Педагогическая находка "Путешествие по родной сторонушке"
методическая разработка (старшая, подготовительная группа) по теме

Исакова Снежана Николаевна

Педагогическая находка. Методическая разработка "Путешествие по родной сторонушке" предусматривает путешествие по загадочному лесу Коми Республики.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Кутш ӧм тайӧ пу ? Что за дерево такое?

Слайд 7

Атть ӧ!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №1 комбинированного вида» с. Айкино Составила: Исакова С.Н.

Слайд 2

«Т ӧвся лэбачьяс »

Слайд 3

Т ӧдмав нӧдкыв Тай ȍ лэбач - В ȍ рса лекар . Нырнас пу ȍ котшк ȍ дч ȍ - Тотш – тотш , тотш - тотш .

Слайд 4

Код i тадзи сьыл ӧ?

Слайд 5

Т ӧдмав нӧдкыв Радейта ме к ȍ дзыдс ȍ да пелысь вотосс ȍ . Сы в ȍ сна, ме , челядь, радейта г ȍ рд р ȍ м.

Слайд 6

Код i тадзи сьыл ӧ?

Слайд 7

Т ӧдмав нӧдкыв Кузь б ȍ жа . Сь ȍ д юра. Еджыд мор ȍ са .

Слайд 8

Код i тадзи сьыл ӧ?

Слайд 9

Лунн Т ӧдмав нӧдкыв Луннас узьӧ, Войнас лэбалӧ, Ветлысь – мунысьӧс Повзьӧдлӧ.

Слайд 10

Код i тадзи сьыл ӧ?

Слайд 11

МОЛОДЕЧЬЯС!



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №1 комбинированного вида» с. Айкино

Конспект интегрированного занятия по обучению коми языку

«Путешествие по родной сторонушке»

для детей 6 – 7 лет

Составила:

Воспитатель по обучению коми языку

Исакова Снежана Николаевна

2018 год

Цель: Формирование познавательно – речевого, интеллектуального развития у детей старшего дошкольного возраста посредством коми игр.

Задачи.

Обучающие:

- Уточнить представления о малой Родине.

- Закреплять умение активно употреблять  в речи знакомые существительные на коми языке по теме «Пуяс» - «Деревья», «Вӧрса пемӧсъяс» - «Лесные животные»,«Лэбачьяс» - «Птицы», «Тшакъяс» - «Грибы», «Вотȍсъяс» - «Ягоды». Побуждать использовать в речи обобщающие слова (пуяс, вӧрсапемӧсъяс, лэбачьяс, тшакъяс, вотȍсъяс).

- Формировать представление о своеобразии и многообразии растительного и животного мира Коми республики, вызвать восхищение красотой родного края.

Развивающие:

-Совершенствовать диалогическую речь: активное участие в беседе, умение слушать, отвечать, задавать вопросы.

- Развитие активного речевого общения детей на коми языке.

- Способствовать развитию эмоционально ценностного отношения к живой природе, развивать коммуникативные умения и навыки.

- Вызвать интерес к обучению коми языку через компьютерные игры: кроссворд «Вотöсъяс», «Кодiтадзисьылö

-Приобщать детей к совместной деятельности со взрослым и сверстниками.

Воспитательные:

- Воспитывать желание узнавать и произносить слова на коми языке, получать радость от общения на другом языке.

- Воспитывать любовь к миру природы, к окружающей среде, формировать бережное отношение к ней.

Предшествующая работа. Беседыо живой и неживой природе Республики Коми, об охране и бережном отношении к природе; занятия по обучению коми языку на тему: «Пуяс»,«Вӧрсапемӧсъяс», «Лэбачьяс», «Тшакъяс», «Вотȍсъяс»; просмотр презентационного материала: «Коми край люби и знай», «Подготовка животных к зиме», «Миянбыдмысьтшакъяс»; отгадывание кроссвордов: «Тöвсялэбачьяс», «Тшакъяс»; дидактические, словесные, развивающие и подвижные игры; чтение художественной литературы.

Материал.

Ход.

Воспитатель. Видзаоланныд, шань челядь! Скажите, пожалуйста, вы любите путешествовать? (Ответы). Тогда хочу предложить вам совершить загадочное путешествие. А куда, вы мне сами скажите, отгадав загадку.

Здесь родился ты, живешь

И всегда скучаешь.

Как зовут же это место,

Ты, конечно, знаешь? (Родина).

Молодцы! Сегодня мы совершим путешествие по нашему Коми краю.

«Тихие, задумчивые сосны,

И под снегом сон тетеревов,

И фонтаны в крае нефтеносном,

И огни растущих городов,

В новых селах – древние былины.

Золотые скирды на полях –

Это Север, край неповторимый,

Край отцов

И Родина моя!»

Эти замечательные строки коми поэт Альберт Ванеев посвятил нашей Родине – Коми краю.

Ну что, ребята, вы готовы отправиться в путешествие по родному краю? На каком транспорте вы бы хотели путешествовать?

Выслушав ответы детей, воспитатель соглашается с мнением большинства.

Прошу вас занять свои места! Представьте себе, что мы едем (летим)… Обратите внимание на экран. Что это? – Тайга. Как вы узнали, что это тайга? Ответы детей.Наш дремучий, настоящий без конца и края лес! Почти вся территория нашей республики покрыта тайгой. А вы помните, дети, что обозначает слово «Тайга»? Ответы детей.

Правильно, это непроходимый лес.  А как называется лес на коми языке? (Вӧр).

Воспитатель:Вот и первая остановка.  На экране появляется картина «Лес». Интересно, как она называется? Дети предполагают, а читающие читают.

Первая остановка в нашем путешествии – «Деревья – наши друзья!»

Как вы думаете, почему деревья называют друзьями? Ответы детей.

Кутшӧмпуясбыдмӧнымиянвӧрын? - Какие деревья растут в нашем лесу?

Ответы детей.

Ребята, вы любите отгадывать загадки? Ну, тогда слушайте первую загадку о деревьях.

  1. Тайӧ пулӧн абу кор,

Гӧститӧ сэн тэрыб ур.

Тӧв и гожӧм сiйӧ веж.

Кыдзи шусьӧ тайӧ пу?  (Коз пу - ель).

  1. Не береза, не сосна.

В тишине стоит она.

Но лишь ветер пробежит

Вся листва на ней дрожит.  (Пипу – осина).

  1. Тайӧпуӧнпозьӧнимкодясьны во гӧгӧр:

Гожӧмнас – веж,

Арнас – зарни,

Тӧвнас – еджыд,

Тулыснас – бӧрдысь,

Сы вӧсна мый сетӧ зарава.   (Кыдзпу – береза).

Воспитатель:Хотите поиграть? Дети, обратите внимание на экран. Что вы видите? Ответы детей.

Проводится игра «С какого дерева  лист?»

На экране изображен лист  дерева. При правильном ответе на вопрос воспитателя «С какого деревалист? Кутшӧмпулӧнтайӧкор?» появляется отгадка – картинка с изображением дерева.

Воспитатель: Молодечьяс, ставсӧ тӧдмалiнныд! Как вы считаете, как нужно вести себя в лесу? Ответы детей. Отлично! Дети, вы согласитесь со мной или нет, мы можем оставить на этой остановке добрый след?

При согласии, дети выбирают поучительные картинки о правилах поведения в лесу и размещают на мольберте.

Воспитатель:Ну, что, продолжим наше путешествие? Занимайте свои места. Пока мы едем (летим), расскажите, пожалуйста, о «вкусностях» леса, что же растет еще в лесу?Ответы детей. Наш лес необычный, он волшебный – в нем растут «загадки», а это еще интереснее.

  1. Сьӧд вӧр шӧрын  сулалӧ

Гӧрд шляпаа молодеч.  (Тшак – гриб.)

  1. Под осиной гриб тот, дети,

В ярко – красненьком берете.  (Гӧрдгоб – подосиновик).

  1. В лесу и на болоте

Травку вы найдете.

А на ней синеет гроздь –

Кисло – сладких ягод горсть.  (Чӧд - черника).

  1. Тайӧ вотӧс быдмӧ нюрын,

Шома да гӧрд рӧма.

Тӧвнас лым улын на воӧ.

Кодi ciйӧс тӧдӧ?    (Турипув – клюква).

Воспитатель: Мы подъехали ко второй остановке. Посмотрим, как она называется.

Дети читают или предполагают по изображению на экране.

Вторая остановка «Грибы – ягоды».

Воспитатель: Ребята, вы были в лесу, собирали грибы и ягоды? А какие грибы и ягоды вы собирали, расскажите? Можно их всех собирать? Ответы детей. Вы абсолютно правы, нужно хорошо знать то, что можно есть, а что нельзя. Тут и корзина с грибами стоит. Посмотрим, что там? Видзӧдлам?

Дети с воспитателем рассматривают грибы и,  называя их на коми языке, отделяют съедобные от несъедобных.

Воспитатель:А что может быть вкуснее грибов? Ответы детей.Конечно это лесные ягоды, вотӧсъяс. А что это за ягоды – отгадайте! Обратите внимание на экран. Ягоды, которые растут в нашем лесу, спрятались в кроссворде. Вам нужно отгадать их названия.

Отгадывание кроссворда «Вотӧсъяс» на экране.

Воспитатель:Молодечьяс, шанюкъяс! Тшак да вотӧс тiтӧданныд. Грибы и ягоды вы знаете, а что же делать с ядовитыми грибами, ягодами? Можно ли их топтать или пинать? Почему?Ответы детей.

Отлично! Итак, будем оставлять после себя добрый след?

Дети  выбирают поучительные картинки об отношении к живой природе и размещают на мольберте.

Воспитатель:Ну что, дальше поедем (полетим)?  Скорее занимайте свои места. Чтобы нам было нескучно в пути, давайте споем песню.

Дети исполняют песню «Ӧшка – мӧшка – радуга».

Воспитатель:Вот мы и приехали. Еще одна остановка. Она называется «Животные и птицы нашего леса».

Ребята, как называются лесные животные и птицы на коми языке? (Вӧрсапемӧсъяс, вӧрсалэбачьяс). Кутшӧмпемӧсъяс тiтӧданныд? Каких лесных животных вы знаете?(Ответы детей).

Хотите узнать, кого называют лесным великаном? Отгадайте загадку:

Трав копытами касаясь,

Ходит по лесу красавец,

Ходит смело и легко,

Рога раскинув широко.

Кодiтайӧ? Кто это?     (Йӧра – лось).

Воспитатель: Догадайтесь, о каком лесном зверьке следующая загадка:

Пипураскын сiйӧолӧ,

Быдӧнысьзэвёнаполӧ,

Лёксӧнекодлыозвӧч.

Дертжӧ, тайӧлоӧ…(Кӧч - заяц.)

- О каком лесном зверьке эта загадка?

У кого из всех зверей

                                Хвост пушистей и длинней?  (Руч – лиса.)

- Вспомните, пожалуйста, сказки (русские и коми), в которых упоминается это животное? Ответы детей.

Воспитатель:Дети, а кто в лесу главные жители на деревьях?Ответы детей.

Много птиц живет в лесу, но не всегда их можно увидеть, чаще всего мы слышим их пение. Вы сможете определить птицу по их пению? Ответы детей. Тогда слушайте внимательно.

Проводится игра «Кодiтадзисьылӧ? Кто так поет?».

Прослушивание записи пения птиц. После правильного ответа появляется картинка птицы на экране.

Проводится игра в кругу «Сильӧяслӧнкытш».

Воспитатель:Молодечьяс, челядь!  И здесь мы можем оставить после себя добрый след, чтобы наш красивый и богатый лес, где так много животных, растений, грибов и ягод, оставался всегда чистым, уютным домом для всех живущих здесь.

Дети собирают из разрезанных частей картину, где будет написано и изображено «Берегите природу».

Воспитатель:На сегодня наше путешествие по загадочному лесу завершается. Вы удачно справились со всеми заданиями. Молодечьяс! В следующий раз мы с вами отправимся в путешествие по нашему Усть-Вымскому району. Ну, а нам пора возвращаться в детский сад. Занимайте свои места.

По дороге в детский сад воспитатель интересуется у детей о впечатлениях путешествия и об остановках, которые были в пути. А также предлагает  нарисовать то, что детям больше всего запомнилось и понравилось.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"По родной сторонушке"

сценарий весеннего праздника для старшей и подготовительной групп...

Конспект занятий для младшей группы "На родной сторонушке"

Содержит потешки, скороговорки, чистоговорки.Помогает  развить образную, выразительную речь детей. P/S Данные восстановлены с сайта Klen1244.ru...

Музыкально-литературное развлечение «Как в родной сторонушке на Дону широком»

Музыкально-литературное развлечение «Как в родной сторонушке на Дону широком»...

Проект Родная сторонушка

Ознакомление детей с основами отечественной культуры....

Занятие "Путешествие по родной сторонушке"

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Юргинский детский сад «Тополек»                       ...

ОД по патриотическому воспитанию в старшей группе «Путешествие по родной сторонушке»

Ход:Мотивация: Здравствуйте дети! Скажите, вы любите путешествовать? Тогда хочу вам предложить загадочное путешествие. А куда вы мне сами скажите, отгадав загадку:Здесь родился, живёшь,...

Викторина "По тропинкам родной сторонушки" (для детей и родителей)

В современном мире задача патриотического воспитания приобретает особую остроту и актуальность, и является одной из основных задач дошкольного образования. Воспитать любовь к Родине. А это и люблвь к ...