Статья на тему "Экскурсия как форма ознакомления детей старшего дошкольного возраста с растениями родного края"
статья
Предварительный просмотр:
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОЗИЦИЯ №39 (НОЯБРЬ 2021 г.) ТВОРЧЕСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ. ЛАБОРАТОРИЯ ВОСПИТАТЕЛЯ | |||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||
Экскурсия как форма ознакомления детей старшего дошкольного возраста с растениями родного края
З.К. Лялько, студентка 4 курса КГБПОУ «Минусинский педагогический колледж имени А.С. Пушкина»
Актуальность темы исследования объясняется тем, что одним из приоритетных направлений государственной политики нашей страны является обеспечение экологической безопасности и оздоровления окружающей среды. Выполнение этой задачи невозможно без высокой сознательности населения, особенно подрастающего поколения. Родная природа представляет собой широкое поле для наблюдений, для обогащения знаний и опыта ребёнка. Сознание дошкольника обогащается запасом конкретных представлений о растениях родного края, которые уже сложились у дошкольников в процессе деятельности в природе и развиваются в процессе непосредственного общения с ней. Ознакомление дошкольников с природой связано необходимостью развития ценностного отношения к природе родного края, обогащением представлений детей о растениях родного края. В имеющихся образовательных программах разработано доступное для дошкольников содержание знаний, которые отражают качественное своеобразие объектов живой природы, обеспечивают ориентировку детей в природе родного края. Но проблема развития представлений современных детей о растениях родного края считается в настоящее время наиболее актуальной. Доктор педагогических наук С.Н Николаева утверждает, что одной из ведущих форм ознакомления с живой природой является экскурсия, хотя бы на участок детского сада, где дети имеют возможность непосредственно познакомиться с многообразием растений родного края. Актуальность выбранной нами темы заключается в целенаправленном ознакомлении детей с растениями родного края, что является составной частью патриотических чувств дошкольников. Для изучения, конкретизации, расширения представлений и ознакомления детей старшего дошкольного возраста с растениями родного края в ходе практики мы составили перечень растений родного края. Так как на участке детского сада растут практически все растения, характерные для данной территории (сосна обыкновенная, сибирская сосна - кедр, береза повислая, осина, тополь, черемуха, рябина, сирень, вишня, подснежники, азиатская купальница (жарки)), мы решили провести экскурсии, как современную, интересную и доступную форму по ознакомлению детей с растениями родного края. В соответствии с календарно-тематическим планированием и программой дошкольного учреждения, нами были разработаны три экскурсии, из них провели только одну. Планируя данную экскурсию на участок детского сада, мы наметили объекты ознакомления: ель, сосна, кедр. Заранее побывав на месте будущей экскурсии, мы уточнили маршрут и расположение растений. Чтобы экскурсия была интересной, мы заранее подобрали стихи, загадки, пословицы, которые использовали в работе. Прежде чем отправиться на экскурсию, мы провели вводную беседу и объяснили детям правила безопасного поведения на участке леса в детском саду. В процессе путешествия дети отгадывали загадки, слушали стихи, отмечали сходство и отличия хвойных растений, рассказывали о их значении. В заключение нашей экскурсии дети собрали шишки разных хвойных деревьев, из которых мы изготовим коллекцию и другие поделки. С целью формирования знаний детей о растениях леса мы составили экскурсию на тему: «Знакомство с лиственными деревьями», и «Знакомство с весенними первоцветами". В результате проделанной работы хотелось бы отметить, что систематическое проведение экскурсий, прогулок на природу, отбор объектов (составленный перечень) для наблюдений, постепенное усложнение образовательного материала, его повторение дают возможность закрепить первоначальные представления детей о растениях родного края. Подобранные и апробированные нами экскурсии, как форма ознакомления с растениями родного края для детей старшего дошкольного возраста, показали свою эффективность.
Библиографический список 1. Бондаренко, Т.М. Экологические занятия с детьми 6-7 лет. [Текст]/Т.М. Бондаренко, Воронеж: ТЦ «Учитель», 2002. - 184с. 2. Волчкова, В.Н., Степанова, Н.В. Развитие и воспитание детей старшего дошкольного возраста: Практ. пос. для воспит. дет.садов [Текст] / В.Н. Волчкова, Н.В. Степанова. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2014. – 392 с. 3. Веретенникова, С.А. Ознакомление дошкольников с природой. Пособие для воспитателей дет. сада. [Текст]/С.А. Веретенникова – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1980. 4. Дошкольная педагогика. Конспект лекций: Пособ. для подгот. к экзаменам [Текст] – М.: «Приор-издат», 2014. – 192 с. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с достопримечательностями родного края
Данная статья о ознакомлении дошкольников с достопримечательностью родного края....

И опыта работы «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с природой родного края в проектной деятельности»
Экология – это наука, которая учит нас бережно относиться к окружающему миру, к Земле. Мир разноцветный, яркий. «Мир вокруг нас, Земля – это наш Зеленый дом». Моря и реки, леса...

Методическая разработка по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с историей родного края «Край ты мой, Ямал»
Познакомить детей с историей и традициями народов севера, показать особенности культуры, быта коренных народов, расширять кругозор дошкольников.Дать представление о природных богатствах (нефть, газ) Р...
Методическая разработка по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с историей родного края «Северный края, что зовется Ямал»
Расширять представления детей о жизни, о быте коренных народов Севера.Закреплять имеющиеся представления детей о Ямале, о коренных жителях, о гербе, флаге Ямала, о животном и растительном мире.Соверше...

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с историей родного края через нетрадиционные формы работы.
В.А. Сухомлинский говорил: «Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землёй, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких деся...

Перспективный план ознакомления детей старшего дошкольного возраста с профессиями родного края на 2021-2022 учебный год
Перспективный план ознакомления детей старшего дошкольного возраста с профессиями родного края на 2021-2022 учебный год...

Проект "Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с природой родного края"
Проект "Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с природой родного края"...

