Организация работы по знакомству детей старшего дошкольного возраста с Санкт-Петербургом
статья (старшая, подготовительная группа) на тему

Сергеева Ольга Евгеньевна

В статье представлены основные направления работы с детьми старшего дошкольного возраста по знакомству с родным городом, показана взаимосвязь работы по этому направлению с различными видами деятельности

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация работы по знакомству детей старшего дошкольного возраста с

Санкт-Петербургом

Автор методической разработки–

педагог дополнительного образования

ГБДОУ  детского сада № 41

Кировского района Санкт-Петербурга

Сергеева Ольга Евгеньевна

В целях приобщения детей старшего дошкольного возраста к историческим ценностям, воспитания толерантности и нравственно-эстетических качеств, всестороннего развития личности выбраны следующие приоритеты и доминирующие направления:

-  создание целеполагающей, педагогически обоснованной, развивающей среды в группах, направленной на ознакомление детей с основами истории Санкт-Петербурга и национальной культуры, а также с элементами мировой культуры;

-  разработка и внедрение системы образовательной работы по знакомству с Санкт-Петербургом в условиях ДОУ;

-  приобщение воспитанников к различным видам национального, в т. ч. петербургского, искусства – архитектура, живопись, народный фольклор, музыка и театр;

-  планомерное воспитание в детях толерантности к культурному наследию разных народов, патриотических и нравственно-эстетических чувств, направленных на развитие эмоционального, бережного отношения к родным местам, историческому прошлому, мировому культурному наследию;

-  воспитание культуры юного петербуржца в условиях семейного социума.

В ходе реализации поставленных целей проводятся следующие мероприятия:

-  досуги, праздники петербургской тематики с привлечение родителей воспитанников;

-  открытые занятия;

-  изготовление методических пособий и разработка методических материалов, изготовление дидактические материалы;

-  оформлена наглядность по знакомству с Санкт-Петербургом;

-  действует постоянная сменная выставка детских рисунков.

Взаимосвязь работы по знакомству с родным городом с различными видами

детской деятельности

Ознакомление детей дошкольного возраста с Санкт-Петербургом позволяет решать практически все воспитательно-образовательные и, зачастую, оздоровительные задачи.

1. Речевое развитие

Среди многих речевых функций дошкольника одна из главных – общение с окружающими, переход к свободной форме общения, где к речи предъявляются новые требования и стимулируют ее дальнейшее развитие.

Значимость ознакомления детей с родным городом для развития речи в том, что она предоставляет детям возможность широкой наглядной и прикладной практической деятельности (сюжетно-ролевые игры, инсценировки, ознакомление с художественной литературой, иллюстративным материалом, беседы и т. п.), накопления жизненного опыта, развития психических функций, свободного речевого общения, закрепления речевых и коммуникативных навыков.

1.1. Развитие лексики

Овладение лексикой составляет основу речевого развития детей дошкольного возраста, поскольку слово является важнейшей единицей языка. Усвоение словаря решает задачу накопления и уточнения представлений, формирований понятий, развития содержательной стороны мышления. Одновременно с этим происходит развитие операциональной системы мышления, поскольку овладение лексикой происходит на основе операций анализа, синтеза, обобщения. Формируется освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, с ситуацией в которой происходит общение. Развитая лексика – один из важнейших факторов подготовки к школьному обучению.

Ознакомление с родным городом в полной мере отвечает поставленным задачам: в речи отражаются названия предметов, их свойства, действия, признаки и т. п.

1.2.  Формирование грамматического строя речи

Грамматика это «система систем», объединяющая словообразование, морфологию, синтаксис. Грамматика помогает облекать наши мысли в материальную оболочку, делает речь организованной и понятной для окружающих. Установление разнообразных связей, понимание логической зависимости между наблюдаемыми явлениями сказывается в заметном изменении структуры детской речи: в увеличении числа предлогов и наречий, употребление союзов и союзных слов, распространенных, сложноподчиненных и сложносочиненных предложений. Ребенок, воспринимая произведение, речь воспитателя, запоминает и, воспроизводя в речи, делает интуитивно подчиняет свою речь грамматическим правилам.

1.3.  Воспитание звуковой культуры речи

Воспитание звуковой культуры речи – одна из важных задач развития речи в детском саду, так как именно дошкольный возраст является наиболее сензитивным для ее решения. В процессе ознакомления с родным городом еще раз закрепляется и совершенствуется правильность звукопроизношения и словопроизношения, воспитывается орфоэпически правильная речь (близкая к норме литературного языка), формируется выразительность и плавность речи, дикция, воспитывается культура речевого общения.

1.4.  Развитие связной речи

Под связной речью понимают смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающих общение и взаимопонимание. В связной речи, развивающейся посредством восприятия литературных произведений детей, происходит отражение существенных сторон всего предметно-действенного пространства опыта, развивается основная функция связной речи – коммуникативная (осуществляется в двух основных формах – диалоге и монологе).

Знакомство с родным городом в дошкольном возрасте позволяет с успехом совершенствовать речевые умения и навыки детей:

-  беседа, как метод обучения диалогической речи;

-  обучение рассказыванию по предмету, из опыта, по воссоздающим наблюдениям;

-  обучение творческому рассказыванию;

-  формирование связных высказываний типа суждений.

2.  Физическое развитие

Педагогическая работа, направленная на решение данной задачи, включает в себя организацию режима жизни детей в условиях ДОУ и дома, закаливающих процедур, специальных упражнений для развития двигательных умений и навыков с учетом рекомендаций медиков и индивидуально-личностного подхода, увеличение двигательной активности детей в течение дня.

Одна из основных задач – формирование у ребенка осознанного отношения к своему здоровью. Средствами к достижению цели являются образец поведения взрослого, собственная деятельность детей, художественные средства.

В основные методы следует включить и ознакомление с литературными произведениями. Различные поговорки, пословицы, загадки, рассказы, стихи.  Ребенка нужно ставить в ситуацию, когда он сам на себе может почувствовать, что может управлять своим здоровьем. Цель произведений о здоровом образе жизни – дать ребенку знания, заинтересовать его и предоставить возможность на практике познать функции организма.

3.  Экологическое и нравственное воспитание

Нравственное воспитание –целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества. С течение времени ребенок постепенно овладевает принятыми в обществе людей нормами и правилами поведения и взаимоотношений, выражения отношений к людям, к природе, к себе. Результатом нравственного воспитания являются появление и утверждение к личности определенного набора нравственных качеств, и чем прочнее сформированы эти качества, чем меньше отклонений от принятых в обществе моральных устоев наблюдается у личности, тем выше оценка его нравственности со стороны окружающих.

Основным средством нравственного воспитания дошкольников является природа, в частности Санкт-Петербурга и исторических пригородов, памятники, которые дают возможность воспитывать у детей гуманные чувства.

4. Изобразительная деятельность

Связь этих двух дисциплин с изобразительной деятельностью двухсторонняя. Чем сильнее развиты изобразительные способности ребенка, тем точнее будет зарегистрирован результат восприятия увиденного, услышанного, прочитанного и осмысленного произведения (героя, сюжета и т. п.).

5. Трудовое воспитание

Между работой по знакомству с родным городом и трудом возникают следующие отношения: иллюстративные материалы, художественные произведения о Санкт-Петербурге, участие в трудовых мероприятиях на участке ДОУ имеют в своей основе моральной содержание. В них через художественные образы воспитывается трудолюбие, гордость за достижение положительных трудовых результатов, к результатам труда. Дети, оценивая действия и поступки персонажей, отражают это в своей деятельности в отношениях со сверстниками и взрослыми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Знакомство детей среднего дошкольного возраста с Санкт-Петербургом"

Презентация предназначена для знакомства с Санкт-Петербургом детей среднего дошкольного возраста.В увлекательном путешествии с мультяшным персонажем Кузей переносимся в город Петербург, на берега Невы...

"Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с Санкт-Петербургом"

Теоретический материал по знакомлению детей старшего дошкольного возраста с ОНР с ильтурно-историческим наследием города Санкт-Петербурга...

учебно-методическая разработка по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с Санкт-Петербургом

Цель: продолжать расширять знания детей о Санкт- Петербурге.Задачи:образовательные*формировать у детей понятие о достопримечательностях Санкт - Петербурга* закрепить знания детей о городеразвива...

Моя малая Родина. Знакомство детей старшего дошкольного возраста с Санкт-Петербургом.

Знакомство детей старшего дошкольного возраста с Санкт-Петербургом....

Знакомство детей старшего дошкольного возраста с Санкт-Петербургом с использованием мифов народов мира.

В данной методической разработке представлен опыт работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с Санкт-Петербургом с использованием мифов. Определен круг достопримечательностей, подобран...

Знакомство детей старшего дошкольного возраста с Санкт-Петербургом.

В данной статье освещены основные аспекты знакомства детей старшего дошкольного возраста с Санкт-Петербургом. Раскрыты особенности планирования данной работы....

Методическая разработка Система работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с Санкт-Петербургом

В презентации представлен опыт работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с Санкт-Петербургом....