Конспект занятий для младшей группы "На родной сторонушке"
план-конспект занятия по развитию речи (младшая группа) на тему

Васюкова Татьяна Викторовна

Содержит потешки, скороговорки, чистоговорки.Помогает  развить образную, выразительную речь детей.

 

P/S Данные восстановлены с сайта Klen1244.ru

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл na_rodnoy_storonushke.docx22.69 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования г.Москвы

Южное окружное управление образования

Государственное бюджетное образовательное учреждение детский сад № 1244

Конспект занятий по теме самообразования: «На родной сторонушке» для детей младшей группы.

Подготовила и провела:

Васюкова Т.В.

13.02.2013г

 Цель:

 Приобщение детей к истокам русской народной культуры.

Задачи:

Формировать эмоциональную сферу ребенка, осваивая ценный опыт поколений.

Развивать образную, выразительную речь детей.

Обогащать и активизировать словарь.

Предварительная работа:

Разучивание стихов о природе.

Работа над скороговорками и чистоговорками.

Домашние задания для детей и родителей “Пойми и нарисуй русскую народную пословицу”.

Совместная работа с родителями по подготовке русских народных костюмов для детей.

Работа над этюдами и драматизацией.

Просмотр мультфильмов по русским народным сказкам.

Коллективный выезд в кукольный театр “Тирлямы” на спектакль “Иванушкина дудочка”.

Материал:

Элементы русских народных костюмов для детей и воспитателя /кокошники, ленты, кушаки, картузы.

Импровизированные декорации для игры-драматизации

Аудиозапись “Вологодские кружева” /русская мелодия/ –

Рисунки детей к пословицам

Шкатулка-“ларец мудрости”

Кукла

Картотеки

“Пословицы и поговорки”

“Скороговорки и чистоговорки”

“Стихи о деревьях”

“Этюды”

Сценарий игры-драматизации по русской народной сказке “Как коза избушку построила”

Ход занятия

Встреча с Ванюшкой и Машенькой, приглашение побывать на родной сторонушке.

Сказ воспитателя о земле родной, земле русской.

Рассказы детей о пословицах по домашним рисункам.

Конкурс скороговорок и чистоговорок.

Этюды по “стихотворной шумихе”: потешкам, журилкам, страшилкам, мирилкам.

Русская народная игра “Бояре”

Чтение стихов русских поэтов о природе

Игра-драматизация по русской народной сказке “Как коза себе избушку построила” .

Прощальная игра “Ручеек” /русская народная/.

Сценарий досуга

Воспитатель:

“Пришли из глубины веков загадки и пословицы…

И смысл их драгоценных слов

Надолго нам запомниться”

Пословицы – это краткие народные изречения с глубоким поучительным смыслом как надо и не надо поступать. В них накоплен опыт многих поколений людей. Еще ваши прабабушки и прадедушки говаривали: “Без углов дом не строится, без пословицы речь не молвится” /не молвится – значит, не говорится/. Обратили ли вы внимание, что речь становится яркой, интересной, когда в ней используют пословицы да поговорки.

Вспомните-ка, какие поговорки говорят у вас в доме, да нам растолкуйте.

Дети: /варианты разъяснений смысла пословиц с помощью домашнего рисунка/

“Замолчал, как в рот воды набрал”

“Слово не воробей: вылетит – не поймаешь”

“В чужом месте – что в лесу”

“Кукушка кукует, по бездомью горюет”

“На чужой сторонушке рад своей воронушке”

“В тесноте да не в обиде”

“Семеро одного не ждут”

“И готово, да бестолково”

“Всякой матери своё дитя мило”

Воспитатель:

Каких пословиц только нет –

И в каждой мудрый дан совет.

А сейчас все ваши рисунки в “ларец мудрости” отправляются,

Ларец закрывается, а у вас мудрости прибавляется.

Народ придумал много чистоговорок и скороговорок. Скороговорка – это весёлая игра в быстрое повторение стишков и фраз, которые трудно выговорить.

Как на горке, на пригорке сидят тридцать три Егорки…

А нам пора провести конкурс “Скороговорки”.

Скороговорки знакомы детям, например:

Бык тупогуб, тупогубенький бычок.

У быка бела губа была тупа.

Баран-буян залез в бурьян.

Павка на лавке плетёт лапти Клавке.

Три сороки-тараторки тараторили на горке.

У тридцати трёх полосатых поросят

Тридцать три хвостика висят.

Кукушка кукушонку купила капюшон.

Надел кукушонок капюшон.

Как в капюшоне он смешон!

Свинья тупорыла, носом рыла, рыла, рыла.

Весь двор перерыла.

У ежа и ёлки иголки колки.

Везёт Сенька Саньку с Сонькой на санках.

Не хочет косой косить косой.

Идёт Козёл с Козой, а Коза идёт с косой.

Жили-были четыре старушки,

Все четыре – большие болтушки.

Шесть мышат в камышах шуршат.

Два щенка щека к щеке щиплют щётку в уголке.

Цапля мокла, цапля сохла, цапля чахла, цапля сдохла.

Росла за горой, за пригорочком,

Сосёнка с под-при-сосёночком.

Дети: /по желанию/ усаживаются на “пригорке”, проговаривают скороговорки, получают награду.

Воспитатель: Молодцы, да только жаль, что “Всех скороговорок не перескороговоришь!”

Теперь пора и к беседушке перейти – душу отвести.

Как только в семье появлялось дитя малое, заботливые взрослые стали сочинять для него маленькие и добрые стишки – колыбельные, потешки. Бабушка пела или рассказывали своей внучке, когда внучка вырастала, то баловала своих деток и внучат – так эти песенки дошли и до вас /берет в руки куклу-младенца/:

Спи, мое дитятко малое,

Нежу я детку мою,

Вот колыбель закачалася…

Баюшки-баю-баю. /К.Бальмонт/

А как укачивала мама вас?

Дети: /варианты колыбельных песенок/

Воспитатель: А вот какой потешкой баловал дедушка своего внука.

Мальчик:

Еду, еду на лошадке,

На лошадке в красной шапке

К бабушке Варварушке

В гости на оладушки.

Воспитатель: Добрые и веселые стишки можно не только читать, но и играть.

Игра “Потягунушки”

Потягунушки, потягунушки!

Поперек толстунушки, (потянуться, вытянув руки и выгибая спину)

А в ножки ходунушки, (вытянуть ноги)

А в ручки хватунушки, (сжимать–разжимать пальцы рук)

А в роток говорок, (зевнуть, прикрыв рот рукой)

А в головку разумок. (слегка почесать темя)

Дети: играют этюды на выражение основных эмоций

Журилка “Барабулька” /Один ребенок грустит – другой берет его за руку и говорит/

Если в доме кто-то плачет,

Вы ему скажите, что

Ходит Ёжик во лесу –

Барабулька на носу.

Ёжик ей ладошкой машет,

А она поёт и пляшет!

Если хочешь, мы с тобою

Завтра тоже в лес пойдём

И такую Барабульку

Обязательно найдём!

Уговорка “Лапоть” /плачет малыш, расставшись с мамой или от обиды – другой ребенок его успокаивает/

Послушай, что тебе скажу,

Давай не будем плакать!

А то услышит наш сосед

И подарит лапоть.

Куда мы в нём с тобой пойдём?

Раз шагнём и упадём!

Пугалка “Петушки” В.Берестова /драчунам – можно хором/

Если очень петушиться,

Можно перышек лишиться.

Если перышек лишиться,

Нечем будет петушиться.

Страшилка “Крапива” /девочки грозят мальчикам/

На крапиву не садись,

Если сядешь – не сердись.

Потешка “На улице” /игра в микрогруппах/

На улице две курицы

С петухом дерутся.

Две девушки красавицы

Смотрят и смеются.

Ха-ха-ха! Ха-ха-ха!

Как нам жалко петуха.

Молчанка /воспитатель/

Шел Молчан

По крутым горам.

Кто не молчал –

Того за уши драл!

Мирилка /стишок, скрепленный соединением мизинцев, помогает забыть ссору – в парах/

Ехали на лодке,

Кушали селедку,

А селедка не годится,

Надо, надо помириться.

Мир, мир – навсегда,

Ссора, ссора – никогда!

Воспитатель: А в деревнях ребятишки, ох, как любили играть, да в игры разные, да веселые.

Дети играют в русскую народную игру “Бояре”.

Воспитатель: А сейчас мы с вами оказались на волшебной поляне. Прислушайтесь-ка, что это за шум такой? Это же листочки шелестят, так деревья между собой переговариваются.

Дети читают стихи:

“Клен”

Листву рассыпает метель золотая,

Я в парке сижу и о чем-то мечтаю.

Над лавочкой старый лист клена кружится

И медленно мне на ладошку ложится.

Такой разноцветный, нарядный, веселый –

Чудесно, что клены растут возле школы!

Осенние клены – цветов хороводы,

И желтый, и красный среди непогоды.

Найду я зеленого капельку цвета

Как отблеск последний ушедшего лета. /С.А.Васильева/

“Дуб”

Дуб дождя и ветра вовсе не боится.

Кто сказал, что дубу страшно простудиться?

Ведь до поздней осени он стоит зеленый,

Значит, дуб выносливый, значит, закаленный. /И.Токмакова/

“Ива”

Возле речки, у обрыва

Плачет ива, плачет ива.

Может, ей кого-то жалко?

Может, ей на солнце жарко?

Может, ветер шаловливый

За косичку дернул иву?

Может, ива хочет пить?

Может, нам пойти спросить?

“Черемуха”

Черемуха пушистая,

Густая и душистая.

Завесило село,

Как будто подморозило,

Как будто сад у озера

Метелью занесло. /С.Есенин/

“Осинка”

Зябнет осинка, дрожит на ветру,

Стынет на солнышке, мерзнет в жару.

Дайте осинке пальто и ботинки –

Надо согреться бедной осинке. /В.И.Мирясова/

“Ели”


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по лепке "Подарок родным"

Конспект занятия по лепке из соленого теста "Подарок родным" в средней группе ( к 9мая)...

Конспект занятия "Знакомство с животными родного края"

Конспект занятия по экологии для детей средней группы (4-5 лет)...

Конспект занятия по аппликации панно "Родной чум"

Приобщение детей к коми национальной культуре....

Конспект занятия по ознакомлению с родным городом для детей старшего дошкольного возраста

Воспитание любви к Родине начинается с воспитания любви к родному городу. Как знакомить детей с родным городом в занимательной форме с использованием художественного слова и музыкально-игровой деятель...

Формирование у детей начальных представлений о малой Родине. Конспект НОД в младшей группе «Родной свой край люби и знай!»

Конспект НОД посвящено теме знакомства с родным тульским краем. в нем описаны задачи, а также сам ход занятия....

Конспект занятия "Большое путешествие по родному краю" для детей 6-7 лет Презентация к занятию

Материал предназначен для ознакомления детей с заповедными местами Республики Коми...

Конспект занятия по физическому развитию "Русская сторонушка"

Представляю конспект занятия по физическому развитию для подготовительной к школе группы....