Главные вкладки

    Знакомство детей старшего дошкольного возраста с Санкт-Петербургом с использованием мифов народов мира.
    методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)

    Мамченкова Татьяна Евгеньевна

    В данной методической разработке представлен опыт работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с Санкт-Петербургом с использованием мифов. Определен круг достопримечательностей, подобраны мифы, доступные детскому восприятию.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл razrabotka2020.docx36.33 КБ

    Предварительный просмотр:

    Знакомство детей старшего дошкольного возраста с Санкт-Петербургом с использованием мифов народов мира.

    Проводя работу по ознакомлению детей с Санкт-Петербургом, я обратила внимание, что большинство  детей и их родителей мало внимания обращают  на скульптурное убранство города. Не знают мифологических сюжетов и их героев, воплощенных в скульптуре, не проявляют к этому интерес, часто просто не замечают. А ведь в наши дни архитектурный облик Санкт-Петербурга немыслим  без скульптуры. В отличие от станковой скульптуры, которая имеет самостоятельное художественное значение, которую можно перенести с одного места на другое, произведения монументальной скульптуры всегда выступают в единстве с окружающей средой и поэтому статично закреплены. И физически  и пространственно монументальная скульптура всегда связана с архитектурой. Произведения монументальной скульптуры – конные памятники, колонны, обелиски, статуи, скульптурные группы, бюсты и рельефы рассчитаны на восприятие с больших расстояний и на долгое существование под открытым небом, поэтому они выполняются из самых прочных материалов – бронзы, гранита, мрамора и тому подобное. Монументальная скульптура играет большую роль в архитектурном убранстве города. Некоторые  памятники оформляют улицы (колонны Славы на Конногвардейском бульваре), входы в здания (скульптурные группы у Горного института, Атланты у Нового Эрмитажа), гранитные набережные (сфинксы у Академии Художеств), мосты (грифоны Банковского моста), сады (статуи в Летнем саду), здания (статуи на крышах, по углам и вдоль фронтонов, в  нишах, всевозможные  барельефы и горельефы). Многие скульптуры изображают персонажей античной мифологии. Это и подвело меня к мысли о необходимости  знакомства детей с мифами для того, чтобы привлечь внимание детей и их родителей к скульптуре, украшающей наш город. В переводе с греческого миф означает «слово», «сказание». У каждого народа есть свои любимые мифы. Мифы – это повествование о происхождении неба и земли, о божествах и героях. В давние времена, когда еще только зарождались научные знания, люди пытались найти объяснение восходу и заходу солнца, наводнению и другим природным явлениям. Старались понять, как появились на Земле животные и растения. И разные народы придумывали этому свое объяснение. Нередко в мифах  появлялись элементы сказочности. Но сказка – это фантазия, вымысел, сознательно создаваемый  автором, чтобы заинтересовать слушателя, читателя. Создатели же мифов верили каждому слову, каждому факту. В мифах отражалось их понимание мира, события или явления, миф был основным способом объяснения этого мира. Мифы о происхождении мира и божеств изложены в основном  по поэме «Теогония» («Происхождение богов») древнего поэта, жившего около 700 года до н.э. Кроме того, источниками мифов стали поэмы Гомера «Иллиада» и «Одессея», и римского поэта Овидия «Метаморфозы» («Превращения»), поэмы римских поэтов 1 века до  н.э.: Горация, Вергилия; а также произведения греческих  драматургов Софокла, Эсхилла , Еврепида,  живших в пятом  веке до нашей эры. Создатели античного эпоса представляли богов подобными людям, наделяли их человеческими чертами. Персонажи мифов были добрыми и злыми, мужественными и трусливыми, благородными и эгоистичными.  Они любили, совершали подвиги. Римская мифология заимствовала у греческой почти весь сонм богов и героев. Юпитер, Юнона, Нептун, Плутон, Минерва, Марс, Венера, Меркурий приняли внешний вид и атрибуты Зевса, Геры, Посейдона, Аида, Афины, Ареса, Афродиты, Гермеса.  

    Конечно, не со всеми мифами, как  впрочем, и не со всеми русскими народными сказками, можно знакомить  детей. В мифах всех народов самые возвышенные представления неотделимы от грубых, непристойных. Без предварительной редакции рассказывать детям мифы нельзя. При отборе мифов я учитывала и то, какие мифологические сюжеты и персонажи в наибольшей степени задействованы в убранстве нашего города. В первую очередь это скульптура Санкт-Петербурга, а также решетки и мосты. В основном  я знакомлю  детей с греческой и римской мифологией. В  меньшей степени -  с мифами  других  народов. При  отборе архитектурных  памятников я учитывала, в первую очередь, их близкое расположение к детскому саду. Это Горный институт, Академия Художеств. Учитывала также и следующее: значимость достопримечательности для архитектурного облика  Петербурга (здание Биржи, Адмиралтейство), насыщенность скульптурой, отображающей мифологические персонажи (Летний сад).                          

    Цель и основные задачи работы по знакомству детей старшего дошкольного возраста с Санкт-Петербургом с использованием мифов народов мира.

    • Развитие у детей устойчивого познавательного интереса к своему городу.
    1. Дать детям представление о некоторых достопримечательностях Санкт-Петербурга, их характерных особенностях, о скульптурном убранстве города, отображающем мифологическую тематику. Познакомить детей с мифами.
    2. Развивать речь детей.  Обогащать словарь за счет  специфических  слов:  достопримечательность, архитектор, скульптор и  др., за  счет архитектурных  терминов: колоннада,  арка,  портик, фронтон и  т.  п.  Развивать выразительную речь, умение рассуждать на нравственно-этические темы, высказывать свое мнение о поступках героев мифов.
    3. Воспитывать интерес и любовь к родному городу; желание узнать новое о городе, его истории, архитектуре. Воспитывать бережное отношение к городу, его достопримечательностям. Воспитывать культуру поведения. Вызвать интерес к мифам,  желание и дальше знакомиться с ними.

    Перспективное планирование работы по теме: «Знакомство детей старшего дошкольного возраста с Санкт-Петербургом с использованием мифов народов мира».

    Сентябрь.

    Знакомство с городом.

    Ближайшее окружение. Петербургская квартира. Петербургская семья. Целевые прогулки по Академическому переулку, к Академическому саду.

    Достопримечательности. Экскурсия в Петропавловскую крепость: местоположение, причины строительства, что находится на территории крепости (Петропавловский собор, Ботный  дом, Монетный двор, Петровские ворота). Петровские ворота простроены в виде триумфальной арки и представляют единственное дошедшее до наших дней триумфальное сооружение петровского времени. Архитектор Д. Трезини. Первоначально были деревянными,  позднее  перестроены  в  камне.  Все убранство ворот – это аллегорическое изображение победы России над Швецией. Центром всей композиции является резной барельеф Оснера  на библейский сюжет  «Низвержение Симона-волхва апостолом Петром». В нишах ворот – статуи Минервы, явленной в двух ликах. Слева стоит Минерва – покровительница города; в правой руке у нее змея – символ мудрости, а в левой – зеркальце, повернутое к Неве (глядя в него, богиня наблюдает, не подплывают ли враги к крепости). Справа находится Минерва в образе воительницы – в кольчуге, с эгидой (головой медузы Горгоны) на плече и в шлеме, увенчанном саламандрой.

    Знакомство с мифами.

     Презентация «Мир древней  Греции». Понятие «миф». Главные боги Эллады: Зевс, Гера, Афина, Афродита, Аполлон, Посейдон. Конструирование из бумаги «Животные Афины» (сова и змея). Работа с книгой – см. «Приложение 1».

    Октябрь.

    Знакомство с городом.

    Ближайшее окружение. Петербуржские дома. Петербуржские улицы. Целевые прогулки по Большому проспекту Васильевского острова, по 6-ой линии к типовому дому Петровской эпохи (дом Троекурова).

    Достопримечательности.  Летний сад. Роль Петра Первого в создании Летнего сада. Фонтаны в Летнем саду при Петре I . Красота решетки Летнего сада. Статуи (Церера, Диана, Ночь и др.). Летний дворец Петра I – единственная постройка, сохранившаяся в летнем саду с начала 18 века. Архитектор Д. Трезини. По периметру дома, под карнизом, тянется узкий орнаментальный фриз, между окнами 1-го и 2-го этажей размещено 29 намазных барельефов. Изготовлены по рисункам А. Шлютера. Барельефы в аллегорической форме прославляют победы России в ходе Северной войны. Большинство из них исполнено на сюжеты античных мифов. Наиболее интересен барельеф с изображение Петра I, освобождающего Ижорскую землю от шведских захватчиков; в образах мифологии это выглядит как освобождение Персеем прекрасной Андромеды. Еще один барельеф аллегорически прославляет морское могущество России – там изображены Нептун и Амфитрита. Самым выразительным по исполнению является барельеф над входной дверью – там представлена древнеримская богиня мудрости Минерва (Афина – у греков). Дева-воин окружена военными трофеями и знаменами. Левой рукой Минерва опирается о картуш с изображением головы Горгоны Медузы. Считалось, что образ этой богини лучше прочих передает мощь России и ее военные успехи.

    Знакомство с мифами.

    Мифологические персонажи: Зевс, Аид, Нептун, Минерва, Амфитрита, Персей, Андромеда. Работа с книгой – см. «Приложение 1». Лепка Корзинка Цереры с плодами. Рисование Золотая осень в «Летнем саду», лепка «Барельефы для Летнего дворца Петра I.

    Ноябрь.

    Знакомство с городом.

    Ближайшее окружение. Закрепление понятий: город, район, улица, проспект, набережная. Целевая прогулка к аптеке А. В. Пелля. Для чего нужно сохранять старинные здания? Ремонт домов, реставрация.

    Достопримечательности. Адмиралтейство. Мечта Петра I о создании флота; назначение Адмиралтейства: защита (крепость), судостроительные верфи. Особенности архитектурного облика. Скульптурное убранство башни, главный горельеф здания – «Заведение флота в России». В центре композиции – Петр в облачении древнеримского воина и с лавровым венком на голове. К нему подплывает в гигантской раковине повелитель морей Нептун. Рядом с Петром изображена Минерва (Афина) – Дева воительница, богиня мудрости, в правой руке у нее палица Геркулеса (Геракла). Барельефы здания. Маски Посейдона (Нептуна),  Амфитриты, Тритона.  

    Знакомство с мифами.

    Мифологические персонажи: Посейдон (Нептун), Минерва (Афина), Геркулес (Геракл),  Амфитрита, нимфы. Работа с книгой – см. «Приложение 1». Рисование « Подводное царство Посейдона», конструирование  «Лабиринт царя Миноса».

    Декабрь.

    Знакомство с городом.

    Ближайшее окружение. Пешеходная улица на Васильевском острове – 6-7 линии. Для чего нужны горожанам пешеходные улицы? Памятник Василию. Андреевский собор.

    Достопримечательности. Зимний дворец. Архитектор Ф. Б. Растрелли. Внешнее убранство дворца. Посольская лестница, Малахитовый зал, Большой тронный зал. Понятие «эрмитаж». Зал греческого и римского искусств. Скульптуры Зимнего дворца: нимфы, морские божества, фигуры Нептуна и  Геркулеса, Афина, Персей, Аполлон.

    Знакомство с мифами.

    Мифологические персонажи: Зевс (Юпитер), Афродита (Венера), Афина (Минерва); Посейдон, Аполлон, Персей, Одиссей, Кирка, Эол, Зефир («Путешествие Одиссея»).  Работа с  книгой – см. «Приложение 1». Конструирование из бумаги «Корабль Одиссея», рисование «Одиссей на острове  Полифем».

    Январь.

    Знакомство с городом.

    Ближайшее окружение. Целевая прогулка  по четвертой линии к дому Тани Савичевой, рассказ о Тане Савичевой. Целевая прогулка к библиотеке на пешеходной линии (на шестой линии).

    Достопримечательности. Горный институт. Одно из старейших высших учебных заведений России. Основано указом Екатерины II. Позже здание было перестроено. Архитектор – А. Н. Воронихин. Главный фасад, обращенный к Неве, отмечен в центре величественным 12-колонным портиком. Широкая лестница ведет к колоннам, по обе стороны от нее установлены скульптурные группы: «Геркулес, удушающий Антея» (скульптор С.С. Пименов), детям лучше предложить «смягченное»  название  скульптурной  группы  («Геркулес, борющейся с Антеем»). Вторая скульптурная группа – «Похищение Прозерпины» (скульптор В. И. Демут-Малиновский).  Обе группы,  выполненные из пудостского камня знаменитым мастером-каменотесом Самсоном Сухановым, имеют отношение к земле – ее силе (Антей) и ее богатству (Прозерпина).

    Знакомство с мифами.

     Мифологические персонажи: Геркулес (Геракл).  Антей – сын  Посейдона  и Геи-Земли,  Зевс,  Деметра, Прозерпина  (Персефона), Плутон  (Аид).  Работа с книгой – см.  «Приложение 1».

    Февраль.

    Знакомство с городом.

    Петербуржские предприятия (заводы, фабрики), магазины. Андреевский рынок, который так называется в честь стоящего напротив Андреевского собора. Первоначально был деревянным, полностью сгорел в 1763 году. В 1790 году открылся снова – но на этот раз все корпуса были каменными. Архитектор неизвестен.  

    Достопримечательности. Новый Эрмитаж. Монументальное здание Нового Эрмитажа стало первым в России сооружением, построенным специально для художественного музея. Автор проекта – мюнхенский архитектор Лео фон Кленц.  Главный  (южный) фасад, выходящий  на Миллионную улицу,  украшен портиком с 10 статуями-атлантами  (скульптор А. И. Теребенев). Пятиметровые гиганты выполнены из серого сердобольского гранита.  Мужские статуи, на чьих плечах лежит тяжесть архитектурных перекрытий (а в данном случае – тяжесть балкона), получили свое название от Атланта (древнегреческая  мифология). В городе атланты поддерживают балконы, крыши. Кариатиды в Санкт-Петербурге. Сравнение кариатид и канефор (у канефор на голове корзина с цветами).

    Знакомство с мифами.

    Мифологические персонажи:  Титаны, Атлант, Геракл. Миф о титанах. Одного из титанов, Атланта, приговорили держать на голове небесную сферу. Работа с книгой – см. «Приложение 1», рисование «Атлант, держащий небесную сферу».

    Март.

    Знакомство с городом.

    Ближайшее окружение. Университетская набережная. Пристань со сфинксами на Большой Неве, сооруженная по проекту К. А. Тона, у Академии художеств. Особенности внешнего вида сфинксов, их легенды. История о том, как укрывали сфинксов во время Великой  Отечественной войны. Бронзовые светильники, бронзовые грифоны (крылатые львы).

    Достопримечательности. Александринский театр  (Академический  театр  драмы им.  А.  С. Пушкина). Здание театра является центром архитектурного ансамбля, созданного К. И. Росси и включающего застройку площади Островского, улицы Зодчего Росси и площади Ломоносова. Театр обращен главным фасадом в сторону Невского проспекта.  По всему периметру театра тянется аттик. Аттик украшен  над колоннами рельефным изображением крылатых богинь  Славы, которые венчают лавровыми венками лиру, атрибут Аполлона. 4 музы сопровождают бога искусств в Александринском театре: в нишах главного фасада, по обе стороны от лоджии, помещены статуи Терпсихоры, музы танца с лирой в руках, и Мельпомены, музы трагедии с трагической маской и венком из плюща; в нишах заднего фасада, выходящего на улицу Зодчего Росси, - Клио, муза истории со свитком в руке, и Талия, муза комедии. Аттик главного фасада венчает статуя Аполлона. Аполлон стоит в колеснице, запряженной четверкой коней. Квадрига Аполлона, крылатые Славы, фриз из гирлянд и масок с венками из плюща – все скульптурное убранство театра прославляет в аллегорической форме достижения русского театрального искусства.

    Знакомство с мифами.

    Мифологические персонажи: Аполлон, Гермес, Терпсихора (муза танца), Мельпомена (муза трагедии), Клио (муза истории), Талия (муза комедии), Гермес. Древнегреческий миф о том, как была изготовлена первая лира из панциря черепахи Гермесом. Лира – атрибут Аполлона. Работа с книгой – см. «Приложение 1».

    Апрель.

    Знакомство с городом.

    Ближайшее окружение. Академия художеств (Университетская набережная 17), архитекторы – А. Ф. Кокоринов и Ж. Б. Валлен-Деламот. Фасад, обращенный к Неве, украшен тремя  4-колонными портиками. Центральный ризолит с треугольным фронтоном над портиком украшен скульптурами Геркулеса (Геракла) и Флоры.

    Достопримечательности. Стрелка Васильевского острова. Местоположение. История о том, каким хотел видеть остров Петр I. Стрелка Васильевского острова – порт. Устройство порта: склады (пакгаузы), таможня, биржа. Архитектор здания Биржи – Ж. Тома де Томон. Биржа построена по типу античного храма. Здание украшают скульптуры, выполненные из пудостского камня знаменитым мастером-каменотесом С. К. Сухановым. Группа «Триумф Нептуна», расположенная со стороны Биржевой площади, представляет владыку морей Нептуна, восседающего с трезубцем в руке на колеснице. Слева от него  - женская фигура, символически изображающая Неву, а справа – мужская, река Волхов. Группа на другом торце здания – «Навигация с Меркурием (Гермесом) и двумя реками.

    Знакомство с мифами.

    Мифологические персонажи: Нептун, Меркурий – бог торговли и покровитель купцов, Церера – богиня плодородия,  гиппокамп (морской конь). Аргонавты. Работа с книгой – см. «Приложение 1». Рисование «Приключения аргонавтов».

    Май.

    Знакомство с городом.

    Ближайшее окружение. Университетская набережная. Меньшиковский дворец – одно из первых каменных жилых зданий Петербурга, памятник архитектуры петровского барроко.

    Достопримечательности. Иоанновский мост, его назначение в прошлом и в настоящем. Происхождение фонарей в Санкт-Петербурге, их декоративное убранство, как зажигали Петербуржские фонари в прошлом и сейчас. Изображение горгоны Медузы на петербуржских фонарях. Банковский мост. Этот мост находится у здания бывшего Ассигнационного банка (отсюда и название моста). Подобно  Львиному мосту, он был построен как  цепной пешеходный в те же годы и тем же инженером – в 1825-1826гг. по проекту инженера Г. Треттера. Но стерегу его не просто львы, а златокрылые грифоны – мифические существа, стражи сокровищ. Решетки петербуржских мостов, элементы декора.

    Знакомство с мифами.

    Мифологические персонажи: горгона Медуза, Андромеда, Персей, грифон. Работа с книгой – см. «Приложение 1». Рисование «Украшаем решетки мостов», аппликация «Петербуржские фонари».

    Приложение  1.

    Список литературы для детей по ознакомлению их с мифами.

    1.  Н.А. Кун «Мифы Древней Греции». Москва, АСТ, 2004 г.

    2.  «Боги и герои Олимпа» - мифологический словарь. Астрель,2001 г.

    3.  «Мифы Древней Греции» - пересказ Григория Петникова. Москва, Эксмо, 2004г.

    4.  В.И. Калашников «Аргонавты». Белый город, 2002 г.

    5.  В.И. Калашников «Тезей». Белый город, 2002 г.

    6.  В.И. Калашников «Одиссей». Белый город, 2002 г.

    7.  С. Седов  «Геракл. Двенадцать великих подвигов». Москва, Дрофа, 2000 г.  

    8.  «Мифы народов Европы». Москва, АСТ, 2002 г.

    9.  «Одиссея. Приключения Одессея». Москва, АСТ, 2001 г.

    10. Нил Филип «Мифы и легенды». Слово, 2001г.

    Мифологические персонажи.

    Зевс.  «Детство Зевса»  (1. - стр. 12); «Зевс на Олимпе» (1. – стр. 19); «Царь богов» (2 – стр.4); «Похищение Европы» (3. – стр. 35).

    Афина.  «Афина»  (1. – 70, 72, 74); «Спор Афины и Посейдона» (2. – стр. 9).

    Артемида. « Артемида» (1. – стр. 62); «Артемида и Актеон» (2. – стр. 67).

    Аполлон. «Аполлон» (1. – стр. 43); «Дафна и Аполлон» (1. – стр. 46); «Гиацинт» (3. – стр. 45); «Аполлон и Гермес» (2. – стр. 20).

    Афродита.  «Афродита» (1. – стр. 94); «Пигмалион» (1. – стр. 101).

    Арес.  «Арес» (1. – стр. 90); «Пояс Ипполиты» (3. – стр. 76)

    Аид.  «Аид»  (1. – стр. 34, 114); «Похищение Персефоны» (1. – стр. 113); «Аид  и Персефона» (2. – стр. 26); «Цербер» (3. – 81).

    Гефест.  «Гефест» (1. – стр. 84); «Прометей» (3. – стр. 8).

    Геракл.  «Подвиги Геракла» (7.).

    Гелиос.  «Гелиос» (1. – стр. 126); «Фаэтон» (3. – стр. 15). 

    Гера. «Гера»  (1. – стр. 20).

    Гермес.  «Гермес» (1. – 76;  «Аполлон  и  Гермес»  (2. – стр.  20).

    Деметра.  «Деметра»  (1. – стр. 113, 139). 

    Горгона Медуза. «Персей»  (3. – стр.10).

    Посейдон.  «Посейдон» (1. – стр. 29); «Тритон» (1. – стр. 33).

    Прометей.  «Прометей»  (1. – стр. 41, 156); «Подвиг Прометея» (2. – стр. 29); «Прометей» (3. – стр. 5).

    Персефона.  «Персефона» (1.).

    Список использованной литературы.

    № 1.

    1.Н.А. Кун «Мифы Древней Греции». Москва, АСТ, 2004 г.

    2. «Мифы. Энциклопедия». Москва, «Росмэн», 2002 г.

    3. «Мифы народов Европы». Перевод с английского А.И. Блейз. Москва, АСТ, 2002 г.

    4. «Мифы Древней Греции». Пересказ Г. Петникова. Москва, «Эксмо», 2004 г.

    5. «Мифологический словарь. Боги и герои Олимпа». Текст А.И. Блейз. Москва, АСТ, 2001.

    6. С.В. Милохина «Знакомство дошкольников с мифами Древней Греции». Москва, ЦТЛ 2004 г.

    7. С. Седов «Геракл. Двенадцать великих подвигов». Москва, «Дрофа», 2000 г.

    8. Н. Филипп «мифы и легенды». Москва, «Слово»,2001 г.

    № 2.

    1. Г.Т. Алифанова «Первые шаги». СПб, 2000 г.

    2. В. Воскобойников «Санкт-Петербург. Иллюстрированная история для детей». СПб, «Норинт», 2003 г.

    3. Ю.А. Раков «Скульптурный Олимп Петербурга». СПб, «Искусство - СПб», 2000 г.

    4. Е.П. Романова «Любимый горд Санкт-Петербург». СПб, «Литера», 2004 г.

    5. Е. П. Романова «Шедевры скульптуры Санкт-Петербурга». СПб,  «Литера», 2004 г.

    6. О. В. Солнцева, Е.В. Коренева Леонтьева «Город-сказка, город-быль». СПб, «Речь», 2013г.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация "Знакомство детей среднего дошкольного возраста с Санкт-Петербургом"

    Презентация предназначена для знакомства с Санкт-Петербургом детей среднего дошкольного возраста.В увлекательном путешествии с мультяшным персонажем Кузей переносимся в город Петербург, на берега Невы...

    Календарно-тематическое планирование "Использование развивающих игр и современного дидактического материала в ознакомлении детей старшего дошкольного возраста с Санкт-Петербургом"

    Цель работы: воспитание юного петербуржца;развитие познавательно-творческих способностей детей. Задачи: 1. Формировать представления о социокультурных ценностях нашего народа.2. Способствовать на...

    "Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с Санкт-Петербургом"

    Теоретический материал по знакомлению детей старшего дошкольного возраста с ОНР с ильтурно-историческим наследием города Санкт-Петербурга...

    учебно-методическая разработка по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с Санкт-Петербургом

    Цель: продолжать расширять знания детей о Санкт- Петербурге.Задачи:образовательные*формировать у детей понятие о достопримечательностях Санкт - Петербурга* закрепить знания детей о городеразвива...

    Моя малая Родина. Знакомство детей старшего дошкольного возраста с Санкт-Петербургом.

    Знакомство детей старшего дошкольного возраста с Санкт-Петербургом....

    Организация работы по знакомству детей старшего дошкольного возраста с Санкт-Петербургом

    В статье представлены основные направления работы с детьми старшего дошкольного возраста по знакомству с родным городом, показана взаимосвязь работы по этому направлению с различными видами деятельнос...

    Знакомство детей старшего дошкольного возраста с Санкт-Петербургом.

    В данной статье освещены основные аспекты знакомства детей старшего дошкольного возраста с Санкт-Петербургом. Раскрыты особенности планирования данной работы....