Проект "Генеалогическое древо"
проект (старшая группа) на тему

Пичко Елена Васильевна

Возраст участников: старшая группа (5-6 лет)

Тип проекта: краткосрочный (2 недели)

Актуальность проекта. Содержание нравственного воспитания дошкольников включают в себя решение множества задач, в том числе и воспитание любви к Родине, семье, уважительного отношения к своим родителям. Для ребенка семья – это место его рождения и основная среда обитания. Она определяет очень многое в жизни ребенка. В прошлом каждой семьи можно найти много интересного и полезного. Семейная история – это родословная. Родословная – слово о роде. Род – все родственники, которые имеют общего предка. Все родственники могут быть занесены в специальную таблицу, которая носит название «генеалогическая таблица», или «генеалогическое древо».

Генеалогия – наука о родословной человека. Знать свое генеалогическое дерево всегда считалось необходимым для развития, ведь человек без прошлого не имеет будущего.

Генеалогическое древо являлось и является одной из самых ценных реликвий в семье – ничто не может быть ценнее памяти о своем роде, о тех, от кого мы произошли.

Изучив тему проекта, мною была обозначена проблема: не многие кто из детей знает историю создания семьи, свою родословную. Мало развито чувство гордости за свою семью.

Гипотеза: знание своего генеалогического древа поможет узнать детям историю создания своей семьи, свою родословную, сформирует у детей представление о семье, о нравственном отношении к семейным традициям.

Цель проекта:

Расширить представления детей о своей семье, родословной, семейных традициях. Создать дошкольникам и их семьям генеалогическое древо.

Задачи:

1. Совершенствовать качество работы детского сада при взаимодействии с родителями.

2. Формировать у детей представление о семье, о нравственном отношении к семейным традициям, расширять знания о ближнем окружении, учить разбираться в родственных связях.

3. Развивать творческие способности родителей и детей в процессе совместной деятельности.

4. Воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, показать ценность семьи для каждого человека и проявлять заботу о родных людях.

5. Сформировать элементарные представления о том, что такое род и родословие, о происхождении фамилии.

Методы реализации проекта:

Практические:

Создание развивающей среды.

Оформление стенда для познавательного развития детей и родителей «Как провести выходной день с детьми».

Словесные:

Беседы с детьми о семье, семейных ценностях и традициях, о «корнях» семьи.

Чтение художественной литературы и заучивание стихотворений о семье.

Сюжетно-ролевые игра «Семья».

Наглядные:

Конкурс семейных работ «Моя семья».

Выставка семейных работ «Моя семья».

Просмотр семейных альбомов.

Консультация для родителей «Семья и семейные ценности», «Что такое генеалогическое древо?».

Создание папки – передвижки «Тайна имени»

Проект включает в себя 3 этапа: подготовительный, основной (практический), заключительный.

Подготовительный этап

Ознакомление детей и родителей с целью проекта

Определение цели и задач

Создание необходимых условий для реализации проекта

Сбор информации о генеалогическом древе

На подготовительном этапе были определены цель и задачи проекта. Анализировали методическую и художественную литературу по данной теме. Создавали необходимые условия для реализации проекта (оформление группы по теме «Моя семья», выставка наглядного и дидактического материала по теме «Моя Семья»). Ознакомили детей и родителей с целью и задачами проекта.

Чтение художественной литературы по теме «Моя семья»

Создание папки – передвижки «Тайна имени»

Разработка конспекта занятия по теме «Моя родословная»

Проведение бесед по заданной теме

Разработка консультации для родителей «Семья и семейные ценности», «Что такое генеалогическое древо?».

Создание с детьми и родителями «Генеалогического древа»

 

Основной этап

На основном этапе были разработаны консультация для родителей «Что такое генеалогическое древо?» «Семья и семейные ценности» и папка – передвижка «Тайна имени». Детям были выбраны и прочитаны произведения художественной литературы по теме «Моя семья»: «Синяя чашка» М. Матвеева, «Сказка об умном мышонке» С. Маршак, «Цветик-семицветик» В. Катаев, «Мамина работа» Е. Пермяк, «Чем пахнут ремесла» Д.Родари, «Мамина дочка» В.Белов, «Старый дед и внучек» Л.Толстой, «Как Вовка бабушек выручил» А.Барто.

 С помощью занятия «Моя родословная» и бесед: «Выходной день в моей семье», «Как я помогаю дома», «Кем работают твои родители», «Как мы отдыхаем» сформировали представления о том, что такое род и родословие, происхождении фамилии. Дети совместно с родителями изготовили «Генеалогическое древо моей семьи»

Заключительный этап

Обобщение материала по реализации проекта

Выставка и защита проектов детьми «Генеалогическое древо моей семьи»

Выставка детских рисунков «Моя семья»

На заключительном этапе была организованна выставка детского творчества «Моя семья». Дети совместно с родителями сделали свои генеалогические древа и составили короткий рассказ, каждый из детей презентовали свою работу.

Выводы:

В результате работы над проектом дети закрепили представление о семье, о нравственном отношении к семейным традициям. Сформировали представление о мире семьи, как о людях, живущих вместе и любящих друг друга. Познакомились с понятиями род, родственники, родословие, генеалогическое древо. Так же в ходе проекта развивали творческие и исследовательские способности родителей и детей. Дети приобрели навыки поиска и сбора информации, приобрели умения анализировать и презентовать свои работы. Все это способствовало развитию доброжелательности, понимания, взаимопомощи в семейной жизни, а так же повышению интереса к истории происхождения своей семьи.

Гипотеза нашего проекта подтвердилась: знание своего генеалогического древа, помогло узнать детям историю создания соей семьи, свою родословную, сформировало у детей представление о семье и о нравственном отношении к семейным традициям.

Творческие проекты не только решают творческие, психологические и воспитательные задачи, но и способствует саморазвитию личности каждого ребенка, воспитанию в нём целеустремлённости, индивидуальности и инициативности. Проектная работа необходима в воспитательно-образовательном процессе, так как это позволит:

- обеспечить индивидуализацию для каждого ребенка; - обеспечить условия для самоопределения и самореализации личности;

- реализовать право ребенка на свободный выбор деятельности, мнений и рассуждений;

- обеспечить эмоционально-личностное и социально-нравственное развитие ребенка, сохранить и укрепить здоровье детей.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деловая игра для педагогов « Древо Мудрости»

Проверить, выяснить и уточнить знания педагогов по экологическому воспитанию дошкольников....

Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию "Родословное древо семьи"

Конспект занятия для детей среднего дошкольного возраста....

конспект занятия в подготовительной группе " ГЕНЕАЛОГИЧЕСКОЕ ДРЕВО МОЕЙ СЕМЬИ"

занятие по развитию речи,знакомит с историей своей семьи её традициях, так же знакомим с бытом древних славян их бытом и жизненым укладом....

"Родовое древо семьи Самсоновых"

Исследовательская работа (Ребенок+ Воспитатель).Занявшая 3 место( из 908 участников) в конкурсе "Мои первые открытия-2" ,на сайте "Таланты с колыбели"....

Герб, флаг, древо семьи Москалец

Рисунки отображают сущность семьи её обычаи, праздники....

Конспект итогового комплексного занятия для детей старшего дошкольного возраста «Семья. Родословное древо моей семьи».

Конспект итогового комплексного занятия для детей старшего дошкольного возраста «Семья. Родословное древо моей семьи».Цель. Воспитывать любовь и уважение к членам своей семьи, родным, родственникам, п...

Генеалогическое древо семьи

Папка-передвижка на тему "Семья"...