Проект "Без корня и полынь не растёт"
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

Пробуждать интерес к прошлому народа,развивать чувство сопричастности к Родине. Развивать потребность в приобретении знаний о культуре.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Районный конкурс профессионального мастерства педагогических работников дошкольного образования

Методическая разработка - 2018

ПРОЕКТ

                                    Тема: Без корня и полынь не растёт

                                                Автор: Булдакова Вера Владимировна

                                                                                           (Ф. И. О.)

                                                                Музыкальный руководитель

                                                                            (должность)

                                                                      Муниципальное казённое дошкольное  

                                                                      образовательное учреждение  «Детский сад» №20        

                                                             

2018 год

Проект

Проект долгосрочный, он завершается итоговым занятием.

Актуальность проекта.

«Без корня и полынь не растёт» (русская народная поговорка).

Приобщить к классической музыке и через неё показать связь поколений. Пробуждать интерес к прошлому народа; развивать чувство сопричастности к Родине; расширять кругозор на основе знакомства с творчеством великого композитора и музыкальным материалом местного автора. Развивать любознательность, потребность в приобретении знаний о культуре государства. Воспитывать умение отражать впечатления в разнообразной деятельности.

Тип проекта:

По доминирующему методу: познавательный

По характеру участия ребенка в проекте: участники;

По характеру контактов: осуществляется внутри одной возрастной группы, в контакте с социумом.

По продолжительности: долгосрочный;

По количеству детей: фронтальный.

Цель.

Знакомить детей с творчеством русского композитора П.И. Чайковского.  Приобщать детей к русской народной традиционной музыкальной культуре. Развивать познавательный интерес, обращаясь к материалу местного автора. (региональный компонент).

В ходе данного проекта поставлены следующие задачи:

Образовательные.

Знакомство с биографией и творчеством великого русского композитора

 П.И. Чайковского.

Воспитательные.

Воспитание музыкально – эстетического вкуса посредством обращения к музыке П.И. Чайковского, шедевру мировой музыкальной культуры.

Развивающие.

Развитие способности к построению ассоциативных аналогий между образами действительности и звуковыми, художественными образами, запечатлённых в произведения.

Патриотические.

Воспитание чувства гордости за высокую национальную музыкальную культуру, историю, литературу России, воспитание любви к природе родного края. Знакомство с творчеством учителя музыки С. В. Булдакова.

Предварительная работа

Прослушивание в аудиозаписи

1. Композиции «Лебединое озеро» (просмотр слайдов)

2. Произведений из детского альбома.

3.Знакомство с музыкой цикла «Времена года».

4.Приглашение учащихся филиала детской школы искусств п. Берёзовка. Выступление ребят, исполнение комплекса русских народных песен и игр.

5.Знакомство с пьесой «Камаринская» и подыгрывание на музыкальных    инструментах.

6. Разучивание основного элемента танца «Камаринской» - присядка.

7.Танцевать и импровизировать движения вальса.

Развитие речи:

  1. Знакомство с биографией композитора.
  2. Чтение рассказов: «Детство Чайковского» И. Кунин.
  3. «Детский альбом» Г. Абромян.
  4. Отображение детских впечатлений в рисунках.
  5. Составление рассказов по произведениям П.И. Чайковского.
  6. Рассматривание иллюстраций к произведениям.

Разработка проходила в несколько этапов

Подготовительный

Составление плана. Сбор материала по теме, литературы, разработка планов бесед с детьми.

Основной

Обогащение знаний детей в процессе образовательной деятельности.

Заключительный

Итоговое занятие.

Ожидаемый результат проекта.

Сближение и взаимодействие детей друг с другом, применение полученных знаний в процессе совместной и самостоятельной  деятельности. Развитие их творческого потенциала. Привить детям такую черту, как любознательность.

Ресурсы

          Музыкальный инструмент – пианино

          Детский музыкальный оркестр

          Мультимедийные технологии

          Компьютер, оргтехника

          Фотоаппарат

          Иллюстрации

          Аудиозаписи

          Видеоматериал

          USB – устройство

          Преподаватели филиала Увельской ДШИ п. Берёзовка

          Сотрудники Дома культуры «Прометей» п. Берёзовка

Описание проекта

Совместная деятельность с социумом.

Взаимодействие с филиалом ДШИ п. Увельский, который находится в

п. Берёзовка и Домом культуры «Прометей».

Совместная деятельность музыкального руководителя и детей по реализации проекта.

Рассказы педагога о жизненном пути П.И. Чайковского, в какое время он жил и работал. Что в это время происходило на Руси. Какие сохранились народные праздники, традиция празднования. Участие детей в жизни взрослых. Проследить и услышать народные темы в классических произведениях П. И. Чайковского.

Январь «У камелька» слушание, затем беседа и художественная деятельность (рисунки детей).

Этот месяц, чудес, волшебства и развлечений. Мы приглашали учащихся народного отделения филиала Увельской ДШИ. Педагоги и ребята пели нам народные календарные песни, зимнего цикла.  Играли народные игры с воспитанниками детского сада. Встреча была плодотворной и познавательной. В конце встречи сотрудники и воспитанники выразили своё пожелание о дальнейших встречах.    

Февраль слушание произведения Масленица. Познакомились с обрядностью народного праздника. Услышали в произведение П. И. Чайковского залихватское, катание на конях и общее веселье.

Подготовили с детьми фрагмент празднования Масленицы

Изготовили «чучело» зимы.

И угощались обрядовым блюдом – блинами.

Игровая деятельность.

«Царь за годом гуляет», «Я с веночком хожу», «Снеговик».

Март. Разучили с детьми русскую народную игру «Жаворонок».

Слушание произведения П. И.Чайковского Март - «Жаворонок»

(звучит народная тема, показ в музыке русскую природу).

Беседа о времени года, птицах и народном празднике «Сороки».

Слушание птичьи весенние звуки (в записи).

Беседа с детьми о большой любви композитора к маме его отношение.

Прочтение эпизодов о жизни П. И. Чайковского.  Отношения в семье.

Использование местного музыкального материала, исполнение песни о маме С. В. Булдакова «Подарок маме». В песне выделены музыкальные средства выразительности и передано радостное, светлое настроение. Воспитанники группы разучили эту песню, а Галимзянов Тимур, Захаров Владимир приняли участие в муниципальном конкурсе «Музыка весны», который проходил в ДК. «Прометей» п. Берёзовка.

Апрель. Камаринская. Беседа. Ребята узнали историю появления этой пляски. Что изначально - это была разминка «камарицкого» мужика, после тяжёлой работы каменщика.

Ознакомление с музыкальным произведением «Шарманщик поёт». Знакомство с инструментом, слушание в аудиозаписи.

Знакомство с основным элементом танца - присядка.  Музыкально – ритмические движения: народные хороводы весенней тематики.

Топонимика названия и географическое положение села «Камарицкое».

Ещё говорили о том, что почти в каждом городе России есть улица имени

П. И Чайковского. В г.Челябинске есть институт музыки имени

П.И. Чайковского. А Каменка, которую так любил посещать П.И. Чайковский в Киевской области, существует и у нас только в Увельском районе Челябинской области.

А ещё общее между П.И. Чайковским и С.В. Булдаковым - одно место рождение Удмуртская АССР. Город Воткинск находится в 56 км от Ижевска, где и родился С. В. Булдаков.

Май. Знакомство с автором исполнителем С.В. Булдаковым, приглашение в детский сад на музыкальное занятие.

Вырасту ребята

В армию пойду

Охранять родную Родину свою

Стану генералом,

И тогда, друзья

На планете, нашей

Будет мир всегда.

Так звучат слова в песне С. В. Булдакова, которые вызывают у детей гордость и желание служить в Армии. Патриотическое чувство и любовь к Родине прослеживается и в произведениях П. И. Чайковского. Он много времени проводил за границей, и на чужбине ещё больше писал произведения с «русской душой».

                            Перспективный план работы над проектом

Срок

Мероприятия

Цель мероприятия

Место проведения

Январь

3 - я неделя

Знакомство с биографией композитора.

Просмотр детских фотографий и портрета П.И. Чайковского

Слушание «Времена года» Январь

«У камелька». Приглашение  в детский сад  преподавателей учащихся филиала Увельской ДШИ,

Познакомить с произведением зимы, какими выразительными средствами композитор показал в музыке, танец огня в камине.

Реконструкция зимник детских забав и музыкального детского творчества.

Музыкальный зал

Музыкальный зал

Январь

4 - я неделя

Чтение рассказов:  

«Детство Чайковского»

И. Кунин

Знакомство с периодом времени и укладом жизни в котором жил маленький Петя.

Музыкальный зал

Февраль

1 - я неделя

Знакомство с патриотической песней С.В. Булдакова «Стану генералом».

Ребята подготовительной группы исполняли песню на празднике посвящённом «Защитнику Отечества».

Музыкальный зал и изостудия.

Февраль

2 - я неделя

Знакомились с пьесой «Камаринская»

Знакомство с элементами пляски. Просмотр иллюстраций. Дети танцевали фрагменты танца. История появления пляски. История названия «Камаринская»

Слушание  народной темы.

Расширение словаря: присядка, «камарицкая».

Русская народная поговорка:

«танцуешь, как камарицкий мужик».

Музыкальный зал

Февраль

3 – я неделя

Слушание произведений из цикла «Времена года» Февраль  «Масленица»

Знакомство с традицией празднования.  Разучивание народных игр.

Закличек. Веснянок.

Масленичных песен.

Участие в празднике.

Беседа. Через классическую музыку мы попадаем в русскую деревню, и кажется, будто бы сам сидишь в санях, закутанный в медвежью шкуру, лошади несутся по снежной дороге,  а под дугой звенят колокольчики.

Музыкальный зал.

Площадка на участке.

Февраль

4 – я неделя

Слушание произведений из детского альбома

«Болезнь куклы».

Обсуждение после прослушивания.

Музыкальный зал

Март

1 - я неделя

 Просмотр слайдов, слушание пьесы «Новая кукла»

Беседа с детьми о настроении, характере, какими музыкальными средствами композитор показал радость, эмоциональный восторг. Какая есть схожесть и различия с песней «Подарок маме».

Музыкальный зал

Март

2 - я неделя

Знакомство с симфоническим оркестром. Слушание звучания инструментов

Разучивание песни «Подарок маме» сл. и муз.

С.В. Булдакова фонограмма написана инструментами, которые входят в эстрадный оркестр.

Расширение словаря: симфонический оркестр;

эстрадный оркестр.

Мальчики подготовительной группы Захаров Владимир и Галимзянов Тимур участвовали в муниципальном музыкальном конкурсе «Музыка весны».

Музыкальный зал

Д.К «Прометей»

п. Берёзовка

Март

3 - я неделя

Слушание фрагмент «Лебединое озеро» в исполнении симфонического оркестра.

Знакомство с легендой послужившей написанию балета.

Расширение

словаря: балет

Музыкальный зал.

Март

4 - я неделя

 Разучили с детьми русскую народную игру «Жаворонок».

Слушание произведения П. И.Чайковского Март - «Жаворонок»

Расширение словаря: жаворонок

Музыкальный зал

Апрель

1 - неделя

Слушание «Камаринскую»

Просмотр иллюстраций.

Познание: Названия населенных пунктов, географическое положение. Дом музей на родине П. И Чайковского.

Музыкальный зал.

Апрель

2 - неделя

Просмотр пляски – видео материал.

Дети учились танцевать присядку. знакомство с видами присядок.

Музыкальный зал.

Апрель

3,4 – недели

Слушание произведения «Сладкая грёза».

Дети рисовали свои впечатления, желания и исполнения мечт.

Расширение словаря: грёзы.

Закрепить  впечатления в изодеятельности, Развитие творчества. Интеграция видов деятельности.

Музыкальный зал.

Май

1 - неделя

Знакомство с автором исполнителем С. В. Булдаковым, приглашение в детский сад на музыкальное занятие.

Патриотическое воспитание

Музыкальный зал.

Май

 2 - неделя

Итоговое занятие

Музыкальный зал

Итоговое занятие

Цель: Через творчество русского композитора П. И.  Чайковского. приобщать детей к русской народной традиционной и мировой музыкальной культуре и знакомить с материалом местного композитора.

Ход занятия

Музыкальный руководитель.

Дети, под музыку «Вальс Цветов П. И. Чайковского входят в зал.

М.Р. : Сегодня мы подведём итоги нашего исследования, будем говорить о диалоге двух культур: творчества великого композитора П.И. Чайковского, и самодеятельного композитора С.В. Булдакова. Слушать музыку, петь песни и танцевать.

М.: - Ребята, а какое сейчас время года? (ответы детей, весна)

- А месяц? (апрель)

- И.П. Чайковский посвятил этому месяцу, пьесу, которую так и назвал «Апрель» И сейчас мы послушаем фрагмент произведения. Музыка апреля похожа на вальс. Мелодия как будто стремится вверх, растёт. Кажется, что ароматный воздух заполняет грудь, дышится легко и хочется, то ли покружиться в вальсе - плавном, небыстром, то ли просто закрыть глаза и помечтать под эту чудесную музыку. Сегодня на занятие я принесла ваши рисунки, в которых вы выразили свои мечты, такие же светлые как музыка вальса. Дети рассказывают о своих рисунках. (Закрепили на мольберт)

Музыке он учился в Петербурге. Позже переехал в Москву, где учил будущих пианистов и композиторов, сочинял музыку.

- Ребята, что вы знаете о детстве П. И. Чайковского?  

Показ на экране концертный зал. Слайд №1

- А что вы видите здесь?

Это концертный зал, в Москве, в центре города, есть зал и улица, которые носят имя великого композитора, есть и город Чайковский. А рядом с нами есть город Пласт Челябинской области, в нем улица названа в честь П.И. Чайковского.

Слайд №2

Что здесь?

Оркестр.
Дня не проходит, чтобы по радио или телевидению не звучали произведения П.И. Чайковского. Он сочинял и маленькие пьесы, и большие произведения. Вы видите иллюстрации оркестров. (показ иллюстраций)

Определите на какой иллюстрации эстрадный оркестр, на какой симфонический. (Ответы детей).

Ребята исполняют песню «Подарок маме» под минусовую фонограмму (звучание эстрадного оркестра и электронных инструментов).  

Давно нет П.И. Чайковского, но память о нем жива. На его Родине в

г. Воткинске есть памятник великому русскому композитору и дом - музей. Слайд №3

 М. Р. - Его музыка радует и волнует людей всего мира, она всегда искренна, всегда правдива она сделает вас духовно богаче и чище.

М. Р.:- Сегодня мы будем слушать произведения из «Детского альбома» Чайковского и детские песни местного автора С. В. Булдакова.  

Послушайте пьесу, которая вам уже знакома. (Звучит «Болезнь куклы» П. И. Чайковского).

- Как она называется?

- Что изображает музыка?

- Какой у неё характер?

- А теперь другое произведение. (Звучит «Новая кукла»).

- Что изменилось в музыке?

- О чём рассказывает она?

-Правильно, нет жалобных интонаций, музыка светлая, радостная.

П.И. Чайковский проявлял глубокий интерес к жизни детей. Он подарил детям множество прекрасных мелодий. Он не раз бывал с. Каменка, где жили его родные. Рядом с нами в Увельском районе тоже есть посёлок с таким же названием Каменка. Одному из племянников, Володе, он посвятил детский альбом и подарил его всем ребятам на свете. Слайд №4

А теперь давайте обратимся к детским песням, которые написал С. В. Булдаков, он посвятил детям белее ста песен. С некоторыми мы уже знакомы, давайте сейчас исполним одну из них «Солнечная песенка».

С восходом солнца скачут солнечные зайчики,

Помогут бабушке дорогу перейти

И не дадут в обиду старшим самых маленьких.

Но злоба, лень с дороги уходи.

Она тоже побуждает к добру.

Ребята давайте исполним эту песню.

Петр Ильич часто приезжал в Каменку, там - то начиналось веселье, игры, танцы, даже спектакли. Именно здесь, в Каменке, была впервые поставлена сказка «Лебединое озеро» с музыкой и танцами.

Мир добрых сказок и чудес,

Тайн, приключений, волшебства.,

Мир звёзд, скользящих к нам с небес,

Мир танца, радости, добра!

Эти строки посвящены балету, жанру, в котором Пётр Ильич Чайковский явился человеком, во многом изменившим этот жанр. Это не просто музыка для танцев. Теперь она была неразрывно связана с содержанием действия, его образами. Чайковский написал 3 балета и все – на сказочный сюжет:» Лебединое озеро» по мотивам шотландской легенды, «Спящая красавица» по сказке Ш. Перро», «Щелкунчик» по сказке Э. Г. Гофмана.  

Сейчас прозвучат отрывки из балетов П.И. Чайковского «Лебединое озеро». В балете у лебедей есть своя мелодия. Вот эта мелодия (музыкальный руководитель проигрывает главную тему).

- А теперь прозвучит вальс из «Лебединого озера» (аудиозапись)

- Дети, а какой характер у вальса?

М.Р.: напоминает, при исполнении танца-вальса движения должны быть мягкими, плавными, кружения – неторопливыми, руки нежными.

При повторении, ребята танцуют, берут ленты и импровизируют движения вальса.

А в преддверии праздника 9 Мая как же не посвятить нашим защитникам, патриотическую песню «Стану генералом». Молодцы ребята, постарались.

А занятие мы закончим «Славянским маршем». П.И. Чайковского.

Это для вас сюрприз, произведение вам незнакомо, может быть этот марш послужит темой нового проекта.

Список литературы

1. Ражников В. Путеводитель по дневнику творческого развития М.,2000г.

2. Музыка и ты. М., СК, 1988 г.

3. Третьякова Л.С. Страницы русской музыка. М.,Знание,1079 г.

4. Вайдман П.Е. Давыдова К.Ю., Соколинская И. Г.

   «Петр Ильич Чайковский». М., Музыка,1077 г.

5. Раз, два, три, четыре, пять, мы идём с тобой играть. М. Ю. Новицкая, Г. М.

    Науменко. М., П. - 19995 г.

6. А. И. Лазарев Сто уроков Народоведения. Челябинск 2011г.

7. Интернет ресурсы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Беседа с детьми старшего дошкольного возраста в образовательной области "Познание" "Что растёт в лесу?" Кто растёт в лесу?"

Цель: Уточнить представления о лесе как о сообществе, в котором живут растения (деревья, кусты, травы, грибы) и животные (звери, птицы, насекомые, земноводные). Учить устанавливать простейшие причинно...

Педагогический проект по патриотическому воспитанию дошкольников "Без корня и полынь не растёт"

В проекте описаны цели, задачи, формы, методы реализации проекта по патриотическому воспитанию, через ознакомление дошкольников с семьёй. Разработан диагностический материал, тематическое планирование...

Родительское собрание "У меня растёт сынок, у меня растёт дочка"

Цель данной встречи с родителями: дать родителям представление о гендерном подходе в воспитании детей....

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ на тему: «Без корня и полынь не растёт»

      дать представление о понятиях: “род”, “родители”, “родословная”, “семья”, “родные”, “близкие”, понятие о русских семейных традициях, семейных реликвиях, о распределении сем...

Образовательный проект "Без корня трава не растёт, без Родины человек не живёт"

Образовательный проект "Без корня трава не растет, без Родины человек не живет" предназначен для воспитателей старшего дошкольного возраста. тема проекта актуальна, та как патриотическое воспитание...

Педагогический проект по патриотическому воспитанию дошкольников "Без корня полынь не растет"

Педагогический процесс накладывается на процесс взаимодействия ребенка с окружающим миром, освоения ребенком окружающей среды (природной и социальной), педагогическое воздействие осуществляется в совм...

Дидактическая игра «Что растёт на дереве и что растёт на грядке?»

Дидактическая игра «Что растёт на дереве и что растёт на грядке?»Цель: Обучение связной речи, сообразительности, мышления, памяти, умение концентрировать внимание.Задача: Научить...