Ознакомление дошкольников с историей родного края в годы Великой Отечественной войны.
статья (подготовительная группа) на тему

Каракулина Оксана Александровна

Статья написана из опыта работы со старшими дошкольниками по ознакомлению их с историей Старооскольского края в годы Великой Отечественной войны.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ознакомление дошкольников с историей родного края в годы Великой Отечественной Войны.

(из опыта работы)

                                                МБДОУ  детский сад№ 15 «Дюймовочка»

                                                воспитатель

                                                Каракулина Оксана Александровна

Как это было! Как совпало –

Война, беда, мечта и юность!

                                                                                                               Д.Самойлов.

История Великой Отечественной войны вступила в свое семидесятилетие. Поросли травой многочисленные окопы, траншей, блиндажи. Написано немало книг, энциклопедий, воспоминаний ветеранов. Многие участники войны ушли из жизни. Было бы высочайшей несправедливостью предать забвению их имена. В годы Вов существовала традиция заносить навечно в списки военных подразделений особо отличившихся героев. Старооскольские  ветераны войны и труженики тыла достойны того, чтобы навсегда остаться в памяти живых.

   Очень рано в мир ребенка входит природа родного края. Река, лес, поле постепенно оживают для него: от первого общего восприятия ребенок переходит к конкретизации – у него появляются любимые уголки для игры, любимое дерево, тропинки в лесу, место для рыбалки у реки. Это делает лес, речку своими, родными, остающимися в памяти дошкольника на всю жизнь. 

        Так общественное и природное окружение выступает в роли первого педагога, знакомящего ребенка с Родиной. Но без помощи взрослого ребенку трудно выделить в окружающей жизни наиболее существенное характерное. Он может не увидеть главное, или принять за главное нетипичное, второстепенное. «Как у маленького деревца, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так и взрослый должен заботиться о воспитании у детей чувства безграничной любви к Родине». Без помощи взрослого детям трудно понять, что люди трудятся на благо всей страны, что город, село, лес, река, которые ребенок видит каждый день – это и есть его Родина. 

      Взрослый выступает посредником между ребенком и окружающим его миром, он направляет, регулирует его восприятие окружающего. У детей еще очень мал жизненный опыт, и в силу своей способности к подражанию и из доверия к взрослому дети перенимают у них оценки событий: что говорят дома родители о предстоящем субботнике, как готовятся к празднику и т. д. – во всем проявляется их отношение к жизни, которое постепенно воспитывает чувства ребенка. 

На базе детского сада в группе №6 «Пчелки» проведена работа по приобщению детей к знаниям о истории родного края. Одной из ведущих задач являлась формировании у воспитанников чувства патриотизма и любви к «малой Родине».

Мы организовали и провели экскурсию с детьми старшей группы в Старооскольский  Краеведческий музей. Экскурсовод познакомил детей с историческими событиями нашего города в  годы Великой Отечественной войны. Дети смогли увидеть панораму битв за родной город. Вниманию детей были  представлены военные экпонаты (снаряды, оружие, боевое обмундирование). Им было разрешено потрогать и более тщательно ознакомиться с военными экспонатами.

Данная экскурсия была достаточно познавательной, в глазах детей ярко прочитывался интерес, они получили массу впечатлений, которые еще долго обговаривали между собой, использовали в сюжетно-ролевых играх.

В рамках сотрудничества с родителями проведена конференция, направленная в первую очередь, на формирование у родителей осознанного отношения к собственным взглядам и установкам в патриотическом воспитании ребенка, а у ребенка – уважительного отношения к своим близким(бабушкам, дедушкам и т.д.)

В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи(бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигах) детям прививаются такие важные понятия, как «долг перед Родиной», « любовь к Отечеству», «ненависть к врагу», «трудовой подвиг» и т.д.  Важным является тот факт, что мы победили потому, что любим свою Отчизну.  Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей  Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.

Была организована встреча с родителями ,которые принесли фотографии военных лет из семейного архива- своих бабушек и дедушек, героически сражавшихся на фронтах нашей Родины. Встреча прошла эмоционально насыщенна, в теплой радушной атмосфере.

Завершилась встреча чаепитием, задушевным разговором о подрастающем поколении, были  зачитаны художественные произведения С.Михалкова «Быль для детей», М.Исаковского «Навек запомни». В качестве музыкального сопровождения были использованы произведения Д.Шостаковича «Свещенная война», «День победы». Вниманию воспитанников были представлены плакаты: «Есть память, которой не будет конца», «Никто не забыт, ничто не забыто!». Использование видеоматериалов помогло построить занятие так, что оно стало ярким и запоминающимся для детей.

На утреннике, посвященному «Дню победы», воспитанники зачитывали стихи, пели тематические песни, соревновались в ловкости, быстроте, смелости, участвовали в игре –состязании «Самый ловкий и смелый».

Очень интересно прошла выставка детских рисунков «Великая Отечественная война глазами ребенка». Посредством художественного творчества дети смогли выразить свои впечатления на бумаге. Рисунки выставлялись в родительском уголке, чтобы родители могли познакомиться с детским творчеством.

В нашем городе установлены памятники Воинам – освободителям. В канун Дня Победы мы с детьми в благодарность за все то, что сделали наши воины – герои в годы Великой Отечественной Войны в торжественной обстановке проводили возложение букетов цветов к мемориалу павших воинов у Атаманского леса, а также к памятнику Неизвестного воина – освободителя, расположенному по проспекту Комсомольский. Посредством данных мероприятий формируются такие значимые качества в личности ребенка, как  - патриотизм, благородство, героизм, отвага, гордость за свою «малую Родину».    

На конкретных примерах мы показываем детям, что люди стремятся к миру, выступают против войны, чтят своих предков и выдающихся людей, посещают памятные места, хотят видеть свою страну богатой и красивой.

  Источники и литература:

  1. А. П. Пикулов Старый Оскол (Историческое исследование Оскольского края) – Курск: ГУИПП “Курск” 1997 год.
  2. Сайт  http://www.oskol.ru
  3. «Педагог. Вожатый. Родитель», /№ 21-24 (55-58) Ноябрь-Декабрь 2011/
  4. Сайт http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D1%82%D0%B0%D1%80%D1%8B%D0%B9_%D0%9E%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%BB
  5. Носова Е. А., Щвецова Т. Ю. Семья и детский сад: педагогическое образование родителей. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009, 80с.

     6. Фалькович Т.А., Барылкина Л.П. Сценарии занятий по культурно-нравственному воспитанию дошкольников: Старшая и подготовительные группы. – М.:ВАКО, 2008, - 160с. –(Дошкольники: учим, развиваемся, воспитываем).

7. Самойлова И.В., п/р к.п.н.Н.И.Черепановой «Старооскольские учителя на защите Отечества». Старый Оскол, 2013.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план работы по ознакомлению с обороной Москвы в годы Великой Отечественной Войны детей старшего дошкольного возраста.

Познавательно-поисковый  проект по патриотическому воспитанию: «Мы не дрогнем в бою за столицу свою…»Цель: Воспитание чувства патриотизма у детей старшего дошкольного возраста через знакомс...

Тема проекта : «Югорский край в годы Великой Отечественной войны» ( 70 – годовщине победы в Великой Отечественной войне посвящается).

Тема проекта : «Югорский  край в годы Великой Отечественной войны» ( 70 – годовщине победы в Великой Отечественной войне посвящается)....

Мемориальный комплекс, вечный огонь; Обелиск рабочим биофабрики ,погибшим на фронтах Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг; Памятник – обелиск жителям поселка Русские Липяги, погибшим в годы Великой Отечественной войны, установлен в Русских Липягах.

Для детей , чтобы знали что в их городе тоже есть --- Мемориальный комплекс, вечный огонь; Обелиск рабочим биофабрики ,погибшим на фронтах Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг; Памятник – обелис...

Опыт работы СП ГБОУ ООШ № 18 г. Сызрани по патриотическому воспитанию дошкольников при ознакомлении детей с жизнью Самарской губернии в годы Великой Отечественной войны

Доклад руководителя ДОО на областной методической неделеСИПКРО по организации в учреждении работы с дошкольниками по ознакомлению с жизнью родного края в годы ВОв...

«Формирование у дошкольников патриотических чувств посредством ознакомления с подвигами русского народа в годы Великой Отечественной войны»

laquo;Формирование у дошкольников патриотических чувств посредством ознакомления с подвигами русского народа в годы Великой Отечественной войны»...

Конспект НОД по познавательному развитию «Родной город в годы Великой Отечественной войны» для детей старшего дошкольного возраста.

Продолжать знакомить детей с историей родного города, с конкретными историческими событиями...