Региональный компонент - казачество
методическая разработка по теме
«Этнокультурный компонент в деятельности дошкольной образовательной организации как способ формирования патриотических и социально-нравственных качеств личности дошкольника» - опыт работы МБДОУ д/с "Малыш" Зерноградского района
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 32.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Малыш» Зерноградского района
МАСТЕР – КЛАСС
«Этнокультурный компонент в деятельности
дошкольной образовательной организации как способ формирования патриотических и социально-нравственных качеств личности дошкольника»
Подготовила А.Н.Брилева, старший воспитатель
высшая квалификационная категория
2017 год
Всколыхнулся, взволновался православный Тихий Дон,
И послушно взволновался на призыв свободы он.
Зеленеет степь Донская, золотятся волны нив,
И с простора слух лаская, вольный слышится призыв.
Славься Дон и в наши годы,
В память вольной старины!
Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории. Проблема формирования патриотических чувств у детей дошкольного возраста сегодня особо значима.
Принята государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы», ориентированная на все социальные слои и возрастные группы граждан России.
В Концепции развития образования Ростовской области на период до 2020 года одним из приоритетных направлений развития является духовно-нравственное воспитание дошкольников: формирование базовых основ православной культуры и регионального патриотизма.
Донской край – это и русский край, и одновременно край казачий. Казачество – это часть русского народа, которая, наряду с общими чертами, присущему всему великому народу, имеет и свои уникальные черты и особенности, связанные с историческим прошлым, с неповторимой культурой и своеобразными обычаями.
Еще в XVI столетии на берегах Дона утвердилась самостоятельная воинственная община казаков, русская по вере и языку. К 1549 году донские казаки прочно обосновались на южных рубежах Российского государства. В период с 1671 по 1676 г.г. донские казаки приняли официальное подданство России и присягу на верность его государям. 25 августа 1808 года Александр I по ходатайству донского атамана Матвея Ивановича Платова подписал Указ об открытии на Задонском тракте, расположенном на левом берегу Дона, четырех станиц. В начале мая 1809 года у реки Мечетки и была основана казачья станица Мечетинская.
У донской земли яркая и богатая история и знание того, что было до нас не только желательно, но и необходимо. Культура и народный быт обладают глубокой преемственностью. Шагнуть вперед можно только тогда, когда нога отталкивается от чего-то. Движение от «ничего» или «из ничего» невозможно. В прошлом мы черпаем свои духовные силы, чтобы совершенствовать будущее. Давайте попробуем составить свою родословную по предложенной схеме.
Составление участниками мастер-класса своей родословной по предложенной схеме.
Воспитание человека этнокультуры становится важной задачей современного образования. В настоящее время проводится большая работа по возрождению казачьих традиций в ДОУ. Образовательная деятельность по данному направлению строится на основе программы Г.Н.Калайтановой «Развитие представлений о человеке в истории и культуре». Дополнительная образовательная программа ДОУ «Казачок», разработанная педагогами нашего дошкольного учреждения, направлена на освоение дошкольниками историко-культурного наследия родного края, педагогический потенциал которого особенно значителен для ребенка, т.к. является и этническим, и территориально близким (возможность посещать памятные места, музеи, скверы; слышать и исполнять фольклорные и авторские произведения, созданные на родной земле).
Успешность развития дошкольников при знакомстве с родной станицей возможно только при условии их активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально-практическим путем, т.е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение и другие виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту.
Большое значение для формирования, расширения и углубления представлений о родном крае, патриотических чувств, воспитания любви к родному краю имеет применение в образовательном процессе краеведческого материала, в связи с чем, в рамках реализации программы, и разработан проект «Этнокультурный компонент в деятельности дошкольной образовательной организации как способ формирования патриотических и социально-нравственных качеств личности дошкольника»
Цель: создание педагогических условий, способствующих формированию у детей дошкольного возраста нравственно-патриотических качеств, приобщению детей к историческим и духовным ценностям родного края, к культурным и национальным традициям на основе использования краеведческого материала.
Задачи проекта:
- развитие интереса и уважения к истории, традициям и обычаям малой Родины;
- приобщение к народной культуре через участие в народных праздниках и обрядах, художественно-продуктивной деятельности;
- способствовать созданию эмоционально комфортной среды для самостоятельного проявления творческой активности каждого ребёнка;
- воспитание любви к малой Родине и гордости за свой край на основе краеведческой деятельности;
- способствовать активному участию родителей в жизни детского сада в реализации краеведческих идей проекта;
- организация взаимодействия детского сада с социумом.
Приказом Министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 22.05.2017 года № 330 «Об областных инновационных площадках», муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению детскому саду «Малыш» Зерноградского района присвоен статус областной инновационной площадки для реализации проекта «Этнокультурный компонент в деятельности дошкольной образовательной организации как способ формирования патриотических и социально-нравственных качеств личности дошкольника».
Нормативно-правовое обеспечение проекта:
- Федеральный закон об образовании в Российской Федерации № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г.
- Конвенция ООН о правах ребёнка, принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20.11.1989 г., ратифицированная Верховным советом СССР 13.06.1990г.
- «Семейный кодекс Российской Федерации» от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 30.12.2015)
- «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)
- Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 №124-ФЗФЗ (с изменениями от 28 июля 2000 г.)
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155)
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013г. №1014 «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования».
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от15.05.2013 г. № 26 г. Москва «Об утверждении СанПин 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»
- Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы (принятая 11 октября 2012 года на заседании Правительства Российской Федерации).
- Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (утв. Распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. №1662-Р).
- Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» (постановление Правительства Российской Федерации от 30.12.2015 № 1493).
- Стратегия развития российского казачества до 2020 года.
- Областной закон Ростовской области от 23.12.2013 № 91-ЗС «О внесении изменений в Областной закон "О казачьем кадетском образовании в Ростовской области" (принят ЗС РО 10.12.2013).
- Постановление правительства РО от 6 декабря 2012 г. № 1060 «Об утверждении концепции реализации государственной политики в отношении казачества на территории Ростовской области».
- Постановление правительства Ростовской области от 01 июня 2012 № 475 «Об утверждении Положения о присвоении статуса «казачье» образовательным учреждениям».
- V Всемирный Конгресс казаков 13-15 октября 2015 года г.Новочеркасск.
- Устав МБДОУ д/с «Малыш» Зерноградского района, утвержденный приказом управления образования от 27.01.2015 года № 56
- Локальные акты ДОУ.
Основными исполнителями проекта являются администрация, педагоги, обучающиеся и родители (законные представители) казачьей группы МБДОУ д/с «Малыш» Зерноградского района.
Соисполнителями проекта являются педагогический коллектив ДОУ, родительская общественность, обучающиеся старших и подготовительных групп, социальные партнеры проекта – коллективы МБОУ ДОД «Ермак», Мечетинский отдел МБУК «ЗМЦБ им А.С.Пушкина», МБУК «Мечетинский СДК», учителя казачьего класса МБОУ Мечетинская СОШ, батюшка православного Прихода Храма Великомученника Георгия Победоносца, станицы Мечетинской – протоиерей Отец Сергий.
Предваряла разработку проекта многолетняя работа учреждения в режиме региональной направленности образовательного и методического процесса.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Малыш» Зерноградского района имеет статус «Казачье», присвоенный Министерством общего и профессионального образования РО, Войсковым казачьим обществом «Всевеликое войско Донское», приказ от 02.12.2004 года № 2504. В целях выполнения Постановления Правительства РФ № 839 от 21.07.1999 года «О федеральной целевой Программе поддержки казачьих обществ» на базе ДОУ с 2004 года ежегодно (приказ от 23.12.2004 года № 73) успешно функционирует казачья группа.
С 2009 года МБДОУ д/с «Малыш» Зерноградского района работало в статусе муниципальной экспериментальной площадки по региональному компоненту «Приобщение детей к системе культурных ценностей народного наследия с использованием регионального компонента - казачества», (приказ ОО АЗР от 04.03.2009 года № 82 «Об организации деятельности областных экспериментальных площадок в ДОУ»).
За прошедший период в МБДОУ д/с «Малыш» усилиями педагогов, родительского сообщества, создан краеведческий мини-музей «Казачья горница» и соответствующая предметно-развивающая среда.
Педагоги ДОУ, в рамках изучения истории Донского казачества, истории своей малой Родины - станицы Мечетинской, активно знакомились с учебными пособиями Г.Астапенко, М.П.Астапенко, Б.А.Алмазова, посещали музей истории Донского казачества станицы Мечетинской, Старочеркасский историко-архитектурный музей-заповедник, посещали службы в Вознесенском кафедральном соборе г. Новочеркасска, в Свято-Георгиевском приходе ст. Мечетинской, знакомились с воспитанием кадетов в Новочеркасском кадетском училище. Станица дала стране немало замечательных людей, имена которых знают далеко за пределами Зерноградского района. В их числе выдающийся конструктор стрелкового оружия Ф.В.Токарев, Герои Советского Союза Г.Д.Верхошанский, Н.Г.Калюжный, В.А.Суслев, Герои Социалистического труда - И.Д.Захаров, К.Г.Шаповалов, и известные писатели, поэты, литературные критики – М.П.Громов, Б.Т.Примеров, А.Н.Скрипов.
В методическом кабинете оформлена выставка литературы по казачеству «Региональный компонент - казачество».
По результатам методической работы, самообразования педагогов, в рамках семинара-практикума «Игровое наследие Дона, донского казачества в работе с детьми дошкольного возраста», проводилось тестирование воспитателей по методике ознакомления дошкольников с социальным миром. Предлагаю вам ознакомиться с данным тестом и проверить свои знания.
Тестирование участников мастер-класса.
В рамках реализации регионального компонента организованно прошли заседания клуба для родителей «Содружество» на темы «Кем твой прадед был, скажи?», «Казаки – знатные хлеборобы». На данных мероприятиях были организованы: выставка фотографий казачьих семей, на которой представлены разнообразные семейные древа, где история казачьей семьи прослеживалась до шести-семи поколений; выставка «Хлеб всему голова», с композицией семейных поделок, выпечки, а также презентацией семейных традиций.
Экспозицию выставки, работы к которой изготавливались совместно воспитанниками и родителями, необходимо подготовить накануне родительского собрания. Как вы думаете, с какой целью это надо делать?
(Цель: максимально активизировать общение обучающихся друг с другом, и затем, с родителями, по теме совместной продуктивной деятельности, стимулировать к творческой, совместной с детьми деятельности, пассивных родителей).
МБДОУ представляло выставочную экспозицию «Казачья горница» на IV этноспортивном празднике Шермиции, организованном Администрацией Мечетинского сельского поселения. Участие в данном мероприятии отмечено Благодарственным письмом от администрации поселения в адрес дошкольного учреждения, за сохранение и развитие традиционной культуры Донских казаков и станицы Мечетинской.
Коллектив ДОУ принимал участие в проводимом управлением образования Администрации Зерноградского района Ростовской области 5 мая 2017 года областном форуме «Информационное обеспечение противодействия экстремизму в образовательной среде: идеологические, организационно-правовые и социально-психологические аспекты».
На презентационной площадке выставочного комплекса «Толерантность народов Дона - это взгляд в будущее без экстремизма», был представлен опыт работы образовательного учреждения по формированию толерантности у дошкольников в рамках реализации проекта «Культура и традиции народов Дона: знакомство с Республикой Татарстан». Это мероприятие активно способствовало воспитанию любви к малой Родине и гордости за свой Донской край на основе краеведческой деятельности, так как еще в 18 веке Нижний Дон и Приазовье населяли разные народы, и в их числе были и татары.
В настоящее время коллектив ДОУ работает в режиме реализации мероприятия основного этапа проекта «Этнокультурный компонент в деятельности дошкольной образовательной организации как способ формирования патриотических и социально-нравственных качеств личности дошкольника».
С опытом работы ДОУ в данном направлении можно ознакомиться на сайте ДОУ: http://дс-малыш.рф/index.php
Тестовые задания по методике ознакомления дошкольников с социальным миром.
Указания: все задания имеют пять вариантов ответа. Обведите кружочком тот, который Вы считаете правильным.
1. Современные научные исследования по ознакомлению детей с социальным миром позволяют педагогу сделать выбор между рядом образовательных альтернатив. Вычлените лишний ответ.
Варианты ответа:
А. возможностью осуществления социально-нравственного и этнокультурного воспитания через ознакомление детей с искусством;
Б. возможностью осуществления социально-нравственного и этнокультурного воспитания в процессе постижения детьми основ традиций народной культуры и семейного воспитания;
В. социализацией детей с ориентацией на святоотеческие духовно-нравственные идеалы;
Г. ознакомление воспитанников с красотой родной природы и усилением краеведческого направления работы в ДОУ;
Д. усвоением норм морали и формированием коллективистического сознания.
2. Содержание этнокультурного воспитания (региональный казачий компонент) дошкольников включает в себя направления работы, которые осуществляются параллельно и в тесной взаимосвязи с художественно-эстетическим и умственным воспитанием. Вычлените лишний ответ.
Варианты ответа:
А. ознакомление с казачьими традициями, изучение культуры казаков;
Б. ознакомление с историей русского народа, казаков, биографиями выдающихся деятелей русской культуры;
В. изучение некоторых исторических событий;
Г. изучение географии разных стран и формирование представлений об особенностях национального характера народов мира.
Д. изучение классических произведений русской литературы, казачьего этноса.
3. Какое понятие не характеризует цель и результат социально-нравственного направления развития личности воспитанников ДОУ?
Варианты ответа:
А. усвоение основных понятий о социальных нормах отношений, в том числе об общечеловеческих ценностях, определяемых в соответствии с содержанием ратифицированной Россией Конвенцией ООН о правах ребенка и с содержанием федеральных нормативных актов;
Б. сформированность основных элементов гражданско-патриотического сознания;
В. знание об основных мировых религиях;
Г. усвоение основных обобщенных закономерностей жизни и развития общества и человека в нем;
Д. усвоение основных понятий культуры социальных отношений, включая экономические и правовые.
4. ДОУ с этнокультурным (национальным) компонентом образования - учреждение, которое реализует образовательную программу дошкольного обучения в пределах стандарта и обеспечивает изучение…
Варианты ответа:
А. национальной литературы, фольклора, культуры, традиций народа – носителя языка;
Б. атрибутов национальной культуры;
В. народных обрядов;
Г. художественной литературы;
Д. фольклора.
Тестовые задания подобраны на основе методического пособия «Тесты для оценки профессиональной подготовленности педагогов ДОУ» авторы-составители: Н.В.Микляева, Л.Р.Болотина и др.,
изд. Айрис-пресс, Москва 2007 год.
Ключи правильных ответов:
1 – Д
2 – Г
3 - В
4 - А
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Приобщение детей дошкольного возраста к системе культурных ценностей посредством использования регионального компонента – казачества»
Отчет по внедрению регионального компонента в образовательную деятельность дошкольников среднего возраста группы №12 «Казачок»...
Перспективный план по региональному компоненту и компоненту ДОУ
Перспективный план по региональному компоненту и компоненту ДОУ.Внедрние национального компонента в музыкальном воспитании в соотвествии с требованиями ФГОС....

«Осень на порог – на стол пирог». Осенний праздник на основе регионального компонента ( казачество) для подготовительной группы
Цели: привить любовь к родному краю, к нашей Родине и культуре; развивать стремление изучать историю родного края, сохранять бережное и уважительное отношение к памяти своих предков.Задачи:...

Перспективное планирование образовательного процесса по реализации национально – регионального компонента на основе региональной программы «Наш дом – Южный Урал»
Месяц ТемаЦельПредварительная работаМатериалы Сентябрь 1 неделя«История жизни человека на Южном Урале»Обеспечить ознакомление детей с историей заселения Южного Урала ...

Конспект образовательной деятельности по реализации регионального компонента "казачество" "Профессии казаков"
Конспект образовательной деятельности по реализации регионального компонента "казачество" "Профессии казаков"...

Управленческий проект внедрения рабочей программы «Приобщение детей дошкольного возраста к системе культурных ценностей посредством использования регионального компонента-казачества»
Духовно – нравственное воспитание человека является приоритетом семьи, гражданского общества, страны в целом. Вот почему так важно правильно направлять в нужное русло...

