Главные вкладки

    "Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с Санкт-Петербургом"
    методическая разработка на тему

    Куликова Елена Прокофьевна

    Теоретический материал по знакомлению детей старшего дошкольного возраста с ОНР с ильтурно-историческим наследием города Санкт-Петербурга

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon dokument_microsoft_word_7.doc85.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 83 Центрального района города Санкт-Петербурга

    Методическая разработка по теме:

    "Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с Санкт-Петербургом"

    Выполнили:

     - Куликова Е.П.,

     - Осина Г. А.,

     - Шубина Л. Л.

    Санкт-Петербург

    2014 год

    Содержание

    1. Актуальность темы.

    1. Цель и задачи ознакомления детей с достопримечательностями города.

    1. Содержание разделов работы с дошкольниками.

    1. Особенности детей  с нарушением речи.

    1. Индивидуальный подход.

    1. Критерии оценки знаний детей о городе.

    1. Интегрированный подход в работе по ознакомлению детей с достопримечательностями города.

    1. Работа с родителями.

    1. Литература.

    I. АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ

          Сейчас в безумном ритме современной жизни нам кажется, что телевизор и радио могут заменить нашим внукам и детям нас, родных и близких, наше душевное тепло. Но это не возможно. Человек усваивает нормы поведения и понятие о нравственности не из книжек, не при помощи нотаций время от времени.

          Всё лучшее укореняется в душе только в прямом и тёплом соприкосновении с родной душой!

          Мы нужны нашим детям. Они должны чувствовать себя продолжателями нашего рода, которое уходит корнями в далёкое прошлое.

          В настоящее время актуальна проблема знакомства детей с нашим прошлым - с историей и культурой России. А живя в таком замечательном, прекрасном городе, который входит в число красивейших городов мира, познакомить ребёнка и историей и культурой родины не сложно - всё вокруг него.

          Важно помнить, что для ребёнка основной путь развития - эмпирическое обобщение. Эмпирическое обобщение  опирается на наглядные представления. Поэтому основное в образовании ребёнка - это организация его собственного опыта, который взрослый помогает обобщить и зафиксировать в обобщённом виде с помощью наглядных средств.

          Наш детский сад находится в благоприятнейшем месте для познания прекрасного: историческом центре города, рядом с невским проспектом, Летним садом и музеями. Поэтому грустно становится нам при проявлении у детей и их родителей отсутствия представлений о культурно-исторических ценностях города.

          Мы работаем в логопедической группе. У детей есть определённые трудности в восприятии и отображении представлений об окружающем мире. Каждый год мы выпускаем детей в школу. И это связано с определёнными трудностями при разработки работы на год.

    II. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ С КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИМ НАСЛЕДИЕМ ГОРОДА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

    При ознакомлении детей с городом мы поставили перед собой

    цель:  

    Воспитывать у детей интерес к истории и культуре родного города.

    Формировать такие нравственные качества, как:

    - гордость за город, в котором они проживают,

    - уважение к труду создателей и к труду создающих город,

    - уважение к гражданам проживающим в городе.

    Развивать умение ориентироваться в городе.

    Развивать у детей через культурно-историческое окружение города творческие способности детей и навыки из познавательной деятельности.

          Поэтому мы выделили такие задачи в работе -

     - Сформировать у детей интерес к общественной деятельности города.

     - Расширить знания детей о городе.

     - Познакомить детей с историей и архитектурой города.

     - Развить умение детей описывать объекты города, свои впечатления.

     - Познакомить детей с этикетом города - культурой поведения в общественных местах.

     - Воспитывать в детях "Петербуржца".

           Опираясь на программу нашего учреждения и ФГОС мы используем следующие разделы:

     - знания,

     - мыслительная деятельность,

     - способность ориентироваться в окружающем,

     - речевая деятельность,

     - эмоционально-творческая деятельность.

       III. СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ

    1. Знания. 

    Мы живём в городе Санкт-Петербурге. Наш город один из красивейших городов мира. В нём много улиц, рек, мостов, площадей, памятников.

    Наш детский сад находится на Итальянской улице. Главный проспект - Невский. Я знаю площади: Манежную, Дворцовую, Восстания, площадь Искусств.

    В нашем городе много рек и каналов. Самая главная река - Нева. Рядом с нашим детским садом находятся реки - Фонтанка, Мойка, канал - Грибоедов. Через реки перекинуты мосты. Рядом с нашим детским садом находятся мосты - Аничков, Дворцовый, Синий, Народный.

    Наш город основан Петром I. Ему поставлены памятники:, Медный всадник, Прадеду-Правнук, Царь-плотник, Памятник Петру в Петропавловской крепости.

    В нашем городе жили знаменитые люди: поэты Пушкин, Крылов.

    В нашем городе творили великие зодчие: Трезини, Монферан, Росси, Растрелли, Воронихин.

    1. Мыслительная деятельность.

    Умение связывать имена выдающихся личностей, императоров с достопримечательностями города. Пётр I с Летним садом.      Александр III с Русским музеем.

    Умение сравнивать между собой различные улицы, мосты, реки, дворцы.

    1. Способность ориентироваться в окружающем.

    Ориентировка в микрорайоне. Ориентировка по карте (найти ту или иную достопримечательность, покажи по каким улицам мы пройдём к ней), Ориентировка на плане Летнего сада, площади Искусств.

    Узнавание достопримечательностей на фотографиях, слайдах, картинах, репродукциях.

    1. Речевая деятельность.

    Называние достопримечательностей города по изображению и по памяти. Отвечать на вопросы о них одним словом и предложением, грамматически правильно строя фразу. Выучить и выразительно читать 2 - 3 стихотворения о городе.

    1. Эмоционально-творческая сфера.

    Любование красотой зданий, улиц, памятников. Понимать, чем украшены здания и называть некоторые из архитектурных украшений (колоны, пилястры, лепка, решётка).

    Отражать красоту города в собственной творческой деятельности.

    Использование в играх настольно-печатные игры с содержанием представлений о городе.

    Выражать свои впечатления и настроение во время физкультурных и музыкальных пауз с помощью несложных танцевальных или имитационных движений.

    Интересоваться историей города и его достопримечательностей, задавать взрослым вопросы, рассказывать родителям о новом опыте познания города.

    Понимать, что город надо беречь, а для этого понимать.

    IV. ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ

          Практика работы в логопедической группе, ежегодное обследование детей  и наблюдения убеждают нас в том, что фонетико-фонематические нарушения и дизартрия проявляются у детей всё чаще и чаще. Это всё осложнено общим недоразвитием речи, что осложнено речевыми расстройствами - звуковая, смысловая сторона.

          Одним из основных признаков является позднее начало речи. У детей наблюдается недостаточная речевая активность, которая накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной сферы. Внимание этих детей не достаточно устойчиво, возможности его распределения ограничены.  У детей снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания.  Дети забывают последовательность задания, не могут повторить фразу более 3-ёх слов.

    Связь между речевыми нарушениями  и другими сторонами психического развития обуславливает специфические особенности мышления: дети отстают в развитии словесно-логического мышления, без специального обучения с трудом овладевают мыслительными операциями, то есть анализом, синтезом, сравнением, обобщением, классификацией. Познавательные способности детей с ОНР, в основном, не снижены. Обследовательские действия находятся на низком уровне. У детей затруднена исследовательская, математическая деятельность: ориентировка в пространстве и времени, измерение величин и т. д.

          Детям с ОНР присуще отставание в развитии двигательной сферы, которое характеризуется плохой координацией, неуверенностью в движении, пониженным развитием ловкости. Очень большую трудность представляет для них движения по словесной инструкции, чаще всего без зеркального показа взрослого дети просто ничего не могут сделать.

          Навыки в изобразительной деятельности  детей с ОНР тек же на низком уровне: плохо держат карандаш, кисть, ножницы. В работах почти отсутствует сюжет, изображаются лишь отдельные предметы. У детей наблюдается быстрая утомляемость, невнимательность, несобранность. Все эти недостатки при целенаправленной, упорной логопедической и педагогической работе исправляются.

          Многолетний опыт работы в логопедической группе показал, что углублённое знакомство с городом доступно этим городом с 6-ти лет. Трудно настроить работу по знакомству с городом в логопедической группе в течении нескольких лет, так как контингент группы меняется каждый год. Поэтому более углублённое ознакомление детей логопедической группы мы ведём в подготовительной группе.

    V. ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ.

          При знакомстве с городом необходимо учитывать такие дидактические требования, как:

    1. Индивидуальный подход детей.

          В работе мы старались обращать внимание на интересы детей - кто-то больше любит рисовать, кто-то любит конструктивные игры, кому-то интересно слушать литературные произведения, воспринимая художественное слово. Также мы учитывали в работе особенности развития психических процессов детей. Мы консультировались с врачом при изучении медицинских карт, также учитывали рекомендации учителя-логопеда и психолога при работе с детьми.

    1. Тщательная подготовка воспитателя, определения форм, содержания и методов работы.

          Мы работаем по теме ознакомление детей с городом с 1996  года, поэтому программа постоянно дополнялась (разрабатывался план на год, содержание работы на месяц,, подбирались пособия и игры).

    1. Учёт нагрузки в соответствии с развитием детей с ОНР, а также результатов мониторинга развития детей.

          Важно не перегружать детей. Необходимо чаще вовлекать детей в диалог, предоставлять ответы на вопросы. Необходима смена видов деятельности: от игры к разгадыванию загадок, , к физкультурным перерывам с танцевальными движениями.

          По мере знакомства с городом мы замечали значительные изменения, у детей формировались познавательные процессы.

          Дети сами стали задавать вопросы о нашем городе. Они с нетерпением ожидали экскурсии. В работе с детьми мы широко используем художественное слово. Использовали стихотворения известных писателей. Много читали детям о быте старого Петербурга.

          Родители наших воспитанников стали отмечать, что дети стали рассказывать о том, что они уже знают о городе во время воскресных прогулок. Стали сами предлагать им сходить погулять в то или иное место города.

    VI. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ ДЕТЕЙ О ГОРОДЕ

          Для того, чтобы планировать работу с детьми по ознакомлению с городом необходимо выявить также их представления о городе. Мы разработали критерии представлений детей о городе.

          Критерии:

    А/у детей должны быть сформированы определённые знания.

    Б/определённый уровень развития памяти.

    В/Дети должны уметь мыслить, сравнивать, обобщать, делать выводы.

    Г/Уметь выразить свои впечатления и результаты мыслительной деятельности в речи.

    Д/Уметь слушать не отвлекаясь, быть активным в процессе познания.

    Е/Уметь интересоваться окружающим.

          По этим критериям мы определили уровни развития детей по данной теме.

          Уровни -

    ВЫСОКИЙ. Много знает о городе, может узнать по иллюстрации здание, мост, памятник. Может составить связный рассказ, словарь богат прилагательными, определениями, образными сравнениями. Стойкий познавательный интерес, произвольное внимание, способность сделать простейшие выводы, обобщения, сравнения.

    СРЕДНИЙ. Объём знаний меньше. Охотно участвует в разговоре о городе - может узнать здание, собор, памятник, но знания обрывочные. Непроизвольное запоминание, запоминание требует многократного повторения. Слабо развито умение самостоятельно делать вывод. Не умеет самостоятельно составить рассказ. Внимание непроизвольное, рассеянность, не высокая речевая активность.

    НИЗКИЙ. Дети ориентируются в местах ближайшего окружения - могут назвать свой адрес, но не могут рассказать по каким улицам они идут в детский сад. Интерес в получении знаний не устойчивый. Отсутствуют познавательные интересы. Речь несвязная, словарь беден, рассеянность, быстрая отвлекаемость, полная пассивность на занятиях.

           После бесед и игр по теме города, детей делят на подгруппы по уровням. Для каждой подгруппы выделяются задачи работы, методы и приёмы. В течении года во время работы с детьми уровень их знаний возрастает, поэтому иногда дети переходят в другую подгруппу.

    VII. ИНТЕГРИРОВАННЫЙ ПОДХОД В РАБОТЕ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ С ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТЯМИ ГОРОДА

          Основным видом знакомства детей с городом является интеграция видов деятельности в ООД.

          Интегрированная деятельность даёт возможность -

    1. Целенаправленно работать над формированием мыслительных операций: сравнение, обобщение, систематизация и классификация. Интегративная деятельность  формирует обобщение разного уровня.

    1. Во время ООД по знакомству с городом дети могут подсчитывать количество знакомых улиц, называть нумерацию домов, сравнивать размеры зданий, упражняться  в ориентировке по карте.

    1. Во время ООД по теме город всегда ведётся лексическая работа: название достопримечательностей, название архитектурных деталей, множество новых прилагательных, глаголов, имена знаменитых людей и прочее. Также ведётся работа над связной речью: построение предложений, работа над фонематическим анализом.

    1. Изобразительная деятельность вызывает и закрепляет в сознании ребёнка образ объекта, увиденного ранее.

    1. Также хорошо развивается память, она тренируется в словесных играх и в описании предметов, в отгадывании загадок, в заучивании стихов.

    1. Благодаря смены деятельности во время ООД легче достичь возможности индивидуального подхода к детям.

    VIII. РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ.

          После проведения мониторинга уровня представления детей о Санкт-Петербурге мы наметили работу с родителями наших воспитанников.

         

    Месяц

    Вид деятельности

    Сентябрь

          Предложить родителям на родительском собрании помочь собрать информацию об объектах города: литературу, статьи, макеты зданий и т. д.

          Организовать фотовыставку для родителей "Мы по городу гуляем", куда помещаются фотографии детей во время прогулок по садам, улицам недалеко от детского сада.

    Октябрь

          Организация семейной творческой выставки-конкурса на тему "Осень в моём городе".

          Внесение информации в уголок для родителей по намеченной теме изучения города.

    Ноябрь

          Подведение итогов семейного творческого конкурса "Осень в моём городе".

          Показ детьми осеннего концерта родителям с тематикой Осень в городе, объявление и награждение победителей конкурса.

    Декабрь

          Размещение информации в уголке для родителей об истории празднования сочельника вы Санкт-Петербурге.

    Январь

          Организация фото-газеты для родителей "Зима в городе" с фото материалом прогулок с детьми по городу.

    Февраль

          Организация Досуга "На Итальянской" совместно с родителями по теме "Сказки города".

    Март

          Организация выставки газет от семей воспитанников на тему "Что интересного можно увидеть по пути в детский сад?"

    Апрель

           Обсуждение и организация подготовки празднования Дня рождения города Санкт-Петербурга

    Май

           "Празднование Дня рождения Санкт-Петербурга"

    IX. ЛИТЕРАТУРА

    1. Л. Шиф, Е. Ефимовский, «Наш город»
    2. Л. Шифт "Путешествие по Санкт-Петербургу с Аликом и Гусариком"
    3. Л.К.Ермолаева , Н.И.Воронина « Мой город»
    4. Е.А.Никонова,» Первые прогулки по Петербургу»


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Календарно-тематическое планирование "Использование развивающих игр и современного дидактического материала в ознакомлении детей старшего дошкольного возраста с Санкт-Петербургом"

    Цель работы: воспитание юного петербуржца;развитие познавательно-творческих способностей детей. Задачи: 1. Формировать представления о социокультурных ценностях нашего народа.2. Способствовать на...

    учебно-методическая разработка по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с Санкт-Петербургом

    Цель: продолжать расширять знания детей о Санкт- Петербурге.Задачи:образовательные*формировать у детей понятие о достопримечательностях Санкт - Петербурга* закрепить знания детей о городеразвива...

    Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с Санкт-Петербургом

    Материал из опыта работы по ознакомлению старших дошкольников с родным городом....

    Моя малая Родина. Знакомство детей старшего дошкольного возраста с Санкт-Петербургом.

    Знакомство детей старшего дошкольного возраста с Санкт-Петербургом....

    Организация работы по знакомству детей старшего дошкольного возраста с Санкт-Петербургом

    В статье представлены основные направления работы с детьми старшего дошкольного возраста по знакомству с родным городом, показана взаимосвязь работы по этому направлению с различными видами деятельнос...

    Знакомство детей старшего дошкольного возраста с Санкт-Петербургом с использованием мифов народов мира.

    В данной методической разработке представлен опыт работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с Санкт-Петербургом с использованием мифов. Определен круг достопримечательностей, подобран...

    Ознакомление детей младшего дошкольного возраста с Санкт-Петербургом

    Санкт-Петербург — город с удивительной судьбой, хранитель замечательных исторических и культурных традиций. Этот город обладает особой притягательной силой. Откуда бы вы ни приехали и каким бы с...