Методическая разработка по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с историей родного края «Край ты мой, Ямал»
методическая разработка (подготовительная группа)

Гумерова Резеда Халидовна

Познакомить детей с историей и традициями народов севера, показать особенности культуры, быта коренных народов, расширять кругозор дошкольников.

Дать представление о природных богатствах (нефть, газ) Родного края.

Развивать познавательный интерес, речь, память.

Воспитывать уважение к представителям коренных народов, проживающих в ЯНАО.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Берёзка»

город Новый Уренгой Ямало-Ненецкий автономный округ

Методическая разработка по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста

с историей родного края

 «Край ты мой, Ямал»

Подготовила:  Р.Х.Гумерова

воспитатель

МБДОУ «ДС «Берёзка»

Новый Уренгой

2021 год

Программное содержание:

Познакомить детей с историей и традициями народов севера, показать особенности культуры, быта коренных народов, расширять кругозор дошкольников.

Дать представление о природных богатствах (нефть, газ) Родного края.

Развивать познавательный интерес, речь, память.

Воспитывать уважение к представителям коренных народов, проживающих в ЯНАО.

Материал: Презентация на интерактивной доске.

Ход:

Воспитатель: Ребята, сегодня я хочу пригласить вас в интересное путешествие, а какое, вы сейчас поймёте из стихотворения:

Ямал наш край,

Ямал- наш дом,

         Ямал – наша малая родина.

Край Земли – так переводится с ненецкого языка на русский слово «ЯМАЛ».

Ямало-Ненецкий автономный округ расположен в арктической зоне на севере Западносибирской равнины. Природа Ямала сурова и добра. Зима продолжительная и суровая, длится около 8 месяцев. Лето тёплое и короткое.

Ямал- «житница» нашей Родины. Скажите, ребята, что добывают на Ямале?

Дети: На Ямале добывают нефть и газ, а работают здесь нефтяники и газовики.

Воспитатель: - Газ и нефть – это главное богатство  Ямала. Пользуются газом и нефтью не только Ямальцы, и  не только люди России. Газ и нефть  отправляют по трубам по всей нашей стране, а также и в другие государства.

- Ребята, как называется столица нашего округа?

Дети: Столица нашего округа город Салехард.

Воспитатель: Ребята, скажите, сколько в округе городов?

Дети: В округе восемь городов.

Воспитатель: Назовите эти города.

Дети: Ноябрьск, Салехард, Муравленко, Губкинский, Надым, Новый Уренгой, Тарко-Сале, Лабытнанги.

Воспитатель: А мы с вами в каком городе живем?

Дети: Новый Уренгой.

Воспитатель: Теперь поговорим о символике нашего округа Ямала: флаге и гербе. Посмотрите на флаг. Наличие трёх цветов на флаге Ямала подтверждает вхождение автономного округа в состав Российской федерации.

         Красный цвет – цвет мужества, силы. Белый цвет – цвет чистоты, мудрости. Сине- голубой цвет – цвет моря, воды, неба, газа – основного вида природного богатства Ямала. Белый орнамент «оленьи рога» символизирует основу жизни коренных народов Севера.

Герб Ямала состоит из геральдического щита, увенчанного короной, который поддерживают два полярных медведя.

         В лазоревом (сине-голубом) поле геральдического щита идущий белый (серебряный) северный олень, сопровождаемый вверху и слева Полярной звездой о четырех лучах того же металла, из которых левый короче остальных; щит увенчан традиционной золотой региональной короной особого вида с золотым же пламенем на среднем зубце и имеющей лазоревую шапку; в опорах щита серебряные полярные медведи с червлеными пастями и с черными носами и когтями, стоящие на серебряных заснеженных льдинах, соединенных лазоревой лентой, на которой воспроизведен орнамент, соответствующий бело-сине-красному горизонтальному рисунку флага автономного округа.

- Какие национальности народов Севера вы знаете?

Дети: – Ханты, ненцы, селькупы, коми-зыряне.

Воспитатель:

– Вот сколько национальностей вы знаете. И у каждого народа есть свой язык, традиции, свой быт. Сегодня мы побываем у ненцев. Ребята, а где живут ненцы и ханты?

Дети: – В тундре.

Воспитатель: Посмотрите ребята на картину и определите какие времена года изображены?

Дети: Зима, весна ,лето и осень.

Воспитатель: Правильно, они живут в тундре. Мы с вами живем в домах, а что служит им домом?

Дети: – Чум.

Воспитатель: – Правильно, а как по-ненецки чум?

Дети: – “Мя”

Воспитатель: – Как вы думаете, почему чум, а не дом?

Дети: – Они часто переезжают с места на место, чум удобнее, и легко разбирается и собирается. Из чего состоит чум?

Воспитатель: – Давайте заглянем в него, и посмотрим, из чего собирается чум, как он обустроен.

Дети: Чум состоит из множества шестов, связанных между собой, которые ставятся по кругу, а сверху покрываются покрытием. Покрытие, по  ненецки «нюк» (повторите ребята).

Воспитатель: В зависимости от времени года чум бывает зимний и летний. Какая разница между зимним и летним чумом?

Дети: На зимнем чуме покрытие из оленьей шкуры.

Воспитатель: Раньше летний чум покрывали берестой (берёзовая кора), а сейчас покрывают брезентом (эта такая плотная ткань, которая не пропускает дождь, ветер).

- А что служит полом в чуме?

- Кладут доски, оленьи шкуры

- Чем согревают  чум?

- Железной печкой

- Правильно  в середину чума ставится железная печь.

- А  какая    мебель  есть  в чуме?

- В место обычного стола стоит невысокий узкий столик, за которым жители чума кушают. За столиком находиться сундучок с небольшим запасом еды и посуды.

- Из чего сделанная посуда? (из дерева).

- Почему именно из дерева?

- Потому что жители тундры переезжают с места на место обычная посуда может  разбиться, а деревянная посуда на  много легче и прочнее.

Воспитатель: Ребята, в чуме живёт одна большая семья, и живущие в чуме поддерживают порядок. Хозяйством занимается женщина (чум работница).

Воспитатель: что она делает?

Дети: Ведёт хозяйство, готовит еду, убирается в чуме, занимается рукоделием, смотрит за детьми.

Воспитатель: Ребята, мы говорили с вами, что у женщины очень много дел по хозяйству в чуме, но ведь у неё есть свободное время и она большая мастерица.

Воспитатель - Несмотря на то, что у женщины много работы по хозяйству, она находит время  заниматься рукоделием. Она большая мастерица:  шьёт покрытие для чума, одежду для всех членов семьи, выполняет узоры из меха, ткани, плетёт из бисера. Шить одежду и плести бисером - это очень трудоёмкая работа. У чум работниц очень устают глаза и кисти рук,  чтобы отдохнули глаза, и пальцы рук давайте научим хозяев делать пальчиковую гимнастику.

«Помощники»

 

Раз, два, три, четыре,                                            

Мы посуду перемыли:                                            

Чайник, чашку, ковшик, ложку                                         

И большую поварешку.

Мы посуду перемыли,

Только чашку мы разбили,

Ковшик тоже развалился,

Нос у чайника отбился.

Ложку мы чуть-чуть сломали,

Так мы маме помогали.

         Воспитатель: Ребята, как вы думаете, любят играть дети коренных жителей

Я вам предлагаю поиграть игру:

«Полярная сова и евражки»

Полярная сова находится в углу площадки или комнаты. Остальные играющие - евражки. Под тихие ритмичные удары небольшого бубна,  евражки бегают на площадке, на громкий удар бубна евражки становятся столбиком, не шевелятся. Полярная сова облетает евражек и того, кто пошевелится или стоит не столбиком, уводит с собой. В заключение игры (после трех-четырех повторений) отмечают тех игроков, кто отличился большей выдержкой.

Воспитатель: У хозяина тоже много работы. Чем занимается хозяин? (оленеводством, рыболовством, охотой).

Воспитатель:   Для чего им нужны олени?

Дети:  Они едят мясо оленя – оленину.

Дети:   Они на оленьих упряжках  передвигаются по тундре.

Дети:  Из шкур оленя они строят  свои дома – чумы.

Дети:  Из шкур оленя они шьют себе  одежду.

Воспитатель: Как называются сани,  на которых передвигаются  коренные жители?

Дети:  Нарты.

Воспитатель: Что такое нарты? На что они похожи?

Дети:         «Нарты» похожи на русские санки.

Воспитатель:   Правильно у нарт есть полозья, с помощью которых они передвигаются, есть место для сидения. Всё это делают из дерева без единого гвоздя и поэтому нарты очень легкие и удобные  в обращении.

-         А какая разница между нартами и санками?

-         На нартах катаются круглый год, а на санках только зимой.

-         Ребята, с помощью чего управляют оленьей упряжкой? (хореем)

Воспитатель: Хорей – это длинный шест.

Как вы думаете, в тундре холодно?

Дети: Холодно.

Воспитатель: - Тундра – это открытая  местность, там  нет  леса, и дуют очень сильные ветры и метели. Чтобы не замерзнуть, жители тундры шьют  себе тёплую одежду.

Воспитатель: А как называется верхняя мужская одежда?

Дети: «Малица».

Воспитатель: Кто расскажет о малице? (из чего шьют, и какая она).

-Малицу шьют из сукна, с тёплой подстёжкой из оленьей шкуры. Сверху малицы мужчина надевает пояс. Пояс для него считается гордостью, он никогда и нигде его не бросает и не снимает.

Воспитатель: Как называется женская верхняя одежда?

Дети: «Ягушка».

Воспитатель: Чем отличатся малица от ягушки?

Дети: У малицы  есть капюшон, а ягушка похожа на пальто, и нет капюшона. На  ягушке вышивают узоры.

Воспитатель: Если мы посмотрим на одежду, что в ней необычного? Похожа она на нашу одежду. Что бросается в глаза, на всех вещах, что можно заметить? (орнамент)

Воспитатель: Да, ребята, на каждой вещи, есть какой-то орнамент и на обуви, которую ненцы носят зимой. Как она называется? (кисы)

Красивый орнамент? А, скажите он везде одинаковый?

Дети: Нет, везде разный, потому, что каждый орнамент имеет свое название.

«Локоть лисицы» «Волчий капкан» «Головки» «Подобный чуму» щучьи зубы.

           Воспитатель: Ямал – это наш край родной, здесь живут ваши родители, здесь есть ваш дом. Вы родились на Ямале. Ямал – это наша малая Родина. Все кто живет на Ямале, должны любить, беречь и знать свой край. Сейчас мы узнаем, что же вы знаете о Ямале, о своей малой Родине. 

Начинаем викторину. Будьте внимательны, сейчас я буду задавать вопросы, а вы будете на них отвечать. 
1. Что означает слово Ямал в переводе с ненецкого языка? (край земли) 
2. Столица Ямала? (г. Салехард) 
3. В каком округе мы живем? (Ямало-ненецком) 
4. Что изображено на гербе, флаге Ямала? 
5. Назовите коренных жителей тундры? (ханты, ненцы)
 
6. Чем занимаются ханты, ненцы на Ямале? (охотой, рыбалкой) 
7. Чем богат наш край? (пушниной, газом и т.д.) 
8. Как называется одежда коренных жителей севера? (малица) 
9. Как называется обувь коренных жителей севера? (кисы) 
10. Скажите название жилища? (чум) 
11. Чем покрывают чум зимой? 
12. Чем украшают одежду ненцы и ханты? (орнаментом, бисером) 
Задание 
«Назови орнаменты» (по одному ребенку с каждой команды) для девочек. 
Национальная игра «Перетяни палку» (для мальчиков). 
13. Главное животное тундры? 
14. Чем питается олень?
Загадки 

1. Днем спит, ночью мышей ловит? (сова). 
2. Лежат на кочках кусочки янтаря, в рот положишь – тут же растает? (морошка). 
3. В ночь безлунную до чума кто добраться вам поможет? (звезда полярная). 
4. Пять остяков в одном чуме живут? (перчатка).
 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по ознакомлению детей старшего возраста с историей нашего края «КАК В СТАРИНУ ВЫРАЩИВАЛИ ЛЁН»

Одной из основных задач воспитания дошкольников, стоящих на современном этапе перед воспитателем, является формирование у детей дошкольного возраста любви к Родине, родному краю, чувства гордости за с...

учебно-методическая разработка по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с Санкт-Петербургом

Цель: продолжать расширять знания детей о Санкт- Петербурге.Задачи:образовательные*формировать у детей понятие о достопримечательностях Санкт - Петербурга* закрепить знания детей о городеразвива...

«Край, в котором я живу «Моя Якутия!» (ПРОГРАММА ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РОДНЫМ КРАЕМ И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРОГРАММЕ)

В пособии представлены содержание программы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с родным краем – Республикой Саха (Якутия) в условиях городского социума, а также методические рек...

Методические аспекты ознакомления детей старшего дошкольного возраста с родным городом

Базовым этапом формирования у детей любви к родному краю является накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его ...

Методическая разработка по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с историей родного края «Северный края, что зовется Ямал»

Расширять представления детей о жизни, о быте коренных народов Севера.Закреплять имеющиеся представления детей о Ямале, о коренных жителях, о гербе, флаге Ямала, о животном и растительном мире.Соверше...

Методическая разработка по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с архитектурным сооружением Тема: «Особняк купца Ф. П. Ефремова»

Приобщение детей к народному и профессиональному искусству (словесному, музыкальному, изобразительному, театральному, к архитектуре) через ознакомление с лучшими образцами отечественного и мирового ис...

«ЛЮБИ И ЗНАЙ РОДНОЙ КРАЙ» (ПРОГРАММА ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РОДНЫМ КРАЕМ И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРОГРАММЕ)

В пособии представлены содержание программы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с родным краем – Республикой Саха (Якутия) в условиях городского социума, а также методические рек...