Тьториал «Использование современных образовательных технологий в познавательном развитии дошкольников. Блоки Дьенеша, палочки Кюизенера»
методическая разработка

Кухальская Ольга Владимировна

Формирование у тьюторантов представлений об использовании в работе с детьми блоков Дьенеша и палочек Кюизенера

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tyutorial_po_blokam_denesha.docx42.79 КБ

Предварительный просмотр:

Тьториал «Использование современных образовательных технологий в познавательном развитии дошкольников. Блоки Дьенеша, палочки Кюизенера»

Цель: Формирование у тьюторантов представлений об использовании в работе с детьми блоков Дьенеша и палочек Кюизенера.

Задачи:

  1. Формировать умение педагогов применять в практической деятельности современные образовательные технологии (Блоки Дьенеша, палочки Кюизенера).
  2. Развивать тьюторские компетенции: информационно-аналитическая деятельность, исследовательская деятельность, проектировочная деятельность, организационно-управленческая деятельность, педагогическая деятельность. Развивать умение рефлексировать.
  3. Развить умение работать в группе.

Оборудование: в зале развешать по 4 углам таблички: «Знаю. Применяю», «Знаю. Не применяю», «Хочу узнать», «Прочее». На листе ватмана – изображение дерева с листьями, маркеры, листья жёлтого и зелёного цвета (на двустороннем скотче). Большой лист бумаги для кластера – 2 шт. Наборы блоков Дьенеша и палочек Кюизенера.

  1. Вступительное слово. Организационные вопросы.
  2. Вхождение в деятельность. Приветствие «Давайте поздороваемся».

Цель: снятие напряжения у участников, переключение внимания.

Те педагоги, о которых идёт речь в тексте, встают.

Здравствуйте те, у кого в этом месяце день рождения.
Здравствуйте те, кто плотно утром позавтракал.
Здравствуйте те, кто рад повышению оклада.
Здравствуйте те, кто тоскует по морю и песку.
Здравствуйте те, кто готов активно участвовать в нашем тьютореиле.

  1. Выявление опасений и ожиданий участников. Методика «Четыре угла».

Цель: Уточнение ожиданий, введение в содержательную сторону работы.

Тьютор объясняет условия игры: четыре угла помещения соответствуют четырём вариантам:

1-ый угол – «Знаю. Применяю» (В этот угол встают педагоги, которые знакомы с блоками Дьенеша и палочками Кюизенера и применяют их в своей практической деятельности с детьми).

2-ой угол – «Знаю, но не применяю» (Педагоги, знакомые с данной темой, посещающие мероприятия по теме, но на практике по каким-то причинам не используют).

3-ий угол – «Хочу узнать» (Педагоги-новички в данном вопросе).

4-ый угол – «Прочее» («Меня заставило начальство прийти на семинар»).

        Каждый участник встаёт в угол, соответствующий тому ответу, который, по его мнению, является самым верным для его ситуации.

        После того, как педагоги распределились на 4 угла, тьютор задаёт вопрос каждой группе: что вы ждёте от занятия? Чему хотели бы научиться? Чего опасаетесь?

Метод «Лето – осень»

Цель: Выяснить ожидания, опасения участников.

Материалы: лист ватмана, маркеры, самоклеющиеся листы. Время работы: 15 мин. Структура работы: На листе ватмана схематично рисуется дерево, в листки которого вписывается, что участники ждут от занятия, чему хотели бы научиться, чего опасаются. В конце занятия участники заклеивают свои ожидания и опасения цветными листиками: - сбывшиеся ожидания и несбывшиеся опасения - зелеными - несбывшиеся ожидания и подтвержденные опасения – желтыми.

Оценка результата: Зеленое дерево – цели достигнуты, корни крепкие, крона густая, ждем плодов. Желтое дерево – выросло не то, что ожидали.

  1. Включение в тему семинара.  Приём «Составление кластера».

Цель: Попытаться систематизировать имеющиеся знания по понятиям «блоки Дьенеша» и «палочки Кюизенера». Стимулирование мыслительной деятельности.

Вопрос: Какие ассоциации вызывает у Вас понятие «блоки Дьенеша» («палочки Кюзинера»)? (факты, мнения, имена, проблемы, понятия).

Тьютор записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее.

  1. Работа в группах.

Тьютор предлагает педагогам разделиться на 2 группы по случайному выбору.

Задание: 1 группа: Опираясь на предложенные вами ассоциации, попробуйте сформулировать понятие «Блоки Дьенеша».

2 группа: Опираясь на предложенные вами ассоциации, попробуйте сформулировать понятие «палочки Кьюизенера».

Каждая группа предлагает свои варианты формулировок. Идеи групп вывешиваются на доске.

Сравните ваши формулировки с общеизвестными фактами.

Слайд 1. Портрет Золтана Дьенеша с подписью: «Золтан Дьенеш - всемирно-известный венгерский профессор, математик, специалист по психологии, создатель прогрессивной авторской методики обучения детей – «Новая математика».

Слайд 2. Изображение блоков с подписью: «Учебно-методическое пособие блоки Дьенеша представляет собой набор из 48 предметов. Каждая деталь конструктора обладает набором свойств и отличается от других по четырём признакам:

  • по размеру (большие и маленькие);
  • по цвету (красные, синие, жёлтые);
  • по геометрической форме (треугольники, круги, квадраты, прямоугольники);
  • по толщине (узкие и широкие).

Слайд 3. «Зачем? В процессе разнообразных действий с логическими блоками дети овладевают различными мыслительными умениями, важными как в плане предматематической подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального  развития. К их числу относятся умения анализа, абстрагирования, сравнения, классификации, обобщения, кодирования – декодирования, а также логические операции «не»«и»«или». С помощью логических блоков дети тренируют внимание, память, восприятие.

Слайд 4. Портрет Джорджа Кюизенера с подписью: «Джордж Кюизенер – бельгийский учитель начальной школы, автор книги «Числа и цвета».

Слайд 5. Изображение палочек с подписью: «Данный материал представляет собой набор счетных палочек (другое название -“числа в цвете”, “цветные палочки”) 10 разных цветов и разной длины от 1 до 10см. Комплектация набора не случайна, а является сложно продуманным математическим множеством.

Слайд 6. Использование палочек Кюизенера способствует:

• Формированию понятия числовой последовательности, состава числа.

• Подводят к осознанию отношений «больше – меньше»«право – лево»«между»«длиннее»«выше» и мн. др.

• Учат детей делить целое на части и измерять объекты условными мерками.

• Подойти вплотную к сложению, умножению, вычитанию и делению чисел.

        Обработка высказанных идей, каждый слайд обсуждается.

  1. Выполнение задания «Создай игру».

Педагогам даётся задание придумать свою игру и сформулировать задачи к игре (можно опираться на имеющийся опыт): 1 группа – игра с блоками Дьенеша, 2 группа – игра с палочками Кюизенера.

Педагогам выдаётся набор блоков и набор палочек.

  1. Пленарное обсуждение.

Каждая команда презентует свою игру, играет в неё с членами другой группы.

  1. Кофе-пауза
  2. Презентация игр тьюторами (Игры с педагогами).

Блоки Дьенеша:

  1. Игра «Цепочка». Постройте цепочку, чтобы рядом не было блоков одинаковой формы.  Цель: построить цепочку как можно длиннее.
  2. Игра «Посадим красивую клумбу»

Материал: набор блоков Дьенеша, 4 обруча нейтрального цвета, карточки с обозначениями признаков фигур и отрицанием признаков.

Ход игры: В одном обруче размещаются 24 фигуры блоков Дьенеша – это рассада.

На другом краю зала размещаются три обруча так, чтобы они пересекали друг друга. В каждый обруч кладется карточка с обозначением признака: цвет, форма, величина, Педагоги берут по одному блоку и «сажают» в ту «клумбу», карточка на которой соответствует признаку этого блока, если у блока совпадают два признака, то его помещают в пересечение 2 обручей, а если совпали все три признака, то в пересечение 3 обручей. Если же фигура не соответствует ни одному признаку, то её помещают вне обручей.

        Палочки Кюизенера.

  1. Игра: «Цветные коврики»

Цель: Углублять знания о составе числа из двух меньших чисел. Развивать понимание того, что чем больше число, тем больше вариантов разложения. Развивать логическое мышление, внимание.

Педагоги берут одну какую-либо палочку (например, желтую) и составляют ее из нескольких других, в сумме равных длине первой. Каждый «коврик» заканчивается палочкой, состоящей из белых палочек, которая носит название «бахрома». Педагоги описывают коврик:

- Цветом: «Желтый - это белый и красный, красный и белый, розовый и голубой, голубой и розовый, и белый, белый, белый, белый, белый».

- Числами: «Пять - это один и четыре, четыре и один, два и три, три и два, и один, один, один, один, один».

- Цифрами (дети выкладывают карточки с цифрами): 1 и 4,4 и 1,2 и 3,3 и 2, и 1, 1, 1, 1, 1. Можно использовать знаки +, -, =.

2. Игра «Назови число - найди палочку».

Цель: закрепить умения соотносить количество с цифрой.

Ведущий называет число, играющие находят соответствующую палочку. Затем ведущий показывает палочку, а дети называют число, которое она обозначает (например: белая - один, розовая - два, голубая - три, красная - четыре и так далее). Вначале числа называются и палочки показываются по порядку, а затем в разбивку.

Обсуждение. Вопросы: - Как и когда Вы сможете это использовать?

- При каких условиях это принесёт Вам нужный результат?

- Что от этого будете иметь лично Вы?

  1. Рефлексия. Метод «Лето-осень».

Педагоги соотносят прогноз с полученным результатом: заклеивают свои ожидания и опасения цветными листиками.

Оценка результата. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование современных образовательных технологий в социальном развитии дошкольников

Описание опыта работы МАДОУ МО г.Нягань "Детский сад №1 "Солнышко" по использованиию современных образовательных технологий в социальном развитии дошкольников....

"Использование современных образовательных технологий для речевого развития дошкольников"

Автором представлен материал по использованию современных образовательных технологий в речевом развитии дошкольников....

Индивидуальный план повышения профессионального уровня. Тема: «Использование современных образовательных технологий в познавательном развитии дошкольников. Использованием палочек Кюзенера и блоков Дьенеша»

Индивидуальный план повышения профессионального уровня. Тема: «Использование современных образовательных технологий в познавательном развитии дошкольников. Использованием палочек Кюзенера и бло...

Использование интерактивных образовательных технологий в познавательном развитии дошкольников

Познавательное развитие дошкольников основано на познавательной деятельности в результате которой формируется личностный опыт ребёнка, его ценностное отношение к миру, формируются потребности в знании...

Индивидуальный план по самообразованию на тему: «Использование современных образовательных технологий в познавательном развитии дошкольников. Блоки Дьенеша»

Тема: «Использование современных образовательных технологий впознавательном развитии дошкольников.БлокиДьенеша» Год разработки программы: 2019 проблема:По результатам мониторинга...

Индивидуальный план работы по самообразованию «Использование игровой педагогической технологии в познавательном развитии дошкольников логические блоки Дьенеша»

Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста - одно из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены ...