:

Методическое объединение

«Ознакомление детей дошкольного возраста с историей родного края через нетрадиционные формы работы»

Кто такие предки?

Рассказать хочу вам, детки,

Кто такие наши предки,

Те, кто были перед нами.

Кто возился в детстве с вами?

Это – мама, это – папа,

Это – бабушка и дед,

Это – прадед. Он родился

Перед вами за сто лет,

Все, что видим мы сейчас,

Предки сделали для нас.

Лампа, туфли, телефон,

Поезд, стулья, этот дом.

Даже мяч. Футбол, штаны

Предки нам изобрели.

Много – много лет назад

Предки начали писать.

От предков мы узнали,

В книгах предки рассказали,

Как возник наш род людской

И кто был до нас с тобой.

Цель методического объединения :обмен опытом работы с дошкольными учреждениями района.

План проведения:

  1. Показ игры «Поле чудес» (подготовительная группа)
  2. Просмотр видеофильма о поселке Мирском и презентации о формах работы с детьми в ДОУ.
  3. Теоретическая часть: «Ознакомление детей дошкольного возраста с историей родного края через нетрадиционные формы работы».
  4. Анализ игры «Поле чудес».
  5. Чаепитие (травяной чай с кругликом).

Методическое обеспечение:

  1. Выставка методической литературы по родному краю, папок с опытом работы.
  2. Видеозапись о поселке, презентация о формах работы с детьми в ДОУ по ознакомлению с родным краем.
  3. Пакет для воспитателей детских садов (развивающая среда по возрастам – таблица, рекомендации методического объединения).
  4. Элементы интерьера казачьего быта (кубанская изба) – декорация в музыкальном зале.
  5. Релаксационная запись для возникновения образа к слову «Родина».
  6. Записи с казачьими песнями.
  7. Рисунки «Древо рода», «Родственные связи», «Понятие – родина».

Содержание методического объединения:

  1. Приветствие коллег.
  2. Представление региональной программы «Родной свой край люби и знай», по которой работает ДОУ.
  3. Выступление старшего воспитателя. (приложение)

«Поле чудес на Кубани»

(открытый показ к методическому объединению)

Цель: развивать познавательный интерес к истории Краснодарского края.

Задачи:

  1. Закрепить знания детей о своей малой родине, способствовать обогащению представлений о прошлом.
  2. Создавать условия для формирования у детей патриотических чувств.
  3. Развивать любознательность, познавательный интерес к родному краю через нетрадиционные формы работы.
  4. Формировать эмоциональную отзывчивость к культуре кубанского казачества.

Методическое обеспечение:

Барабан «Поле чудес», набор букв для составления слов, призы, аудиозапись казачьих песен, флажки, казачьи костюмы.

Мотивация: игровая – «Поле чудес».

Методика проведения: 

Интерьер зала оформлен в казачьих традициях. На фоне казачьих песен входят в зал дети с флажками, садятся.

Входит казачка с казачатами. Звучит казачья песня в их исполнении. Казачата усаживаются. Казачка читает стихотворение:

Входит в зал «Якубович» с чемоданом. (При помощи грима и костюма создается образ Якубовича).

«Якубович»: Как долго по степи блукал, надеюсь я туда попал? (открывает чемодан). Дали мне командировку в поселок Мирской (достает карту), а он находится в Краснодарском крае, Кавказском районе. Я правильно приехал? (ответы детей).

А вы меня узнали? (ответы детей)

(если дети не узнали, то представляется и с некоторыми детьми здоровается за руку).

А чем я занимаюсь? (ответы).

Конечно же, всем полюбилась игра «Поле чудес» и казакам кубанским тоже, вот я и здесь. Но чтобы провести игру, мне нужно было все узнать о вашем крае (достает книгу). Изучил вот эту книгу.

Итак, в эфире игра «Поле чудес». Чтобы стать участником, нужно ответить на вопрос. Кто знает ответ, тот быстрее всех поднимет флажок. А что это за флажки такие красивые вы держите в руках?

Дети: Это флажок поселка Мирской.

«Якубович»: Итак, приступаем к отбору игроков 1 тура. Напоминаю, если вы знаете ответ, то поднимаете флажок.

  1. Что означает слово «казак»?  (Удалой, вольный человек)
  2. Как называется дом казака? (Курень).
  3. Как казаки называли своего командира, вожака, считали его своим отцом? (Атаман).

Итак, приветствуем первую тройку игроков, пройдите, пожалуйста, к барабану «Поле чудес». Представьтесь, пожалуйста. (игроки называют И.Ф.), поприветствуем аплодисментами наших участников.

Итак, внимание на табло. Вращайте барабан.

Задание 1 тура

Как называется казачье селение? (станица)

Ход результативный. Будете называть букву или назовете слово целиком? (далее проводится игра).

Перед вами первый финалист игры «Поле чудес».

От капитал – шоу «Поле чудес», от Первого канала – подарки в студию! (Входят девочки – казачки с подарками для участников игры).

Спонсором нашей программы является детский сад «Аленушка».

Музыкальная пауза: В исполнении детей звучит казачья песня.

«Якубович»: И снова игра «Поле чудес» - 2 тур. Правила все те же: если вы знаете ответ на вопрос, то поднимаете флажок.

  1. Мы называем это сарафан, как эта часть одежды называлась у казачек? (Кубелек).
  2. Что такое завеска? (фартук).
  3. Что означает серьга в левом ухе  у казака? А может, знаете, что означает в правом? (В левом – единственный сын у матери, в правом – последний мужчина в роду).

Итак, перед вами игроки 2 тура. Представьтесь, пожалуйста. (игроки называют И.Ф.), поприветствуем аплодисментами наших участников.

Внимание на табло. Вращайте барабан.

Задание на 2 тур

  1. Как казаки называют сеть рыбака? (Бредень)

Сектор приз на барабане. Напомню правила игры: если вы выбираете приз, то покидаете игру. Итак, ваше решение.

Проводится игра 2 тура. Девочки – казачки вносят призы игрокам второй тройки.

«Якубович»: внимание игра со зрителями

Самая крупная река в Краснодарском крае – Кубань.

А какая же рыба живет в вашей реке? (дети называют).

Ой, какие вы молодцы – удальцы!

Музыкальная пауза: Хоровод.

«Якубович»: А сейчас у меня для вас сюрприз. В 3 туре будут играть взрослые. Им задание посложней – нужно закончить кубанскую пословицу или поговорку. Ребята, вы мне можете помочь сказать начало пословицы или поговорки, чтобы взрослые придумали ее окончание?

Дети:

  1. Казак на чужбине воюет, а …. (жена дома горюет).
  2. Казак без коня, что …. (охотник без ружья).
  3. Казак скорее умрет, чем…. (с родной земли уйдет).

Итак, вы видите игроков 3 тура. Представьтесь, пожалуйста. (игроки называют И.Ф. и место жительства), поприветствуем аплодисментами наших участников.

Внимание на табло. Вращайте барабан.

Задание 3 тура.

Кожаный или матерчатый мешочек, который казаки носили на груди вместе с крестом, в нем лежали щепоть земли, веточка полыни и обручальное кольцо. (Ладанка).

Проводится игра 3 тура. Девочки – казачки вносят призы игрокам второй тройки. Приветствуем финалиста 3 тура игры «Поле чудес» Призы в студию!

Рекламная пауза:

В центр выходит казачка и говорит:

- Что – то засиделись  мои казачата. Выходите в круг поиграем в казачью игру.

Подвижная игра «Чича – ры»

«Якубович»: Итак, финал! Встречайте игроков финальной игры. Внимание на табло! Вращайте барабан.

Задание финальной игры.

Что является символом кубанской степи? Его еще называют «лазорик», «кубышка» (Тюльпан).

Вот перед вами финалист, победитель игры «Поле чудес». Примите от нас этот приз. А ребята приготовили вам подарок эти прекрасные цветы. Но так как тюльпаны занесены в Красную книгу и рвать их нельзя, они смастерили их своими руками. (тюльпаны – оригами дарят дети всем гостям).

А теперь по традиции я обязан предложить суперигру. Вы согласны?  Тогда слушайте задание. Внимание на табло.

Задание на суперигру.

Растение, из которого можно приготовить эликсир молодости, содержит много витаминов, и его называют «витаминным королем» (Шиповник).

Разрешаю открыть три буквы.

Проводится суперигра.

Существует много легенд об этом растении. Рассказывает легенду (в приложении).

Под запись казачьих песен вносят самовар и круглик (сладкий пирог из сухофруктов).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме"Ознакомление детей дошкольного возраста с природой родного края".

Эпиграф.« Бедное дитя, если оно выросло не сорвав полевого цветка, не по­мявши на воле зеленой травы! Никогда оно не разовьется той полнотой и свежестью, к которой способна душа человеческая...

План работы с родителями по теме: «Экологическое воспитание как средство ознакомление детей дошкольного возраста с природой родного края»

Планирование работы с родителями по теме : "Экологическое воспитание как средство ознакомление детей дошкольного возраста с природой родного края"...

Ознакомление дошкольников с историей родного края через различные формы работы

Опыт работы "Нравственно-патриотическое воспитание"...

Спортивно-речевой квест «Путешествие по стране РечеСпортика» В рамках дня открытых дверей по «Организации образовательного процесса, направленного на ознакомление детей с особенностями и историей родного края через познавательно-исследовательскую деятельн

Конспект активного занятия в гостиной логопедас родителями и детьми воспитанников 5-6 леткомпенсирующей группы с ТНРСпортивно-речевой квест «Путешествие по стране РечеСпортика»В рамках дня...

Представление опыта работы "Развитие интереса у детей дошкольного возраста к истории родного края через знакомство с легендами и сказаниями об Алтае"

Свою любовь к родным местам, представление о том, чем они знамениты, какова природа, каким трудом заняты люди – все это необходимо передавать детям, так как это важно для воспитания нравственных...

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с историей родного края через нетрадиционные формы работы.

В.А. Сухомлинский говорил: «Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землёй, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких деся...

«Приобщение детей дошкольного возраста к культуре родного края через ознакомление с творчеством писателей Республики Крым».

       Первоочередными задачами современной воспитательной политики в Республике Крым являются формирование у детей любви и уважения к своей малой и большой Родине, гр...