РМО педагогов ДОО «Краеведение как средство формирования исторических представлений и комплексного воспитания дошкольников»
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

       Демидова Елена Владимировна

Воспитание патриотизма является одним из принципов государственной политики в области образования, который определяется Законом РФ «Об образовании». Выявление содержания данного принципа требует философского, психолого-педагогического анализа основных понятий: патриот, патриотизм, родина, отечество. Предстоит правомерным рассматривать патриотизм в психолого-педагогическом аспекте как интегративное нравственное качество, имеющее сложное содержание и структуру. Одной из характеристик нравственных качеств является потребностно-мотивационный компонент. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekst_k_rmo_mart_18_ivushka.docx24.79 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект заседания №2 секции РМО

педагогов дошкольного образования

на тему: «Краеведение как средство формирования исторических представлений и комплексного воспитания дошкольников» на базе МБДОУ «Детский сад «Ивушка»

                                                             

                                                             Руководитель РМО:

                                                      Демидова Е.В.

ст. Обливская

март 2018г

Руководитель РМО: Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада нашей очередной встречи. Тема нашего заседания: «Краеведение как средство формирования исторических представлений и комплексного воспитания дошкольников»

План:

  1. НОД в подготовительной группе МБДОУ «Детский сад «Ивушка» на тему: «Казачьи посиделки». Воспитатель Архипова Марина Осиповна.
  2. Обсуждение.
  3. Сообщение на тему: «Воспитание любви к родному краю у детей старшего дошкольного возраста» - руководитель РМО Демидова Е.В.
  4. Опыт работы Нестёркинского детского сада кратковременного пребывания – Галина Анатольевна Кошенскова на тему «Формирование у детей старшего дошкольного возраста системных знаний по истории и культуре малой родины»
  5. Опыт работы: «Краеведческая и поисковая работа в дошкольном учреждении»  воспитатель МБДОУ «Детский сад «Тополёк» Ивахненко Е.Н.
  6. Игра-викторина «В гостях у сказки» - воспитатель МБДОУ «Детский сад «Сказка» Лащёнкова Е.В.
  7. Подведение итогов заседания РМО. План работы на секцию №3

1.Просмотр НОД

2.Обсуждение

  1. Руководитель РМО:  Тема: «Воспитание любви к родному краю у детей старшего дошкольного возраста»

       Воспитание патриотизма является одним из принципов государственной политики в области образования, который определяется Законом РФ «Об образовании». Выявление содержания данного принципа требует философского, психолого-педагогического анализа основных понятий: патриот, патриотизм, родина, отечество. Предстоит правомерным рассматривать патриотизм в психолого-педагогическом аспекте как интегративное нравственное качество, имеющее сложное содержание и структуру. Одной из характеристик нравственных качеств является потребностно-мотивационный компонент. Мотивация как совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, характеризует потребности, мотивы, интересы человека. Наука пока не дает точного ответа на вопрос о том, как происходит переход от простых чувств к сложным. Но ясно одно – сложное чувство не является суммой простых чувств. Это качественно новое образование. Принято считать, что формирование патриотических чувств происходит в такой последовательности: сначала следует воспитывать любовь к родителям, родному дому, затем к детскому саду, улице, городу и, наконец, к стране. Любовь к родителям рождает привязанность, преданность дорогому человеку, потребность в духовной эмоциональной близости с ним. Это очень важно для становления личности ребенка, для ощущения защищенности, эмоционального благополучия, т. е. для появления всех тех чувств, которые составляют основу любви к Родине. Задачей педагога и, конечно, родителей является сделать так, чтобы подобных «теплых» воспоминаний было у ребенка побольше. Привязанность к родному дому, желание беречь его, делать лучше связаны и с тем, чтобы у ребенка в семье были свои обязанности, чтобы его не освобождали из-за малых лет от общего труда, - это способствует укреплению «чувства семьи».

     Названное выше требование касается и дошкольного учреждения. Жизнь детей в дошкольном учреждении должна обеспечивать им эмоциональный комфорт. Дошкольное учреждение должно стать домом, в котором бы ребенок хорошо себя чувствовал. А для того, чтобы дошкольное учреждение помогало воспитанию патриотических чувств, жизнь детей в нем должна быть интересной, насыщенной, запоминающейся. Очень важно, чтобы ребенок полюбил свой детский сад. Происходит это в том случае, если воспитатели с уважением относятся к каждому ребенку, знают его достоинства и способствуют их развитию в процессе игр, праздников, интересных занятий. В дошкольном учреждении, в группе, на участке у каждого ребенка, как правило, есть любимое место для игры, для уединения. Воспитателю следует бережно относиться к этому, и даже поддерживать «право ребенка на свою территорию». Если воспитателям удается сделать дошкольное учреждение вторым домом ребенка, то чувство привязанности закрепляется и с годами переходит в область приятных и дорогих воспоминаний.

4.Руководитель РМО:  А сейчас своим опытом работы с нами поделиться педагог Нестёркинского детского сада кратковременного пребывания – Галина Анатольевна на тему: «Формирование у детей старшего дошкольного возраста системных знаний по истории и культуре малой родины»

5.Руководитель РМО: Краеведение - это своеобразный "родительский сундучок". Это - совокупность наследства, оставленного нам предками. Это - живая легенда и бабушкины рассказы, обычаи родного края и богатства недр, полей, лесов, трудовые достижения и ратные свершения отцов и дедов. Это-опыт хозяйственного освоения края и его вековая культура. Это - то самое наследство, которое мы должны не только использовать по назначению в жизни, а и беречь, как зеницу ока, развивая и распространяя ее среди потомков. Краеведение - это, прежде всего, золотой запас нашей духовности. Это - сокровище на века, залог нашего суверенитета в глазах других народов. Сегодня дошкольные образовательные учреждения являются участниками многочисленных конкурсов, фестивалей, акций, учреждаемых правительством и различными общественными организациями, посвященных вопросам краеведения. Эти мероприятия интересуют и привлекают внимание педагогические коллективы, родительскую общественность, и, конечно, детей. Современное дошкольное образование предполагает достижение его нового качества: его ориентацию не только на усвоение детьми определенной суммы знаний, но и на развитие их личности, познавательных и созидательных способностей. В этом направление большую работу проводит коллектив МБДОУ «Детский сад «Тополёк». И сейчас Елена Николаевна Ивахненко нам представит опыт работы: «Краеведческая и поисковая работа в дошкольном учреждении».

6.Руководитель РМО: В.А. Сухомлинский называл сказку «активным творчеством», захватывающим все сферы духовной жизни ребенка, его ум, чувство, волю. Сказка неотделима от красоты, от познания ребенком реальной действительности. Она обогащает ум и душу ребенка, живет в детском сознании, является сферой духовной жизни растущего человека. Сказка является одной из форм народной мудрости, выраженной в образной, доступной каждому форме. Она приобщает ребенка к общечеловеческому и этническому опыту. Сказка заставляет ребенка сопереживать и внутренне содействовать персонажам, и в результате этого сопереживания у него появляются не только новые представления о людях, предметах и явлениях окружающего мира, но, главное, новое эмоциональное отношение к ним. 

      Вся жизнь ребёнка насыщена игрой, каждый ребёнок хочет сыграть в ней свою роль. В игре ребёнок не только получает информацию об окружающем мире, законах общества, красоте человеческих отношений, но и учится жить в этом мире, строить взаимоотношения с окружающими, а это в свою очередь, требует творческой активности личности, умения держать себя в обществе.   Перевоплощаясь в сказочных героев, следуя за ними, ребята получают знания о мире, о взаимоотношениях людей, проблемах и препятствиях, учатся разрешать сложные ситуации, верить в силу любви и добра. Герои сказок помогают усвоить непреложные законы духовной жизни, утверждающие, что каждый поступок приводит к тому или иному следствию: за добро воздается добром, за зло – злом; чтобы чего-то достичь, необходимо хорошо потрудиться; относиться к другим следует так, как хотел бы, чтобы относились к тебе другие; помогать другим нужно бескорыстно, и тогда в трудную минуту тебе тоже помогут; любое дело легче делать сообща; надо уметь помнить и ценить доброе отношение к себе.

Воспитатель детского сада «Сказка» Елена Викторовна Лащёнкова работая с малышами большое внимание уделяет сказкам, сказочной теропии. Для вас она подготовила  игру -викторину «В гостях у сказки».

Руководитель РМО: Следующее заседание секции №3 будет проходить  в филиале- детский сад «Лучик» МБДОУ «Детский сад «Ивушка» 12 апреля 2018г. Время проведения: 10.00 Тема: «Родной свой край люби и знай»

План:

1. Круглый стол «Краеведческие игры как форма проверки знаний детей по данной теме или на итоговой НОД в соответствии с ФГОС» - руководитель РМО

2. Опыт работы «Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей воспитанников к краеведению через тематические акции, конкурсы, экскурсии» - филиал- детский сад «Лучик» МБДОУ «Детский сад «Ивушка»

3. Мастер-класс «Работа с родителями по проблеме ознакомления детей с родным краем»  - дошкольная группа Лобачевской начальной школы.

 Спасибо за активную, творческую работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Сказка как средство формирования нравственных представлений дошкольников".Консультация для педагогов

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад общеразвивающего вида № 400городского округа Самара       Сказка как средство формирования н...

Обобщение педагогического опыта педагога. Тема: "Авторская и народная сказка как средство формирования нравственных представлений дошкольников"

Сказка - древнейший жанр народного творчества. Она учит человека жить, вселяет в него оптимизм, веру в торжество добра и справедливости. За фантастичностью сказочной фабулы и вымысла скрываются реальн...

Мастер - класс для педагогов "Метеостанция в ДОУ как условие развития познавательно - исследовательской деятельности дошкольников" в рамках реализации проекта "Метеостанция как средство формирования экологических представлений детей дошкольного возраста"

С созданием метеостанции в детском саду появилась возможность уйти от стереотипов в наблюдении на прогулке и погрузить детей в мир исследований и открытий, сделать выводы, основанные на наблюдениях и ...

Музей камня как средство формирования исторического и патриотического сознания дошкольников через исследовательско – краеведческую деятельность

В нашей группе мы создали музей камня. Целью создания этого музея является социально-нравственное становление дошкольников, направленное на развитие личности по средствам приобщения детей к культур...

Консультация для педагогов «Экологическое пространство как средство формирования экологических представлений детей дошкольного возраста»

Условием успешного развития, воспитания и обучения ребенка дошкольного возраста, по мнению психологов, педагогов теории и практики, является среда. В современных педагогических концепциях она выступае...

Буклет для педагогов "Проектная деятельность как средство формирования трудового воспитания дошкольников"

Проектная деятельность в трудовом воспитании обеспечивает успешную социализацию дошкольников....