учебно-методическая разработка по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с Санкт-Петербургом
учебно-методическое пособие по развитию речи (старшая группа) на тему

 

Цель: продолжать расширять знания детей о Санкт- Петербурге.

Задачи:

образовательные

*формировать у детей понятие о достопримечательностях Санкт - Петербурга

* закрепить знания детей о городе

развивающие

*развивать логическое мышление, память

*развивать речь, познавательную активность

*развивать нравственные качества личности

*развивать у детей эстетический вкус

воспитательные

*воспитывать у детей  любовь к городу    

*воспитывать интерес к дальнейшему познанию города

*воспитывать навыки сотрудничества и взаимодействия в совместной деятельности

Оборудование:

-мнемотаблица " Основание города"

-ТСО (ноутбук, проектор, магнитофон, диск)

-картинки- символы (названия рек)

-карточки с загадками, ребусами

-картинки с недорисованными частями мостов

-сувениры

-ткань голубого цвета

Предварительная работа

·         рассматривание иллюстраций, фотографий, достопримечательностей города

·         просмотр мультимедиийных презентаций о городе

·         рассказывание мифов и легенд о сказочных животных( грифонах, сфинксах и т.д.)

·         чтение стихотворений о городе

·         изготовление бумажных корабликов

·         составление мнемотаблицы " Основание города"

·         заучивание считалок, стихов

·         разучивание подвижных игр "Каменный лев", "По болоту Пётр шёл","Бегемотик - обормотик"

·         прогулки с родителями  по городу

·         художественно- творческая деятельность (коллективная работа воспитателей и детей "Казанский собор")

·         придумывание ребусов по теме" Санкт- Петербург" совместно с родителями

·         совместная  творческая деятельность детей и родителей "Достопримечательности города на Неве"

·         создание альбома "Прогулки по Санкт- Петербургу"

Ребята, скажите, как называется наш город? В честь кого назван наш город?( Он был назван в честь святого апостола Петра).

Давайте вспомним  под  руководством  какого царя начал строиться  наш город на Неве? С чего начали строить Санкт-Петербург? (С Петропавловской крепости).Почему крепость стала первой постройкой?( для защиты города от врагов).

Санкт-Петербург называют городом островов, рек и мостов почему?

 Кто может объяснить? (в нашем городе много рек, островов и мостов).

-     Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие по нашему городу. Хотите?

 

     А если мы с вами отправляемся в путешествие по Петербургу, то, как мы назовем это путешествие?

-         Правильно,  петербургское путешествие.  У нас с вами будет не настоящее путешествие, мы будем  как будто путешествовать. А если бы мы  отправились в настоящее путешествие по морю, то, как бы его назвали?

-         …(морское)

-         А если по речке?

-         (речное)

-         А по воздуху?

-         …(воздушное)

-         А пешком?

-         (пешеходное)

-         А если бы мы отправились в путешествие в космос, то, какое это было бы путешествие?

-         …(космическое)

-         Ну, а прежде чем отправиться в путешествие, я хочу у вас спросить:

-         “Вы грустные ребята?”

-         …(мы веселые ребята)

-         Вы ленивые ребята?

-         …(мы трудолюбивые  ребята)

-         Вы недружные ребята?

-         …(мы дружные ребята)

-         Вы злые ребята?

-         …(мы добрые ребята)

-         Вы глупые ребята?

-         …(мы умные ребята)

-         Вы грубые ребята?

-         …(мы вежливые  ребята)

-         Раз вы такие все  хорошие, то пора отправляться. …

Как же получилось, что раньше в городе было много островов, а теперь  стало  намного меньше ? Оказывается, часть рек и каналов засыпали или «убрали» глубоко под землю. Проходя по некоторым улицам, петербуржцы и не подозревают, что под их ногами течет по трубам вода. Вы можете назвать и показать острова, которые вы запомнили.

 

 Вот здесь (показываю на карту) находится самый крупный остров. Он называется Васильевский. Его омывают воды Большой и Малой Невы, Финский залив. Вот остров Адмиралтейский (показываю на карте).

 

-А теперь  послушайте загадки и отгадайте, про какие острова в них говорится:

 

 Маленький остров, но грозный на вид.

 В полдень на острове пушка палит.

 Здесь Петербург начинался когда-то.

 Как называется остров, ребята? (Заячий)

 

 

 

 Дремучий лес шумел окрест.

 

 Там, говорят, был найден крест…

 

 Теперь здесь парк и стадион.

 

  Как этот остров наречен? (Крестовский)

 

 

 

Здесь когда-то был огород целебных трав.

 Из года в год спасала человека зеленая аптека.

 Кто назовет  мне остров тот,

где был аптечный огород? (Аптекарский)

 

-  Давайте вспомним по подсказкам- моделям ещё  названия островов. Вспомните , какую скороговорку про острова вы знаете?

 

«Острова – их сорок два

А вокруг – река Нева»

 

Наш город называют городом рек и каналов. Посмотрите на карту Санкт-Петербурга и покажите главную  реку нашего города.

 

- Ребята, какие вы знаете ещё реки в нашем городе?

-Давайте вспомним названия  с помощью моделей ( крест – Крестовка, мойка - Мойка, фонтан – Фонтанка, волк – Волковка и др.)

 

А ведь  наш город называют  еще городом мостов. Зачем нужны мосты петербуржцам?

-……..

-Давайте посмотрим на модели  и вспомним  названия мостов (Банковский ,Дворцовый, Поцелуев, Американские мосты, Львиный).

-Молодцы, вы знаете много названий мостов нашего города.

 

 - Ребята,  в Санкт-Петербурге есть ещё и  «цветные» мосты. 

 - Кто вспомнит, сколько «цветных» мостов  через Мойку? (4 моста: Зеленый, Красный, Синий, Желтый)

 

 - А какой мост самый широкий? (Синий мост) .

 

 - Кто может рассказать скороговорку про Синий мост?

 

 Синий мост широкий самый,

  Метров сто – проверьте сами.

 

Давайте поиграем  в  игру «Назови, одним словом”

 

Заячий, Крестовский, Васильевский …(остров)

Фонтанка, Мойка, Карповка …(река)

Дворцовый, Банковский, Львиный …(мост)

Невский, Литейный, Большой …(проспект)

 

 

- Сегодня мы с вами  разучим новое стихотворение.  Посмотрите на таблицу с рисунками (технология ТРИЗ) и запоминайте:

 

 

 

 

 

А теперь давайте отдохнем и поиграем в игру, которая называется: «Звукоедик”.

Цель игры: совершенствовать фонематический слух, учить находить потерянный звук.

Ход игры: воспитатель рассказывает, что у слов есть страшный враг – Звукоедик.  Он питается начальными звуками слов. Предлагает детям помочь словам – восстановить первые звуки в словах. Воспитатель произносить слова: …обор, …онтан, …ораблик, …рам, …узей, …еатр и т.п. Дети отгадывают слова, за правильный ответ получают фишки. Вариант игры: Звукоедик съедает последний звук в словах (собо…, фонта…, корабли…, хра…, музе…, теат…).

 

- Много интересного можно увидеть в нашем городе.

 

  Дворцы, мосты, соборы, храмы.

 

 Здесь выпало нам с вами жить.

 

 А ну, попробуйте-ка сами

 

 Их из частей сейчас сложить.

 

Я приготовила вам игру «Сложи целое» (разрезные картинки). Постарайтесь выполнить задания за 1 минуту.

- Сегодня мы с вами много играли, вспоминали о городе, выполняя задания, что вам больше всего понравилось?

-Молодцы!

 

 

 

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с Санкт-Петербургом"

Теоретический материал по знакомлению детей старшего дошкольного возраста с ОНР с ильтурно-историческим наследием города Санкт-Петербурга...

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с Санкт-Петербургом

Материал из опыта работы по ознакомлению старших дошкольников с родным городом....

Моя малая Родина. Знакомство детей старшего дошкольного возраста с Санкт-Петербургом.

Знакомство детей старшего дошкольного возраста с Санкт-Петербургом....

Организация работы по знакомству детей старшего дошкольного возраста с Санкт-Петербургом

В статье представлены основные направления работы с детьми старшего дошкольного возраста по знакомству с родным городом, показана взаимосвязь работы по этому направлению с различными видами деятельнос...

Знакомство детей старшего дошкольного возраста с Санкт-Петербургом с использованием мифов народов мира.

В данной методической разработке представлен опыт работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с Санкт-Петербургом с использованием мифов. Определен круг достопримечательностей, подобран...

Ознакомление детей младшего дошкольного возраста с Санкт-Петербургом

Санкт-Петербург — город с удивительной судьбой, хранитель замечательных исторических и культурных традиций. Этот город обладает особой притягательной силой. Откуда бы вы ни приехали и каким бы с...

Методическая разработка Система работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с Санкт-Петербургом

В презентации представлен опыт работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с Санкт-Петербургом....