Индивидуальный план повышения профессионального уровня. Тема: «Использование современных образовательных технологий в познавательном развитии дошкольников. Использованием палочек Кюзенера и блоков Дьенеша»
материал (младшая группа) по теме
Индивидуальный план повышения профессионального уровня. Тема: «Использование современных образовательных технологий в познавательном развитии дошкольников. Использованием палочек Кюзенера и блоков Дьенеша» Год разработки программы: 2018
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Индивидуальный план повышения профессионального уровня | 35.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное учреждение «Управление дошкольного образования»
исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района РТ
«Детский сад общеразвивающего вида № 44»«Мирас»
Индивидуальный план повышения профессионального уровня
Тема: «Использование современных образовательных технологий в
познавательном развитии дошкольников.
Использованием палочек Кюзенера и блоков
Дьенеша»
Срок реализации: 2018-2023 учебный год
Воспитатель: I категории
Гараевой Марзия Габделбаровна
г. Нижнекамск РТ
2018 г.
Тема: «Использование современных образовательных технологий в
познавательном развитии дошкольников.
Использованием палочек Кюзенера и блоков
Дьенеша»
Год разработки программы: 2018
Проблема: что такое логические блоки Дьенеша и счетные палочки Кюизинера
Методическая тема: «Использование современных образовательных технологий в познавательном развитии дошкольников. Использованием палочек Кюзенера и блоков Дьенеша»
Цель: разработать систему деятельности по развитию математических представлений у детей с использованием палочек Кюизенера и блоков Дьенеша; способствовать развитию познавательной активности, логического мышления, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей через логико-математические игры; повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по данной теме; систематизировать практический материал по данной проблеме в соответствии с ФГОС.
Задачи:
- Повысить собственный уровень знаний путём изучения современной научной и педагогической литературы по вопросу «Палочки Кюизенера и блоки Дьенеша - средство познания логики и математики в дошкольном возрасте;
- Разработать перспективный план работы с детьми дошкольного возраста с использованием палочек Кюизенера и блоков Дьенеша;
- Разработать план работы по включению родителей в образовательный процесс, работать над поиском новых нетрадиционных форм и методов работы с родителями;
- Разработать и внедрить в практику образовательной деятельности учебные и воспитательные программы с применением ИКТ.
- Разработать методические рекомендации, дидактические материалы.
Актуальность:
Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста с учетом сенситивных периодов развития – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе.
Одним из путей развития интеллектуальных способностей дошкольников является активное использование блоков Дьенеша.
Основные особенности этих дидактических материалов - абстрактность, универсальность, высокая эффективность. Данный дидактический материал является средством для развития произвольного внимания, памяти, формирования умения анализировать, сравнивать, объединять признаки и свойства. В играх с этим материалом развивается творческое воображение и пространственное мышление.
В настоящее время целью дошкольного образования является создание условий для максимального раскрытия индивидуального возрастного потенциала ребенка. Для достижения этой цели необходимо решить ряд задач, одной из которых является разработка содержания, обеспечивающего развитие познавательной сферы, а также формирование опыта практической, познавательной и творческой деятельности. С учетом возрастных психофизических особенностей детей дошкольного возраста выше обозначенные задачи с наибольшей эффективностью целесообразно решать при помощи метода игры.
Во многих странах мира успешно используется дидактический материал "Логические блоки", разработанный венгерским психологом и математиком Дьенешем для развития логического мышления у детей. Последнее десятилетие этот материал завоевывает все большее признание у педагогов и родителей нашей страны.
Направления самообразования:
Основные направления | Действия и мероприятия |
Профессиональное | Изучить программы и пособия, уяснить их особенности и требования. Повышать квалификацию на курсах для педагогов. |
Методическое | Создание авторских дидактических игр и пособий, разработка и реализация на практике конспектов ОД, выступления с докладами на педсоветах, конференциях, семинарах. |
Информационно-технологические технологии | Изучение опыта работы сетевых обществ для обмена опытом с другими регионами (Социальная сеть работников образования ns.portal.ru) |
Этапы самообразования:
Этапы | Содержание работы | Практическая деятельность |
Организационно - диагностический | Выбор и определение темы самообразования. Планирование работы по теме самообразования | Изучение научно-методической и учебно-методической литературы. Изучение периодической печати. Посещение библиотек. Знакомство с работами других педагогов. Ведение собственной картотеки литературы |
Практический | Внедрение опыта работы. Формирование методического комплекса. | Составление перспективно-тематического планирования в соответствии с ФГОС Выступления на педсоветах, показ открытых занятий, участие в семинарах, участие в заочных всероссийских и международных конференциях, вебинарах, журналах, газетах, участие в городских, региональных, республиканских, всероссийских и международных конкурсах профессионального мастерства, участие воспитанников в разнообразных конкурсах. |
Обобщающий | Подведение итогов. Оформление результатов работы | Участие в работе муниципальных методических объединениях педагогов, в муниципальных семинарах Участие и результаты в муниципальных, республиканских и всероссийских конкурсах. Ведение персонального сайта Консультативная помощь воспитанникам и родителям. Ведение профессионального портфолио |
Внедренческий | Распространение опыта работы. | Участие во всероссийских конкурсах опыта работы. на лучшую методическую разработку |
Реализация данной темы рассчитана на пять лет
(2018 – 2023 учебный год)
2018 – 2019 учебный год
№ | Содержание работы | Сроки |
Проанализировать свои профессиональные затруднения. | Сентябрь - 2018 г. | |
Составление плана работы по самообразованию. | Сентябрь - 2018 г. | |
Продолжать изучение ФГОС дошкольного образования. | Сентябрь – 2018 г. | |
Посетить занятия опытных педагогов, занимающихся данной проблемой. | В течение года | |
Изучение работы педагогов региона: (через публикации в периодической печати, сайты). | В течение года | |
Собрать банк данных по теме «Использование современных образовательных технологий в познавательном развитии дошкольников. Использованием палочек Кюзенера и блоков Дьенеша»: презентации, статьи. | В течение года | |
Провести вводную диагностику детей с учетом темы по самообразованию. | Сентябрь-октябрь 2018 г. | |
Систематизировать накопленные и последующие материалы по теме «Познавательное развитие в дошкольном возрасте» | В течение года | |
Разработать игровые занятия с учетом ФГОС | В течение года | |
Пилюгина Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста. Пособие для воспитателя детского сада.- Москва, Просвещение, 1983. | Январь – 2019 г. | |
Провести итоговое занятие для родителей по ФЭМП | Март – 2019 г. | |
Ведение персонального сайта | В течение года | |
Отчет о проделанной работе на совете педагогов по теме самообразования | По плану старшего воспитателя |
2019-2020 учебный год
№ | Содержание работы | Сроки |
Корректировка плана работы по теме | Сентябрь | |
Изучить литературу Панова Е.Н. «Дидактические игры – занятия в ДОУ». Практическое пособие для воспитателей и методистов. | Сентябрь – 2019 г. | |
Выступление на педагогических советах, семинарах, педагогическом часе, проведение мастер-классов по теме. | По плану старшего воспитателя | |
Составление картотеки публикаций по теме. | В течение года | |
Организация для родителей дней открытых дверей, посещение игровых занятий, консультаций. | В течение года | |
Проведение и заполнение карты наблюдения за детьми, и выявление индивидуального уровня познавательного развития детей на начало и конец учебного года. | Сентябрь, май | |
Пополнение предметно-развивающей среды в группе. | Сентябрь-октябрь | |
Создание презентации: «Развитие логического мышления через дидактические игры: Блоки Дьенеша, палочки Кюизенера»; Что такое палочки Кюизенера и блоки Дьенеша? | Январь-апрель | |
Участие в конкурсах, в т.ч. участие воспитанников. | В течение года | |
Подготовка консультации для родителей по теме самообразования. | В течение года | |
Ведение персонального сайта В течение года | В течение года | |
Диагностика динамики за два года по своей теме: | Октябрь, Февраль, Май |
2020-2021 учебный год
№ | Содержание работы | Сроки |
Корректировка плана работы по теме. | Сентябрь | |
Изучение опыта работы педагогов региона (через публикации в периодической печати, сайты). | В течение года | |
Гасанова Д. «Игра в развитии познавательной сферы» | Сентябрь-октябрь - 2020 г. | |
Разработка проектов по теме, в рамках реализации программы. | В течение года | |
Выступление на педагогических и медико-педагогических советах, семинарах, педагогическом часе, проведение мастер - классов по теме. | В течение года | |
Открытое занятие для педагогов «Занимательные фигуры». | Октябрь - 2020 г. | |
Изучить статью «Малыш и математика, непохожая на математику» Журнал «Знание сила» | Ноябрь - 2020 г. | |
Консультация для воспитателей «Развиваем мышление вместе с логическими блоками Дьенеша». | Декабрь - 2020 г. | |
Оформление выставки «Дидактические игры для детей по интеллектуальному развитию» | Январь - 2021 г. | |
Анкетирование родителей на тему «Совместная игра с членами семьи в домашних условиях» | Февраль - 2021 г. | |
Подготовить папку-копилку с занимательными ребусами, головоломками. | В течение года | |
Итоговое занятие по математике с использованием логических блоков Дьенеша | Март - 2021 г. | |
Ведение персонального сайта | В течение года | |
Соотнесение полученных результатов с запланированными. Самоанализ. | Май - 2021 г. |
2021-2022 учебный год
№ | Содержание работы | Сроки |
|
| |
|
| |
|
| |
|
| |
|
| |
|
| |
|
| |
|
| |
|
| |
|
| |
|
| |
|
|
Прогнозируемый результат:
- На достаточном уровне будет развито логическое мышление: умение анализировать, делать выводы, обобщать и сравнивать.
- Будут уметь использовать занимательный игровой материал, как в непосредственной образовательной деятельности, а так же в играх самостоятельного характера.
- Будут сформированы сенсорные эталоны и умеют сопоставлять предметы по цвету, размеру, форме, толщине.
Приложение 1
Игры с блоками Дьенеша
Игра «Найди похожую фигуру»
Вариант 1. Положите перед ребенком любую фигуру и попросите его найти фигуры, такие же, как эта, по цвету (размеру, форме, толщине)
Вариант 2. Положите перед ребенком любую фигуру и предложите ему найти такие же фигурки по цвету, но не такие по форме.
Вариант 3. Положите перед ребенком любую фигуру и предложите ему найти такие же по форме, но не такие по цвету.
Приложение 2
- Игра «Найди лишнюю фигуру»
Положите перед ребенком любую фигуру и попросите его найти все фигуры, которые не такие, как эта, по цвету (размеру, форме, толщине).
- Игра «Раздели фигуры» (развитие умения группировать фигуры по величине)
К детям в группу приходят две куклы (большая и маленькая, приносят коробки с фигурами. Дети знакомятся с куклами. Ведущая обращает внимание детей на то, что куклы разной величины, большая и маленькая. Ставит кукол рядом и просит показать большую и маленькую. .Куклы предлагают детям поиграть фигурами. Блоки выкладываются на ковёр, ведущая предлагает детям взять фигуры в руки, рассмотреть и поиграть. После игры нужно собрать фигуры, в одну коробку - большие, а в другую - маленькие. Куклы просят помощи у детей. Ведущая предлагает в коробку к большой кукле собрать большие, а в коробку к маленькой маленькие. Куклы благодарят детей за помощь.
- Игра «Найди такой же» (развитие умения сравнивать фигуры по величине)
Блоки лежат в обруче на ковре. Ведущий показывает детям маленькую фигуру и просит собрать блоки такой же величины, а другой подгруппе показывает большую фигуру. Предлагает принести фигуры такой же величины.
- Игра «Большой – маленький» (умение соотносить величину предмета с движением)
Если дети видят большой блок – поднимают руки вверх, маленький блок – приседают.
- Игра «Мышки – норушки» (умение различать цвета)
К детям в гости приходит мышка. Она просит детей помочь сделать запасы на зиму. Мышка очень любит зёрнышки жёлтого (красного) цвета. Дети выбирают из корзинки «зёрнышки» определённого цвета и приносят их в «норку» к мышке.
- Игра «Домино» (умение сравнивать предметы по цвету)
Фигуры делятся между детьми поровну. Каждый игрок делает свой ход. При отсутствии фигуры ход пропускают. Выигрывает тот, кто выложит все фигуры. Ходить можно только фигурами другого цвета.
- Игра «Найди фигуру» (умение сравнивать фигуры по двум свойствам: цвету и величине)
Блоки лежат в обруче. Дети сидят на ковре вокруг обруча. Ведущая показывает детям блок и просит:
- Найти фигуру, как эта по величине
- Найти не такую фигуру, как эта по величине
- Найти фигуру, как эта по цвету
- Найти не такую фигуру, как эта по цвету
- Найти фигуру, как эта по цвету и размеру
- Найти не такую фигуру, как эта по цвету и размеру.
- Игра «Угощения» (умение выявлять свойства предметов: цвет и форма).
В гости к детям приходят заяц и медведь. Дети рассказывают, какие сладости они получили в подарок от Деда Мороза.Ведущая предлагает сделать
подарки зверюшкам. На подносах разложены блоки: печенье и конфеты. Дети раскладывают в коробки для подарков печенье с первого подноса:
- Заяц любит только жёлтое печенье, а мишка только треугольное.
Проверяют, какое печенье досталось зайцу (жёлтое, не треугольное, а мишке (треугольное, не жёлтое). Какое печенье подошло и мишке и зайке (жёлтое, треугольное)
Раскладывают конфеты:
- Заяц любит только круглые, а мишка только синие.
Проверяют, какие конфеты достались мишке и зайке.
- Игра «Рыбалка» (умение различать предметы по толщине)
Дети отправляются на рыбалку. Ведущая «закидывает» удочку и ловит рыбу. Показывает её детям, обращает внимание на то, какая она толстая. Дети ловят рыбу, рассматривают её, сравнивают по толщине с рыбой пойманной ведущей. Определяют, какую рыбу они поймали (толстую или тонкую). Раскладывают рыбу в ведёрки: толстую для толстого мишки, а тонкую для куклы.
- Игра «Поручения» (умение сравнивать предметы по цвету и толщине)
Ведущая даёт поручения:
Одному ребенку собрать все красные, толстые фигуры;
Второму - синие, тонкие;
Третьему - жёлтые, толстые и т. д.
- Игра «Кто быстрее соберёт» (умение выделять свойства предметов, обобщать предметы по трём свойствам: величина, толщина, цвет, с опорой на карточки – схемы свойств.)
- Игра «Чудесный мешочек» (развитие тактильных ощущений)
Положить несколько блоков в мешочек и предложить ребёнку найти квадратные, круглые или треугольные фигуры. Можно усложнить задание: попросить достать большой круглый блок или маленький квадратный. Или предложить достать разные по толщине фигуры. Когда ребёнок достанет блок, можно уточнить, какого он цвета.
- Игры «Чего не стало?» и «Что изменилось?» (внимание)
Положить перед детьми 3-5 блоков, предложить запомнить их. После чего дети закрывают глазки, а воспитатель убирает один блок. Затем интересуется у детей, что пропало. Добиваться, чтоб ребёнок назвал цвет и форму фигуры.
Можно усложнить игру. Поменять местами блоки. Затем предложить детям восстановить первоначальный вариант.
- Игра на развитие логического мышления «Что лишнее?»
Варианты игры могут быть использованы по цвету, форме или размеру. Воспитатель выкладывает, например, одинаковые по цвету блоки разной геометрической формы и специально кладёт среди них блок другого цвета. Предлагает детям подумать, какой блок лишний и почему.
- Игра «Продолжи дорожку» (логическое мышление)
Воспитатель выкладывает дорожку из блоков, чередуя, например, блоки круглой формы по цвету: то синий большой круглый блок, то красный большой круглый блок и т. д. несколько раз. Затем предлагает ребёнку внимательно посмотреть на дорожку и продолжить её. Вариантов игры может быть множество. Можно усложнить: предложить восстановить чередование из 3 фигур.
Список литературы
- «Блоки Дьенеша для самых маленьких», Б.Б.Финкелыптейн
- «Давайте вместе поиграем» Методические советы по использованию дидак. игр с блоками Бьенеша и логическими фигурами. Н.О.Лелявина, Финкелыптейн Б.Б.
- «Занятие по математике: развиваем логическое мышление», А.Белошистая - Дошкольное воспитание №9 / 2004г.
- «Логика и математика для дошкольников» Метод, Издание 2-е, исправленное и дополненное, Е.А.Носова, Р.Л.Непомнящая. Библиотека программы «Детство» 2007г.
- «Логические блоки Дьенеша». Развивающая игра для детей в возрасте от 3 до 7лет. ООО «Корвет» Россия, Санкт-Петербург.
- «Логика. Дети 5-7 лет», Л.Ф.Тихомирова 2000г.
- «Лучшие задачки для детей от 3 до 6 лет. Развиваем логику и мышление. ООО издательство «ДОМ.ХХ1 век» 2008г.
- Математика для школы: Пособие для воспитателей дет.садов и родителей - 4.1: А.А.Смомнцева, О.В.Пустовой; СПБ: «Детство-Пресс», 2006г.
- Михайлова З.А. Логика и математика для дошкольников [Текст]/ З.А. Михайлова. – СПб. Издательский дом “Литера”, 2000. – 97с.
- Носова Е.А. Логика и математика для дошкольников [Текст]: методическое издание /Р.Л. Непомнящая, Е.А. Носова. – СПб. Акцидент,2000. – 121с.
- Панова Е.Н. дидактические игры-занятия в ДОУ (старший возраст) [Текст]: практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ/ Е.Н. Панова. – Воронеж. ТЦ “Учитель”, 2006. – 79с.
- «Психология» Л.А.Венгер; В.С.Мухина.
- «Праздник в стране Блоков» Б.Финкелыптейн; Л.Лабутина.
- Столяр А.А. Давайте поиграем [Текст]/А.А. Столяр. - М. Просвещение, 1996. - 145с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект образовательной деятельности в образовательной области «Познавательное развитие» с использованием современных образовательных технологий с детьми средней группы
Конспект заняти ставит своей целью формирование представлений деьей о защитниках страны в годы Великой отечественной войны, воспитание уважения и чувства благодарности к тем, кто защищал Родину....
Индивидуальный план повышения профессионального уровня.Тема" Развитие личностных качеств детей дошкольного возраста через проектную деятельность в контексте ФГОС ДО"
Индивидуальный план профессионального уровня поможет вам разработать план , по ваше теме....
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию с использованием современных образовательных технологий в средней группе на тему: «Домашние птицы»
Программные задачи:1.Продолжать знакомить детей с домашними птицами и их детёнышами. 2.Учить правильно обращаться с домашними животными.3.Формировать заботливое отношения к ним.4. Развивать ...
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО УРОВНЯ Тема: "Театрализованная деятельность в детском саду" План профессионального развития (самообразования) педагога на межаттестационный период.
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 181 комбинированного вида»Советского района г. Казани ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАНПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕ...
Тьториал «Использование современных образовательных технологий в познавательном развитии дошкольников. Блоки Дьенеша, палочки Кюизенера»
Формирование у тьюторантов представлений об использовании в работе с детьми блоков Дьенеша и палочек Кюизенера...
Индивидуальный план по самообразованию на тему: «Использование современных образовательных технологий в познавательном развитии дошкольников. Блоки Дьенеша»
Тема: «Использование современных образовательных технологий впознавательном развитии дошкольников.БлокиДьенеша» Год разработки программы: 2019 проблема:По результатам мониторинга...
План работы «Использование современных образовательных технологий в познавательном развитии дошкольников. Блоки Дьенеша»
Проблема:По результатам мониторинга логическое мышление детей имеет низкий и средний уровень развития и для решения этой проблемы, я решила использовать блоки Дьенеша.Методическая тема:«Использо...