ПРОЕКТ «Формирование доброжелательных отношений дошкольников к сверстникам средствами народной педагогики»
проект на тему

Андрианова Альбина Алексеевна

Важную роль в воспитании доброжелательного отношения к сверстникам у детей играет народная педагогика. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_patriotich_vospit.docx413.64 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 141 «Пилеш» комбинированного вида»

города Чебоксары Чувашской Республики

 ПРОЕКТ  

«Формирование доброжелательных отношений дошкольников к сверстникам средствами народной педагогики»

Разработан: 

Воспитателем

Андриановой Альбиной Александровной

Чебоксары 2017


Содержание

1.Паспорт проекта        3

2. Актуальность        6

3. Анализ внешней и внутренней среды        8

4. Цели и задачи проекта        11

5.        Участники и их роль в реализации проекта        12

6.        Ресурсы проекта        13

7.        Механизм реализации проекта        15

8.        План реализации проекта        16

9. Ожидаемые результаты.        21

11. Список литературы        22


1.ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Таблица 1 – Паспорт  проекта

Название проекта

«Вместе весело шагать….»

Тема проекта

Формирование доброжелательных отношений дошкольников к сверстникам средствами народной педагогики.

Автор проекта

Андрианова Альбина Александровна

Место реализации проекта

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 141 «Пилеш» комбинированного вида»города Чебоксары Чувашской Республики

Проблема, на решение которой направлен проект

Проблема воспитания гуманных, доброжелательных отношений в группе дошкольников стояла перед педагогами всегда. Важность этой задачи очевидна, поскольку именно в дошкольном возрасте складываются основные этические принципы, оформляются и укрепляются индивидуальные варианты отношения к себе и к другому. Решая эти проблемы, педагоги и родители часто обращаются к современным педагогическим технологиям. При этом не в полной мере используется огромный воспитательный потенциал народной педагогики.

Цель проекта

Воспитание у детей дошкольного возраста доброжелательных отношений к сверстникам через использование в образовательном процессе средств чувашской народной педагогики.

Задачи проекта

  1. Проанализировать программно-методическое обеспечение по проблеме формирования доброжелательных отношений дошкольников к сверстникам средствами народной педагогики.
  2. Помогать усвоению детьми духовно-нравственных категорий: добро - зло, послушание - непослушание, согласие - вражда, трудолюбие - лень, бескорыстие - жадность, простота – хитрость; правил доброй, совестливой жизни.
  3. Формировать у детей нравственные представления (эталоны) о нормах социальных отношений и моделях поведения.
  4. Повысить профессиональный уровень педагогов по формированию доброжелательных отношений дошкольников к сверстникам средствами народной педагогики
  5. Способствовать укреплению сотрудничества ДОО и семьи.

Участники проекта

Воспитанники подготовительной к школе группы, родители, педагоги.

Сроки реализации проекта

Долгосрочный – с 01.10.2017 по 31.05.2018

Ожидаемые результаты

  1. Проанализировано программно-методическое обеспечение по формированию  доброжелательных отношений дошкольников к сверстникам, определены  средства чувашской народной педагогики, способствующие решению данной проблемы.
  2. Дети усвоили такие понятия, как добро – зло, послушание – непослушание, согласие – вражда, трудолюбие – лень, бескорыстие – жадность, простота – хитрость; и правил доброй, совестливой жизни и т. д. и активно ими пользуются в процессе взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
  3. У детей в целом сформированы нравственные представления (эталоны) о нормах социальных отношений и моделях поведения.
  4. Повышен профессиональный уровень педагогов по формированию доброжелательных отношений дошкольников к сверстникам средствами народной педагогики.
  5. Дошкольная образовательная организация активно сотрудничает с семьями воспитанников.


2. АКТУАЛЬНОСТЬ

Вопросы становления детского коллектива, характерные особенности группы детского сада и межличностных отношений в ней, влияние дошкольной группы на формирование личности отдельных детей – все это представляет исключительный интерес для современных исследователей проблем воспитания доброжелательных отношений к сверстникам у детей дошкольного возраста.

В работах таких авторов, как В. Н. Белкина, Р. С. Буре, Я. Л. Коломинский, М. И. Лисина, Е. О. Смирнова, В. Н. Давидович, Е. В. Субботинский, С. Г. Якобсон, Т. А. Репина, отмечается, что в общении со сверстниками ребенку дошкольного возраста, с одной стороны, присущи активность, инициативность, любознательность, открытость, с другой – либо инертность, эмоциональная заторможенность, либо чрезмерная импульсивность, неумение контролировать свои действия и осознавать их нравственное содержание, что приводит к нежелательным поступкам по отношению к сверстникам.

Важную роль в воспитании доброжелательного отношения к сверстникам у детей играет народная педагогика. Изучению роли элементов народной педагогики в воспитании детей посвящены работы таких педагогов как И. В. Богачева, В. Л. Волкова, Г. Н. Гиненского, И. А. Ильина, Т. С. Комаровой, Г. М. Науменко, В. А. Сухомлинского и др. В работах Г. Н. Волкова, В. А. Сухомлинского, К. Д. Ушинского и др. раскрывается роль народной педагогики как средства патриотического, гражданского и нравственного воспитания. Вслед за ними считается, что народная педагогика играет, несомненно, важную роль в воспитании доброжелательных отношений у детей старшего дошкольного возраста.Картинки по запросу акатуй в доу

Анализируя опыт педагогов и результаты опытно-экспериментальных работ можно сказать, что целенаправленная работа по воспитанию доброжелательного отношения к сверстникам средствами народной педагогики способствует более быстрому сплочению детского коллектива, приводит к тому, что использование средств народной педагогики (сказки, пословицы, поговорки и т. п.) в определенной системе помогает старшему дошкольнику разобраться в сущности понятий добра, общего блага, справедливости, формирует первоначальное понятие о человеческом достоинстве.

Итак, воспитывающее значение народной педагогики в дошкольном возрасте зависит от того, каково её содержание, устойчивость и длительность, чему она учит, какие нравственные качества развивает в ребенке. Каждое средство народной педагогики создает благоприятные возможности для осуществления определенных задач воспитания, связанных с формированием доброжелательного отношения между сверстниками.Картинки по запросу акатуй в доу


3. АНАЛИЗ ВНЕШНЕЙ И ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ

Анализ внешней среды.

Приобщение новых поколений к национальной культуре становится актуальным педагогическим вопросом современности, так как каждый народ не просто хранит исторически сложившиеся воспитательные традиции и особенности, но и стремится перенести их в будущее, чтобы не утратить исторического национального лица и самобытности.

Душа чувашей живет в их песнях… Не случайно их называют «народом ста тысяч песен». Народ Чувашии обладает богатой культурой, бережно хранит и передает из поколения в поколение многовековые традиции предков, их исторически сложившийся жизненный уклад.

На данный момент Чувашская Республика вошла в двадцатку самых читающих регионов России, продемонстрировав значительный уровень развития книжной инфраструктуры, системную поддержку литературных традиций, серьезный подход органов власти к развитию культуры чтения.Картинки по запросу «Читаем «Нарспи»

За последние годы одним из самых ярких стал международный проект «Читаем «Нарспи», объединивший более 120 русскоязычных участников из 29 стран мира. Поэма, ставшая национальной гордостью народа Чувашии, также звучала на 20 языках народов мира.

Дошкольные образовательные организации города Чебоксары активно ведут работу по нравственно-патриотическому воспитанию подрастающего поколения, так как наследование нравственных, патриотических ценностей семьи, родного края в самом раннем возрасте есть самый естественный, а поэтому и верный способ гражданско-патриотического воспитания, формирования чувства любви к своему краю, к Родине.

Формирование доброжелательных отношений дошкольников к сверстникам в настоящее время является одной из актуальной проблемой дошкольного образования и решением данного аспекта возможно посредством народной педагогики. В связи с этим во многих дошкольных учреждениях проводятся фольклорные мероприятия, тематические вечера, где познаются народные песни, водятся хороводы, рассказываются небылицы, загадываются загадки, в сплоченном кругу сверстников у детей развиваются доброжелательность, любовь к ближнему, к собеседнику.

Анализ внутренней среды.

Чувашская Республика – поликультурный регион, поэтому региональная направленность является особенностью программы.

Обучение и воспитание в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждение «Детский сад № 141 «Пилеш» комбинированного вида» города Чебоксары Чувашской Республики осуществляется на русском языке. На основании реализации Закона «О языках в Чувашской Республике» со средней группы введено обучение детей чувашскому языку в совместной деятельности. Картинки по запросу дети в чувашском костюме

Организация образовательного процесса в дошкольном учреждении строится на основе системного, деятельностного, этнопедагогического, культурологического подходов. Образовательный процесс предполагает активное взаимодействие всех участников педагогического процесса.

Поскольку этнокультурная социализация ребенка происходит на основе освоения и присвоения образцов и ценностей национальной культуры, то в образовательном процессе задачи воспитания реализуется посредством формирование чувства национальной гордости, бережного отношения к национальным богатствам страны, языку, культуре, традициям. Это в свою очередь обеспечит уважение к людям других национальностей, формирование толерантных установок, что соответствует подлинно гуманистической педагогике.

С учетом возрастных возможностей и потребностей детей дошкольного возраста воспитательно-образовательный процесс ведется на основе  принципа регионализации, который реализуется через включение воспитанников в процессы ознакомления с региональными и культурными особенностями Чувашской Республики

Национально-культурное содержание образовательного процесса осуществляется путём внедрения следующих программ:

  •  Программа образования ребёнка-дошкольника. Науч. рук. Л.В. Кузнецова.
  •  Программа художественно-творческого развития ребёнка-дошкольника средствами чувашского декоративно-прикладного искусства. Сост. Л.Г. Васильева.
  •  Программа этнохудожественного развития детей 2-4 лет «Узоры чувашской земли»: примерная парциальная образовательная программа.
  •  Программа этноэкологического развития детей 5-6 лет «Загадки родной природы»: примерная парциальная образовательная программа.
  •  Программа по приобщению дошкольников к национальной детской литературе «Рассказы солнечного края»: примерная парциальная образовательная программа.
  •  Программа по социально-коммуникативному развитию детей дошкольного возраста с учетом регионального компонента.
  •  Программа по приобщению детей 6-7 лет к национальным традициям физического воспитания «Родники здоровья»: примерная парциальная образовательная программа.

К сожалению, к слабым сторонам внутренней среды хочется отнести недостаточный уровень знаний родителей (законных представителей) по формированию у детей нравственных ценностей, отсутствие положительного примера со стороны взрослых. Данные показатели свидетельствует о недостаточных педагогических знаниях родителей, отсутствии у них времени и потребности часто общаться со своими детьми, а также недостаточной работе педагогов с родителями. Для достижения эффективной работы по развитию социально-коммуникативных навыков у детей необходимо, чтобы родители стали единомышленниками и друзьями.

Так же отмечаем, что в ДОО наблюдается недостаточное обогащение предметно – развивающей среды в группе, которая обеспечивает творческую деятельность каждого ребенка, позволяющей ребенку проявить собственную активность и наиболее полно реализовать себя.

4. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА

Цель проекта:

Воспитание у детей дошкольного возраста доброжелательных отношений к сверстникам через использование в образовательном процессе средств чувашской народной педагогики

Задачи:

  1. Проанализировать программно-методическое обеспечение по проблеме формирования доброжелательных отношений дошкольников к сверстникам средствами народной педагогики.
  2. Помогать усвоению детьми духовно-нравственных категорий: добро - зло, послушание - непослушание, согласие - вражда, трудолюбие - лень, бескорыстие - жадность, простота – хитрость; правил доброй, совестливой жизни.
  3. Формировать у детей нравственные представления (эталоны) о нормах социальных отношений и моделях поведения.
  4. Повысить профессиональный уровень педагогов по формированию доброжелательных отношений дошкольников к сверстникам средствами народной педагогики.
  5. Способствовать укреплению сотрудничества ДОО и семьи.

Дошкольная образовательная организация активно сотрудничает с семьями воспитанников. Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на НОД, в играх, в труде, параллельно с беседами, рассматриванием картин, чтением художественных произведений. Идет активизация и развитие воображения детей посредством применения обще-дидактических методов и приемов. Приобщаем детей к чувашской культуре через слушание чувашских сказок, прослушивание в аудиозаписи чувашских народных песен, заучивание потешек, драматизацию сказок. Особое место отводится знакомству с пословицами и поговорками.

Именно такие методы работы позволят воспитывать в ребенке доброжелательное отношение друг к другу.

  1. Участники и их роль в реализации проекта

Таблица 2 – Участники и их роль в реализации проекта

Участники

Функции

Воспитатель

Разрабатывает и реализует проект

Ведет аналитическую деятельность

Вовлекает детей и родителей к реализации проекта

Воспитанники подготовительной к школе группы

Активно участвуют в проекте

Родители:

Получает информацию

Взаимодействуют с воспитателем

Участвуют вместе с детьми в совместных мероприятиях

Старший воспитатель

Обеспечивает условия для реализации проекта: учебно-методическая литература, подписные и периодические издания; конспекты игр и развлечений, мероприятий.

Музыкальный руководитель

Помогает в реализации проекта посредством музыкального сопровождения.

  1. Ресурсы проекта

Нормативно-правовая база:

  • Конвенция о правах ребенка;
  • Всеобщая декларация прав человека;
  • Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей;
  • Конституция РФ;
  • Семейный кодекс РФ;
  • Закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Закон Чувашской Республики от 30.07.2013 № 50 «Об образовании в Чувашской Республике»;
  • Федеральный закон Российской Федерации от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
  • Приказ Минобрнауки России № 1155 от 17 октября 2013 г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

Методическое обеспечение:

  • Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
  • «Программа образования ребенка-дошкольника» / под ред. Л.В. Кузнецовой, О.В. Драгуновой, Г.П. Захаровой и др.
  • Примерная программа образования ребёнка-дошкольника. Науч. рук. Л.В. Кузнецова.
  • Примерная программа художественно-творческого развития ребёнка-дошкольника средствами чувашского декоративно-прикладного искусства. Сост. Л.Г. Васильева.
  • Примера программа этнохудожественного развития детей 2-4 лет «Узоры чувашской земли»: примерная парциальная образовательная программа / Л.Г.Васильева.
  • Примерная программа этноэкологического развития детей 5-6 лет «Загадки родной природы»: примерная парциальная образовательная программа / Т.В.Мурашкина.
  • Примерная программа по приобщению дошкольников к национальной детской литературе «Рассказы солнечного края»: примерная парциальная образовательная программа / Е.И.Николаева.
  • Примерная программа по социально-коммуникативному развитию детей дошкольного возраста с учетом регионального компонента.
  • Примерная программа по приобщению детей 6-7 лет к национальным традициям физического воспитания «Родники здоровья»: примерная парциальная образовательная программа / И.В.Махалова.

Материально-технические ресурсы

  • Проектор, интерактивная доска,
  • Персональный компьютер,
  • Наглядный материал (иллюстрации, фотографии, зарисовки),
  • Художественная литература,
  • Дидактические игры,
  • Создание условий для проведения открытых мероприятий (оформление групповой комнаты, музыкального зала).
  1. Механизм реализации проекта

Таблица 3 – Механизм реализации проекта

Подготовительный

Этап

Основной

Этап

Заключительный

Этап

-постановка целей, определение актуальности и значимости проекта;

-изучение нормативно-правовых документов;

-изучение передового педагогического опыта;

-подбор детской художественной литературы, музыкальных произведений;

-подбор иллюстративно-наглядного материала, атрибутов игр по теме проекта;

-создание развивающей предметно-пространственной среды в группе;

-проведение анкетирования с родителями

-рассматривание картин, иллюстраций, слайдов, презентаций и беседа по их содержанию;

-ознакомление с художественной литературой;

-прослушивание в аудиозаписи чувашских народных песен;

- заучивание потешек;

-рассказывание чувашских сказок;

-знакомство с пословицами и поговорками;

-использование изобразительной и продуктивной деятельности детей;

-использование игровой деятельности: сюжетно-ролевые, дидактические, словесные;

-праздники и развлечения

-беседа с детьми;

-выставка детских рисунков;

-Открытый просмотр постановки сказки «Пукане» на чувашском языке

- подведение итогов работы;

-систематизация и обобщение материала;

-презентация итогов проекта.

  1. План реализации проекта

Таблица 4 – План реализации проекта

Название содержание деятельности

Сроки реализации

Ответственные

1

Подготовительный этап.

Изучение психолого-педагогической литературы

октябрь

Воспитатель  

 

 

Определение цели, актуальности и значимости проекта

Наблюдение за детьми

Организация предметно-развивающей среды в группе

Подбор методической литературы для реализации проекта (журналы, статьи, рефераты и т.п.), наглядно-дидактического материала; художественной литературы,

Анкетирование родителей «Приобщение детей к истокам чувашской культуры», обобщение полученных результатов

ноябрь

Воспитатель  

С педагогами:

Составление перечня чувашских народных сказок, игр, потешек, поговорок, используемых в работе с детьми по плану проекта

2

Основной этап.

С детьми:

- Слушание сказки «Кемел щере»

- лото «Чувашские узоры»;

- хороводная игра «Юман и Марьям»;

- игра с пением «Иголка, нитка, узелок»

- речевая игра «Угадай героя по словесному описанию»;

- Слушание сказки «Чарашпа хыр меншен яланах симес»

С родителями:

Круглый стол «Методика использования сказки в формировании доброжелательных отношений детей дошкольного возраста средствами народной педагогики»

С педагогами:

Семинар «Сказка как источник творчества детей»

декабрь

Воспитатель,

С детьми:

- Слушание сказок «шалакапа ула курак»

- подвижная игра «Урама тух»

- сюжетное рисование по прочитанным сказкам

- разучивание чувашской песни «Серем ватса вир акрам»

С родителями:

Круглый стол «Традиции нашей семьи»

С педагогами:

Консультация «Психолого-педагогические особенности работы со сказкой с детьми дошкольного возраста»

январь

воспитатель

С детьми:

-разучивание пословиц и поговорок о дружбе и верности, организация бесед с детьми;

- подвижная игра «Солнце и луна»;

- рисование по замыслу «Дружба – это сила»;

-рассматривание изделий с чувашской вышивкой;

- мимическое упражнение «Куда мы попали?» - творческое задание «Исполни чувашский танец»;

- разучивание песни «Илемле».

С родителями:

Конкурс рисунков совместного творчества детей и их родителей «Любимые чувашские сказки. Дружелюбие героев».

С педагогами:

Обмен опытом «Особенности форм, методов работы по формированию доброжелательных отношений у детей к сверстникам посредством народной педагогики».

февраль

Воспитатель, музыкальный руководитель

С детьми:

-Слушание сказки «Вуткайак»

-разучивание считалок и использование их в процессе взаимодействия со сверстниками;

- подвижные игры «Эпе Ванюк ятла»;

- бег в мешках;

- перетягивание каната;

- аппликация «Украсим рубаху для Улап-паттар»;

-рисование «Холмы Улыпа»;

- обыгрывание монологов и диалогов из чувашских сказок.

С родителями:

«Театральная мастерская» (изготовление атрибутов и пособий к сказкам)

С педагогами:

Открытый просмотр развлечения «Волшебная сила тухьи».

март

Воспитатель

С детьми:

- Слушание сказки «Щил ачисем»

-дидактическая игра «Собери узор»;

- подвижная игра «Тилепе хурсем»;

- совместное изготовление браслета из берестяных полос путем их сворачивания: украшения изделия в технике аппликации;

- слушание в аудиозаписи чувашской колыбельной песни «Аптраман тавраш»;

- знакомство с чувашскими народными музыкальными инструментами;

- подготовка к драматизации сказки «Щил ачисем» на чувашском языке.

Апрель

Воспитатель,

3

Заключительный этап

С родителями и педагогами:

Открытый просмотр постановки сказки «Щил ачисем» на чувашском языке.

- Выставка детских рисунков «В Краю добра и уважения»;

- Систематизация и обобщение материала;

- Выступление на педагогическом совете с творческим отчетом о проделанной работе с мультимедийным сопровождением

май

воспитатель


9.Ожидаемые результаты.

  1. Проанализировано программно-методическое обеспечение по формированию доброжелательных отношений дошкольников к сверстникам, определены  средства чувашской народной педагогики, способствующие решению данной проблемы.
  2. Дети усвоили такие понятия, как добро – зло, послушание – непослушание, согласие – вражда, трудолюбие – лень, бескорыстие – жадность, простота – хитрость; и правил доброй, совестливой жизни и т. д. и активно ими пользуются в процессе взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
  3. У детей в целом сформированы нравственные представления (эталоны) о нормах социальных отношений и моделях поведения.
  4. Повышен профессиональный уровень педагогов по формированию доброжелательных отношений дошкольников к сверстникам средствами народной педагогики.
  5. Дошкольная образовательная организация активно сотрудничает с семьями воспитанников.

11. Список литературы

  1. Федеральный закон Российской Федерации от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
  2. Закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  3. Закон Чувашской Республики от 30.07.2013 № 50 «Об образовании в Чувашской Республике»;
  4. Махалова И. В. «Воспитание здорового ребенка на традициях чувашского народа». Примерная парциальная образовательная программа / И.В. Махалова. - Чебоксары: Чуваш.кн. изд-во, 2015.
  5. Николаева Е. И. Приобщение дошкольников к национальной детской литературе «Рассказы солнечного края»: примерная парциальная образовательная программа / Николаева Е. И.  Чебоксары: Чуваш.кн. изд-во, 2015. – 250 с.
  6. Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, М. МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016 г.
  7. Педагогическое проектирование в дошкольной образовательной организации: метод. пособие / сост. Н. А. Васильева. – Чебоксары: ГАПОУ ЧР «ЧПК» Минобразования Чувашии, 2016. – 108 с.
  8. Приказ Минобрнауки России № 1155 от 17 октября 2013 г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
  9. Примерная программа этнохудожественного развития детей 2-4 лет «Узоры чувашской земли»: примерная парциальная образовательная программа / Л.Г.Васильева. – Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 2015.
  10. Примерная программа образования ребёнка-дошкольника. Науч. рук. Л.В. Кузнецова. – Чебоксары: ЧРИО, 2006;
  11. Примерная программа по приобщению детей 6-7 лет к национальным традициям физического воспитания «Родники здоровья»: примерная парциальная образовательная программа / И.В.Махалова. - Чебоксары: Чуваш.кн. изд-во, 2015.
  12. Примерная программа по приобщению дошкольников к национальной детской литературе «Рассказы солнечного края»: примерная парциальная образовательная программа / Е.И.Николаева. – Чебоксары: Чуваш.кн. изд-во, 2015.
  13. Примерная программа по социально-коммуникативному развитию детей дошкольного возраста с учетом регионального компонента. – Чебоксары: Чуваш.кн. изд-во, 2015.
  14. Примерная программа художественно-творческого развития ребёнка-дошкольника средствами чувашского декоративно-прикладного искусства. Сост. Л.Г. Васильева. – Чебоксары: Чувашский РИО, 1994.
  15. Примерная программа этноэкологического развития детей 5-6 лет «Загадки родной природы»: примерная парциальная образовательная программа / Т.В.Мурашкина. – Чебоксары: Чуваш.кн. изд-во, 2015.
  16. Программа образования ребенка-дошкольника / под ред. Л.В. Кузнецовой, О.В. Драгуновой, Г.П. Захаровой и др.–  Чебоксары - Чувашское книжное издательство, 2006 г.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Анкетирование родителей

«Приобщение детей к истокам чувашской культуры»

1.Считаете ли Вы необходимым приобщать Ваших детей к народной культуре и традициям? Почему?

__________________________________________________________________

2.Существуют ли традиции в Вашей семье? Какие?

__________________________________________________________________

3. Какие народные праздники Вы знаете?

__________________________________________________________________

4. Какие народные праздники Вы отмечаете в Вашей семье?

__________________________________________________________________

5. О каком празднике Вы узнали у своих предков?

__________________________________________________________________

6. Как Вы знакомите с народными праздниками своего ребенка?

__________________________________________________________________

7. Каковы особенности народных традиций Вашего города, края?

__________________________________________________________________

8. Какие формы работы Вы хотите предложить совместно с ДОО в рамках «Народные традиции», «Народные праздники», «Народные игры»?

__________________________________________________________________

9. Примите ли Вы участие в организации и проведении народного праздника в детском саду?

__________________________________________________________________

10. Что бы Вы хотели порекомендовать в целях улучшения совместной работы ДОУ и семьи по приобщению детей к народной культуре и традициям?

__________________________________________________________________


ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Семинар «Сказка как источник творчества детей»

Цель: помочь педагогам осознать роль сказок в развитии ребенка.

 Задачи:

 1.​ Сплочение коллектива.

 2​. Создание доверительной атмосферы в ДОО.

 3.​ Поддержка и развитие творческого самовыражения и фантазии педагогов.

Предварительная работа:

1.Совместное  изготовление педагогами и  детьми книжек – малышек  по сюжетам любимых сказок детей;

2. Изготовление рисунков педагогами и детьми по сюжетам  любимой сказки детей;

3. Беседа с детьми о сказках, какие существуют сказки;

4. Создание видеозаписей с ответами  детей на вопрос: что такое сказка?;

Материалы и оборудование:

1. Заготовки цветной бумаги, гофрированной бумаги, цветного картона, оберточной бумаги;

2. Фломастеры, ножницы, клей, карандаши, салфетки;

4. Выставка книг подходящих для чтения детям средней группы.

5. Выставка работ детей и их родителей на тему «Сказка глазами детей и родителей».

6. Видеозаписи высказываний детей на тему – Что такое сказка?

Ход мероприятия.

 

Занятия с книгой являются одной из самых доступных и наиболее эффективных форм развития ребёнка.

Детская  литература - главный источник, из которого ребёнок черпает знания о разных сферах действительности. Из книги ребёнок получает представления о жизни и поведении взрослых и детей; информацию, организованную в доступной для него форме об окружающем мире животных, растениях, других странах и пр.

По мнению психологов, знакомство со сказкой помогает ребёнку понять окружающую действительность. Любая сказка - это рассказ об отношениях между людьми. Язык сказок понятен малышу. Он еще не умеет мыслить логически, и сказка не утруждает ребенка серьёзными логическими рассуждениями. Ребенок не любит наставлений, и сказка не учит его напрямую. Детская сказка предлагает ребенку образы, которые ему очень интересны, а жизненно важная информация усваивается сама по себе, незаметно. Мало того, приобщаясь к сказке, малыш приобретает абсолютно новый для себя вид психической активности - умение мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах, а это умение - основа для любой творческой деятельности.

Сказки детям повествуют готовую фантастическую историю, но оставляют при этом простор воображению...

В волшебный мир сказок ребёнок попадает в самом раннем возрасте. Сказки детям становятся интересны уже к двум годам. Если ребёнок живёт в любящей и заботящейся о нём семье, то его готовят к этому с младенчества. Сначала - колыбельными, затем – пестушками, стихами и прибаутками. Слушая их, кроха, словно по ступенькам, приходит к сказке и остаётся с ней на всю жизнь. С детской сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. Вы спросите: "Почему именно сказка? Разве не логичней показывать детям мир таким, каков он есть, рассказывая им реальные, поучительные истории "из жизни"? Удивительно, но сказка является таким же необходимым этапом психического развития ребёнка, как, скажем, игра. А запретить своему чаду играть не сможет ни один любящий родитель.

Через сказку легче всего объяснить ребёнку первые и главные понятия нравственности: что такое "хорошо" и что такое "плохо". Сказочные герои всегда либо хорошие, либо плохие. Это очень важно для определения симпатий ребенка, для разграничения добра и зла. Ребенок отождествляет себя с положительным героем.

Таким образом, сказка детям прививает добро. Нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми. Ведь если злодеи в сказках всегда бывают наказаны, то единственный способ избежать наказания - не быть злодеем. Как пел мультяшный сказочный герой кот Леопольд: "Если добрый ты, то всегда легко, а когда наоборот - трудно". Понятие о добре предстает в сказке не в виде  законов и правил, а в виде образов сильных и храбрых богатырей, рыцарей, принцев, в виде доброй волшебницы или феи, всегда готовой прийти на помощь.

Сказка очень близка ребенку эмоционально, по мироощущению, т.к. ребенок ближе к миру животных, чем к миру взрослых. Всякая сказка  - это рассказ об отношениях между людьми, и она вводит в круг таких отношений, которых ребенок в реальной жизни не может замечать.

«В некотором царстве, в некотором государстве» и ребенок уже «покидает» реальный мир и уносится в мир фантазии. Сказка способствует развитию воображения, а это необходимо для решения ребенком его собственных проблем.

Стиль сказки также понятен ребенку. Ребенок не любит наставлений, и сказка не учит его напрямую. Она предлагает ребенку образы, которыми он наслаждается и незаметно для себя усваивает жизненно важную информацию сказки - могут отвлечь, увлечь, успокоить, усыпить, научить. Эти короткие поучительные рассказы - выдумки передавались из поколения в поколение. В них добро противостоит злу, смелость - трусости, альтруизм - жадности, в них "один за всех и все за одного". Сказки готовят ребёнка к тому, что жизнь - сложная штука, что в ней есть немало несправедливости, лжи, страха, отчаяния, равно как и радости, щедрости, любви. Но в то же время, они говорят ребёнку, что даже в самой трудной ситуации нельзя сдаваться, нужно идти до конца - там ждут успех и победа. Сказки учат  - они намного понятнее пресных и скучных речей взрослых.

У каждой группы сказок есть своя возрастная аудитория.  Детям 4-5 лет наиболее понятны и близки сказки о животных и сказки о взаимодействии людей и животных. В этом возрасте дети часто идентифицируют себя с животными, легко перевоплощаются в них, копируя их манеру поведения.  Это сказки : "Репка", "Теремок", "Колобок", "Курочка Ряба", "Петушок и бобовое зёрнышко", "Рукавичка", "Заюшкина  избушка", "Пузырь, соломинка и лапоть", "Маша и медведь", "Три поросёнка" и многие другие.

Начиная с 5 лет, ребенок идентифицирует себя преимущественно с человеческими персонажами: Принцами, Царевнами, Солдатами и пр. Чем старше становится ребенок, тем с большим удовольствием он читает истории и сказки о людях, потому что в этих историях содержится рассказ о том, как человек познает мир. Примерно с 5-6 лет ребенок предпочитает волшебные сказки, "волшебные" сказки братьев Гримм, Ганса Христиана Андерсена, а так же сказки народов мира.

Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное чтение очень значимо, и не только пока ребенок сам не умеет читать, но и в более позднем возрасте. Дети с нетерпением ждут, когда же у мамы или папы найдется для них время.

Чтобы знания о мире, которые дает сказка, ожили нужно не только прочитать, но и обсудить с ребенком. Во время чтения позвольте ребенку прерывать вас и задавать кучу вопросов. Это развивает навык анализа текста.

После прочтения поговорите о книге. Спросите, что понравилось, что нет. Было ли страшно? Или возможно весело. Что испытывали главные герои? Почему главный персонаж попал в такую непростую ситуацию? Что побудило героя сказки или рассказа пойти на выручку другу? Подумайте, какие еще вопросы можно задать ребенку. Это ненавязчиво учит ребенка нравственности и воспитывает чувство сопереживания.

Во время обсуждения книги можно вернуться к какому-то отрывку из прочитанного, чтобы удостовериться в правильности сделанных выводов. Это прививает очень важный навык при чтении книг — анализ текста.

Самое любимое занятие детей после прочтения книг — это рисунки по теме. Например, на следующий день вечером после детского сада. Поиграйте с детьми в юных иллюстраторов книг. Даже если они не могут красиво рисовать, то пусть просто попытаются сложить в своей голове эту картинку к сказке, например. Пусть вам расскажут, а что и как они бы нарисовали на месте художника. Какие выбрали бы эпизоды для иллюстрирования. Таким образом, вы узнаете, что  больше всего ребенку запомнилось из книги. Что его впечатлило. Кроме того, у ребенка будет развиваться воображение и фантазия. Очень хорошо было бы попросить ребенка рассказать сказку кому-нибудь из взрослых. Например, бабушке. Это развивает у детей речь, навык логичного и последовательного изложения, память.

Читайте сказки детям - они формируют в них запас жизненной прочности, уверенность в собственных силах, веру в добро. Да и сами взрослые ненадолго возвращаются в детство, забывая про суету, погружаясь в чудо под названием сказка.

2  практическая  часть:  выступление  воспитателей.

 Спустился вечер за окно,

 Затушевал дневные краски,

 Окутал город снежным сном,

 Вновь наступило царство Сказки…

 И мама, отложив заботы,

 За сказкой время забывает,

 И для нее, как в детства годы,

 Волшебный мир вдруг оживает.

 Сон убаюкал малыша,

 Его отважная душа

 Слилась с героем в славном царстве,

 Волшебном, чудном государстве.

 Уснул малыш. Но и во сне

 Он примеряет на себе

 Роль Золушки, Кота, Руслана,

 Жизнь эльфов и царя Салтана.

 Он в Сказке вырастет мудрей

 И духом тверже и добрей.

 Ведь тот, кто с детства Сказку любит,

 Тот в жизни злым уже не будет!

2 воспитатель:  1.​ Приветствие.

Сегодня наше занятие мы хотим начать с того, что каждый участник по кругу назовёт своё имя, а затем какого-нибудь сказочного героя на первую букву своего имени.

1 воспитатель: 2. Обсуждение «Что такое сказка?»

 Мы предлагаем вам подумать и ответить на вопрос «Что же такое сказка?».

 А теперь послушайте размышления детей на поставленный вопрос.

3. Информационная справка.

 Сказка будит не только эстетические, нравственные, интеллектуальные чувства, но и является источником раскрытия и развития творческих способностей ребенка. Сказка, «являясь творением могучего таланта народа», влияет на душу и сердце ребенка, раскрывая его творческий потенциал, ведь в каждом сказочном образе – игра творческих сил народного духа.

 2 воспитатель:   4. Игра «Сказочный дождик».   

 «А теперь встаньте все в круг друг за другом. В нашей Сказочной Стране пошёл дождик, но не простой, а волшебный. Он стучит по шее, по плечам, по спине…»

 Все участники двигаются по кругу и в соответствии со словами ведущего с помощью лёгких постукиваний пальцами делают впереди идущему участнику массаж. Затем все поворачиваются в другую сторону и производят аналогичные действия.

1 воспитатель:  5. Игра «Сказка по кругу».

 Наделяя обычные предметы сказочными и волшебными свойствами, активизируя своё воображение, мы действительно начинаем совершать обычные действия необычным способом. А это значит, мы начинаем творить, становимся самыми настоящими Волшебниками.

 Ведущий держит в руках коробку и обращается к родителям:

 «В этой коробке живёт очень интересная сказка. Только каждое слово написано на отдельном листочке. Необходимо по очереди вытягивать слова и сочинять сказку.  Каждый родитель принимает участие в сочинении сказки (см.Приложение 1)

2 воспитатель:   7.​ Творческая работа «Создание Сказочной Страны».

 Сейчас я предлагаю вам взять все то хорошее, что вы приобрели во время нашей встречи, и создать общую Сказочную Страну. Все необходимые вам волшебные материалы вы можете найти здесь, на столе.

Родителям  предлагается,  используя имеющиеся заготовки, создать коллаж «Сказочная Страна».

 «Какая чудесная страна у вас получилась! Каждый из вас внес в ее создание частичку своего тепла, своей души. А сейчас давайте придумаем название нашей Сказочной Страны. Для этого сложите начальные буквы своих имен и создайте одно новое имя. Это и будет название нашей Сказочной Страны».

 Участникам раздаются чистые карточки, на которых они пишут начальную букву своего имени, а затем образуют название Страны.

 «Ну вот, теперь у нас есть собственная Сказочная Страна, в названии которой частичка каждого имени присутствующих здесь».

1 воспитатель:   8.​ Упражнение «Ромашка высказываний».

 Сейчас мы с вами составим ромашку высказываний. Каждому из вас выдано по лепестку, на котором нужно написать, что же несет с собой сказка в развитие ребенка.

 После выполнения этого задания все лепестки собираются в ромашку.

Приложение 1

Слова   к  сказке:   Волк  колобок  лиса  волшебный  лес  пенек  дерево  речка

 Небо  прятаться  солнце катиться  бросать  сверкать  бросать

 Добро зло счастье  друг  дом  встреча

Чудесный   солнечный  бежать  хитрая

 

Сказочная  страна «Дом добра» (текст  составленный родителями)

    Жил-был волк и он хотел спрятаться от хитрого  лиса, который был его другом. Хотел спрятаться в лесу, когда засверкали звезды.

   Наступил солнечный день, лис сел на пенек. Колобок свалился с неба на деревья, с яблочного дерева он сорвал  яблоко, бросил на дорогу, побежал за ним и встретил речку. И он был счастлив.

   И все зло волка покатилось в волшебный мир, где стоял чудесный дом добра.

 


ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Круглый стол «Традиции нашей семьи»

Ход проведения собрания

1-ая часть

Уважаемые родители! Я очень рада, что мы сегодня все с вами собрались, а собрались, чтобы поговорить о ваших семьях, о ваших семейных традициях и их значении в воспитании и развитии вашего ребенка.

- По определению В. И. Даля СЕМЬЯ – это совокупность близких родственников, живущих вместе: родители с детьми».

С давних пор о доме, семье всегда говорили с любовью и уважением. Из далеких времен до нас дошли легенды, сказки, пословицы и поговорки о семье. Кто может назвать пословицы или поговорки, давайте спросим родителей.

• В гостях хорошо, а дома лучше;

• Дети не в тягость, а в радость;

• Когда семья вместе и сердце на месте

• Мать кормит детей, как земля людей;

• Нет дороже отца с матерью;

• Семья это семья.

В каждой семье должны существовать свои традиции, но некоторые семьи не соблюдают традиции, и даже не знают что это такое. Сегодня хочется рассказать о традициях, которые существуют во многих семьях.

Традиция 1. Семейные праздники

- Как вы считаете, нужны ли праздники для детей в семье? (ответы)

Да, ребенку для полноценного развития праздник необходим как воздух. Для ребенка праздник не то, что для нас взрослых. Праздник это событие в детской жизни и ребенок считает свои дни от праздника до праздника, как и мы, свои годы от одного события до другого.

- Как вы устраиваете детские праздники в семье? (ответы)

- Не забывайте, праздник не для взрослого, а для ребенка. Иногда малышу скучно на своем дне рождения (о нем все забыли) и наоборот все внимание на него и ребенок свидетель взрослых разговоров и участник, тогда он привыкает быть в центре внимания, что развивает в нем нескромность, развязность.

- Не следует заставлять ребенка выступать, если он не хочет. Он должен сам выразить свое желание спеть, станцевать, если ему это выпадет при игре или по фанту.

- Как вы думаете нужно оформлять квартиру к празднику? Что это дает ребенку? (ответы родителей)

- Важно принимать участие всем и детям и взрослым?

- Все любят подарки, особенно дети.

- Какие вы дарите подарки детям? (ответы родителей).

- Подарок должен быть немного на вырост, но в меру. Каждая игрушка должна развивать ребенка, развивать память, мышление, внимание. Развивать физически: мячи, скакалки. Для развития мелкий моторики – карандаши, пластилин. При этом надо обратить внимание на то, как ребенок принимает подарок и как благодарит за него.

- Хорошо фотографировать ребенка в кругу семьи в день рождения. Продумать программу развлечений, приобрести для игр - аттракционов разные безделушки, от выдумки и фантазии взрослых зависит успех детского творчества.

Традиция 2. Семейные архивы

Это не прошлое, это всегда завтрашнее.

Семья должна иметь свой архив: почетные грамоты, медали отцов, дедов, историю рода и фамилии.

Скажите, а что еще поможет нам сохранить историю семейного рода (семейный альбом).

Традиция 3. Семейный альбом

Это огромное осмысленное пространство жизни, с одной стороны, просто и понятное ребенку, с другой – загадочное и удивительное.

Когда вы его листали в последний раз?

Отбор фотографий, оформление страниц альбома – именно то общение, которое необходимо старшему дошкольнику в его совместной деятельности с родителями.

Конкретный образ на фотографии ассоциируется с тем или иным рассказом из жизни членов семьи, что вызывает живой интерес ребенка и стимулирует его запоминание.

Традиция 4 .Семейный отпуск на природе

Скажите, у кого из вас есть традиции выезжать за город, на дачу вместе с ребенком?

Природа оказывает на ребенка огромное влияние на развитие личности дошкольника, дает возможность хорошего общения с ребенком, а прогулки в природу благоприятно влияют на здоровье человека, развивает его, учит беречь окружающую природу, знакомится с жизнью растений, животных, птиц, насекомых.

Традиция 5. Семейное посещение театров, музеев, выставок

Кто из вас постоянно ходит с детьми в музеи, театры, выставки?

Человеку всегда свойственно стремление к красоте. Каждый народ имеет свою культуру, свои обычаи, свои традиции. Мы взрослые должны способствовать приобщению детей к большому и сложному миру красоты, природы, искусству. Посещение музеев должно стать праздником для всей семьи.

Традиция 6. Коллекционирование

Очень хорошо что есть в семье традиция, если же нет то можно предложить собирать какие либо коллекции, особенно после посещения музея появляется выбор (камешки, ракушки, коряги, фантики, бусинки, марки).в результате этого у ребенка пробуждается потребность к сознательной деятельности, умение ценить красивое и уважать труд людей.

Наша задача – помочь ребенку успешно войти в современный мир, занять достойное место в системе отношений с окружающими людьми.

Традиция 7. Игры с ребенком

- Скажите, в какие игры и как вы играете с ребенком?

- Какой вид деятельности является ведущим в дошкольном возрасте?

Мы с уверенностью можем сказать Детство – игра, игра – это детство.

Детство дано для того, чтобы мы подготовили ребенка к вхождению в довольно сложную социальную жизнь, пополнился эмоциями, переживаниями, представлениями, чтобы духовная жизнь в нем начала свое движение. Ирга – это жизнь ребенка и выбор игр должен стать традиционной в каждой семье. Игр и игрушек много. Следует вдумчиво подходить к их подбору. Играть надо в различные игры: настольные, подвижные, словесные, развивающие.

Хороши игры типа лото, домино, шашки, шахматы. Советуем вам обязательно играть в игры с природным и бросовым материалом. Например: «угадай с какого растения семена?», «Кто, кем был?», «Что может летать?», «Найди похожее на яблоко».

В ваших руках вырастить детей грамотными, образованными, воспитанными, любящими и почитающими родителей, знающими свою родословную.

Традиций очень много, можно сажать деревце или выезжать под Новый год за город, чтобы украсить живую елку. Это традиции посещать вместе с ребенком музеи, выставки, театры. Это традиционные походы, прогулки, пикники на природе. Это составление семейных альбомов, родословной своей семьи. Это чтение книг.

2-ая часть:

Уважаемые родители! Давайте вместе с вами разберем несколько ситуаций из жизни:

1 СИТУАЦИЯ: Мальчик был наказан. Он получил две двойки. Отец серьёзно с ним поговорил и в наказание не разрешил выходить ему из дома. Пришли друзья и позвали его сходить в кино. Мама пожалела сына и стала уговаривать отца отпустить его с друзьями. Между родителями произошёл конфликт.

Как правильно поступить, чтобы избежать конфликта?

ЗАКОН: Родители должны предъявлять единые требования к ребёнку.

2 СИТУАЦИЯ: Родители решили поехать за город, поработать на даче. Все нашли себе работу, кроме Пети. Ему предлагали пополоть грядки, принести воды из родника, но он отказался от всех предложений. Бегал по саду за бабочками, кричал, мешал работать. Почему сложилась такая ситуация?

ЗАКОН: Основы трудолюбия должны закладываться с детства.

3 СИТУАЦИЯ: Девочке очень хотелось сделать сюрприз для мамы. Она пришла из школы, помыла посуду, приготовила обед. Пришла с работы мама. Девочка бросилась к ней и поцеловала её. Мама была не в настроении и никак не отреагировала на поцелуй. Затем дочь пригласила её к столу ужинать. После ужина мама сказала спасибо и ушла в свою комнату. Как бы вы поступили на ее месте?

ЗАКОН: Ребёнок нуждается в ласке, похвале.

4 СИТУАЦИЯ: Мама пришла с работы, сын встретил её у подъезда, чтобы помочь нести сумки на пятый этаж. Дома предлагает ей тапочки и накрывает на стол. После ужина мальчик сел выполнять домашнее задание по русскому языку вместе с мамой, так как не мог справиться сам. Мама объяснила ему задание, проверила дневник, похвалила за «5» и нежно обняла его. Как вы думаете, какие взаимоотношения сложились между членами этой семьи?

ЗАКОН: Уважительного отношения членов семьи друг к другу.

5 СИТУАЦИЯ: В семье двое детей: брат и сестра. Брат ходит в 4 класс, сестра — в детский сад. Сестре уделяют больше внимания, так как она ещё маленькая. Ей чаще покупают игрушки, чем брату, опираясь на то, что он вышел из этого возраста. Мальчик очень обижается, но родители не реагируют на это. О чем мы не должны забывать при воспитании детей разного возраста?

ЗАКОН: В семье должно быть правильное и равномерное распределение материальных и моральных средств для детей.

ВЫВОД: Если эти законы в семье пополняются, значит, ребёнок состоится как личность.

Решение родительского собрания:

1. Продумать, какие из предложенных детским садом мероприятий можно сделать традиционными в семье.

2. Включиться в работу дошкольного учреждения по совместному посещению театров, музеев, выставок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование доброжелательных отношений дошкольников в условиях дошкольного образовательного учреждения

Система работы педагога - психолога по формированию доброжелательных отношений дошкольников в условиях дошкольного образовательного учреждения...

Формирование доброжелательных отношений дошкольников в ходе игрового взаимодействия.

Формирование доброжелательных отношений дошкольников в ходе игрового взаимодействия....

Статья "Формирование доброжелательного отношения дошкольника друг к другу средствами игры."

Изучение проблемы формирования процесса воспитания доброжелательных взаимоотношений подтвердило ее значимость и необходимость в соответствии с современными требованиями. В Федеральном государственном ...

Картотека игр-упражнений, направленных на формирование доброжелательного отношения детей к сверстникам.

Главной задачей игр, направленных на формирование доброжелательных отношений со сверстниками, является привлечение внимания ребенка к другому, и его различным проявлениям: внешности, настроениям, движ...

Картотека игр-упражнений, направленных на формирование доброжелательного отношения детей к сверстникам

Проблема воспитания гуманных, доброжелательных отношений в группе дошкольников стояла перед педагогами всегда. Важность этой задачи очевидна, поскольку именно в дошкольном возрасте складываются основн...