Главные вкладки

    ДОКЛАД НА ПЕДСОВЕТ ТЕМА: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПОЗНАВАТЕЛЬНОМ РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ С УЧЕТОМ ВНЕДРЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ « КРЫМСКИЙ ВЕНОЧЕК»
    материал

    Храмцова Светлана Станиславна

    Данный доклад содержит материал, раскрывающий деятельность воспитателя подготовительной группы в рамках региональной парциальной программы по гражданско-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста в Республике Крым "Крымский веночек". В ходе воспитательно - образовательной работы в подготовительной группе опираясь на содержание "Крымского веночка" знакомлю детей на практике со следующими разделами: "Природа Крыма", "Люди Крыма и их культуры".

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon ispolzovanie_proektno-issled-y_d-ti_doklad.doc52.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

    Учреждение «Сокол» поселка городского типа Новофёдоровка Сакского района

    Республики Крым

    ДОКЛАД

    «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПОЗНАВАТЕЛЬНОМ РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ С УЧЕТОМ ВНЕДРЕНИЯ

    РЕГИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ « КРЫМСКИЙ ВЕНОЧЕК»

    Воспитатель: Храмцова С.С.

    пгт Новофедоровка

    2018

    Использование проектно-исследовательской деятельности

    в познавательном развитии дошкольников с учетом внедрения

    региональной программы «Крымский веночек»

    Пяти – шестилетний малыш выходит гулять. Вокруг много интересного. Но самое привлекательное – большущая лужа в самой середине двора, в которой весело отражается весеннее солнышко. А что если кинуть в лужу камешек? Испугается солнышко или нет? От камушков по воде расходятся круги.  Лужа морщится.  От маленького камушка – немножко. От большого - по воде расходятся широкие круги. Надо бы еще камушков, но их почему-то не оказывается под рукой. Зато в воду летит большая глыбина почерневшего мартовского снега. Глыбина плюхается с тяжелым звуком и начинает смешно оседать – подтаивает. По поверхности плывут темные пятна крупных льдинок. Что делал малыш? Баловался? Отнюдь нет.

    По мнению Н.Н. Поддъякова, занимался наисерьёзнейшим делом – экспериментировал. Никто не ставил перед ребенком никакой специальной задачи, никто не организовывал его деятельность. Действия его были вызваны исключительно природным любопытством. Подобную деятельность Н.Н. Поддъяков назвал «бескорыстным экспериментированием» и считал её показателем умственной активности ребенка. Без нее, полагал ученый, невозможно нормальное интеллектуальное и творческое развитие детей.

    Путей развития интеллектуального творческого потенциала личности (детской одарённости) существует много, но собственно исследовательская деятельность, бесспорно, одна из самых эффективных. Умения и навыки исследователя, полученные в детских играх и на специальных занятиях, легко прививаются и переносятся во все виды деятельности. Важно помнить то, что самые ценные и прочные знания – не те, что усвоены путём выучивания, а те, что добыты самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий. Самое важное то, что ребёнку гораздо легче изучать науку, действуя подобно учёному, проводя исследования и ставя эксперименты, чем получать добытые кем-то знания в готовом виде.

    Основной целью проектного метода в дошкольных учреждениях является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

    Задачи развития:

    1) обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;

    2) развитие познавательных способностей;

    3) развитие творческого воображения;

    4) развитие творческого мышления;

    5) развитие коммуникативных навыков

    Во время исследовательской работы задействованы все органы чувств: ребёнок вслушивается, вглядывается, трогает, нюхает, пробует. Обогащается его активный словарь, совершенствуется регулирующая и планирующая функции речи. Овладение орудийными действиями развивает руку ребёнка.

    Педагогические  исследования показывают, что главная проблема современного образования – потеря живости, притягательности процесса познания. В последние годы увеличилось число дошкольников, не желающих идти в школу, падает успеваемость  детей в школе, снизилась положительная мотивация к занятиям.

    Как сказал Альберт Эйнштейн – «Дети сами любят искать, сами находить. В этом их сила. Мы часто перегружаем детей книгами, впечатлениями, не помогаем им отбирать то главное, что ведет в глубину своих собственных мыслей и творчества. Детям, как растениям, нужно гораздо больше свободы, возможности познать себя».

    Вся работа строится на следующих принципах:

    • принцип интеграции позволяет  знакомить детей с разными областями знаний, тесно связанных между собой.
    • принцип деятельности и интерактивности предоставляет ребенку возможность реализовывать разные виды детской деятельности, поддерживать детскую инициативу.
    • принцип научности подразумевает, что все сведения должны достоверно объяснять различные процессы, явления на доступном и в то же время научном уровне.
    • Принцип природосообразности позволяет учитывать психофизиологические особенности детей каждого возраста, следовать объективным законам их развития и создавать условия для раскрытия личностного потенциала ребенка;
    • принцип партнерства связан тесно с реализацией прав ребенка, обеспечивает тесное сотрудничество взрослых и детей.

    Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста. Чем меньше ребенок, тем проще проект.

    В младшем дошкольном возрасте в ходе разработки проекта решаются следующие задачи:

    • развивать навыки вхождения детей в проблемную игровую ситуацию, здесь ведущая роль отводится педагогу;
    • активизировать желание искать пути разрешения проблемной ситуации вместе с педагогом;
    • формировать начальные предпосылки исследовательской деятельности, т. е посильное участие в практических опытах.

    В старшем дошкольном возрасте ставятся более сложные задачи:

    • формировать предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
    • развивать умение определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
    • развивать желание пользоваться специальной терминологией, вести конструктивную беседу в процессе совместной исследовательской деятельности.

    Такой подход в итоге позволяет каждому ребенку:

    • научиться объединять сведения из различных областей знаний на основе единого проекта;
    • развить природную любознательность и интерес к самостоятельному приобретению знаний;
    • повысить уровень коммуникабельности.

    Характер участия ребенка в проектировании постоянно меняется. Так, в младшем возрасте он преимущественно наблюдает за деятельностью взрослых; в среднем – эпизодически участвует и осваивает роль партнера; в старшем – переходит к сотрудничеству, поэтому система работы,  позволяет применять метод проектов уже  с младшего дошкольного возраста.

    Главный итог работы для ребенка:

    Ребёнок провёл настоящее исследование, почувствовал вкус самостоятельной исследовательской работы, получил первые навыки её проведения. Игра в исследование  часто перерастает в реальное творчество. И вовсе не важно, открыл ли ребёнок что-то принципиально новое или сделал то, что всем известно давно. У учёного, решающего свои проблемы, и у малыша, открывающего для себя мир, задействованы одни и те же механизмы творческого мышления.

    Известно, что дошкольный возраст – это благоприятный период для развития всех сторон речи, расширения и обогащения детских представлений о разнообразии окружающего мира. Поэтому задача детского сада заключается не в том, чтобы поскорее научить ребенка писать и считать, а чтобы обогатить его речь и представления об окружающем мире, научить видеть в нем закономерности.

    Во второй младшей группе был разработан исследовательский проект, где в равной степени используется экспериментальная и игровая деятельности. Такой как: «Волшебный песок», детям давались знания о свойствах песка, проводились опыты, во время которых дети с помощью воспитателя учились делать выводы, большой популярностью у детей пользовались игры с песком. А также проводилась поисково-исследовательская деятельность с различными предметами: бумагой, деревом, пластмассой, металлом. В результате этой увлекательной работы ребята определяли материал, из которого сделаны предметы.

     Надолго запомнился  детям  проект «Эх, картошка, картошка». В средней группе мы участвовали в региональном конкурсе в номинации «Трудолюбие - залог успеха», где было показано видео занятие, по посадке  картофеля  из глазков. Результатом нашего эксперимента стали несколько клубней картофеля, выращенные на территории садика.  Это доставило много радости детям.

    Опираясь на содержание  региональной программы «Крымский веночек» мы ежедневно знакомим детей с различными ее разделами.

    Исходя из информации в разделе «Сезонные изменения в природе» регулярно рассказываем детям о влиянии времен года на климатические изменения в нашем регионе. Наши дошколята могут самостоятельно проверить эту информацию, ежедневно наблюдая за погодой. Находясь на морском берегу зимой, они могут видеть, как море иногда парит, потому что температура морской воды выше температуры воздуха. В связи с тем, что море остывает медленно и долго отдает тепло. Осень у нас на  западном побережье  Крыма теплая, затяжная. И дети наблюдают, как ярко светит солнце, вода в море еще теплая и они с родителями в сентябре  ходят на пляж. А наш курортный поселок еще полон людей - отдыхающих. А вот весной - наоборот. Погода на улице уже жаркая, а море еще не нагрелось, и стоять на берегу холодно. Мы живем на морском берегу и весной, когда солнце все больше и больше нагревает воздух, у нас не жарко, потому что холодная морская вода охлаждает и увлажняет воздух.

     Например, при знакомстве детей с географическим расположением Крыма, рассказываем о том, в какой части полуострова находится наш поселок (степная часть западного побережья Крымского полуострова).

    В разделе «Водная среда» мы знакомим детей с названиями морей, которыми омывается Крым, какие реки протекают внутри полуострова, с наличием озер, источников и родников, водохранилищ и водопадов. Уникальность нашего поселка в том, что мы сами живем на побережье Черного моря. Наблюдаем за флорой и фауной в садике, на улице, на побережье. Родители с детьми с интересом собирали коллекцию морских камней, рыб, ракообразных. В непосредственной близости от нашего поселка находится Сакское лечебное грязевое соленое озеро. Это курорт мирового значения. Постоянно ведется работа по сбору материала: представителей животного и растительного мира редких и исчезающих видов, занесенных в «Красную книгу Крыма». Заботясь о зимующих птицах в зимнее время года  в нашей группе родители с детьми  приняли активное участие в проекте по изготовлению кормушек для птиц. Сделан так же скворечник. Ежедневно дети кладут корм в кормушки разных форм, сделанные из разных материалов. Идет негласный конкурс на лучшую кормушку, которая пользуется спросом у птиц.

     Особый интерес вызвал творческий проект в подготовительной  группе «Семейное дерево» в разделе программы «Семья. Родной дом». Родители принимали активное участие в сборе информации о своих родственниках.

    В разделе «Труд людей. Профессии» дети с родителями рисовали рисунки на тему: «Профессии моих родителей». Проживая в нашем поселке дети подготовительной группы знают названия улиц, свой домашний адрес, достопримечательности поселка. Знакомясь с различными профессиями людей  мы совершаем экскурсии: на почту, в библиотеку.

    В рамках раздела «Люди Крыма и их культуры» накануне таких патриотических праздников, как день Защитника отечества, Всемирный день авиации и космонавтики, день Победы мы посещаем музей боевой славы, идем на Аллею Героев возложить цветы к бюстам героев ВОВ, герою РФ Т. А. Апакидзе, а также к бюсту Ю. А. Гагарина.

     При использовании проектной технологии в образовательной деятельности у детей появляется интерес, притягательность к процессу познания, повышается мотивация образовательной деятельности. И что самое главное – помогает развивать свободную творческую личность, способную активно действовать, нестандартно мыслить, находить оригинальные решения любых жизненных проблем.

    Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – я запомню,

    дай попробовать - и я пойму!»

    Т. е., можно сказать, что усваивается всё крепко и надолго, когда ребенок не только услышит и увидит, но сделает сам.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Опыт работы на тему: «Использование мнемотехники в речевом и познавательном развитии дошкольников»

    Опыт работы на тему: «Использование мнемотехники в речевом и познавательном развитии дошкольников»...

    Статья на тему: Роль экспериментально – опытной деятельности в познавательном развитии дошкольника

    Зарожденная в детстве тяга к знаниям и наукам, вовремя и правильно сформированная и поддерживаемая как воспитателями так и родителями, даст нам возможность воспитать в нашем будущем поколении правильн...

    Обобщение педагогического опыта на тему: «Использование мультимедийных дидактических игр в познавательном развитии дошкольников»

    Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому...

    Обобщение педагогического опыта на тему: «Использование мультимедийных дидактических игр в познавательном развитии дошкольников»

    Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому...

    Индивидуальный план повышения профессионального уровня. Тема: «Использование современных образовательных технологий в познавательном развитии дошкольников. Использованием палочек Кюзенера и блоков Дьенеша»

    Индивидуальный план повышения профессионального уровня. Тема: «Использование современных образовательных технологий в познавательном развитии дошкольников. Использованием палочек Кюзенера и бло...

    Мастер-класс для педагогов по теме «Использование мнемотаблиц в речевом и познавательном развитии дошкольника».

    Знакомство педагогов с мнемотехникой  и системой работы по обучению детей моделированию на занятиях по речевому развитию....

    Доклад на тему:Использование мультимедийных дидактических игр в познавательном развитии дошкольников.

    Использование мультимедийных дидактических игр в познавательном развитии дошкольников...