«Ознакомление дошкольников с историей Южного Урала через различные формы работы»
консультация (старшая группа)

Ожогина Алевтина Ивановна

Консультация для педагогов в рамках семинара.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл oznakomlenie_doshkolnikov_s_istoriey_yu.u.docx19.9 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №21» Еманжелинского муниципального района Челябинской области

Консультация для педагогов в рамках семинара:

«Ознакомление дошкольников с историей Южного Урала через различные формы работы»

Подготовила:    Воспитатель первой

квалификационной категории  Ожогина А.И.

п. Красногорский 2017 г.

Мы живем и работаем на Южном Урале. Уральский край богат своими обычаями, традициями, его населяет интересный народ. И наша задача помочь детям узнать, чем красив и богат наш край, познакомить детей с историей нашей малой Родины. Во все века был приметен и славен наш край. К сожалению, во все времена человек строил свое благосостояние за счет природы, полагая, что  ее ресурсы неисчерпаемы. Интенсивная эксплуатация природных ресурсов, черные пятна техногенных загрязнений территорий – наше тяжелое наследство. Чтобы быть хозяином, надо знать родной край, жить заботами родной земли, не быть к ней равнодушными.

Гуманизация образования, реализуемая через региональный компонент и личностно-ориентированные подходы, предлагает, прежде всего, ориентацию на интересы ребенка, на возможности развития личности, на постоянное взаимодействие человека и культурно-образовательной среды.

В воспитательно-образовательной работе необходимо исходить из того, что каждый гражданин должен знать конкретную, точную и достоверную информацию о своей стране, о своем регионе, городе, селе.

Богатство и разнообразие природы, труд и быт русского народа обусловили оригинальность и самобытность, удивительную свежесть и яркость народного творчества. Это творчество несет в себе много национальных традиций, оно тесно связано с тем, чем живет народ в настоящее время, и чем он жил в прошлом.

В народном творчестве отображаются и исторически сохраняются присуще русскому народу черты характера, мышления. Через родную песню, сказку, овладение языком своего народа, его обычаями ребенок дошкольного возраста получает первые представления о культуре русского народа. Не преувеличивая, можно сказать, что любовь к родному краю, Родине зарождается в раннем детстве, именно в тот период развития ребенка, который отличается особой восприимчивостью.

Песня, музыка, пляска передают гармонию звуков, мелодию, ритм движений, в которых выражены черты характера народа, широта его натуры.

Знакомя детей с обрядовыми праздниками, которые были частью труда и быта русского народа, мы даем возможность детям познакомиться с историей народа, с его укладом жизни и народной мудростью.

Невозможно представить русские народные праздники без хороводов. В сюжетах хороводных песен отражены народный быт, красота родной природы. Любовно воспеваются в песнях широкие луга – место хороводных гуляний, покрывающая их травушка-муравушка, кудрявая березка, цветущая калина, цветы лазоревые…. – все это воспитывает в детях любовь к родному краю и бережное отношение к природе.

Участвуя в хороводе – маленьком театрализованном представлении, - ребенок будто переносится в иной мир. Здесь все зависит от воображения, от того, как ребёнок сможет представить и сыграть то или иное действующее лицо. Одни игры-хороводы помогают представить себя сильным и ловким. Другие развивают сообразительность и смекалку. Третьи дают почувствовать себя актером и плясуном, увидеть красоту окружающего мира и воспеть ее.

Ни один праздник на Руси не проходил без музыки. Вводить детей в мир народной музыки, приучая к красоте звучания народных инструментов можно начинать с таких народных инструментов, как деревянные ложки, балалайки, бубенцы, трещотки.

Обогащению знания детьми русских народных праздников, помогает знакомство с такими праздниками, как Рождество, Масленица, Пасха и др. Начиная с младшей группы, дети принимают участие в этих праздниках, узнают о традициях и обрядах. Если спросить их, что они знают об этих праздниках, то, например, о Масленице они говорят: «Это праздник со скоморохами, хороводами, сжиганием соломенного чучела».

На Пасху детям нравится обмениваться раскрашенными яйцами, играть с ними в игры «Катать по столу», «Донеси, не урони».

Рождество памятно детям тем, что в этот праздник можно колядовать, наряжать кукол и самим, а потом ходить по группам, петь и принимать угощения.

  • Проектная деятельность
  •  Создание альбомов,  изготовление макетов, оформление мини-музеев.
  •  Экскурсии  в библиотеку, краеведческий музей, в поликлинику, аптеку, спортивный комплекс.
  • Виртуальные путешествия с использованием мультимедийных презентаций, видеофильмов.
  •  Экспериментальная деятельность детей:  подбор цветосочетаний для изображения уральских самоцветов, колорита уральского леса, опыты «Извержение вулкана», «Метеоритный дождь».  
  • Сюжетно-ролевые игры, проблемные ситуации.  
  • Познавательные беседы «Коренные жители Урала», «Труд человека на Южном Урале», «Национальное жилище, национальная одежда», «Национальная кухня».
  • Конкурсы на лучшую кормушку для птиц, на лучшую ледяную постройку, лучший гербарий.
  • Заучивание стихов об Урале. 
  • Подвижные игры народов родного края.
  •  Игра-драматизация: «Урал – земля золотая».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие с родителями через различные формы работы.

Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Непони...

Формирование художественно-речевого развития дошкольников через различные формы работы.

Речь человека обогащается и совершенствуется на протяжении всей жизни. Но самым важным периодом ее развития является период детства, когда идет интенсивное освоение средства языка, форм и функций речи...

Методическое объединение «Ознакомление детей дошкольного возраста с историей родного края через нетрадиционные формы работы»

Пояснительная запискаМетодическое объединение        В последнее время идет везде возрождение традиций. Встречаются люди, которые не согласны с этим....

Ознакомление дошкольников с историей родного края через различные формы работы

Опыт работы "Нравственно-патриотическое воспитание"...

Консультация для педагогов "Формирование представления о здоровой и полезной пище через различные формы работы с дошкольниками"

Здоровье детей в любом обществе, в любых экономических и политических условиях является актуальной проблемой и предметом первоочередной важности, так как этот фактор в значительной степени определяет ...

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с историей родного края через нетрадиционные формы работы.

В.А. Сухомлинский говорил: «Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землёй, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких деся...

"Экологическое воспитание дошкольников через различные формы работы"

Почему так важно научить ребенка замечать красоту природы и бережно относиться к ней?...