Программа кружка «Дом, где живет счастье!» Вторая младшая группа
методическая разработка (младшая группа) на тему

Воспитание у детей любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_dom_gde_zhivet_schaste.docx49.93 КБ

Предварительный просмотр:

Согласована:                                                       Утверждена:

педагогическим  советом                                Заведующей

Муниципального бюджетного                       Муниципального бюджетного

дошкольного образовательного                    дошкольного образовательного

учреждения – детский сад      учреждения – детский сад
№28 «Ёлочка»                                                        №28 «Ёлочка»

Протокол №___                                                                                    Савенок И.В.

«___»_________20__г.                                      Пр. №               «     »               20     г.

Программа кружка «Дом, где живет счастье!»

Вторая младшая группа

на 2016-2017 учебный год

 

Содержание :

Обоснование актуальности программы

Цель

Задачи

Принципы работы

Ожидаемый результат

План кружка

Что мы Родиной зовем? 

Дом, где мы с тобой растем

И березки у дороги,

По которой мы идем

Что мы Родиной зовем?

Солнце в небе голубом.

И душистый, золотистый

Хлеб за праздничным столом

Что мы Родиной зовем?

Край, где мы с тобой живем.

В. Степанов

 

Детство – это каждодневное открытие мира. Нужно, чтобы это открытие стало, прежде всего, познанием человека и отечества, чтобы в детский ум и сердце входила красота настоящего человека, величие и ни с чем несравнимая красота Отечества.

Детство – ответственный этап в становлении личности и ее нравственной сферы. Вовремя созданная благоприятная педагогическая среда способствует воспитанию в детях основ патриотизма и гражданственности.

 Понятие патриотизма многообразно по своему содержанию – это и уважение к культуре своей страны, и ощущение неразрывности с окружающим миром, и гордость за свой народ и свою Родину.

 Ребенок с первых лет жизни должен сердцем и душой полюбить свой родной край, культуру, испытывать чувство национальной гордости, что называется «пустить корни в родную землю». Дошкольный возраст, по утверждению психологов – лучший период для формирования любви к малой родине.

 Мы очень гордимся своей малой родиной и нашими земляками, знакомим детей с историей и культурой своего края, воспитываем к нему любовь и уважение.

 

1. Обоснование актуальности программы

О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отечеству, наследию, воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

Чувство Родина… оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе… И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль, в становлении личности патриота.

Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомиться с детским садом, своей семьей, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей и символами.

Родной город Надо показать ребенку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.

Цель: Формировать у детей дошкольного возраста патриотические отношения и чувства к своей семье, городу, к природе, культуре на основе исторических и природных особенностей родного края.

Задачи:

– воспитание у детей любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;

– формирование бережного отношения к природе и всему живому;

– воспитание уважения к труду.

– способствовать установлению более тесных взаимоотношений детей и их родителей.

Принципы работы:

  • Системность и непрерывность.
  • Личностно-ориентированный гуманистический характер взаимодействия детей и взрослых.
  • Свобода индивидуального личностного развития.
  • Признание приоритета ценностей внутреннего мира ребенка, опоры на позитивный внутренний потенциал развития ребенка.
  • Принцип регионализации (учет специфики региона)

Возраст – младшая группа – подготовительная группа

Кол-во детей: 21

Реализация кружка – дошкольный возраст (пребывание ребенка в детском саду)

Ожидаемый результат:

Реализация данного кружка позволит:

- заложить основу патриотического воспитания у детей, привить любовь к Родине;

- приобщить детей к общечеловеческим нравственным ценностям.

- привлечение семьи к патриотическому воспитанию детей.

Дети должны знать:

- Знать имя, отчество родителей.

- Знать где работают их родители.

- Знать участок и группу детского сада; уметь поддерживать порядок на них, бережно относиться к оборудованию участков, и группы, ухаживать за растениями.

- Знать имя, отчество сотрудников детского сада, уважать их труд, уметь оказывать посильную помощь взрослым.

- Знать некоторых домашних и диких животных родного края; без надобности не срывать растения, не ломать ветки деревьев и кустарников, не пугать животных, не уничтожать насекомых.

- Знать название своего города; с доверием относиться к взрослым, которые заботятся о них.

Планом работы кружка определена последовательность решения комплекса поставленных задач, она определяется по разделам.

1 раздел «Вместе дружная семья» (семья, детский сад)

2 раздел «Вот эта улица, вот этот дом».

3 раздел «Город, в котором я живу».

1 раздел «Вместе дружная семья».

Семья и детский сад – первый коллектив ребенка и в нем он должен чувствовать себя равноправным членом, вносящим каждый день свою, пусть скромную, лепту в семейное дело. В этом разделе дети знакомятся со ставом своей  семьи.

Цель: Воспитание любви и уважения к семье, родным и близким людям.

Задачи:

- Познакомить с понятием «семья». Учить детей называть членов семьи; внушать детям чувство гордости за свою семью; прививать уважительное, заботливое отношение к пожилым родственникам. Формировать интерес к своей родословной.

- Вызывать у детей желание посещать детский сад, встречаться с друзьями.

- Воспитывать у детей уважение к сотрудникам детского сада, бережное отношение к труду взрослых, желание оказывать посильную помощь.

2 раздел «Вот эта улица, вот этот дом».

Возникла необходимость воспитания бережного отношения к малой Родине через её познание.

Основной его задачей является формирование представления детей о географических особенностях их малой Родины. Содержание материала по разделу раскрывает темы: местоположения города, климат, природа, символика родного края.

Задачи:

- Формировать представления детей о географических, климатических, социально-экономических особенностях малой Родины, символике родного края.

- Расширять представления о природных богатствах города: растительном и животном мире. Воспитывать любовь к природе родного края и чувства сопричастности к ее сбережению.

3 раздел «Город, в котором я живу».

Цель: Дать элементарные представления об истории, героях Великой Отечественной Войны, о защитниках Отечества, достопримечательностях города, социально-экономической значимости города.

Задачи:

- Формировать представление об исторических корнях города.

- Расширять представления о достопримечательностях, социально-экономической значимости города.

- Воспитывать уважение к героям Великой Отечественной Войны, защитникам Отечества.

 

4 раздел «Наша кладовая».

Цель: Дать представление дошкольникам  о культуре нашего народа, которую они представляют.

Задачи:

- Формировать представление об основных профессиях жителей города.

- Вызвать интерес к жизни людей их быту, культуре, языку, традициям.

- Воспитывать интерес и желание как можно больше узнать о своей малой Родине.

 

План реализации кружка во второй младшей группе

« Вместе дружная семья» (2016 г.-2017 г.).

сентябрь

Семья

  «Имя и фамилия»

Игра «Кто я?»

Беседа «Для чего человеку имя?» Игра «Назови ласково», «Полное» и «неполное» имя.

—Как тебя зовут? Как твоя фамилия? Как зовут твою маму? Как зовут твоего папу? Во время таких бесед-разговоров воспитатель следит за тем, чтобы дети различали такие понятия, как «имя» и «фамилия», не объединяли их. На вопрос «Как тебя зовут?» ребенок должен назвать только свое «имя» а не отвечать: «Саша Иванов». Отвечая на вопрос «Как зовут маму?», ребенок может ответить: «Мама Таня». Не следует в начале года добиваться от детей, чтобы они называли родителей по имени и отчеству.

Семья

Чтение рассказа Д. Грабе «Мама».

— Скажите, кто в семье больше всех заботится о детях? (Мама.) Какая мама? (Хорошая, добрая, заботливая.) — Я сейчас прочитаю вам рассказ, который так и называется «Мама».

«МАМА».

Самое лучшее слово на свете — мама. Самая хорошая на свете мама - моя. Я не могу обойтись без мамы, а она не может обойтись без меня... Поэтому она не отпускает меня далеко, а когда идем в детский сад, держит за руку. ...Сегодня выходной, мама на работу не пошла. Мы в парке. Все вокруг зеленое, и цветов много. Детей тоже много. Мама сидит на скамейке и говорит с другой мамой, а мы куличики лепим. Всамделишные, из песка. Мама смотрит на меня и смеется. И цветы смеются. Мама очень добрая, когда улыбается. И я - улыбаюсь ей.

- Какая была в рассказе мама. (Добрая, хорошая, самая лучшая.)

Октябрь

семья

Беседа «брат и сестра».

Для беседы воспитатель выбирает тех детей, у кого есть младшие или старшие сестры или братья. Во время индивидуальных бесед  он спрашивает детей о том, кто в семье есть, кроме мамы и папы. — Есть у тебя сестренка или братишка? — Кто старше — ты или твой (твоя) брат (сестра)? — Как зовут твоего брата, (твою сестру)? — Играешь ли ты с сестренкой? Как ты играешь? — Какие игрушки есть у маленького? Воспитатель подводит детей к пониманию того, что о младших в семье надо заботиться, что играя с младшей сестренкой или братишкой, дети помогают маме. Предлагает детям принести фотографии сестер и братьев.

семья

Чтение рассказа К.Д. Ушинского «Вместе тесно, а врозь скучно».

Перед чтением воспитатель спрашивает детей, как они играют со своими младшими или старшими братьями и сестрами. Предлагает послушать рассказ о брате и сестре, который написал Константин Дмитриевич Ушинский.

ВМЕСТЕ ТЕСНО, А ВРОЗЬ СКУЧНО.

Говорит брат сестре: «Не тронь моего волчка!» Отвечает сестра брату: «А ты не тронь моих кукол!» Дети расселись по разным углам; но скоро им обоим стало скучно. Отчего детям стало скучно? Воспитатель предлагает детям ответить на вопрос, заданный в рассказе.

Ноябрь

семья

«Дочки-матери»-

с-р.игра

Во время сюжетно-ролевой игры «Дочки-матери» воспитатель показывает, как можно заботиться о дочке (кукле): кормит ее, укладывает спать, гуляет, катает в коляске, читает книжки и т.д. Напоминает, что в семье старшие заботятся о младших.

.. Детский сад- рассказ воспитателя

Воспитатель обращает внимание на то, что в группе всё сделано так, чтобы детям было удобно, хорошо. О детях заботятся сотрудники детского сада — воспитатель, няня, повар, медсестра и др. Дети посещают помещения - других групп, их участки, знакомятся с территорией детского сада, с зелеными насаждения ми, которые ее украшают, с различным физкультурным оборудованием, с сюжетными постройками. Воспитатель рассказывает о том, что взрослые многое сделали для детей, они заботятся о детях и все, что их окружает, необходимо беречь.

Декабрь

Помещения детского сада.

Воспитатель предлагает детям рассмотреть шкафчики. — Как вы думаете, для чего нужны эти шкафчики? (Складывать одежду.) — А почему шкафчиков много? (Потому что детей много.)  — Как же узнать,  где чей шкафчик? (Если дети не догадаются, воспитатель обращает их внимание на то, что на каждом шкафчике есть картинка.) Одежду надо аккуратно складывать, чтобы она поместилась в шкафчик, не мялась, чтобы ее удобно было потом надевать.

Помещения группы — Самая большая комната — это «групповая» Посмотрите, как много всего в ней находится. Что вы видите? (Игрушки, книги, машины и т.д.) А чтобы всегда найти нужный вам предмет, надо запомнить, где он лежит. Куклы находятся в кукольном уголке. Когда вы с ними поиграете, их нужно положить туда, откуда вы их взяли. Воспитатель предлагает детям назвать все, что находится в кукольном уголке. Далее воспитатель подводит детей к книжному уголку и спрашивает, что там находится. Предлагает детям почитать какую-нибудь книгу. После чтения поручает кому-либо из детей отнести книгу в книжный уголок. Обращает внимание детей на то, что ребёнок правильно положил книгу, потому что запомнил, где она лежала. В конце осмотра воспитатель напоминает о том,  что все предметы в группе должны находиться на своих местах, тогда их легко можно найти, и в группе будет порядок.

Перед завтраком и обедом воспитатель вместе с детьми рассматривает умывальную комнату, предлагает детям назвать все, что там находится, рассказать, как они моют руки, для чего нужны мыло и полотенце, как они узнают свое полотенце.

Дети рассматривают, что есть в спальне. Особое внимание воспитатель обращает на следующие предметы: подушку, одеяло, простыню, пододеяльник, покрывало. Просит детей повторить названия этих предметов. В конце осмотра предлагает сказать, кто так красиво застелил кровати и поблагодарить няню.

Целевая прогулка по территории детского сада.

На прогулке воспитатель рассматривает с детьми участок, на котором они гуляют, спрашивает, как называются игровые постройки. Рассказывает детям, что это все сделали взрослые люди, чтобы детям было интереснее гулять.

Воспитатель обращает внимание детей на большое количество участков, на различные постройки. Напоминает, что все это сделали взрослые люди для детей. Все, что сделано руками людей, надо беречь.

Воспитатель предлагает детям назвать помещения в группе, предлагает пройти в спальню.

январь

Беседа « Моя

бабушка»

— У кого есть бабушка? Она живет с вами или отдельно? — Как зовут твою бабушку (ваших бабушек)? — Как ты помогаешь бабушке? Предлагает детям подробнее рассказать о бабушке: работает она или нет, что делает по дому, играет ли с детьми, читает ли им и т.д. Обращает их внимание на то, что у каждого две бабушки: одна бабушка — мамина мама, другая бабушка — папина мама. Уточняет, знают ли дети,  как зовут их бабушек, напоминает, что бабушкам нужно помогать.

Воспитатель просит детей принести фотографии своих бабушек.

Чтение стихотворения Л.Квитко «Бабушкины руки».

— У кого бабушка живет вместе с вами? К кому бабушка приезжает в гости? Играете ли вы с бабушкой? Читает ли она вам? Гуляет ли с вами? — Сейчас я прочитаю вам стихотворение о бабушке. Называется оно «Бабушкины руки», написал его  Л. Квитко.    

БАБУШКИНЫ РУКИ.

Я с бабушкой своею

 Дружу давным-давно

Она во всех затеях

 Со мною заодно.

Я с ней не знаю скуки,

И все мне любо в ней

Но бабушкины руки

Люблю всего сильней

 Ах, сколько руки эти

Чудесного творят!

Латают, вяжут, метят,

Все что-то мастерят

Так вкусно жарят гренки,

Так густо сыплют мак,

 Так грубо трут ступеньки,

Ласкают нежно так.

Нет рук проворней, краше –

То тут они, то там.

Весь день снуют и пляшут

 По полкам, по столам.

Ко сну ночник засветят

 - И тут замолкнут вдруг.

Умней их нет на свете

И нет добрее рук

После чтения можно спросить детей, почему ребенок любит больше всего бабушкины руки.

февраль

Беседа « Мой дедушка»

— У кого есть дедушка? Как его зовут? — Дедушка — это мамин или папин папа. Поэтому дедушек у каждого ребенка два. Живет ли дедушка с вами? Любите ли вы с дедушкой играть? Во что вы играете с ним? Воспитатель просит детей принести фотографии дедушек.

Защитники отечества

Воспитатель говорит детям о том, что скоро весь! наш народ будет, отмечать праздник — День защитника Отечества. Спрашивает детей, кто такие защитники Отечества, показывает иллюстрации из книжного уголка, которые они уже рассматривали. — Защищают Отечество или нашу страну воины.  Вce мужчины служат в армии, чтобы научиться защищать свой народ, свое Отечество, когда будет нужно. Наши папы тоже этому учились. У некоторых из вас папы военные. Папам будет приятно получить открытку, которую вы сделаете своими руками. Объясняет, что нужно подойти к папе и сказать: «Папа, я поздравляю тебя с Днем защитника Отечества». Предлагает детям повторить, как надо поздравить пап.

март

« Мамин помощник»

-Что мама делает по дому. Обращает внимание детей на то, что у мамы много дел, и она устает. Маме нужно помогать. Спрашивает, как дети помогают мамам. — Я часто вижу, как мама вас раздевает утром, когда приводит в детский сад, как она одевает вас вечером, когда приходит за вами. Наверно и дома, собираясь в детский сад, мама тоже вас одевает, и вечером, приходя из детского сада, некоторые из вас раздеваются не сами. Если бы вы все это и в детском саду, и дома делали сами, мама в это время могла бы отдохнуть. Вот так вы можете помочь своей маме, позаботиться о ней, В последующие Дни во время раздевания и одевания воспитатель обращает внимание на тех детей, кто это делает самостоятельно и подчеркивает: «Какой молодец Саша! Сам разделся, аккуратно сложил одежду. Хороший мамин помощник!»

Чтение стихотворения И. Муравейко «Я сама».

— Вы уже большие. Что же вы умеете и делаете сами, без взрослых? — Некоторые из вас многое умеют делать сами, но ленятся и зовут на помощь взрослых. Сейчас я вам прочитаю стихотворение о девочке, которая все делала сама. Оно так и называется «Я сама».

 Я САМА –

 Давай будем одеваться...

- Я сама! Я сама!

 - Пойдем , будем умываться...

 - Я сама! Я сама!

 - Ну идем, хоть причешу я... –

 Я сама! Я сама!

- Ну давай хоть накормлю я...

- Я сама! Я сама!

После чтения воспитатель обращает внимание детей на то, что девочка не хотела, чтобы ей помогали взрослые, потому что она все умела делать сама. Объясняет, что с такой девочкой маме легко, такая девочка очень любит маму, потому что все делает сама. Говорит детям, что они тоже любят своих мам, поэтому все будут делать сами, без помощи взрослых — есть, умываться, одеваться.

Во время разговоров с детьми воспитатель спрашивает, что они умеют делать сами. Подтверждает, что дети умеют сами есть, умываться, одеваться, раздеваться, накрыть на стол, полить комнатные растения, убрать игрушки. — Это все вы делаете сами в детском саду, и я каждый день это наблюдаю. А кто из вас все это делает дома сам? Кто всегда сам убирает игрушки? (Ответы детей.) — Молодец! Мама, наверное, очень довольна, что у нее такой заботливый ребенок. — Кто помогает маме накрыть на стол? А есть у нас дети, которые поливают дома комнатные растения? А что вы еще делаете сами по дому, как вы помогаете маме?

апрель

С –р. игра «Дочки-матери»

Во время сюжетно-ролевой игры «Дочки-матери» воспитатель наблюдает, как дети играют с куклой, что они умеют делать. Если необходимо, подсказывает детям, что дочку (куклу) можно искупать, покатать на качелях, вместе с дочкой можно построить домик из строительного материала, башенку, собрать пирамидку.

Семья

Беседуя с детьми, воспитатель постепенно подводит их к пониманию того, что такое семья. — С кем ты живешь? Мама, папа, брат, сестра, бабушка, дедушка — это твоя семья. — Кто в твоей семье самый старший? Кто в твоей семье самый младший? — В семье все любят друг друга. Старшие заботятся о младших, младшие помогают самым старшим. Воспитатель предлагает им послушать стихотворение Ф. Фребеля:

Вот дедушка,

Вот бабушка,

Вот папочка,

Вот деточка моя,

А вот и вся моя семья.

После чтения стихотворения воспитатель предлагает детям поиграть. Читает стихотворение в медленном темпе, а дети одновременно загибают по очереди пальцы одной руки, а потом при следующем повторении стихотворения пальцы по очереди разгибают.

Май

Дружные ребята

Беседы «Моя группа», «Мои друзья».

Цель: Развивать элементарные представления о дружеских отношениях.

Воспитатель говорит детям, что они умеют дружно играть, помогают друг другу. Предлагает послушать стихотворение М. Ивенсен о таких же дружных детях

 КТО ПОМОЖЕТ

Кто упал? Таня.

Кто не плачет? Таня.

Что за умница у нас

Маленькая Таня!

Кто упал? Витя.

Кто заплакал? Витя.

Кто поможет Вите встать?

Оленька и Митя.

Коля и Нина,

Толя и Зина.

Все помогут? Да!

 После чтения стихотворения можно побеседовать с детьми. — Можно ли сказать о детях из стихотворения, что они дружные? Почему? — Кто запомнил имена детей? А кого так зовут в нашей группе? — А наши ребята дружные? Они помогают друг другу?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ РАЗВЛЕЧЕНИЯ ПО МЕТОДИКЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Где живет Зима?» (вторая младшая группа)

КОНСПЕКТРАЗВЛЕЧЕНИЯ ПО МЕТОДИКЕЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯТЕМА «Где живет Зима?»ВОЗРАСТНАЯ ГРУППА ВТОРАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА Развлечение «Где живёт Зима?»Программное содержание:Образовательная за...

Рабочая программа кружка по экспериментальной деятельности во второй младшей группе «Отчего и почему?»

Исследовательское поведение для дошкольника – главный источник для получения представлений о мире. У детей 3—4 лет ярко проявляется любопытство....

Дополнительная программа фольклорного кружка «Волшебный сундучок» для детей второй младшей группы

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММАфольклорного кружка «Волшебный сундучок»для детей II младшей группы № 1 срок реализации дополнительной образовательной программы – 1 годАвторы-составители:Арх...

Рабочая программа кружка "В гостях у сказки" вторая младшая группа

laquo;Роль и целесообразность театрализованной деятельности в развитии дошкольника».Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни детей в соответствии с определением ФГОС...

Рабочая программа кружка по ПДД "Светофорик" во второй младшей группе

Формирование навыков безопасного поведения на дорогах....