Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с историей родного края через нетрадиционные формы работы.
статья

Зотова Ольга Ивановна

В.А. Сухомлинский говорил: «Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землёй, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так взрослый должен заботиться о воспитании у своих детей чувства безграничной любви к родному краю».

Дошкольное детство – начало жизни, когда закладываются предпосылки высоких человеческих начал личности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с историей родного края через нетрадиционные формы работы.

В.А. Сухомлинский говорил: «Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землёй, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так взрослый должен заботиться о воспитании у своих детей чувства безграничной любви к родному краю».

Дошкольное детство – начало жизни, когда закладываются предпосылки высоких человеческих начал личности.

Л.Н.Толстой считал: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома». Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды.

Актуальность и значимость патриотического воспитания в современных условиях подчёркнута в специальной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 г.г.», утверждённой Правительством РФ от 05.10.2010г. Программа определяет основные пути развития патриотического воспитания, обосновывает его содержание, цели и задачи в современных условиях.

 Меняются времена, эпохи, люди. Но вечными остаются стремление человека к добру, любви, красоте. Чувство любви к родному краю – это одно из самых сильных чувств, без него человек ущербен, не ощущает своих корней. А почувствует ли он привязанность к родной земле или отдалится от неё, это уже зависит от обстоятельств жизни и воспитания.

Цель нашей работы:

Осуществление комплексного подхода к патриотическому воспитанию детей в духе патриотизма, приобщение дошкольников к истории и культуре родного города.

 Для выполнения этой цели я поставила следующие задачи:

1. Воспитание у ребёнка любви и привязанности к семье, близким людям, своему дому, улице, родному городу.

2.Ознакомление с историческим прошлым города Сердобска.

3. Формирование толерантности, чувства уважения и симпатии к людям, живущим в городе.

4. Развивать интерес к народным традициям и промыслам.

5. Ориентировать родителей на развитие у ребёнка потребности к познанию исторического прошлого родного края.                                                                                                     Сделали анализ работы детского сада по вопросу патриотического воспитания, провели педагогическое обследование детей старшего дошкольного возраста, анкетирование среди родителей.

На основе анализа мы выявили следующую проблему: дети имеют поверхностные знания о родном городе. Родители, к сожалению, не считают главной  задачей воспитать патриота, т.к. не уделяют должного внимания проблеме патриотического воспитания, считают, что эти чувства появляются сами по себе.                                                                                                                         В Основной образовательной программе детского сада,  в части формируемой участниками образовательных отношений, основополагающим является региональный компонент. Основу этой части программы  составила  разработанная  педагогическим Коллективом детского сада  мини– программа  «Роднички», которая стала лауреатом Всероссийского конкурса «Росточек. Мир спасут дети».

 Содержание программы определяет, как можно больше узнать о своём городе, стране. Помогает проявить интерес и уважение к людям разных национальностей, к историческому прошлому своего народа.

 Н.В.Федина отмечала, что современному дошкольному образованию нужны новые формы работы с детьми.

 Учитывая это, на ряду с традиционными  (НОД, беседы, наблюдения, рассматривание альбомов, чтение художественной литературы и др.),   для повышения  интереса дошкольников и родителей, мы используем  в своей работе новые, интересные  современные  формы:

 Акции, мини-музеи,  клубы, мини-туризм, встречи с интересными людьми, музыкальные гостиные, литературные встречи, виртуальные экскурсии, интеллект – шоу программы.            

 Акция (лат. – actio) – действие, предпринимаемое для достижения какой-либо цели . При проведении тематических акций, через направленную организованную деятельность детей,  мы стремимся к решению  поставленных  педагогических задач патриотического воспитания детей.

В нашем детском саду регулярно проходят акции, целью которых является ознакомление детей с различными событиями и явлениями в более яркой и интересной форме. Одна из которых, «Все мы разные», показывает детям, что в нашем городе проживают люди разных национальностей: русские, татары, мордва.

Хочется отметить, что дети стали играть в народные игры, познакомились с обычаями и традициями народов, проживающих в родном городе.

Акция еще ценна и тем, что  предусматривает тесное взаимодействие с родителями.

Яркой и запоминающей стала акция «В музей идём -  маму с папой с собой берем». Мы рассматривали ее, как  уникальную  возможность содержательного взаимодействия между детьми и родителями. Результатом акции стало то, что дети узнали о жизни и быте людей раньше.

К удивлению некоторые родители впервые посетили музей, тем самым открыв для себя что-то новое об истории города.   После посещения музея, дети делились с родителями, друзьями своими эмоциями от увиденного и услышанного, а также передавали свои впечатления в рисунках, играх.

Нас очень порадовало, что после такой акции родители проявили дальнейший интерес, и предложили организовать конкурс среди семей «Кукол в национальных костюмах   нашего района». Это произвело на детей огромное впечатление, т.к. они являлись главными членами жюри, и выбирали понравившихся кукол.  Этот конкурс, где дети помогали своим родителям, в изготовлении национальных костюмов, в необычной форме ещё раз  познакомил детей  с народами   разных национальностей, которые проживают на территории нашего района.

Ну и, конечно же, все эти куклы в национальных костюмах  нашли своё место в мини-музее. С большим удовольствием дети его посещают, т.к. все экспонаты в нём интерактивны – их можно потрогать, поиграть с ними.

Ещё один мини-музей, который знакомит детей с историей родного края – это музей сокольской посуды, где дети узнают о промыслах, чем занимались люди раньше. Здесь они могут не только рассмотреть экспонаты, узнать об их уникальности, но и сами попробовать  слепить посуду из глины.

Мы  с вами знаем,  что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление. Поэтому в своей работе мы стараемся применять современные  интерактивные средства: с помощью  ИКТ представляем  детям презентации и проводим мультемидийные игры, позволяющие виртуально путешествовать по родному городу. Ведь  по ряду причин. есть такие места у нас где мы реально посетить интересующий нас объект не можем и тогда нам на помощь приходят   такие вот виртуальные экскурсии.                                                              

 После виртуального путешествия, в результате которого дети  заочно познакомились с некоторыми интересными местами города, совместно с родителями  мы организуем   мини–туризм.

Была совершена незабываемая экскурсия на автобусе по городу к интересным и памятным местам. Проехали по центральным улицам, вспомнили их названия, в честь кого они названы.

Побывали у самого старинного здания, камня-обелиска в честь 200 летия г. Сердобска. Мини-туризм помог детям больше узнать о родном городе, его исторических местах.

После такого необычного путешествия, совместно с детьми  изготовили д/и «Волшебный цветок», целью, которой является закрепление знаний детей об истории родного края. Конечно, дидактическая игра, это классическая форма работы, но суть в том, что эти игры мы   разработали и изготовили сами.

Наладить сотрудничество детского сада и семьи, активизировать педагогический потенциал родителей, привлечь их к воспитанию и развитию детей, помочь им в этом, поделиться опытом и приобрести новый, сделать встречи родителей и педагогов интересными и полезными помогает работа клуба. Несколько лет я руковожу клубом «Знайки», работа которого , предусмотрена   программы ДОУ Цикл заседаний клуба я посвятила ознакомлению детей с историей родного края, людьми  труда.

Современная дошкольная педагогика нацелена на поиск инновационных методов и форм образования  детей. Творческие находки по организации «Музыкальной гостиной», которые мы используем своей работе, способствуют по – нашему мнению, воспитанию  детей, гордящихся своими земляками.

 «Музыкальная гостиная», позволяет с помощью музыки увлекательно и интересно знакомить детей с известными музыкантами, проживающими в нашем городе. На одну из них мы пригласили профессиональную  певицу, бывшую воспитанницу  нашего детского сада, Шкитову С.В.. В её исполнении прозвучали песни о родном крае, а также Гимн г. Сердобска, автором которого она является.» живое» исполнение    произвело на детей и на родителей огромное впечатление.                                                              Традиционно «Музыкальная гостиная», была приурочена к празднованию Дня Победы. Мы приглашены ветераны ВОВ Бадиков В.С. и Алексеева Е.А.,

А учащиеся из музыкальной школы и артисты из Дома Искусств исполнили песни военных лет. Такие встречи имеют немаловажное значение в воспитании у детей гордости и уважения к людям, прославившим свой город. Способствуют   единению детей и взрослых. В своей работе мы стараемся  руководствоваться  словами  Д.С. Лихачёва, который  отмечал, что чувство любви к родному краю нужно заботливо взращивать, прививая «духовную осёдлость», т. к. если не будет корней в родной  местности – будет много людей, похожих на иссушенное растение «перекати-поле». 

«Духовную осёдлость»   воспитывать сложно. И мы делаем только первые шаги в этом направлении. В «Литературные гостиной»  мы проводим встречи с местными поэтами,  конкурсы   детского творчества.

Встреча с поэтессой  В. Филатовой, которая проживает в нашем городе. имела огромное воспитательное значение. Все её стихи пронизаны любовью к родному краю. «Мой город маленький, обычный, нет шума здесь и суеты, но есть душа, она первична, душа земли, где вырос ты» В.Филатова.

Используя стихи В.Филатовой, мы провели Литературную встречу, конкурс стихов о  родном городе. Основной целью встречи является развитие интереса к поэзии, которая воспевает красоту и историю  родного края, желание никогда его не покидать.

Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Вся наша работа сведется к нулю. Если дети ничего не запомнят, не прочувствуют, не поймут. Закреплять и уточнять знания можно различными путями. Мы традиционно проводим в конце года для старших дошкольников интеллектуальную викторину о родном городе «Колесо истории».

«Колесо» мы разбили на шесть секторов, каждый из которых включал в себя определённые знания об истории родного города. Итог игры нас обрадовал, дети проявили неподдельный интерес к событиям настоящего и прошлого.  Показали знания о происхождении  г. Сердобска, его исторических и памятных мест, народных промыслах и традициях.  Все вместе мы пришли к пониманию того, что прошлое надо не только знать, а передавать из поколения в поколение.

Так что же дало нам использование нетрадиционных форм работы в реализации регионального компонента Основной общеобразовательной программы ДОУ ?

 Прежде всего, как показал анализ работы, у детей стали более полными знания о родном городе, они оставляют более яркий след в детских душах.

Также хочется отметить, что родители стали больше и активнее  принимать участия в различных мероприятиях, но  особо обратили внимание на изменения в личностном развитии детей: любознательности, самостоятельности, уважительном отношении к людям.

Конечно, наша работа  не окончена  и  требует еще огромных усилий, но хотелось бы надеяться, что полученные в детском саду знания о родном городе помогут детям стать истинными патриотами своего края и страны в целом.

 Сухомлинский  говорил: «Только человек лично заинтересованный в судьбах Родины, по – настоящему раскрывается как личность, самое главное – открывать глаза на дорогое и родное…»